Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (1136) → Протоиерей Евгений Попиченко. Необходимо покаяние: внутренний переворот – разворот на 180

Протоиерей Евгений Попиченко. Необходимо покаяние: внутренний переворот – разворот на 180

№47 (1136) / 6 декабря ‘21

Благая часть

Господь положил заповедь: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Бог стал Человеком и пришел к человеку, приблизился к нему, а чтобы принять Его в свою жизнь, необходимо покаяние: внутренний переворот – разворот на 180.

Покаяние – это перемена ума, жизни. Только так возможны настоящие отношения с Богом: если нет переворота – покаяния, это фальшь.

Недавно разговаривал с человеком: нужно было познакомиться для возможного сотрудничества, поскольку организация церковная, есть определенные принципы, по которым она устроена, и один из них: человек должен искренне хотеть спасения своей души и жить осознанной церковной жизнью – быть в единстве с Православной Церковью.

«Да, – говорит, – я хожу в храм (может, не каждое воскресенье), причащаюсь». – «А как Ваша семейная жизнь?» – «Один живу». – «И гражданского брака нет?» – «Конечно, есть девушка». Оказывается, он с девушкой находится в отношениях как муж и жена. Я говорю: «Стоп. Она не жена – и Вы приходите с этим к Чаше?» – «Да, но я же это исповедую». – «Вы исповедуетесь, но ничего в жизни не меняете? Вы говорите, что был блудный грех, и уходите с Исповеди, ничего в жизни даже не думая менять? Это обман Бога, клятвопреступление. Вам нельзя причащаться, пока ситуация не будет разрешена: или Вы девушку берете в жены (если есть супружеские отношения, надо быть честным до конца и перед Богом, и перед девушкой), или вы остаетесь друзьями, но грех должен из жизни уйти – и это будет покаянием».

Мы каждый раз читаем молитву: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими… ни лобзания ти дам, яко Иуда». Но Иуда, подходя ко Христу, Его целовал, а знал, что за спиной стоит стража и он не меняет своих намерений, что это не поцелуй любви, а знак: кого поцелую, Тот и есть – это Иудино целование. Мы знаем из истории: на Тайной Вечере Иуда взял хлеб, и после этого вошел в него сатана – причастие было его окончательной духовной гибелью. Дьявол завладел его душой, ибо Иуда в суд себе принял Тело и Кровь Христовы. Это Иудино причастие.

Если человек пребывает в смертном грехе и не пытается из него выбраться, не проводит черту (есть грехи, для которых нужно проводить черту – и ни шагу назад), так нельзя. Как наемный убийца может быть у Чаши? Он заказ выполнил (ну да, жалко), пришел, об этом как-то погрустил, сказал, – батюшка не вник (а может, он общими словами сказал: «У меня тяжелая работа, я не всегда на ней бываю добр»). Потом следующий заказ – так он и ходит.

Блуд и убийство рядышком стоят: они одинаково калечат душу. Епитимья за убийство человека – 20 лет реанимации души (столько душа приходит в порядок после этого греха), а блудный грех исцеляется 15-ю годами покаянной жизни. Так говорят «Каноны или Книга Правил»: тяжесть этих грехов почти одинакова.

Покаяние – перемена жизни. Если не готов менять жизнь, проводить эту черту, нужно с сокрушенным сердцем просить у Бога крепости, чтобы решимость пришла. И только когда человек оставил грех, понес определенную Церковью епитимью (время покаянного труда должно быть), он может приступать к Чаше. А иначе это все закончится как у Иуды – избави нас от этого Господь!

За короткое время несколько раз пришлось быть одним из последних людей, с которыми человек общался на этой земле: люди болеют, умирают от старости и болезни. Слава Богу, удается поймать человека на излете жизни и напутствовать его в это странствие… Не всегда бывает как хотелось бы: и старость, и слабость, и немощь от болезни, конечно, накладывают отпечаток на сознание человека, на его способность в добром уме и памяти заканчивать важный этап своей жизни – жизнь на земле, определяющий для судьбы человека в вечности.

Господь смотрит, как человек прожил жизнь и с чем он подошел к последнему рубежу, и мы каждый день молимся, чтобы Он нам даровал христианскую кончину жизни нашей: безболезненную, непостыдную, мирную.

«Безболезненную» – чтобы болезнь не помутила рассудок и человек осознавал важнейший момент своего перехода. «Непостыдную» – чтобы не было стыдно «за бесцельно прожитые годы», когда жизнь прожита впустую – в ней было мало Бога, любви, самоотверженного служения людям: тогда человеку становится стыдно за то, что не использовал эти возможности.

И, конечно, желаем мирной кончины. В первую очередь с Богом очень важно примириться – пока душа еще в теле и способна выражать свое сокрушение и переживание, засвидетельствовать Богу сердечное покаяние: помириться с собой, со своей совестью – нелицеприятным судией (как сказано в Евангелии, мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу).

Со своей совестью мириться необходимо. И часто для этого Церковь использует так называемую епитимью – покаянный труд за определенные преступления Закона Божия, чтобы человек, неся или служение милосердия, или дела заботы о ближних, или покаянные труды в виде молитвенного правила, земных поклонов, примирился со своей совестью. Важное условие – успеть.

Нужно примириться со своими близкими: в идеале, у всех попросить прощения, составить завещание, какое-то слово, обращение. В своем сердце примириться, чтобы не осталось обиды на кого бы то ни было – она станет преградой: как сказано, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой...

Слава Богу, что родные людей, которые переходили в вечность, успели пригласить священника. В каких-то случаях не было возможности поговорить, приходилось по движениям глаз или головы понимать человека (хотя он уже был в трудном душевном устроении), и удавалось и помолиться, и сделать так, чтобы он выразил свое желание и покаяние о содеянных грехах.

А самое главное – восстановление связи с Богом, принятие Тела и Крови Христовых: со Христом не страшно идти в вечность – когда Он рядом и ты держишь Его за руку. Завершить долгую жизнь по-христиански – очень важное дело.

Помогай нам всем Господь!

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-3-noyabrya--;
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-11-noyabrya-

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс