Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (1129) → Игумен Филарет (Пряшников): Бог и человек в Православной Церкви

Игумен Филарет (Пряшников): Бог и человек в Православной Церкви

№40 (1129) / 18 октября ‘21

Беседы с батюшкой

Взаимоотношения с Богом всегда волновали человека. И, наверное, самый сложный и захватывающий момент всегда – «Бог и я»: прежде всего меня волнуют мои взаимоотношения с Богом. Православные люди очень интересуются жизнью монастыря и тем, как можно задать вопрос именно священнику монастыря, ведь Вы тоже отвечали себе на этот вопрос… Как Вы для себя его ставили, как на него отвечали?

– Любой человек – это частичка огромного сообщества под названием «люди» (или «человечество»). Люди часто путают Библию с методическими рекомендациями, как вести себя, или с каким-то историческим повествованием (ищут ошибки, неточности, несогласования и т.д.).

Надо сказать, что основная мысль этой Книги, святой для многих миллионов христиан, – взаимоотношения Создателя и человека. Ветхий Завет – это, можно сказать, различные пути, когда человечество пыталось найти ответы на сложные вопросы и безусловно ожидало пришествия в мир Спасителя. Когда первые люди, Адам и Ева, уходили из рая, они услышали пророчество, жившее в сердцах миллионов и миллионов людей, о том, что семя жены сотрет главу змия. Люди ждали этого.

Новый Завет имеет совершенно иной характер – в нем раскрывается дело спасения человеческого рода. Если Ветхий Завет концентрировался в ограде народа (отпускались грехи народа – не человека, не личности, а сообщества: избранного народа израильского), то в Новом Завете Христос приходит спасти не просто все человечество, а отдельную личность – отдельного человека.

Поэтому когда мы встречаемся с Богом, когда совершаются эти таинственные взаимоотношения (а никто же не знает, когда Господь заходит в сердце человека сомневающегося, а иногда и неверующего, ищущего ответы на сложные вопросы), тогда и возникает книга, называющаяся духовной жизнью личности, отдельного человека: и мы, священнослужители, и простые люди, миряне, пишем свою книгу о взаимоотношениях между собой и Богом. Там есть все: интересное и не очень, и падения, и ошибки, и духовные восхождения. Особенно для нас важно читать жития святых, где наглядно показаны взаимоотношения Господа, Создателя с избранной личностью, ведь святые угодники Божии – особые люди.

Если говорить о монахах и монастырях, монашество – всего лишь путь покаяния. Это взаимоотношения Бога и человека, удалившегося от мира, от мирских радостей, семейных радостей. Он удаляется от этого не потому, что что-то не любит в миру, а чтобы стать ближе к Создателю – быстрее преодолеть в себе какие-то грехи, неприятности, пороки, страсти, не очень хорошие стороны своей души.

Наверное, это самое важное, когда мы рассуждаем над темой «Бог и человек», над темой взаимоотношений Создателя и Его творения. Это есть у каждого.

Читая Вашу книгу (Ваш диплом), всегда задавал себе вопрос о взаимоотношениях человека и Бога. Вспомним, как люди шли на Сахалин, на Курилы – шли если не на смерть, то, наверное, предполагали, что так может быть, – и шли. Вспомним Священное Писание – каждый раз, когда Господь призывает пророка, пророк говорит: «Вот я!» (кроме Ионы). Почему одни люди идут на служение Господу, почему одни говорят: «Вот я, Господи» (хотя таких мало), а мы живем в такой расслабленности? Может быть, нам и не нужен Бог, мы и не готовы Ему служить?

– Есть такие слова: много званых, а мало избранных. Священное Писание слышат все, но мало кто по-настоящему вникает в слова, которые слышит.

Вспомним жизнь святых: Мария Египетская даже не могла зайти в храм, но услышала что-то и потом поняла гибельность своей жизни. Некоторые святые начинали новый путь своей жизни, своего бытия, услышав что-то в храме из Священного Писания, присутствуя на православном богослужении.

Здесь нужно сказать, что самое главное – чтобы человек желал услышать то, что хочет ему сказать Господь: тогда он услышит. Этого нужно желать, ибо Бог не спасает человека без участия самого человека.

Если посмотрим, что сегодня происходит в мире, то увидим, что христиан в определенных странах преследуют, они страдают и умирают… Это дар нам от Господа, что мы сегодня в России можем спокойно и свободно исповедовать свою веру – или не исповедовать ничего, можем ходить в храм, – а можем в него и не ходить. В этом есть некая свобода, о которой проповедуют и говорят. Но нужно запомнить, что сегодня в разных странах христиане страдают, и об этом тоже говорят. Когда кто-то едет в отдаленные страны и совершает свое миссионерское служение или служит здесь, в больших городах, в больницах, хосписах, домах престарелых: это подвиг христианина – подвиг личности, что совершается ради Бога. Это тоже служение, тоже подвиг, на который Господь зовет человека.

Вопрос телезрителя: «Сейчас пандемия. Немножко подробнее расскажите о псалме 90 – у этой пандемии есть какое-то скрытое зло, скрытая рана, и люди страдают. Мне кажется, псалмопевец Давид в свое время написал этот псалом и от пандемии и, если бы мы все чаще ходили в церковь и чаще читали его, наверное, и пандемия от нас бы убежала?»

– Интересный, глубокий вопрос, но я бы хотел вас перенести в пустыню, где Господь наш Иисус Христос проходил искушения. Дьявол Ему сказал: Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.

То же самое и здесь – псалом 90 говорит: Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится… Мы все живем под Богом, все ходим под Его Промыслом, но ведь болезни и страдания были всегда: если посмотрите историю, то увидите, что этих страданий множество – верующие страдали от неверующих, верующие страдали от верующих, страдали те, кто читал псалом, и те, кто псалом не читал.

Конечно, мы обращаемся к Господу Богу, мы просим у Него, чтобы Он защищал нас. Но ведь духовная смерть страшнее телесной. А наше тело несовершенно – мы стареем, с каждым годом на нашей голове прибавляется седых волос, мы с каждым вздохом приближаемся к кончине своего земного пребывания.

Самое главное, чтобы не было пандемии мозга, ведь даже к тому, что сегодня происходит, можно относиться по-разному. Людей сталкивают между собой: вакцинированных и невакцинированных, тех, кто носит маски, с теми, кто маски не носит. Это все нагнетается. Понятно, что мы с этой болезнью будем жить: она уже пришла – может, в наказание, может, для вразумления человека.

Мы слишком часто чувствуем себя непревзойденными, что мы можем быть царями природы, – но, к сожалению, это не так: маленький вирус может убить совершенно здорового человека за несколько часов.

Поэтому, даже совершая молитву, включая псалом 90, мы все ходим под Богом. Господь сохраняет нас, но нельзя искушать Господа Бога: надо понимать, кто мы есть и что мы несовершенны, что этот мир несовершенен, – мы подвержены и болезням, и страданиям, и самой телесной смерти, которая забирает всех: и верующих, и неверующих, и епископов, и священников, и простых людей, и монахов. Это закон жизни. Законы природы для нас поставлены, как дорожные фишки: они направляют нас и ведут к спасению.

Для каждого человека взаимоотношения с Богом и Создателем – это приближение к Господу Богу, это преодоление в себе тех проявлений, когда мы ненавидим, завидуем, ропщем, не можем уступить, промолчать, помочь.

Когда мы перестаем быть людьми – это самое страшное. Я бы очень хотел, чтобы люди, пройдя это испытание, сложное время пандемии, все-таки остались людьми.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Почему Бог заповедует человеку прощать всем обидчикам своим – все равно, каются они перед ним или нет? А Сам Господь прощает только тех, кто кается. Такого закона в природе не бывает. Извините за такой вопрос».

– Законы животного мира – одни, и лев может съесть антилопу. Законы человеческие – совершенно другие. Часто люди говорят, что у их любимого питомца есть душа. Она, наверное, есть, но, как говорили древние философы, растительного происхождения и со смертью животного, к сожалению, душа его умирает.

Бессмертная душа – у человека. И мы обязаны этим своим прародителям Адаму и Еве, которые передают нам эту бессмертную частичку – она передается от человека к человеку. У нас совершенно иные законы. Мы должны всегда оставаться людьми – должны всегда поступать по заповедям Божиим.

Господь призывает прощать обидчиков. В молитве «Отче наш» мы говорим: остави нам долги наша. «Долги» – это наши несовершенства.

Господь нам это заповедал, а мы не сделали. Как Он простит нам, если мы нарушили ту или иную заповедь? Господом сказано: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. Этот духовный закон действует во взаимоотношениях человека и Бога. Господь перед человеком ставит определенные условия: каким он должен быть, какую должен выполнить задачу, чтобы быть ближе к Богу. Иоанн Богослов говорит: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.

Нас часто спрашивают, в какого Бога мы верим. Бог один в трех Лицах, но прежде всего Бог – Создатель, и Бог есть любовь: это отличает христианство от других религий. В других религиях совершенно другие отношения между Богом и человеком (вечные страдания, колесо перерождения и прочее). В христианстве совершенно иной закон: мы должны прощать.

В Библии сказано: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему. Многие толкователи сходятся в том, что подобие и образ вложены в человека изначально.

Мы должны быть похожи на Создателя, на Господа в части прощения, милосердия, сострадания. Такими качествами мы наделяем Бога. Да, Господь есть Судия – как Он может наказывать? Наверное, Он больше вразумляет… Вот такой ответ на этот вопрос.

Общество вспоминает о Боге только в момент тяжелых испытаний: сейчас тяжело – и люди снова вспоминают о Боге. Человек приходит к Богу только в тяжелых испытаниях?

– Хорошо, когда человек приходит к Богу по вере осознанной, выстраданной, изученной. Когда он страдает или кого-то теряет, он чувствует свою уязвимость и интуитивно ищет защиты. Может быть, он ищет ответы на определенные вопросы мятущейся души…

Человек приходит к Богу от своего сердца. Но испытания, приводящие к вере, тоже нельзя списывать со счетов: зачастую вразумить, остановить человека может только какая-то печаль или потеря.

Мы слушаем Бога, но не слышим. Что нужно сделать человеку, чтобы услышать слово Божие?

– Мы называем Господа Спасителем. Но после пришествия Его в мир за 2 000 лет сколько было войн? Сколько было неповинных смертей? Сколько было – и сейчас остается – несправедливости?

Многие задаются вопросами: «Что принес Христос? Для чего Он приходил?» – и ответить, наверное, надо так: Христос Спаситель принес смысл жизни – это самое важное. Он принес смысл моего бытия: теперь любое дело (доброе или недоброе), которое я делаю, имеет вес.

Господь спасает нас от тирании греха, проклятия и смерти. Но человек должен сказать «да» своему спасению, должен сказать: «Я хочу, Господи, быть с Тобой». Вопрос спасения непростой – это тайна взаимоотношений человека и Бога, сокрытая от нас.

Вспомним советское время: люди занимали какие-то посты, были в партии. А потом, когда они пошли в храмы, на них начали показывать пальцем и говорить: «Перекрасились!» (вот какая бывает жестокая человеческая молва!)… Мы не видим чуда, что часто происходит с человеком: ведь Спаситель может прийти и к тому, у кого есть партбилет.

Я думаю, осуждать никого ни в коем случае нельзя. Господь Иисус Христос, наш Спаситель, принес прежде всего осмысление нашего бытия. Он спас нас – дал нам то, чего никогда не было.

Следующий вопрос… Священник перед Исповедью говорит, что он – только свидетель, а мы перед Господом стоим. Но мы редко обращаемся к Господу, мы всегда говорим что-то священнику. Почему мы разучились напрямую обращаться к Господу?

– Перед Исповедью всегда читается определенная молитва. Священник во всеуслышание, обращаясь к народу, говорит: «Аз же точию свидетель есмь, да свидетельствую пред Ним вся, елика речеши мне».

Священник – свидетель покаяния, твоего глубокого раскаяния.

Почему Исповедь начинается с 7 лет? С этого возраста подросток уже начинает понимать, оценивать свои поступки по-взрослому: это маленький ребенок не понимает, что он делает. Возрастая из года в год, подходя к Исповеди, мы должны понимать личную ответственность за то, что происходит в нашей жизни.

Покаяние – не констатация факта, что я нарушил пост, например, съел что-то скоромное, посмотрел не туда или пожелал не того. Это понимание ответственности за каждый свой поступок. Потому что любой твой поступок так или иначе отражается на близком человеке.

Важно понимать, что мы несем ответственность перед своими близкими за свои поступки; повторюсь – наши поступки зачастую могут влиять на тех, кто рядом: мы можем ненароком кого-то обидеть, навредить ему, принести боль. И мы каемся, что стали источником страданий для других, искушением для того, кто находился рядом.

Исповедь – это не то, когда ты отчитался о грехах, и все. Нет, это некая работа. Прежде чем подойти к кресту и Евангелию, человек накануне вечером осмысливает свою жизнь. А на Исповеди говорит: «Господи, вот с этим я могу справиться, вот с этим с Твоей помощью справился. Помоги мне, пожалуйста...».

А священник будет вместе с вами плакать слезами радости, что вы вернулись к Господу, осознав гибельность нахождения вне Бога.

Мы слышим: идите, научите все народы, – но мы не берем на себя никакого служения. Нам кажется, что мы хотя бы не убиваем, живем вроде бы праведно. Как здесь выстраиваются наши взаимоотношения с Господом? Мы можем претерпеть от Него какие-то вразумления?

– Бог справедливый или милосердный? Он милосердный. Что человек заслуживает, когда устраивает войны, геноцид? Но Бог милосердствует.

Не пропадет слеза страдающего: ни одно страдание неповинного никогда бесследно не пройдет. Но Бог, милосердствуя над страдающими, никогда не забудет вразумлять того, кто стал причиной страдания многих. Поэтому, когда спрашивают, милосердный Господь или справедливый, то, конечно, Он милосердный. И Он хочет, чтобы и мы были такими же.

Сейчас ругают всех и вся: и священники плохие, и Церковь не такая. А когда было иначе? В советские времена было иначе? Тоже ругали. А когда была Российская империя, как относились к священникам? Все помнят карикатуры в сказках. Откуда это появилось? Это появилось не в 1917 году, а гораздо раньше... Да, были ошибки – они всегда есть в любом обществе. Среди учеников Господа тоже нашелся предатель – Иуда. И сейчас находятся несовершенные творения, совершающие поступки, которые чернят и общество, и Церковь.

Поэтому, когда мы рассуждаем над тем, каково наше место в современном мире, давайте задумаемся: какими хочет нас видеть Бог? Это тоже важный вопрос. Успешными, богатыми? Нет, совершенно другими. Сказано, что из-за умножения беззакония охладеет любовь в людях. Это, к сожалению, мы наблюдаем сегодня, в дни пандемии. Мы видим нетерпение. Хотят столкнуть людей, создать напряжение. И это самое страшное.

Подведем итоги. Мы всю жизнь, наверное, будем задаваться вопросом взаимоотношений Бога и человека – вся жизнь человеческая крутится именно вокруг этого вопроса. Но наступит момент, когда, верили мы или не верили, мы столкнемся с реальностью, о которой всю жизнь пытались забыть или не думать...

Благословите наших телезрителей.

– Господь дал каждому дар жизни – давайте беречь его: беречь наших близких и помогать тем, кто нуждается в помощи. Не будьте безразличными, не проходите мимо там, где требуется ваше живое участие, – и вы будете учениками Христа.

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс