Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (1131) → Священник Олег Патрикеев: Сила смирения и отсечение помыслов

Священник Олег Патрикеев: Сила смирения и отсечение помыслов

№42 (1131) / 2 ноября ‘21

Беседы с батюшкой

Отец Олег, «отсечение помыслов» – непонятный термин, но если мы его и понимаем, то сталкиваясь с проблемой мы не знаем, как с ней бороться, ведь мысли – где угодно, только не с Богом.

Мы все время должны быть в размышлениях о Боге? Но если нет, то мы все время думаем о какой-то ерунде – эти помыслы съедают нас... Я прочитал, что существует аскетическое упражнение – отсечение помыслов. Именно об этом хочется поговорить: как отсекать свои помыслы, как с ними разобраться?

− Вопрос очень трудный. Это опыт монашеского делания умной молитвы − молитвы Иисусовой и больше подходит для монахов, хотя для мирян этот путь должен быть тоже открыт. Невозможно оставить людей в плену у информации.

Что же такое помыслы? Люди часто не понимают, что к ним пришли помыслы. Они считают, что это их мысли. Мало того, эти мысли становятся их характером.

Modus vivendi…

− Да. Человек разумный должен размышлять. Начнем хотя бы с прообразов того, что же такое помысел.

Мы как бы смотрим на карту военных действий – должны понимать, откуда взлетают ракеты, как их накрыть, обезвредить врага, запустить к нему шпионов или что-то еще – это чисто военная работа (если человек, конечно, хочет этим заниматься, это можно сделать даже в виде игры, квеста – как для детей).

Человек, погруженный в свои и чужие помыслы, уже находится в плену у них, в рабстве. Поэтому освобождение от помыслов − это страдания и переживания человека, которые приводят его к покаянию, в Церковь.

Помыслы − то, что принимает человек в свой ум. Наши уши, глаза, обоняние принимают информацию, руками мы хотим все потрогать: наши 5 чувств − это приемник, который принимает в себя всю информацию, окружающую нас. С них начинается действие помыслов. Если вы услышали с кухни запах жареных котлет с картошкой, то, конечно же, у вас возникает помысел: «Какой прекрасный сегодня будет ужин, какая матушка у меня молодец», – но если сегодня среда и пахнет жареным мясом, у вас помысел приходит совсем другой: «Да как же она посмела?» – и возникает уже гнев. Но это еще не грех – это его зачатки.

Любая информация должна быть принята человеком и отслежена через логические цепочки, которые должны дать объяснение тому или иному информационному источнику. Что мне делать дальше с этим источником? Мы должны раскрыть его и посмотреть, откуда пришел помысел. Есть 3 источника помыслов: от Бога (радостные, счастливые, благословенные), от человека и от сатаны.

Вы говорите: этот помысел от Бога, а этот – от лукавого. Но мы ведь не очень способны отделить их и размышлять об этом: есть такой термин − «поток сознания», сознание течет помимо нас. Есть помыслы, которые мы способны оценить, слава Богу, но у нас есть множество неоцененных помыслов – даже во время Литургии наши помыслы летят непонятно куда, и в жизни на нас льется поток всяческой информации, и мы, сами не замечая того, следуем ему. Как с этим страшным ураганом справиться?

− Поэтому люди, чувствующие, что их это гнетет, уходили из мира сего. А по-другому никак.

Чтобы в миру справиться с таким ураганом, надо стать блаженным, юродствовать (как блаженная Ксения). Надо понимать, что ты находишься в болоте информации и сам себя, как Мюнхгаузен за волосы, не вытащишь. Но как выйти из этой матрицы (есть фильм хороший – «Матрица», мне в свое время нравился)? Посмотреть на нее со стороны.

У нас есть опыт Православной Церкви. Человек приходит к Христу, Который есть новый Человек – и только в Иисусе Христе есть спасение от этого бурного потока. Он распростер Свои руки на Кресте, чтобы не только обнять мир, но и остановить это безумие.

Мы сейчас говорим уже о последствиях – например, лавина сносит деревни, потому что лыжник, проходя мимо, взял снежок и бросил в своего друга. Все говорят: почему это произошло? Посмотрите, какие страдания у людей. Весь город покрыт снегом, все погибли – кто виноват?

Так катится и первый помысел, если перед ним не встала преграда – Христос, если нет спасительного средства, которым становится покаяние (и все таинства церковные). В Евангелии есть такое слово – удерживающий. Все думают, кто это: Дух Святой либо Христос? Либо это молитвы святых, удерживающие небо от падения на головы грешников? Но это Литургия – она еще присутствует в этом мире и сдерживает гнев Божий.

Если я понимаю, что нахожусь в бурном потоке, который меня сносит, и не знаю, за что зацепиться, то, конечно же, мне пора подумать о своем спасении. Тогда приходит понимание, что я тону. Если ты кричишь: «Спаси, Иисус!» («Иисус» с греческого переводится как «Спаситель»), то Он протягивает тебе руку – как Петру: если бы Петр не закричал: «Господи! спаси меня», утонул бы; он сказал это сгоряча, понял, что погибает.

Рука Христа протянута ко всем. Человек должен почувствовать, что один не сможет справиться с этим информационным полем, сметающем все на своем пути. Господь ждет нашего обращения – тогда Он вытаскивает нас из этой тины, как блудного сына, и человек начинает идти к спасению – воцерковлению, обожению.

У меня вопрос. Нам иногда кажется, что мы живем в исключительное информационное время – может быть, нам нужны какие-то исключительные меры для ограничения потока информации? Может быть, нам стоит выключить всевозможные информационные источники и жить счастливо?

– Это делает тот, кто хочет стать монахом. Некоторые монахи в миру именно так и делают: отключают все информационное. У них есть свое молитвенное правило, установленное монастырем или духовником – оно не оставляет времени смотреть телевизор и листать Instagram: у монаха нет на это времени – все время он стремится жить четко по расписанию своей духовной жизни, не выпадая из него.

Сделать так можно, но это очень трудно. Во-первых, нужно иметь духовника. Во-вторых, в миру очень тяжело… Это путь призвания, и если человек понимает, что так спасаться ему тяжело, нужно идти в храм.

Вопрос телезрителя: «Как отличить настоящее смирение и не впасть в холопскую психологию? Как писал поэт: «Люди холопского звания – сущие псы иногда: чем тяжелей наказания, тем им милей господа». Это смирение или что-то другое?»

– Вопрос смирения очень важны: отличить ложное смирение очень трудно, иногда человек может сильно войти в роль смиренного благочестивого паломника, паломницы. Проверяется это на простых вещах – например на реакции на какое-то неудобство (случайно наступили на ногу).

Играя эти роли, человек может стать смиренным, даже духовником, возомнить из себя какого-то старца. Это очень опасно – это страшная прелесть: люди стали очень доверчивы из-за того, что любая информация сейчас быстро доходит. Кто-то выложит в интернете, что он целитель, и это быстро распространяется, а людям нужны сейчас исцеления, какие-то точки опоры. Как остановить это безумие? Это может сделать только Церковь – бросить якорь (кстати, уже у первых христиан якорь был символом душевной опоры).

Нет таких приборов, чтобы определить, смиренный человек или нет – и в чем его смирение. Есть обманчивое смирение – например, когда ты в компании и тебе предлагают что-то греховное, а ты по-дружески это принимаешь. Настоящее духовное смирение – твердо сказать «нет» греху, ибо смиряться надо перед Богом. Есть несколько видов смирения: когда смиряют люди, обстоятельства жизни или болезни. Коронавирус как нас смирил… Господь посылает нам специальные задачи, на которые мы должны обращать внимание: мы что-то делаем не так.

Может быть, сила смирения в том, чтобы трезво посмотреть на происходящее и попытаться понять, что я делаю не так? Можно сказать, что это волевое усилие – для этого нужна сила души… И следующий вопрос: а что дает человеку смирение?

– Я расскажу свою историю. Однажды я ехал за рулем и нарушил правило. Со мной рядом сидел мой товарищ. Увидев, что нас остановила госавтоинспекция, он начал говорить, что они не правы. Меня вызвали на собеседование. Я признал свою вину, сказал, что виноват, оплатил штраф на месте. Обратно сажусь в машину, товарищ мне опять говорит, что, мол, вот какие они… Я ему объясняю, что я сам виноват – остановился не там, где положено. Вдруг в это время ко мне подходит сотрудник автоинспекции и снова приглашает меня. Я вернулся к ним, и они мне отдали штраф обратно.

Почему?

– Не знаю. Потому, что я смирился. Наверное, это было уроком смирения для моего товарища. В эту секунду Господь показал ему, что такое настоящее смирение. Признав свою вину, я был прощен: не просто отдал какую-то сумму денег, а смирился – и Господь изменил ситуацию.

Мы должны опираться на Евангелие. У нас есть образцы смирения. Кто нам показал пример смирения? Как смирял Себя Христос? Мы должны брать эти образцы – без них мы не сможем понять, как нам смиряться. Максимальное смирение Христа – Его смерть на Кресте: это сверхсмирение.

Вопрос телезрителя: «Помыслы бывают свои личные греховные, а бывают приходящие из окружающего нас мира – это разного рода негативная информация. Читаешь Иисусову молитву, но ее не слышишь, произносишь слова будто в каком-то болоте, тине, ведь приходят разные помыслы. Хотя святые говорят, что надо читать эту молитву, но молитвы не видно: она окружена и грехами, и помыслами».

– Вы сами почти ответили на свой вопрос.

Именно когда человек понимает, что он тонет, что находится в болоте, ему нужна помощь. Другим людям она не нужна, они живут в этой матрице, им нормально: «Какие там помыслы…», – а вы понимаете, что все неправильно.

Надо замечать знаки в своей жизни, читать Евангелие. Сколько людей в Евангельских рассказах получили помощь от Христа, когда не просто обращались к Нему, а именно вопияли: они не читали акафисты, длинные молитвы, стоя перед Богом, – они просто кратко взывали, кричали: «Сыне Давидов, помилуй нас!» Так бежали и кричали слепцы. Помыслы говорили им замолчать, но они кричали, ибо хотели прозреть. И получили просимое: прозрели. Но потом они не перестали молиться, не перестали обращаться к Богу.

Здесь надо говорить о более глубоком понимании нашей антропологии… Даже во время Иисусовой молитвы мы можем пропускать помыслы – помысел очень силен, это серьезная война. Если ты хочешь в ней участвовать, сначала возьми оружие в руки, научись им пользоваться: невозможно в окопе стрелять из пальца.

Нужна серьезная подготовка – должен быть духовник, наставник, должна быть Исповедь. У монахов происходит Исповедь именно помыслов. Чем нас искушает враг? Тем, что мы накопили, что любили. Например, любил человек выпивать – враг будет внушать, что это нужно и полезно, и это будет продолжаться, пока тот не поймет, что нужно исповедовать помысел.

Или возненавидеть этот грех.

– Это уже 2-я ступень – это происходит автоматически, когда человек уже понимает, что устал от греха, что дальше не может им питаться. Тогда начинается спасение: «Господи, помоги, погибаю!»

Это происходит только через обращение к Господу.

– Другого варианта просто нет.

Когда мы начинаем идти по пути спасения, путь становится трудным. Владыка Пантелеимон (Шатов) говорил, что дьявол не может нас привлечь адом, но он может показать очень красивый путь туда: это путь удовольствий и наслаждений. И как только мы отказываемся от него, начинаются испытания. Мы произносим Иисусову молитву, и тут начинаются помыслы: уместно ли, так ли произношу…

– Здесь самое главное – понять, что помыслы – это не грех. Это как лай собак: когда вы слышите лай собак, просто закройте окошко. А один мой друг научился Иисусовой молитве под храп. Сначала он не мог спать, а потом стал использовать храп как четки и читать Иисусову молитву.

Отсечение помыслов и сила смирения – одно без другого невозможно. Отсечение помыслов нас ведет к тому, что мы должны смиряться с тем, что нас ожидает на этом пути.

– Надо понимать, что этот путь труден, но он сладок.

Надо понимать, Кого мы призываем в молитве: Он находится не просто рядом – Он в самом тебе. Это чувство Христа в самом себе как раз та концовка молитвы: после этого начинается полное молчание – исихазм, когда тебе больше не нужно ни о чем просить.

Недавно мы с другом были в Тбилиси. Когда мы вышли из храма, он сказал, что с ним что-то случилось, а именно с его головой – он ни о чем не думает. Я ему ответил, что он самый счастливый человек: это благодать, которая дается человеку, чтобы он перестал мыслить. Этому учатся монахи на Святой Горе, этому учат монахов при поступлении в монастырь: монаху дают четки и говорят, что это – оружие, которым надо бить помыслы.

Но иногда Господь дает благодать за смирение, за простоту сердца, за милосердие.

Дорогие братья и сестры, Иисусову молитву надо не просто делать, читать ее, но надо показывать плоды ее – результат молитвы. А что это? Во-первых, улыбка, радостное настроение, хорошее самочувствие. Во-вторых, милосердие к своим ближним: надо понимать, что каждый из них – ваше спасение. Вы должны проявлять любовь к своей семье, если вы начинаете это дело. Пусть благословит вас Господь на все добрые мысли!

Записали:
Наталья Богданова
и Ирина Обухова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс