Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (1129) → Архимандрит Александр (Глоба): Причащаясь, мы можем войти в Царство Небесное, быть со Христом

Архимандрит Александр (Глоба): Причащаясь, мы можем войти в Царство Небесное, быть со Христом

№40 (1129) / 18 октября ‘21

Беседы с батюшкой

Немного вопросов пришло перед эфиром, но очень много картинок – это стало сейчас популярно. Как правильно православным поздравлять друг друга с праздником? Хочешь сделать человеку приятное, но ему-то не очень приятно получать такие картинки…

– Действительно, злободневная тема. Очень часто приходят такие поздравления – во всех мессенджерах, которые у меня есть, пишут: «Пересылаемое сообщение». А от сердца – не пересылается.

Даже священнику присылают, без «благословите», без вступительной речи, без живого общения. Этикет утерян. Смотришь – прислали и прислали. Потом очень долго память телефона надо чистить. Каждый присылает что-то, а нужно ли это мне? Звонишь по телефону по делу, а тебе приходят ненужные сообщения.

Конечно, хорошо, что люди помнят друг о друге, но нужно помнить и кому ты пишешь, для чего. Получилось, что священника стянули на один уровень с мирянами: нет благоговения святости перед священным саном, перед церковным чином – потеряна эта русская духовная традиция. Это факт. Когда благоговейность потеряна, люди очень просто переходят границы, «красные линии». То, что раньше называлось этикетом, что изучали, старались освоить, усвоить, сейчас как-то марается и затаптывается…

Вопрос телезрителя: «Преподобный Макарий Египетский говорит: «Помни: не дано человеку и невозможно искоренить грех собственной силой. Бороться с грехом, противиться, носить и принимать язвы – это в твоих силах, а искоренить – Божие дело». А если не получается, приходят мысли: слышит ли Бог твои молитвы? Ты просишь, а помощи нет».

– Здесь говорится, что человек своими силами не может ничего сделать. Эта мысль проходит красной нитью по страницам Священного Писания.

Без Бога ничего человек не сможет сделать – да и Христос Сам сказал, что человеку без Бога спастись невозможно, а Богу же возможно спасти человека.

Все методики, различные мероприятия, системы, которые люди разрабатывают, тщетны в том плане, что не приводят к искоренению греха: они могут только его затушевать, облегчить, каким-то образом отвлечь человека, научить его не обращать на это внимания. Господь же может вырвать грех, как сорняк, с корнем и выкинуть – и так исцелить от недуга, от греха.

Сегодня человек в каких-то страстях, а завтра у него этой страсти нет: Дух Святой поработал у него внутри – укрепил его, благодатной Своей силой искоренил это зло, и человек исцеляется и становится на путь служения Богу. Здесь нужна вера, нужна просьба самого человека.

Когда Иов Многострадальный хотел исцелиться, скоблил свои струпья глиняным черепком и сидел в гнойной яме, он ничего не мог сделать – только Господь его исцелил по его вере, по его любви к Богу: по его знанию, что Бог исцелит, поможет ему. Без Бога ничего не получится.

Сейчас есть психологические исследования, в больницах проводятся на группе верующих и группе неверующих. Быстрее поправляются те, кто возлагают свою надежду и упование на Бога, а зацикленные на своем эго часто получают осложнения. У них тоже бывает процент исцеления, но замечено, что легче переносят болезни, травмы люди верующие, надеющиеся на Бога, на Божию силу, Божию благодать: получают ее и поправляются – это научно доказанный факт.

Человек приходит в церковь, видит священника, хочет к нему подойти… Что нужно сказать?

– Прежде всего он должен поздороваться, сказать: «Благословите».

«Благословите» может быть для него несколько не то…

– Поздороваться нужно. Очень часто бывает так: люди приходят в храм и обращаются: «Мужчина!» Я даже этого не понимаю, иду дальше, а мне: «Мужчина!» Я не знаю, как реагировать. Из всего окружения на этом месте один мужчина – я; бывает, останавливаешься, ждешь, пока человек задаст вопрос. Культуры нет – она потеряна.

Многие годы священников никто не видел...

– В то время были люди высокой духовной культуры. Бабушки, дедушки знали, что к священнику надо обращаться «батюшка», надо благословения попросить.

Люди часто пишут нам вопросы: боятся задать их священнику на приходе. Стоит ли этого бояться?

– Это уже какая-то духовная несостоятельность; мы же не отрицаем, что духи злобы поднебесные не хотят, чтобы человек ходил в храм Божий.

Это какая-то метафизическая сила действует на человеческую психику, приводит его в исступление, оцепенение – человек не понимает, что нужно делать, находится в ступоре. Это действие духовных сил.

Мы читаем на страницах Священного Писания: когда люди соприкасались со святыней, когда видели какие-то явления, они тоже пребывали в некотором ступоре, оцепенении, недоумении или ожидании чего-то. Такая реакция человека проявляется и в наши дни, и это свидетельствует, что Священное Писание живо и там написана правда.

Человек, подходя к священнику на Исповеди, должен что-то сказать. Есть стандарт формулировок, как начать Исповедь у аналоя перед священником?

– Обычно создается комфортная духовная обстановка. Когда человек подходит на Исповедь, он уже знает, что нужно сказать. Если же первый раз, то он говорит, что никогда на Исповеди не был, и тогда священник рассказывает, как нужно себя вести.

Конечно, бывают такие случаи, когда встречаешься с какими-то непонятными вопросами – на них надо научиться отвечать либо не отвечать, либо правильно отвечать, но не делать выводов по отношению ко всей Церкви.

В Москве, в больших городах, да и в малых городах, священники очень воспитанные сейчас, правильно подходят к людям. Большинство. Я не видел, чтобы они вызывали отторжение или неприятие. Наблюдаю, со стороны смотрю: не бывает, что человек как ошпаренный отходит от священника. Культура священническая по отношению к приходящим на Исповедь высокая: это надо отметить.

Вопрос телезрителя: «Как часто нужно молиться за умершую маму?»

– Можно каждый день молиться. В утренних, вечерних молитвах есть помянник краткий, и мы молимся за живых и усопших. Если болит сердце и хочется особенно помолиться, то можно пойти в храм Божий, подать сорокоуст либо годовое поминовение и таким образом участвовать в духовной жизни души усопшей мамы.

Вопрос телезрительницы Надежды: «Что делать с маслом, елеем, если оно за много лет использования загустело, появился прогорклый запах? Жечь негде».

– Если есть возможность, можно в реку вылить, чтобы это унесло, либо закопать под деревом в лесочке или парке. Или можно на могилку отнести, закопать в могилку: убрать в непопираемое место, чтобы святыня не осквернилась.

Вопрос телезрительницы: «Может ли прабабушка быть крестной? Прабабушке 81 год, а правнучке 9 месяцев».

– Практически, конечно, может быть, но дело в том, что от крестного требуются усилия в воспитании ребенка. Это большой возраст для человека – дай Бог до 100 лет пожить и воспитать ребенка, но все-таки надо практически смотреть на вопросы воспитания веры: это ответственное дело.

Я даже отказываюсь быть крестным, будучи священником, так как не смогу выполнять обязанности: я боюсь Богу за это дать ответ, ведь Он за это с меня спросит… Человек должен к этому подходить и со страхом, и с осознанием важности дела.

А если рождаются дети в семьях священников, например, они ведь и так растут в вере?

– Да, это предполагается. Но все абсолютно одинаковые перед грехом, беззаконием, тут уже выбор человека. А если молитвы нет, ограждения церковного нет, ограды от этого злого мира нет? Крестный должен быть очень навязчивым в вопросах веры, может даже вразрез пойти с мнением родителей.

Люди порой не понимают, что нужно.

– Здесь нужно разъяснение, поэтому нас Святейший Патриарх благословил, чтобы перед Крещением проводилось не менее 2-х бесед, чтобы человек понимал, что такое Крещение, осознавал важность этого духовного события, правильно себя подготавливал. Разъяснительные беседы имеют целью правильную подготовку человека к принятию Крещения.

Вопрос телезрителя Святослава: «Что делать, если меня друзья отвлекают от храма, говорят, чтобы я ушел из алтаря? Что надо говорить в таких случаях?»

– Знакомая ситуация. Мне тоже говорили: зачем ты туда ходишь? Я перестал с этими друзьями общаться.

Это я. А здесь, если хорошие друзья, может, их позвать надо? Мои не шли: среди моих были неверующие, они не хотели принимать Христа, были иноверцы, которые тоже не хотели менять свою веру, смеялись над моей верой. Но мне было легче выбрать то, что мне больше нравилось, – и я считаю, что я сделал правильный шаг.

Если не можешь противостоять друзьям и тебе сложно, то лучше от них уйти?

– Да, блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…

Еще вопрос: «Я хочу читать Апостол на русском языке, а мне говорят, что нужно читать на церковнославянском».

– Почему? Никто не запрещает – читайте на русском языке.

А если это в богослужении? Человек хочет прочитать на русском языке, а настоятель говорит, что надо на церковнославянском.

– Здесь надо послушаться настоятеля: «Аще изволит настоятель» – есть такая сноска в богослужебном уставе. Настоятель может повысить разряд службы, он вправе немного изменить богослужебный устав в сторону увеличения службы. Но если есть необходимость сократить службу, то могут опуститься некоторые моменты, не влияющие на полноту богослужения.

Если хочется читать на русском языке, дома никто не мешает это делать. Но если в церкви проходит уставное богослужение на церковнославянском, а человек хочет параллельно читать про себя на русском языке, он может дома подготовиться и сравнивать текст с русским, чтобы не мешать богослужению.

Когда человек идет в храм, он должен дома почитать и Евангелие, которое будет читаться в церкви, и Апостол: нужно быть уже подготовленным – чтобы принять слово, нужно взрыхлить почву своего сердца. И когда человек будет слышать в церкви эти слова, то очень хорошо будет воспринимать информацию, обильно облагодатствованную дарами Святого Духа.

Следующий вопрос: «Из Израиля в подарок привезли браслет, на каждом камне которого изображен глаз; и еще ладонь, посредине которой тоже изображение глаза. Можно ли держать такие вещи дома? И если нет, то как с ними быть?»

– Ладошка с глазом – это иудейское благословение. Если эти вещи напоминают каким-то образом о том, кто их подарил, то можно положить их в темный пакетик и убрать на полку, чтобы не соприкасаться с ними. Я бы такую вещь сжег – мне она не нужна. Для меня символ спасения – Крест Христов, а это не христианский символ, а каббалистика, еврейское язычество. Глаз Бога на шарике из стекла – это какое-то издевательство над высоким символом «Всевидящее око».

А если человеку все равно и для него это просто побрякушка?

– Если людям все равно, они не задают такие вопросы. А здесь человека мучает вопрос, что делать.

Боится принять неправильное решение.

– Поэтому я и говорю: либо спрятать, либо сжечь.

А еще есть такая мода – носить красную нить.

– Это тоже язычество. Я уже советую так: возьмите хотя бы вязаные красные четки, если хочется именно красное, но уповайте все-таки на Духа Божия, Который оживотворяет человека, а не на эти тряпочки, побрякушки с надписаниями слов из Торы. Они для нас не имеют никакого значения – это духовный мусор, от него нужно избавляться.

Может быть, я резко говорю, но как священник и врач я бы сказал о болезни именно так, – а здесь духовная зараза, от которой надо избавляться.

Еще вопрос: «Как отличить психическое заболевание от беснования? Хотя слышал мнение, что это могут только святые, и то не все и не всегда».

– Здесь надо наблюдать за человеком, иметь особые дары Духа Святого, чтобы различать духов злобы поднебесных.

В моей практике были люди вроде бы нормальные, но когда читались определенные молитвы, кто-то из них хрюкал, кто-то гавкал, кто-то мычал. Я видел это состояние, но не обращал на него внимание, прочитывал молитвы, и им становилось лучше.

Есть и психиатрические больные, у которых очень сильная шизофрения или параноидальный синдром, состояние какого-то аффекта. Это все должна определить комиссия из нескольких психиатров: просто так не поставишь этот диагноз – можно предположить психиатрическое нарушение, девиантное поведение, но все-таки статус психиатрического заболевания ставит коллегия или комиссия из врачей-психиатров. Это не дело священника – мы можем только что-то предположить.

Так же и с беснованием. Это может определить только опытный духовник. Священникам очень полезно знать, что не каждый из них может выносить духовные диагнозы: это решается коллегиально – надо обращаться вплоть до архиерея. Создается духовная комиссия, которая может исследовать этот случай и дать церковный ответ. Это не просто так: к батюшке приехал – и он тебе дал ответ. Такого нет.

Здесь как раз Церковь сотрудничает с врачами… Прошу Вас обратиться к телезрителям и подытожить нашу встречу.

– Всем телезрителям я хотел бы пожелать крепкого здоровья, помощи Божией, чтобы никакие амулеты, обереги не затмевали ум и чтобы любовь Божия проистекала из нашего сердца и мы помнили о Боге все время.

Пусть Божие благословение, покров Царицы Небесной, молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывает со всеми вами.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс