Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (1129) → Митрополит Томский и Асинский Ростислав: Сила слова

Митрополит Томский и Асинский Ростислав: Сила слова

№40 (1129) / 18 октября ‘21

Архипастырь

Владыка, на мой взгляд, слова бывают как с позитивным зарядом, так и с отрицательным. Я довольно часто вижу, что молодежь активно слушает песни с нецензурной лексикой и считает, что в этом нет ничего страшного. Понятно, что это плохо, но есть ли в этом духовная опасность?

– Если бы эти слова звучали только в отдельных песнях, исполняемых отдельно взятыми людьми... К сожалению, эпидемия, захватившая наше общество, причем все его слои, вне зависимости от возраста, действительно очень опасная: это как плесень, покрывающая жизнь, души людей.

Господь в Евангелии говорит, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. А если это слово не просто праздное, а нечистое, или скверное, или гнилое, как называл такие слова святой апостол Павел?..

В Послании к Ефесянам он говорил так: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. Апостол Павел говорит, что слово способно принести человеку благодать, то есть благословение Божие, если оно доброе и наполненное благодатью. Но если слово гнилое (а гнилой продукт издает зловоние, он способен отравить и даже убить человека), оно отравляет жизнь.

В последнее время уделяется очень много внимания экологии. Сейчас идет нарушение экологического баланса, разрушение экосистемы, в которой мы живем, и мы склонны винить в этом глобальное потепление. Мы видим участившиеся природные катаклизмы, которые стали довольно разрушительными, – и в первую очередь говорят, что, очевидно, это происходит из-за нарушения экологии.

Так вот, существует экология не только в природном плане, но и экология духовная, когда мы нашими словами, по сути, разрушаем духовную среду, в которой живем, превращая ее в совершенно нездоровую.

У епископа Североморского и Умбского Митрофана есть замечательная книга – он ее написал еще будучи священником, она посвящена как раз проблеме мата. Это небольшая брошюрка, в ней он дает обстоятельный обзор того, откуда пошла эта совершенно нездоровая традиция, корни, истоки этой болезни и какую опасность она в себе несет.

Он справедливо замечает, что еще 40, 50 лет назад, если такая проблема, как сквернословие, имела место в обществе и люди к этому прибегали, то они старались хотя бы себя ограничивать: Владыка Митрофан говорит, что мужчина или молодой человек не мог позволить себе сказать нечистое, гнилое слово в присутствии девушки или женщины, тем более матери, очевидно, понимая на генетическом или подсознательном уровне, что нельзя засорять ее слух, ее сознание чем-то недобрым: особенно это может оказать негативное воздействие на будущего ребенка, например, если женщина его вынашивает.

И вот нынешняя ситуация, когда не только мужчины не ограничивают себя в словах. Иногда, прогуливаясь по нашему городу, находясь в каких-то других местах, я встречаю такие парочки: идут парень с девушкой и соревнуются друг с другом в сквернословии, кто возьмет верх.

У кого больше словарный запас.

– Да. К сожалению, эта болезнь развивается, и она начинает разрушать человека, его духовную жизнь. Почему? Откуда это берется? Опять же от падшей природы человека. Господь в Евангелии спрашивает: Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Нет. Та́к всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.

Если мы рождаем такие плоды, как скверные слова, это значит, что они извергаются из нашего сердца. Господь говорит, что исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека. Они зарождаются там, в сердце, и если человек произносит такие слова, значит, они рождаются в его сердце, оскверненном грехом, порочностью, страстями.

А ведь если вдуматься в смысл этих слов, они несут не просто «темную энергетику», как сейчас принято говорить: они преисполнены смыслов, развратных и блудных, и оскорбляют не только собеседника.

Люди, использующие ненормативную лексику, иногда над этим не задумываются, но в этих словах чувствуется некое оскорбление и родителей, и высоких и святых для всех вещей. Человек на автомате начинает это произносить и тем самым оскорбляет и собеседника, и какие-то очень высокие вещи, которые есть в нашей жизни.

Некоторые оправдывают употребление ненормативной лексики, считая, что она восполняет что-то такое, что крайне необходимо человеку – например, в его профессиональной деятельности. Когда человек является руководителем большого предприятия либо маленького коллектива и не может добиться результатов от указаний, которые он дает, используя нормальную лексику, он начинает прибегать к лексике ненормативной, и создается иллюзия, что так он каких-то результатов достигает.

На самом деле не стоит рассчитывать, что здание, которое строят на гнилом фундаменте, будет прочным и непоколебимым. Среда, где используется ненормативная лексика, разрушает коллектив и само дело. Это иллюзия, что благодаря ненормативной лексике можно достичь положительных результатов.

В своей книге Владыка Митрофан вспоминает одного батюшку, которого я очень хорошо знал, когда тот еще не был священником. Это отец Николай Кравченко. С ним я познакомился, когда был епископом Магаданским и Чукотским и посещал Чукотку. Тогда он был еще достаточно молодым человеком.

Он прошел службу в Чечне во время известной войны, был, по-моему, сержантом, и у него под командой было целое отделение. Однажды они попали в засаду, и им всем грозила неминуемая гибель. И тогда он дал обет Богу: если выживет, обязательно построит церковь. Начался бой, и они встретились лицом к лицу с противником. Бой шел несколько суток, и у них стали заканчиваться патроны. Сначала они надеялись, что придет подкрепление, но его не было, и им оставалось идти в рукопашный бой с врагом, превосходившим их по силе. Многие полагали, что в бой можно идти, только награждая своего противника трехэтажной ненормативной лексикой. Но вдруг отцу Николаю, тогда еще мирянину, пришла мысль: «А почему мы должны идти в сражение с этими гнилыми словами?»

И они бросились в бой и во время сражения непрестанно кричали «Христос Воскресе!» Как он вспоминал, вдруг он и все его сослуживцы почувствовали, что слово Христово, слово Божие вливает в них – в уже изнемогшие сосуды, которые, как кувшины, были обречены на разбивание, – новые силы. Эти силы дал им Господь. Надо сказать: хотя там была настоящая мясорубка, все они выжили. И хотя некоторые были ранены, прошли через госпиталь, в живых остались все.

И все они убеждены, что сила, их спасшая, – это слово Божие, что звучало тогда из их уст. Думаю, если бы из их уст звучало не слово Божие, а слово гнилое, разрушающее внутренний мир человека, то Господь не дал бы им Своей силы и они наверняка бы погибли.

На Ваш взгляд, откуда на Руси появились эти слова? Ведь когда князь Владимир принес на Русь Православие, вряд ли в языке Кирилла и Мефодия эти слова были.

– Использование подобного рода лексики было характерно и для древнего языческого мира.

Это еще оттуда?

– Как наследие темного язычества. Апостол Павел говорит, что язычники, принося жертвы идолам, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской, потому что идолы – это бесы. Эта темная традиция идет оттуда, но не только. Как я уже сказал, она подпитывается самой падшей природой человека: если человек имеет внутри себя блудные помыслы, блудные устроения, блудные чувства, не очищает их молитвой, покаянием, не борется с ними, то, конечно же, человек наполнен блудом. А если он этим наполнен, это и рождает. И это опасно не только для самого человека, который матерится, но и для тех, кто при этом присутствует.

Есть такое понятие – «пассивное курение», когда люди, злоупотребляющие табаком, курят в присутствии женщин, детей, некурящих. Говорят, что табачный дым даже больше вредит им, чем самому курильщику.

То же можно сказать и о сквернословии. Помните у Тютчева известные строки: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется»? Слова скверные и нечистые постоянно слетают с наших уст, а мы удивляемся: «Почему вокруг нас все рушится, распадается, почему болеем мы, почему болеют наши дети? Почему еще 50 лет назад в нашей стране все молодые люди, призываемые в армию, были здоровыми, процент нездоровых был маленький, а сейчас более 30% призывников выбраковываются как больные, не подлежащие призыву, а другие признаются условно годными, обремененными кучей болезней?» Причин, конечно, много, и одна из них эта, потихонечку разрушающая не только духовное, но и физическое здоровье человека.

А как быть, если вокруг себя слышишь мат? Едешь в автобусе и не будешь же всякий раз выходить из него? А если сделаешь замечание, это может привести к еще большему конфликту. Как вести себя в такой ситуации?

– Когда такая ситуация, кого-то учить жизни – дело безнадежное и неблагодарное. Нужно самому правильно себя вести. Человек, ум которого погружен в молитву, способен не слышать того, что происходит вокруг.

Иоанн Лествичник говорит, что духовный человек подобен капельке ртути. Когда ртуть попадает в пыль, то она не смешивается с пылью, грязью. Пыль остается на поверхности капли ртути, не проникая внутрь. Вот так же и духовный человек: если его ум и сердце погружены в молитву, заняты молитвой, то молитва, как некая колба, некая сфера, окружает человека, его ум, сердце и не дает скверне проникнуть внутрь.

Что касается общественного пространства, где мы не всегда можем контролировать ситуацию, – мне кажется, это общественное пространство должна контролировать государственная власть, и должны строго караться все, кто занимается сквернословием в общественных местах и злоупотребляет этим. На это обращал внимание еще Аристотель – у него есть известное произведение о государстве, где он пишет, что государственная власть обязана заниматься искоренением употребления ненормативной лексики в общественных местах.

У нас еще есть вопросы телезрителей.

Если ребенок в подростковом возрасте начал интересоваться другими религиями (хотя крещен) или активно впитывает в себя какие-то оппозиционные идеи, как быть?

– Каждый человек начинает питаться какой-то некачественной пищей тогда, когда нет пищи здоровой. Никто не пойдет, скажем, собирать отбросы со свалок, если у него на столе нормальная и здоровая пища.

То, что какой-то человек крещен, еще не значит, что он и просвещен.

Дело в том, что хотя в Православной Церкви принято совершать Крещение и над младенцами, это предполагает, что младенец с рождения должен влиться в полноценную церковную жизнь: его родители, крестные, бабушки и дедушки должны с детства взращивать этот росточек человеческой жизни в духе христианском, в духе Церкви Христовой.

Конечно же, тот, кто пребывает в Церкви, познавший сладость благодати Духа Святого, никогда не променяет Божественную благодать на суррогат. Человек, который смог приобщиться к подлинной духовной жизни, четко видит разницу между живым цветком, испускающим благоухание, и цветком пластмассовым, лишь имитирующим живой цветок.

Видимо, были какие-то просчеты в духовном воспитании, когда родители либо окружение не смогли дать этому молодому человеку подлинной, здоровой пищи, раз он начинает бросаться на что-то другое.

Как поступать, когда это уже есть? Это уже ситуация, когда мы вынуждены догонять уходящий поезд, но иногда еще не поздно что-то человеку объяснить. Но иногда бывает и поздно, – тогда остается только усердно молиться, особенно если это касается вопроса духовной жизни, чтобы Господь просветил заблудшего светом истинного богопознания.

Сейчас в интернете столько информации…

– А разве информация приводит человека к Богу? Это глубокое заблуждение, когда думают: сейчас прочитаем и все будем знать.

В советские годы было распространено такое убеждение: человек изучает какие-то научные данные, у него есть научные представления о мире, а религия этим сама собой как бы изживается. Якобы человек узнал что-то такое, чего люди, веровавшие в Бога, раньше не знали, и он стал безбожником, атеистом. На самом деле это не так, ибо к Богу приближает (либо от Бога удаляет) сердце человека.

И если человек находится в каком-то поиске, то не всегда этот поиск приводит его в тупик. Были люди, которые проходили через многие увлечения не только экзотическими религиями, религиозными культами, но даже вообще отпадали от веры. К таким можно отнести некоторых известных христианских святых – например блаженного Августина. Он в детстве воспитывался родителями в духе христианском, а потом отпал от веры, от благочестия и даже вел не очень достойную жизнь. Несмотря на слезы, уговоры своей благочестивой матери Моники он все больше и больше погрязал в этой пучине. Лишь потом Господь бросил ему спасательный круг ради молитв его матери, и Августин, пройдя через круги заблуждений, вернулся к истине.

Поэтому не исключено, что и тот, кто начинает увлекаться чем-то экзотическим и непонятным, в конце концов, если он искренне чего-то ищет, все-таки истину найдет. Ну и, конечно, родители должны молиться об этом человеке.

Записала:
Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: До сих пор к святому старцу земли Русской мы притекаем с молитвой

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодня мы вспоминаем святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского. Святого, который в ряду всех русских преподобных стоит на первом месте. Именно преподобный Сергий заложил, собственно говоря, основу того русского монашества, к которому принадлежит и нынешнее поколение иночествующих. Этой монашеской традиции уже сотни лет, и она выдерживает испытания временем, даже самые суровые. Мы знаем, что во времена тягчайших гонений, которые выпали на долю Церкви нашей и народа нашего в суровом XX веке, многие теряли жизненные ориентиры, многие отказывались от веры страха ради, но монашествующие в абсолютном своем большинстве сохраняли верность Господу даже до смерти.

 
Беседы с батюшкой

Игумен Филарет (Пряшников): Бог и человек в Православной Церкви

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс