Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Отец Василий, сегодня в Евангелии мы слышали известные слова Господа, что надо любить врагов. Из этого вытекает простой вопрос: как полюбить их?
− Здесь должна быть личная мотивация. Каждый из нас, конечно, ищет блага для себя самого. Очевидно, что, полюбив того, кто тебя обидел, ты его простишь и, значит, перестанешь испытывать гнев, злобу – то, что губит прежде всего тебя самого. Но здесь речь идет об отношениях людей друг с другом, а не о врагах Отечества или веры: нужно это различать.
Слово «враг» − обобщенное. Опыт нам подсказывает, что врагов нужно прощать только лично: как написано, «примирися тя опечалившим», а потом только приступай к Чаше. И еще ведь больше сказано: молитесь за врагов ваших – это Господь говорит о тех, кто нас лично обидел, а не о тех, кто напал на нашу Родину или кто не просто оскорбляет, а искажает нашу Православную веру (враги Церкви).
Есть враг рода человеческого – его невозможно любить. Прямо сказано, что, если ты находишься в состоянии вражды с сатаной, значит, находишься в состоянии мира с Богом. И наоборот: если ты дружишь с дьяволом, потакаешь своим страстям и становишься их рабом, значит, ты в состоянии вражды с Богом.
Тебе нужен Христос, Который, как сказано, воплотился, чтобы примирить человека с Богом.
О чем, по-Вашему, правильно думать, когда ближний тебя обижает? Что сказать себе, чтобы полюбить в этот момент ближнего и не обидеться?
− Может быть, прежде чем что-то говорить, нужно выдержать паузу и сказать: «Господи, помилуй». Очень полезно не спешить: все мы чувственные люди, гордые – нам хочется сразу же мстить. У детей так: прежде всего надо отомстить за себя, защититься. Как говорят, лучшая защита − нападение. Но так не надо поступать.
Мы делаем друг другу неприятное, и потом нам трудно помириться. Немногие способны сказать: «Прости» – это очень сложно. Поэтому здесь лучше все-таки остановить гнев, выдохнуть, а потом подумать, что бы Христос или святые угодники сказали – или представить себе, что бы твой духовник сказал на твоем месте. Наверное, он бы не сказал никакого слова гнева? Он бы сказал что-то с любовью и кротостью. Нужно тоже постараться сказать несколько слов с любовью и кротостью.
А если человек обижает регулярно? Вроде находишь в себе силы его прощать, любить, молиться за него, но он продолжает обижать. Как быть?
− Это зависит от того, какие отношения у этих людей, в какой степени родства они находятся. Если это посторонний – поклон, да был таков. А бывает, что это кто-то близкий: родители обижают детей или дети не чтут родителей. Бывают люди неисправимые: ты к ним с кротостью, любовью, а они на шею садятся, тебя унижают.
Отношения − это действие двоих: оба должны друг друга чувствовать, друг другу уступать, не раздражаться – как в Писании написано, друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов. А если тебе одному приходится тащить эти тяготы, то это непосильно. Можно поменьше общаться.
Вопрос: «В Евангелии описывается, что когда Христос нес Свой Крест на Голгофу, Он падал под его тяжестью. Но с Ним были распяты еще два разбойника. Они тоже должны были нести кресты. Интересно, они падали или нет? Или самый тяжелый крест был у Христа? Христос нес крест Вараввы и даже всего человечества. Может, поэтому он был такой тяжелый?»
− У слова «крест», безусловно, есть сразу несколько уровней смысла. Прежде всего это исторический смысл. Крест − орудие смерти. В этом смысле кресты были стандартны. В Евангелии не говорится, у кого сколько весил крест, но я подозреваю, что там все было стандартизировано: кресты были одинаковые.
Вы говорите, что это был крест Вараввы, человечества, − да, конечно, но это несравнимо, ведь разбойники страдали за свои грехи. Один человек сколько может нагрешить за свою жизнь? Тот же Варавва? А здесь Искуплено все человечество от Адама – и кровью, пролитой на Кресте, Искуплены грехи не только те, которыми мы уже успели согрешить, но и те, которыми мы еще успеем нагрешить. В этом смысле нравственная тяжесть Креста Христова несоизмерима с тяжестью любого креста – это один-единственный искупительный Крест.
Помните, умершего человека прикладывали к трем крестам поочередно? И лишь когда приложили его к Кресту Христову, мертвый ожил. Это был знак, что это тот самый Крест: это Животворящий Крест.
А так можно было бы сказать: этот крест большой, а эти 2 маленькие. Можно предположить, что исторически они были одинаковые.
А у нас, интересно, в духовном смысле кресты одинаковые?
− Нет, конечно. Совершенно разные. Есть потрясающий мультик на эту тему «Твой крест». В нем отразилась мысль, что у каждого свой крест, но мы склонны преувеличивать свои нагрузки, жалеть себя: нам кажется, что наш крест самый тяжелый…
Человек несет свой крест, потом берет поменьше. И в ответственный момент, когда пора перешагнуть через пропасть, ему нужно положить крест как мост, чтобы один конец креста касался одного берега, а второй – другого. А поскольку крест маленький, у него ничего не получится.
Мы просим себе крест поменьше, попроще, но Господь знает, какой нам нужен крест. Он дает крест и силы его нести. Я всегда об этом говорю, себе прежде всего. Когда кажется, что не можешь нести крест, надо довериться Богу: «Господи, Ты мне дал крест. Ты же знаешь мое сердце, знаешь мои возможности. Ты же мне поможешь, дашь силы, поэтому я верю и с верой принимаю свой крест».
Считается ли дополнительным крестом молитва за других людей?
− Совокупность действий, событий мы крестом не считаем. Надо понимать, что крест − это то, что ниспослано. Если мы берем на себя какое-то правило, вряд ли можно сказать, что это крест: скорее всего, это наше пожелание. Кто-то попросил нас – и мы взяли на себя этот труд... Кто-то пошел в больницу волонтером, кто-то в темнице помогает, – но это не крест. Это может быть даже подвиг для очищения души, покаяния или из любви к ближнему.
А крест – это наша жизнь, или, как говорят, судьба: мне не нравится это слово, которого нет в Евангелии. Но если искать его эквивалент, то это, наверное, будет слово «крест» как совокупность вызовов нашей земной жизни. И на каждый вызов надо отвечать адекватно.
Собственно, то, что ниспослано Богом, Промыслом Божиим, − это крест. Как сказано: возьми крест свой – здесь имеется в виду «да примет со смирением, покаянием то, что дает Бог». Но прежде этого да отвержется себе (то есть размышлений, самости) и только после этого: и по Мне грядет.
Вопрос телезрителя: «Мой невоцерковленный муж может вспылить и накричать на меня. Я воспринимаю это остро, до сердечной боли. Стараюсь перетерпеть, но сердце начинает покалывать. Это может быть признаком моей гордости? Ведь у некоторых же получается не реагировать и даже переводить это в шутку».
− Гордость у всех есть, наверное. Только святые угодники могли этим управлять. Но что-то мне подсказывает, что и у них тоже есть это чувство – только они сознательно избавляются от этого покаянием, молитвой, трудом. А мы не такие: у нас, конечно, есть гордость. Я нисколько не сомневаюсь, что это проявление гордости и что это грешно.
Другое дело, что это нелегкий момент, когда тебя оскорбляет тот, кто должен поддерживать и от кого ты ждешь нежности.
Женщины более склонны к сентиментальным отношениям. Они ценят, когда мужчина проявляет к ним внимание, говорит ласковые слова, помогает, жалеет. А тут, наоборот, грубый муж, который как будто только из казармы вернулся: он сознательно ведет себя по отношению к жене так, как будто находится в мужской компании. Она переживает, бедняжка.
Я думаю, здесь есть только один выход − поговорить с мужем. Нужно сказать: «Меня это обижает. Ты мог бы как-то по-другому со мной общаться?»
Второе – то, с чего мы начинали программу: всегда есть желание в ответ сказать грубое слово. Но этого не надо делать еще и потому, что мужчина к этому привычный, ему даже может это понравиться, – а вы себя израсходуете. Когда женщина так себя ведет, у нее происходит эмоциональное истощение. Это бестолково и вредно. Надо ласково – ласковые слова убедительнее.
Поэтому постарайтесь, дорогая наша телезрительница, с мужем своим поговорить. Наверняка есть еще какие-то другие проблемы в ваших семейных отношениях – они всегда решаются разговором. Как легко на душе, когда тебя поймут…
Я вспоминаю мою преподавательницу в Смоленской духовной семинарии Анну Алексеевну. Она так говорила: «Искусство состоит не в том, чтобы промолчать, а в том, чтобы правильно сказать». Здесь я бы посоветовал вам найти правильные слова, правильный тон и обязательно проговорить эту ситуацию со своим мужем.
В контексте слов Спасителя о любви к врагам понятно, что муж – не враг. Но разве справедливо, когда есть два человека и один постоянно обижает другого, а другой, руководствуясь христианским, Евангельским принципом, постоянно прощает?
– Мы все разные, у нас очень разные установки. Даже когда мы думаем, что поступаем по-Евангельски, – не факт, что это так. Может, мы занимаемся самоедством или не можем нормально выйти из психологической ситуации.
Вряд ли Богу угодно, чтобы мы мучились: Он создал нас, чтобы мы радовались, нашли решение всех житейских проблем и наконец-то вылезли из этой раковины и посмотрели на небо, порадовались Богу, церковному празднику (Рождеству Христову, Пасхе), тому, что звучит Евангелие – голос Христа, любви, радости. В Евангелии 365 раз говорится слово «радуйся» – прямо как сколько дней в году. На каждый день Христос приготовил нам повод для радости, а мы скорбим. Это первое.
Второе: когда муж оскорбляет (христианин он или думает, что христианин, и далек от христианства) – получается нахлест: мы видим жизнь так, а он эдак. В семье муж и жена помогают друг другу идти в Царствие Небесное: они, как шлифовальный камень и наждачная бумага, друг к другу притираются и становятся богоподобными – в браке очень хорошо помогает терпение, взаимоуважение, взаимопомощь. У него температура высокая – она за ним ухаживает, она болеет – он ни разу стакан воды ей не принес, не то чтобы 2 пакета с апельсинами – даже не позвонил в больницу. Но она терпит, живет: это христианство, брак и она его любит. Любовь – больше, чем апельсины принести, любовь – это самопожертвование.
Не все к этому готовы, мы все очень разные, но если не разбежимся и научимся разговаривать, не поленимся лишний раз найти слова, то Господь будет с нами. Чай заварили, положили пряник – поговорили как родные, как муж и жена: роднее никого нет. Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть – что Бог сочетал, того человек да не разлучает, тем более какие-то человеческие страсти.
Вопрос телезрителя: «Постоянно срываюсь, не могу полностью держать пост: трудно, тяжело, устаю с маленьким ребенком. Еда – способ расслабиться. Помогите словом, замотивируйте соблюдать пост».
– Есть такое слово – «антистресс». Я, конечно, для вас не настоятель, не приходской священник или духовник, поэтому у меня нет права благословлять: вам следовало бы обратиться к священнику, который будет вас причащать, принимать Исповедь. Я думаю, батюшка услышит, что вы с маленьким ребенком.
Каждый знает, что быть с маленьким ребенком – само по себе пост. Причем такой, когда первые года 2–3 надо ночами вставать, терпеть… Кто папа и мама, тот знает, что это такое: это похлеще нашего воздержания в мясном. Поэтому я полагаю, что вам стоит благословить послабление – пусть это будет ваш антистресс.
А вы компенсируйте другим: «Пусть я не пощусь, но душа просит подвига. Материнство, кормление грудью – это у всех так, а душа просит чего-то добавить», – тогда откажитесь в среду и пятницу от чего-то ради Бога (скажем, от говядины со свининой, и ешьте только курицу или рыбу), взвесьте свои возможности с батюшкой.
Хорошо помогает и утешает Евангелие. Когда ребенок ложится спать, а душа жаждет подвига, возьмите Евангелие и читайте спокойным материнским голосом, вместо колыбельной. Поверьте, и вам будет в назидание, и ребенок будет спать с миром, слыша звучание слова Божия, и его душа будет назидаться.
Вопрос телезрителя: «Кто должен первым просить прощения, родители или дети? Дети уже взрослые, 25 лет».
– Нет такого слова «должен». Обычно просят прощения первыми младшие, ведь сказано: чти отца и матерь.
Это не только говорить «доброе утро» или «доброй ночи», но заботиться о них. И не только принести часть зарплаты на лекарство и обеспечить их старость (что само собой разумеется), но еще уважать, не обижать и бояться их обидеть, ведь младшие призваны любить и благодарить старших. Они многое претерпели, чтобы мы жили, они обеспечивали наше детство, а мы обеспечиваем их старость не только материально, но и в эмоциональном плане. Это должно быть по умолчанию: теперь пришла наша очередь чем-то пожертвовать и делать что-то для их блага.
Когда мы просим прощения, это говорит о наших нравственных качествах. Кто упрямится и не делает этого, тот поступает глупо.
Вопрос телезрителя: «Почему Библию вы называете словом Божиим, как протестанты? Православные говорят: богодухновенная Книга».
– Библию мы называем и словом Божиим, и богодухновенной Книгой.
Вопрос в том, что словом Божиим ее называют протестанты.
– Ну и пусть называют. Я с детства так говорю – и святые отцы так говорят: это так и есть – это слово Бога. Мы же веруем в Духа Святого. То есть Он взял слово, вербализировал его, написал, а мы читаем слова Божии, слова Христа. Христос – наш Бог.
Я впервые в жизни сталкиваюсь с этим: мне кажется, что это никого не должно смущать. Протестанты тоже христиане – и у них отношение к слову Божию такое, что нам еще поучиться надо у них. Они штудируют слово Божие: сразу скажут, какая глава, какой стих, расскажут комментарии к данному отрывку – кто из нас так умеет?
Я прилагаю серьезные усилия, когда готовлюсь к выступлению, проповеди, как в семинарии: слово Божие требует уважения. Чтобы это не было профанацией, я готовлюсь: читаю святых отцов, прежде чем давать комментарии. Комментарий получается на 2 минуты, а подготовка занимает час: это труд.
Я желаю, чтобы каждый из нас был к этому призван: надо изучать слово Божие, как протестанты. А мы Библию послушаем в субботу– воскресенье, и все.
Конечно, надо читать комментарии святых отцов: Иоанна Златоуста, Феофилакта Болгарского… Есть сейчас интернет-ресурсы – толкования святых отцов на Евангелие и другие книги Священного Писания можно найти без труда. Призываю вас к этому: называйте так, как хотите, но изучайте, ибо это глаголы жизни вечной.
Словом Божиим мы имеем полное право называть: даже в буквальном смысле это Книга, которая содержит слова Бога. Протестанты выжимают оттуда все что можно, – но выжимать можно сколько угодно, а она остается неисчерпаемой?
– Конечно. Меняются эпохи, меняется ментальность, появляются новые смысловые пласты, а слово Божие живет. Это удивительная Книга: человеческое слово, сказанное красиво и умно, останется печатью своей эпохи, а слово Божие живет и меняется – Христос говорит непреложно, ибо говорит о жизни вечной.
Это слово преломляется через жизнь временную, поэтому культура эпохи Христа требует изучения. Очень увлекательно изучать археологию, культурологию времен Христа.
Мы сейчас далеки от этого – мы не аграрные люди. Я, например, уже не работаю на земле. А когда-то и грядки полол, и в питомнике работал, сосны выращивал, ухаживал за коровами, свинками, птицей… Современникам Христа было все понятно. Сеятель знает: вырастет только там, где вспахано, удобрено, – и это образ человечества. А Христос сеет между всеми грешными людьми. Мы все разные – Христос идет ко всем, Он открыт для всех. В этом смысле слово Божие универсально.
Записали:
Наталья Богданова
и Ирина Обухова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.