Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (1131) → Протоиерей Михаил Браверман: Строительство храма в душе человека

Протоиерей Михаил Браверман: Строительство храма в душе человека

№42 (1131) / 2 ноября ‘21

Беседы с батюшкой

Отец Михаил, когда Вы предложили эту очень интересную тему, я стал готовиться к ней. Меня заинтересовал вопрос, как построить храм в душе человека, ведь, наверное, мы все к этому призваны? Мы иногда не понимаем, что строим храм и что он может быть очень разным. Что должен предпринимать человек для строительства своего храма?

– Начнем с того, что человек призван жить с Богом с самых первых дней своей жизни. Поэтому мы и крестим младенцев.

Богообщение происходит не столько на рациональном уровне, сколько в глубине человеческого сердца. Начало строительства храма в душе и есть начало обращения человека к Богу. Это может быть таинство Крещения в младенчестве или возврат к вере в зрелом возрасте. Это то, к чему действительно призваны все люди, ибо апостол Павел говорит всем христианам: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?.. Разве только вы не то, чем должны быть, – а человек в идеале должен быть храмом обитающей в нем благодати Святого Духа.

Конечно, можно сказать, что это непосильная задача, но ведь не мы сами созидаем этот храм: мы только соработники Бога. Насколько человек предает себя в руки Божии, доверяет свою жизнь Ему, настолько действует в нем Божия сила и благодать.

Человеку невозможно создать в себе Божий храм, если с ним не будет Бога, – а Бог пребывает с нами в Своей Церкви, в церковных таинствах. Если человек стремится правдиво, всем сердцем участвовать в жизни Церкви, тогда он на пути созидания Божия храма в себе. Конечно, он всегда испытывает кризисы, может не только созидать и строить, но и разрушать уже построенное. Поэтому мы и строим, и реставрируем, но, надеюсь, идем по дороге к храму нашей души – к Божию храму, в Царство Небесное.

Некоторые святые на иконах изображаются с храмом в руках. Совсем недавно мы молитвенно вспоминали преподобномученицу Елисавету, которая тоже изображается на иконе с храмом – она не построила самого здания, но проявила много милосердия…

– Это тоже созидание храма, ведь важно не только выполнить строительные работы по возведению стен и кровли, но и устроить церковную жизнь. Одно немыслимо без другого.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Насколько я знаю, для древних иудеев храм изначально был местом жертвоприношений. Когда Христос принес Себя в Жертву, эта функция была утрачена и там жертвы больше не приносят. Христос сказал: милости хочу, а не жертвы. Какая сейчас у храма основная функция?»

– Действительно, в Иерусалимском храме – одном-единственном храме, который символизировал одного-единственного Бога, самым главным действием было жертвоприношение. Апостол Иаков говорит: сделанный грех рождает смерть – за каждым нашим проступком, грехом должна была следовать смерть, поэтому в жертву приносилось невинное чистое животное. Но впоследствии апостол Павел напишет: невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи, – это все образы для нас. Жертва, приносимая в Иерусалимском храме, была прообразом Жертвы, которую на Кресте принес Христос Спаситель.

Если ветхозаветная жертва упразднилась, когда Господь взошел на Крест, то новозаветная Жертва − Кровь Христа Спасителя, пролитая нас ради человек и нашего ради спасения, всегда совершается в православном храме в таинстве святого Причащения. Вся Литургия (главная служба Церкви) являет спасительную Жертву Господа. В этом состоит связь между тем, что было, и тем, что есть, между Ветхим и Новым Заветом.

Когда мы приходим в храм, жертвуем на него деньгами или свечой – либо убираемся в храме, благоукрашаем его: мы заботимся о храме, и это важный момент. Сейчас строится ваш храм в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери: окна его похожи на иллюминаторы, кресты – как якоря...

На какие средства Вы строите храм – и кто его строит?

– Очень понятно: храм строит народ Божий. Нам не помогают ни общественные, ни государственные организации, и это правильно.

Если верующим нужен храм, они его строят. Все началось с того, что у нас уже была община храма Святых Равноапостольных Константина и Елены (в этом же Красносельском районе). Зная, как новые спальные микрорайоны нуждаются в новых храмах, наша община решила построить еще один храм – в честь Порт-Артурского образа Божией Матери.

Было трудно получить землю, но мы смогли это сделать. Было трудно начать строительство, но мы тоже смогли это сделать. И теперь каким-то чудом Божиим и трудами людей храм растет, идут внутренние отделочные работы. По благословению нашего Владыки митрополита Варсонофия в храме по воскресным дням совершается Божественная литургия.

Строительство храма – всегда Божий ответ на наше желание прославить Его имя и Пречистую Деву Марию, Богородицу.

Я был в вашем храме неоднократно. Меня поразила одна вещь: когда я увидел людей в храме, понял, что не все – верующие.

– Может быть, приходят люди из близлежащих домов: им интересно посмотреть, что происходит.

И это счастье, что они приходят… Знаю, что кто-то приезжает просто поучаствовать в каких-то работах, но потихонечку люди чувствуют, что они находятся не только в Божием, но и в своем доме. Из прихожан, кого Вы знаете, были ли те, кто пришли в храм неверующими и стали верующими?

– Один Господь Бог знает, что на сердце у человека. Но строить новый храм мы начали нашей церковной общиной, в том числе с помощью тех, кто по своему образованию, своей профессии профессиональные строители. Поскольку мы люди открытые, начали звать еще и помощников. Стали приходить помощники. Потом начались очень интересные отделочные работы – набор мозаик для пола. Мы попросили всех женщин, кто умеет рисовать, вышивать, прийти и под руководством специалистов потрудиться над созиданием мозаик.

Мы ждем всех и не спрашиваем, когда человек приходит поработать, верующий он или нет: мы хотим, чтобы храм был живым свидетельством о вере, чтобы человек, видя красоту Божия храма, действительно понимал, что через эту красоту можно увидеть Божию любовь, красоту Божия мира.

Вы не спрашиваете Символ веры у таких людей?

– Когда крещу людей, после огласительных бесед спрашиваю: «Вы выучили, знаете Символ веры? Хотя бы понимаете, о чем он?» Конечно, желательно знать Символ веры, но нельзя его требовать сразу же.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Как организовать сбор денег на храм и во сколько это обойдется? Второй вопрос: человек в душе построил храм, утром проснулся и стал работать там. Так ли это?»

– По поводу сбора средств скажу сразу: мы не берем у людей деньги на храм просто так, когда не знаем, что они честно заработаны и человек вкладывает их действительно с желанием прославить Бога.

У нас был опыт обращения в различные организации, предприятия, но, когда мы поняли, что на эти обращения нет отклика, решили действовать по-другому: решили, что просить ни у кого ничего не будем. Если нам захотят что-то дать, мы примем, если человек покажет свое доброе расположение и если будем уверены, что эти деньги заработаны честным путем. Если телезритель захочет пожертвовать, он сможет узнать реквизиты.

По поводу 2-го вопроса: человек проснулся утром и начал работать в храме, который построен в душе? Да, конечно: утренняя молитва и есть начало работы в храме. Если брать профессиональную стезю, то, когда человек честно относится к своему делу, это тоже созидание храма, ведь он – существо цельное, а для духовного человека духовны все аспекты его бытия.

Я сейчас не буду приводить изречения святых отцов о строительстве храмов. Это очень важные мнения, но, мне кажется, важнее всего именно человеческое понимание...

– Человек должен понимать, ради чего он живет, ради чего предпринимает те или иные действия. Тем более это касается такой важнейшей составляющей нашей жизни, как храм.

Мы в этом мире живем во многих скорбях. Я заметил, что у людей, строящих храм, появляется чувство радости. Сколько я видел таких – все они радостные. Может быть, Вы поможете объяснить, отчего возникает радость. Просто от того, что люди вместе трудятся?..

– От того, что нас, косых, хромых, слепых в духовном плане, Господь избрал быть Своими соработниками. Мы, самые обыкновенные грешные люди, участвуем в возведении храма Божия. А храм Божий – это дом, где живет Бог. Как быть не радостными, что мы, из праха сотворенные люди, почтены Божиим образом? И хотя и грешники мы, Господь нас не отвергает, а называет Своими детьми и приглашает к созиданию на земле Его храма. Эта радость больше, чем все наши скорби.

Эта радость – не от гордыни, что я, мол, такой молодец, строю храм, и кирпичик мой подписан?

– Было бы даже не гордыней, а неким духовным безумием утверждать, что мы строим храм. Мы, конечно, строим храм, но потому, что Господь нас в это дело пригласил. Мы – только соработники Божии, мы кладем кирпичики. Господь созидает через людей.

Когда строилась Вавилонская башня, люди в гордыне своей подумали, что строить будут не из камней, которые созданы Господом, а из обожженных кирпичей – из того, что сами изобрели, сделали... Если строить храм из гордыни, наверное, его невозможно построить, в том числе и в душе?

– Человек может начать с гордыни, а закончить покаянием, смирением. Почему нет? Все возможно верующему. Мы, хотя и строим храм, все равно остаемся грешниками, можем оступиться, упасть. Но важно подняться, отряхнуться и идти дальше.

Продолжим разговор о строительстве внутреннего храма… Вопрос такой: когда мы строим дом, мы заливаем бетонный фундамент и уже его не переделываем. Потом мы можем перестраивать верхнюю часть, ремонтировать крышу, например, но фундамент уже тронуть не можем. Получается, если мы переосмысливаем свое прошлое, то можем изменить какие-то основы строительства своего духовного храма?..

– А что основа нашего духовного храма? Наша вера во Христа Спасителя – Он и есть Камень, на котором стоит все мироздание и на котором строится наша вера. В этом плане фундамент уже есть, нам осталось только быть соработниками Бога в деле созидания своей души, в деле ее устроения.

И мы строим храм все время? Мы не можем остановиться и сказать: все, я построил храм и теперь у меня все хорошо?

– Кто-то из святых (по-моему, святитель Феофан Затворник) сравнивал духовную жизнь с греблей на лодке против течения. Если мы приостановились, подняли весла, то это не значит, что мы остались в том же месте – нас отбросило назад, и надо опять начинать заново. Такова наша грустная история. Человек – существо непостоянное во всех планах, в том числе и в духовной жизни.

О грехе мы все время говорим и его осмыслении...

– Осмысление греховности, само по себе внимание ко греху не всегда полезно, – а иногда и вредно.

Когда мы говорим о своих грехах, мы придаем им четкие названия, параметры...

– Святые отцы обозначили 8 (или 7, по-разному) основных страстей – мы это принимаем. Каждой страсти соответствует какой-то реестр грехов.

Что нужно сделать, чтобы грехи не разрушали строительство храма, строящегося в нашей душе? Мы должны, наверное, в принципе понять, что такое грех...

– Грех – это в итоге тяга к саморазрушению, отчуждение от Бога. А человек всеми силами должен стремиться быть с Богом. Соответственно то, что оказывается преградой на пути к Богу, надо безжалостно расчищать на своем жизненном пути.

Землетрясение будет.

– Землетрясения обязательно будут. Главное, чтобы они были не полностью разрушительными. А потряхивать будет всегда.

И надо быть готовым к этому.

– «Уготовихся и не смутихся», – говорил святой пророк Давид.

Значит, строительство нашего внутреннего храма и созидание Церкви…

– …и участие в церковной жизни – все это единое целое.

И оно доступно всем.

– Каждому, кто приходит в храм на молитву. Необязательно быть богатым: человек может пожертвовать своим трудом на строительстве храма, временем, проведенным в молитве о новом храме. Почему нет?

Последний вопрос на сегодня. Возможно ли созидание храма только в своей душе?

– Человек нуждается в Божией помощи, и эту Божию помощь он может получить любым способом, ведь Бог ничем не ограничен.

Сам Господь призывает всех нас участвовать в таинстве Причащения. Господь говорит: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни – это слова именно о таинстве Причащения.

Подлинная, истинная Жизнь – Сам Христос Бог. Поэтому невозможно верить только в душе. Невозможно думать, что ты православный христианин, при этом не приходить в Божий храм для участия в церковных таинствах. Должна быть гармония – союз между храмом, который человек строит в душе, и тем храмом, который он посещает или над созиданием которого еще и трудится.

Удивительное счастье Вам дал Господь: Вы уже построили один храм, теперь строите 2-й.

– За это Бога можно только благодарить и удивляться Его неизреченному милосердию.

И благодарить за помощь Пресвятую Богородицу: мы все время под Ее покровом, но все время забываем об этом... Благословите наших телезрителей.

– Попросим, чтобы Христос Бог и Его Пречистая Матерь, Дева Мария Богородица, благословляли нас любить храм, бывать в храме, молиться в храме, причащаться Святых Христовых Таин и созидать храм в собственной душе.

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Церковь несет духовный заряд, духовную силу, которая есть сила Духа Святого, сила Божественная

– Ваше Высокопреосвященство, Владыка Тихон! Уважаемый господин губернатор! Высокие представители государственной власти! Дорогие отцы, братья и сестры!Я с особым чувством преступил порог этого храма. Город Орел занимает особое место в истории нашего народа. Видимо, само название «Орел» связано с тем обстоятельством, что здесь была очень важная крепость, которая защищала Москву, да и всю Русь от нашествий с юга. Может быть, ученые меня поправят, но складывается впечатление, что неслучайно этот город обрел такое замечательное имя. Орел – царь-птица, которая летает выше всех, и у нее нет врагов в небе, потому что она побеждает любого врага. Видимо, потому и крепость была основана на этом месте, чтобы никакие нашествия с юга и с юго-запада не могли угрожать столице Отечества нашего, не могли закабалить Русь и нанести непоправимый ущерб нашему народу. Но и в более поздние времена Орел проявлял себя как героический город – достаточно вспомнить события, связанные с Великой Отечественной войной. Здесь разворачивались ожесточенные бои, в лесах партизанские отряды защищали Родину, и Орел внес очень большой вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Василий Гелеван: Есть место в душе, которое может занять только Бог

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс