Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
У каждого человека свой путь к Богу – Вы этот путь начали в самом детстве, ходили в воскресную православную школу, потом была Московская духовная академия. Вы веру воспитывали в себе всю жизнь… Мы часто воспринимаем путь к Богу как некую гарантию, что все в нашей жизни исправится, все будет хорошо – никаких проблем не будет. Путь к Богу обязательно тернист, обязательны на нем страдания? Или можно жить припеваючи, ни о чем не заботиться, раз я иду к Богу?
– Мы видим на примере апостолов, насколько их взаимоотношения со Христом имели особенный характер в контексте темы, которую мы сейчас обсуждаем: у них был особый путь к Богу через взаимоотношения с Иисусом Христом. Мы видим, что даже на протяжении земной жизни Иисуса Христа, последние 3 года, когда апостолы были с Ним, у них происходит определенный кризис…
В Евангелии это выражено словом: уверовали. Происходит некое событие. Например, Христос претворил воду в вино – и апостолы уверовали в Него. Происходит такое чрезвычайное событие, как хождение Петра по водам, – и апостолы уверовали в Него. Евангелисты запечатлели, что после умножения хлебов, после воскрешения дочери Иаира, после воскрешения сына Наинской вдовы и так далее во взаимоотношениях между ними и Христом происходили глобальные потрясения – они выражены в Евангелии словом уверовали.
Что это значит? Мы же не можем предположить, что будто бы до этого они в Него не верили. Нет, евангелист доносит до нас в этом понятии истину о том, что у апостолов в результате какого-то слова Христа, какого-то события в их жизни или жизни окружающих людей происходит определенное познание Бога – определенная перезагрузка ценностей, что были у них перед этим (не говоря уже о Голгофе и смерти Господа, Его Воскресении, Его уходе из этого физического мира и о том, когда апостолы остались одни, когда физически Христа как Человека рядом с ними уже не было).
Смотря на жизнь апостолов в этой миниатюре, мы смотрим на нашу жизнь и видим, что и она имеет в себе жизненные кризисы, когда Бог открывается нам с неожиданной стороны. Мы должны быть к этому готовы, так как это всегда приносит определенные страдания, какую-то скорбь: нам свойственно погрязать в неких стереотипах, в неких привычках, связанных с нашим эгоизмом, с нашей гордыней, с тем, как мы смотрим на вещи этого мира, как смотрим на Бога. Мы и Бога тоже помещаем в свои определенные понятия, термины, что Бог должен делать то или это, что Он должен обязательно являться таким или иным образом.
Человеческое рассуждение, человеческая логика, какие-то наши попытки уловить Господа, поймать Его сетью или сделать так, чтобы Он оказался в нашем кармане, полностью расписав все, что Он должен делать, что не должен, полностью разрушаются, когда происходит движение нашей души к Богу – когда она находится на пути, о котором вы говорите.
Когда жизнь – движение к Богу, происходит процесс узнавания Бога, когда мы учимся на Него смотреть, учимся видеть Его присутствие и ценить Его отсутствие: Бог иногда дает человеку ощущение Своего отсутствия – определенной дистанции, как это было даже в раю у первых людей. Когда они поддались на искушение дьявола, призвавшего людей к автономному существованию и всемогущественному знанию, Бог для них как бы отсутствовал – они в этот момент ощутили Его отсутствие. Бог допустил это. Они знали о Нем, но Он дал им это почувствовать.
Мы видим, что дистанция, которую Бог иногда позволяет человеку ощутить, для него тоже может быть полезной – он способен в это время увидеть сам себя (увидеть свою душу, свое «я», осознать, что чего-то стоит – или вообще ничего не стоит). Чаще всего познает свою полную беспомощность без Бога… У него возникает всепроникновенное ощущение себя, с одной стороны, как существующего, как личности, как «я», а с другой стороны – одинокого в этом мире, как Робинзона, оказавшегося на необитаемом острове: как тот был рад, когда встретил Пятницу… Так и человек счастлив, когда встречает другого. Этим другим становится Бог, когда Он видит, что человек готов: что он хочет встречи, откликается на нее, Его ищет, познавсебя в одиночестве.
Путь к Богу – очень широкое понятие: это длится столько, сколько отводится для взаимоотношений между Богом и человеком. Для кого-то это целая жизнь – 90 лет, для кого-то 10–15 лет, а для кого-то 3 минуты (например когда человек принимает Христа на смертном одре).
Пути Господни неисповедимы, а награда для всех, по слову Христа, одинаковая: для тех, кто пришел в первый час, кто пришел в третий час, кто пришел в двенадцатый час.
Я думаю, нам это слово Христом дано, чтобы мы не тешили себя мыслью, что если я с самого детства с Господом, то комфортное, высокое место мне обеспечено – нет, Господь говорит, что разбойник, который был только что с Ним на кресте и осознал свою греховность, в близости и понимании Господа может быть намного ближе, чем ученые мужи, богословы, коими были книжники и фарисеи, когда распинали Христа как богохульника и злодея.
Я в своей свободе выбираю Господа по разным причинам: я могу подумать, что Христос – некий Бог, Который выполняет мои желания. Если мне говорят, что Он есть, и я, так сказать, верю, я приношу Ему жертвоприношение (утренние молитвы и вечернее правило становятся только правилом – неким жертвоприношением, а не искренним разговором и не покаянной молитвой; я приношу Ему свечи, деньги в храм) и ставлю галочку, что у меня все в порядке... Как человеку понять, что он верит не в Христа, а, так сказать, в какого-то Вицлипуцли?
– Я думаю, Господь дает такому человеку вразумительные средства, чтобы в его жизни происходили кризисы, которые бы выбивали его из «зоны комфорта», может, подводя его к самому краю, чтобы он оказался на границе веры и атеизма и почувствовал холодок абсолютного одиночества и бессмысленности.
Христос иногда шел на такие крайние меры, когда провоцировал Своих оппонентов, заявлял или делал какие-то революционные вещи. Мне вспомнился эпизод из Евангелия от Матфея, когда Христос говорит расслабленному, которого его родственники спустили к Нему: Прощаются тебе грехи твои. Встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. Потом Христос говорит, что это было сделано, чтобы уверовали, чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи.
Многие из народа восприняли это как богохульство: «Как так? Грехи может прощать только Бог». То есть здесь присутствует некий антагонизм между небом и землей, – а Христос говорит: «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи». Должна была произойти определенная перезагрузка людей (апостолов, окружения Христа, тех, кто еще не веровал в Него), чтобы пойти за Господом дальше, чтобы принять Евангелие.
К тем, кто способны двигаться дальше и воспринимать Бога ближе, глубже и ярче, чем свои какие-то общие представления, иногда носящие языческий характер, Бог стучится в душу – Он о Себе заявляет, в том числе серьезными, глобальными потрясениями в жизни. Но есть те, кто, может быть, и не очень способны идти дальше, – им и на этой ступеньке хорошо, они раскладывают пикничок и готовы обедать здесь целую вечность.
Вопрос телезрителя из Белгорода: «В Евангельской притче о работниках сказано, что и те, которые пришли работать первыми, и те, которые пришли последними, получили одинаковую плату. И сказано в конце притчи: много званых, а мало избранных. Получается, решает все Сам Христос? Можно все делать, все правила соблюдать и оказаться в самом хвосте или вообще нигде, а можно за секунду оказаться рядом с Ним (как правый разбойник). Получается, что не человек решает, а все зависит только от Христа. А как мы можем это предугадать?»
– Великолепный вопрос. Естественно, напрашивается вывод, что все зависит только от Бога: невозможное человекам возможно Богу.
Христос нам много раз в Евангелии вводит эту «вакцину», чтобы мы не разделяли людей на белых, коричневых, черных, зеленых и не ставили иерархические границы в духовности. Всю иерархию в отношении духовности (в лице фарисеев, книжников и других людей, которые были супердуховными, так скажем, в иудейском обществе) Христос полностью уничтожил.
В Евангелии мы видим абсолютный запрет на фашизм, так скажем, – делить людей (тем более самим!) на грешников и праведников. Если Бог иногда очевидным способом открывает нам святость людей, Церковь их канонизирует. Но мы знаем, что святых людей в мире за прошедшие 2 000 лет было гораздо больше. Господь нам открывает тех, кто нужен, необходим, чтобы Церковь имела определенный образ для подражания. При этом мы имеем абсолютный запрет на какой-либо суд: не судите, да не судимы будете.
В молитве Господней говорится: прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим – прощение наших грехов ставится в абсолютный противовес тому, насколько мы отпускаем какие-то грехи, злые поступки людей по отношению к нам. Никакие другие критерии Христос не предъявляет. Поэтому принципиальный суд принадлежит только Богу, только Христу; для человека в этом отношении наложено вето, так скажем.
Вы сказали о святых. На пути к Богу нам нужны помощники, – но мы, наверное, не знаем, кто это. Если мы говорим о святых, то, наверное, нам нужно дорасти до их понимания?
– Помощниками в процессе познания Бога, на пути к Богу на разных этапах становятся разные люди, в том числе святые. Лично я из своего детства помню, как восхищался житием святого Николая Чудотворца или преподобного Сергия Радонежского.
У других людей есть разные другие примеры восхищения жизнеописанием святых – это может быть и литературный письменный житийный образ, и опыт обращения в молитве к тому или иному святому. Часто обращаются к святым даже с какими-то меркантильными просьбами – чтобы сдать экзамен, например, многие обращаются к блаженной Ксении Петербургской. Когда просьбы сбываются, человек после этого (иногда спустя годы) начинает что-то осмысливать. Люди признаются, что хоть это была и совсем детская просьба, но она помогла пройти определенный путь и понять, что суть того, что просит душа, лежит за материальными запросами.
Мы познаем Бога через святых, через взаимоотношения с близкими людьми. Это могут быть бабушка, дедушка, мама, папа, даже друг – или это может быть проповедник. Сейчас проповеди миссионеров можно услышать через сеть интернет (все больше в нашей жизни занимает информационная составляющая, и мы практически всю информацию черпаем из интернета).
Вопрос телезрительницы из Гомеля: «У апостола сказано: вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Но я этого не могу понять. Объясните. И второй вопрос: если вера – дар Божий, то всем ли она дается?»
– В витиеватой фразе апостола Павла кроется простое содержание. Если говорить на современном русском языке, то понятие «вера» лучше переводить как «обращенность»: это наша обращенность к какому-то предмету или личности. В нашем случае – к Богу. Поэтому, когда мы говорим о вере в Бога или о вере Богу, мы говорим о нашей обращенности. Как если бы мы были обращены всем нашим взором, лицом на море или океан, например, когда нам нужно добраться до следующего материка: мы смотрим вдаль, строим маршрут, измеряем глубину, думаем, когда лучше выйти.
Вся наша жизнь посвящена тому, что мы любим, на что мы обратили наше зрение (понятно, что есть какие-то бытовые вещи, второстепенные дела, но полная наша обращенность – туда). Вот апостол Павел и говорит, что если ваша обращенность будет ко Христу, то Он будет как маяк, к которому вы прокладываете путь. Может быть, когда-то вы стоите на месте или пятитесь назад, тем не менее вы не сбиваетесь с курса, Он всегда перед вашим зрением, вы идете в Его сторону.
Веру мы должны воспринимать как дар: как и любовь – дар, нечто неземное, то, что нельзя выцарапать из этой материи, так и вера имеет неземной характер, ибо она относится к Богу. В этом смысле вера есть дар как обращенность, как та энергия, которую мы к Богу адресуем, направляем. И мы чувствуем от Него взаимность в этом смысле. Или не чувствуем, и это нас может тревожить: почему мы адресуем к Нему нашу духовную энергию, а Он молчит? Это тоже оказывается чем-то необходимым, чтобы человек осознал себя как человек.
Еще вопрос был, всем ли Христос дает веру (ведь все происходит по Его воле).
– Традиционно святые отцы говорят, что всем. Например, в толковании притчи о талантах говорится, что минимум человеку дается один талант: кому-то дается, может быть, и 5, и 10, и 100 талантов, но один есть у каждого – это возможность обратиться к Богу, возможность стать христианином. Человек может и не достичь глобальных изменений в мире своей святой жизнью, но может прожить жизнь с Богом, со Христом, своей душой быть ориентированным на Бога.
Наверное, если человек осознает себя как личность, признает в себе какие-то начала свободы, воли, памяти, интеллекта, то у него есть потенциальная возможность быть верующим, христианином: быть обращенным к Богу.
Мы приходим в Церковь, и все мы разные. Очень много пожилых людей, теперь появилась и молодежь, слава Богу. Господь со всеми разговаривает одинаково?..
– Я считаю, что нет. Господь для каждого использует свой, абсолютно уникальный, язык. Сколько личностей было в мире, столько и языков у Бога, мне кажется.
Мы пытаемся всех людей сделать в нашем сознании единой серой массой, выделив себя и наших близких, которых мы любим, но у Бога есть одно чрезвычайное средство, нам недоступное, – безмерная всепоглощающая любовь: Иоанн Богослов говорит, что Он нас возлюбил еще до того, как мы родились. Что это значит? Бог любит нас, нашу душу, наше «я» до того, как мы что-либо сделали, до наших хороших или плохих поступков. Он нас уже любит, ибо знает, что человек – это не поступки и даже не дела. Он видит наше «я», нашу личность и любит нас безмерно, безгранично. Из этого апостол делает вывод и называет Бога любовью: Бог есть любовь. Мы на такую любовь не способны.
Вопрос телезрительницы из Белгородской области: «В одной из молитв утреннего правила есть такие слова: ˮ Да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоей руки и ограды; но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро, погибохˮ. Как понять последние слова? Мы просим смерти себе?»
– Нет, конечно. Здесь речь о том, что человек иногда может не понимать, что ему нужно в жизни, чтобы его душа жила, что необходимо, чтобы осознавать свою цельность, смысл своего бытия.
Дьявол всегда пытается человека спутать – вовлечь в стереотипы, суррогаты, сделать из него прямоходящее животное. Но в этой молитве мы просим Бога опережать дьявола в этих действиях, чтобы Он нас как-то встряхивал, производил необходимую для нас перезагрузку (по крайней мере, способствовал этому), чтобы мы не погибли в пучине бессмыслицы, суррогатов, мещанской жизни.
Сейчас я почему-то вспомнил разных классиков, приводивших разные примеры. Например, для Достоевского основным и важным показателем было страдание: по мнению писателя, только какое-то сильное преступление (как убийство старухи) может человека привести к тому, что в нем возникнет необходимость в Боге, покаяние. В этом смысле богоискательство в контексте мыслей Достоевского заключается в познании страданий, зла и на фоне этого – это какое-то восприятие добра.
У Льва Толстого мы видим другие примеры. Он пытается читателю привить осознание, что все, что происходит, происходит по воле Божией. Или он пытается поставить впереди Евангельские императивы – нравственность, любовь. Мы знаем, что у Льва Толстого были проблемы с Церковью в последние годы, но, если взять общее восприятие, его богоискательство отличается от Достоевского.
Практически каждый классик ставит определенные акценты, открывшиеся лично ему; может быть, это нам показывает некую картину, что путей к Богу в мире столько же, сколько людей, и каждый путь – особенный, неповторимый, неизъяснимый.
Путь к Богу у всех нас должен быть, наверное, не как в лифте: нажал на кнопку – и в рай. Мы должны идти, думать, страдать, размышлять и молиться… Всех наших друзей, молодых людей в особенности, я приглашаю посетить ваш миссионерский отдел.
– Спасибо большое!
Наверное, многое в нашей жизни происходит благодаря таким священникам, как Вы. Потому что научиться говорить с людьми искренне – это талант. Очень Вам за это благодарен.
Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.