Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (1131) → Иеромонах Макарий (Маркиш). Мы услышали, что такое любовь: любовь – значит отдать себя

Иеромонах Макарий (Маркиш). Мы услышали, что такое любовь: любовь – значит отдать себя

№42 (1131) / 2 ноября ‘21

Беседы с батюшкой

Вы написали учебно-методический комплекс «Нравственные основы семейной жизни». Что же это за основы семейной жизни?

– Да. Интересная работа, наш областной отдел Департамента образования ее взял.

Этот проект реализован в рамках Ивановской области?

– Я не знаю, кто еще его брал. В интернете он выложен на моем сайте, на сайте Департамента образования, Института развития образования. Я о нем рассказывал пару раз на «Рождественских чтениях». Ударный проект – быстро сделан: понадобилось быстро написать этот материал, чтобы учителя приступили к работе со старшеклассниками, студентами техникумов, колледжей. Воскресная школа ничем не хуже. Тот же самый материал, только он настроен под межконфессиональную постановку, чтобы никто не мог сказать, мол, этот православный поп пришел всех учить Православию. Нет. Наше различие с мусульманами мы знаем, о них там умалчивается. Все остальное – как говорит Святейший Патриарх, общечеловеческие ценности.

Вы написали это на личном опыте или еще на что-то опирались?

– Это личный опыт священника, который день за днем, месяц за месяцем и год за годом исповедует людей, работает с семьями, молодоженами, разводящимися, с подрастающими детьми, становящимися в свою очередь молодоженами. Личный опыт тоже был, довольно давний – я же монах. В основном опыт личный, практический, я уж не говорю о теоретическом опыте, опыте всей Церкви, на котором все и основано.

Вы приходите в обычные школы в старшие классы и говорите им о нравственных основах: они же собираются в институт, карьеру строить, потом жениться. Как достучаться до 16-летнего человека по поводу нравственной основы жизни? Ценности во многом другие сейчас.

– Как ни странно, до таких легче достучаться. Труднее достучаться до человека лет 20, как правило, мужского пола. Может, он и хочет как лучше. Такие люди даже иногда на Исповедь приходят. Я уж не говорю о тех, кто совсем далек от Церкви. А когда слушаешь тех, кто приходит на Исповедь, с печалью думаешь о ком? О женщинах, которые не найдут в таком человеке своего супруга.

Женская природа более открыта, лучше приспособлена к семейному подвигу, нежели мужская. Мужчин у нас не хватает.

Вернемся к 16-летним. Они все разные (человек уникальное существо), но, как правило, способны услышать и понять, о чем идет речь. Заходит речь о любви. А что такое любовь? У меня в нескольких книжечках есть эпизод, который мне запал в память. Женщина рассказывает про какую-то родственницу или знакомую: «Он ее любил – любил до невозможности, а когда она забеременела, сразу разлюбил и уехал».  Вот вам любовь. Значит, это слово употреблено не к месту.

Мы находим слово «любовь» в Священном Писании, в Первом послании апостола Иоанна, где он приводит такой догматический факт: Бог есть любовь. Это та самая любовь, когда он любил, а потом разлюбил? Наверно, другая реальность стоит за тем словом, которое приравнено к Самому Божеству. Вот та любовь – она-то и созидает брак. А любовь из рассказа – это влюбленность. Русский язык богат.

Вопрос телезрителя Владимира: «Молитва без любви не бывает услышана. А если ты раздражен? И говорят: не ищи друзей среди людей, а ищи их на небе среди святых – они не предадут, не осудят».

– Второе высказывание ошибочное. Первое высказывание, что нет молитвы без любви, можно правильно понять. Как раз продолжим разговор, что же такое любовь. Продолжаем цитировать апостола: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев».

Хорошо, мы поняли, что такое любовь – самоотдача. А самоотдача – это противоположность эгоизму. Часто бывают молитвы с очень даже большим эгоизмом, у всяких экстрасенсов, колдунов, магов… У них такие молитвы, заговоры, заклинании: «Дай мне, да будет воля моя…». У них эта «молитва» никакого отношения к любви не имеет.

Христианство, вера – это «да будет воля Твоя – я отдаю себя Тебе». Получается треугольник. Он отдает себя Ему, и она отдает себя Ему. И они сходятся в этом надежном треугольнике любви. Это очень хорошо, и наша молитва становится молитвой с любовью к Господу и друг к другу. Поссорился человек с женой, хочет ей сказать что-то грубое, посмотрел на небо – предупреждение принял, жене скажет: «Дорогая, прости: бывает» – и все восстанавливается, все приходит в норму.

Второе высказывание: «Не ищи друзей среди людей, а ищи среди святых». Ошибка в чем? Кто такие святые? А святые разве не люди? А Христос Спаситель разве не Человек? Это Человек, Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Поэтому, когда мы ищем себе друзей, стараемся избегать разного рода грехов. Нужно сторониться греховных сообществ: как говорит апостол Павел, худые сообщества развращают добрые нравы. Ищите себе друзей. Я сам грешник, увы, – но если я с кем-то общаюсь, то дружба, любовь, самоотдача (дружба и любовь очень близки) помогают нам избежать грехов, преодолеть их.

Ответ достаточно простой. И мы услышали, что такое любовь: любовь – значит отдать себя. Муж и жена отдают себя друг другу, отдают себя детям, которые рождаются, дети отдают себя родителям – любят родителей, и это есть нравственная основа семейной жизни.  И на этой основе строится семья, и на этой основе построен учебно-методический комплекс, о котором мы с вами говорим. Все очень хорошо, всем  понятно.

А что интересует школьников, студентов?

– Очень многое.

Какой самый яркий вопрос, который Вам задавали? Может быть, который поставил Вас в тупик, в неловкое положение?

– Частая тема, обычно у тех, кто постарше, – это развод: «Батюшка, она мне больше не нравится, что же делать?» – или «он не нравится».

Об этом говорит статистика – особенно после пандемии.

– Больше разводов стало.

Да. Стали чаще друг друга видеть.

– С точки зрения нормальной семьи, чаще друг друга видеть – это хорошо. И семья от этого должна укрепиться.

Есть известная притча о пшенице и плевелах: одни ростки вырастают и оказываются пшеницей, а другие – сорняками (их собирают и в огонь бросают). Что такое развод? Я, например, заключаю деловое соглашение о поставке дров. Их привозят, но они оказываются никудышными. А сосед предлагает мне дрова дешевле и лучше. Я звоню и говорю: «Я с вами контракт расторгаю. Больше мне дрова не возите». Мы контракт расторгли. И некоторым людям кажется, что развод – это расторжение контракта: имели договоренность что-то вместе делать или не делать, а потом раздумали – и расстались. Это глубокое заблуждение.

Развод – не расторжение, не устранение брака, не окончание контракта: это похороны мерт-вого брака.

Семья – живое существо, которое состоит сначала из 2-х человек, потом появляются дети… Бывает, семья болеет. Нет человека, который бы не болел. Но есть люди, которые лечатся и выздоравливают – кто-то быстрее, кто-то медленнее, кто-то лучше, кто-то хуже, но все приобретают иммунитет. А есть те, что не лечатся и умирают. Случается, что людей убивают. Так и с браком: один из супругов может убить брак – или оба по своей безалаберности, греховности или по ошибке так себя ведут, что брак умирает.

Небесный Врач дает браку лечебное средство, но люди его не принимают и не лечат свою семью – или лечат неправильно. Любой врач может прийти к постели больного и сказать: «Простите, я должен теперь выписать свидетельство о смерти – больной умер». Это и есть развод.

Мертвое тело хоронят, а живого человека лечат. Задача супругов, когда дело доходит до таких критических состояний, − понять, можно еще лечить брак или нет. Разговор с опытным священником или хорошим психологом поможет обнаружить, мертв ли брак.

Нужно создавать семью ради детей? Дети − цель создания семьи? Бывает, что мать уделяет больше внимания детям, чем мужу. Это правильно?

– Это перекос. Вопрос деторождения возникает у супругов (особенно молодых), которые заинтересованы друг в друге, а не в детях в силу своей молодости и неразумия. Есть каноничес-кий документ нашей Церкви, который называется «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Он принят единогласно всеми архиереями Русской Православной Церкви 21 год назад. Что же там написано? «Домашнюю церковь образуют любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные ко Христу. Плодом их любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака». Значит, эта цель существует и важна.

Об этом молятся в молитвах во время Венчания.

– Да, но это «одна из важнейших целей брака», а значит, не единственная. Интимные тонкости брака обсуждаются индивидуально. А кто заинтересован в суждениях Церкви, пускай прочитает этот документ. Там есть раздел о контрацепции. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» об этом сказано аккуратно, сдержанными словами. В жизни всякое бывает. Все, кто недоумевает о чем-то, раскройте этот документ и прочитайте.

Если говорить не о жизни супругов, а вообще о создании брака, то создают его мужчина и женщина, а будут ли дети – это вопрос.

– Могут не быть. Помните треугольник? Супруги живут для Бога и друг для друга. Недаром Спаситель говорит: Возлюби Господа Бога твоего… и ближнего твоего, как самого себя. А кто может быть ближе, чем муж и жена? Эта любовь здесь и реализуется.

Часто говорят, что у нас в стране уменьшается население. Это все важно, но есть более принципиальные соображения. Реализуя свою способность к деторождению, муж и жена уподобляются Творцу – Он творит мир, и они заняты тем же самым. Это огромнейшая радость и ответственность, важный подвиг, при нормальных условиях дающий полноту семейного счастья. Сколько будет детей, это уже в руках Божиих. Важен тот факт, что интимная жизнь мужа и жены по своему принципу неотрывна от принятия дара творения новой жизни, который принимается от Бога, а реализуется людьми.

А если родители договорятся, что у них будет двое детей? Может ли быть этот договор нравственной основой семейной жизни?

– Это уже значит обсуждать интимную обстановку. Такая договоренность − это, конечно, некоторое отклонение. Но, может быть, когда рождается 2-й ребенок, квалифицированный врач говорит жене: «Если решите родить еще одного ребенка, то ваши дети будут сиротами». Такие вещи бывают.

Да, разные бывают медицинские показания.

Когда начинаешь решать вопросы вне Бога, без духовника, это ничем хорошим не заканчивается. Можно ли сказать, что, занимаясь планированием рождения детей, мы вмешиваемся в какие-то процессы и вредим и семье, и себе?

– Вы, конечно, в точку бьете, но все-таки это рассматривается индивидуально. Если взять в целом, то это неправильно и не должно быть нормой: Господь дает детей.

Но от нормы бывают отклонения, их надо рассматривать индивидуально.

Вопрос  телезрителя: «Оказывают ли влияние последствия грехопадения на нравственную жизнь человека?»

– Конечно, оказывают. В чем состоит нравственная жизнь человека? Преодоление последствий прародительского повреждения, то есть грехопадения, которое распространяется на весь человеческий род.

У нас есть пример Человека, свободного от прародительского повреждения, – это Сам Богочеловек Иисус Христос. Он после Своего Воскресения свободен от прародительского повреждения: подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Все остальные подвержены этому прародительскому повреждению.

Задача нашей жизни состоит в том, чтобы эти последствия преодолевать. Нравственная жизнь – наше преодоление греховных качеств и приобщение к добрым качествам.

Штамп в паспорте, верность друг другу – это тоже брак?

– Брак один: нет 2-х разных браков − гражданского и церковного. Есть 2 гаранта, 2 скрепляющие инстанции: общество в лице ЗАГСа и Церковь в лице священника, который совершает таинство Брака. Но брак один.

Брак может быть или нет. Взять такой пример: плывут жених и невеста на корабле, попадают в кораблекрушение и оказываются на необитаемом острове… Они, конечно, будут в браке, если будут жить на этом необитаемом острове. А в реальной жизни люди не живут на необитаемом острове, а живут в обществе, в государстве. Поэтому они следуют установлениям и нормам, существующим здесь и сейчас, в том обществе, где они живут.

Было время, когда никакого церковного брака не было. Спаситель со Своей Пречистой Матерью пришел в Кану Галилейскую на брак. Вы думаете, их там ждал священник с кадилом? Нет: это был гражданский брак перед старейшиной общины. А потом было время, когда не было гражданского брака, был только церковный (в разных условиях, в разных странах и государствах). Сегодня существуют две инстанции, скрепляющие брак, – общественная и церковная. И при этом Церковь признает брак, заключенный в ЗАГСе, и призывает своих верующих людей заключить брак церковный. Последуют они этому призыву или нет – это уже их нравственный выбор.

Мы иногда говорим: «Почему вы до сих пор не обвенчались? Нехорошо». А бывают случаи, когда приходят молодые люди к священнику со свидетельством о браке, все нормально, что-то обсуждают. И священник говорит, что не будет их венчать, ибо они формально относятся к таинству.

Что посоветовать молодому человеку, спрашивает его мама, если он не видит достойной спутницы?

– Мама должна искать не спутницу, а способ мотивировать своего сына, чтобы он был мужчиной.

Его состояние души должно быть не таким, как будто он пришел в супермаркет купить банку огурцов, а там 25 сортов стоит – у всех разная цена. Его состояние должно быть совершенно иное, как у призывника или волонтера, который идет на фронт.

Разницу чувствуете? Человек в магазине и человек, который отправляется воевать? Второй случай – гарантия успешного брака. А первый случай имеет противоположные гарантии. Человек будет выбирать одну банку огурцов, другую, эти огурцы ему не понравятся – выкинет и купит новые. Так же и с браком бывает.

Как простить измену?

– Это один из индивидуальных вопросов. За словом «измена» кроется огромное разнообразие конкретных жизненных картин, трагедий, драм, всевозможных коллизий, столкновений и всего прочего. Но одну простую рекомендацию я могу дать, и мне приходилось это делать.

Люди, которые пережили такого рода конфликт, удар по своему браку, приходят к Небесному Врачу, а помогает им земной ассистент этого Врача – то есть священник. Они приходят на Исповедь (каждый из них в отдельности), потом приходят вместе на семейную беседу. И если у них есть желание свой брак восстановить, то Господь им помогает через участие Церкви, священнослужителя, опытного в этом деле, который дает им соответствующую помощь и установку. Мне это приходилось делать.

Напоследок прошу Вас обратиться к нашим телезрителям.

– Брак – это одна из дорог к Богу: нельзя это ставить в какое-то исключительное положение. Но ни в коем случае нельзя браком пренебрегать.

Если кто-то сумел эту дорогу выбрать, то оставайтесь на ней, чтобы она вела вас именно к Небу. И по ней вы придете к Небу вдвоем, с вашими детьми и многими людьми, которые будут на вас смотреть. Золотая свадьба – отличный сигнал для всех, кто будет стоять вокруг вас: они ничего особенного говорить не будут, но выводы будут делать. Храни вас Бог!

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс