Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Все, что я сумел найти в литературе по теме нашей беседы, очень разнится по смыслу и по взгляду на психологию и психотерапию в жизни православного христианина. Мы сталкиваемся с негативной оценкой православной психологии: зачем православному человеку обращаться к психологу, а тем более к психиатру? Мол, есть священники, к которым мы можем подойти с любым вопросом, есть Исповедь (если она правильно поставлена) как некий, в том числе очищающий, психологический опыт – и именно православный священник здесь рассматривается как психолог: нам не нужны никакие психиатры и психологи со стороны. Прокомментируйте это, пожалуйста.
– Наверное, стоит согласиться. Проблема лишь в одном: насколько мы духовные люди? Если у нас болит зуб, мы, наверное, помолимся, но пойдем к врачу – у него есть необходимые познания, квалификация, инструменты. Духовная жизнь неразрывно связана с бытием человека, с его душевным строем, с его телом. Духовная жизнь в этом плане должна быть неким фундаментом. Но насколько человек есть дух, настолько он еще обладает и телом, и душой. Как должна быть забота о правильной духовной жизни, как нашему духовному внутреннему человеку необходима молитва, необходимо участие в церковных таинствах, так необходима еще и правильная забота и о теле, и об эмоциональном, интеллектуальном уровне нашего бытия.
В каких-то ситуациях необходим врач и, может быть, и психолог. Другое дело, насколько психология в настоящий момент оказывается единой наукой: разные школы находятся в противоречии друг к другу, и человек, который обращается к психологу за помощью, в зависимости от того, какого специалиста он избирает, может получить диаметрально противоположные советы. Поэтому все, что касается психологии и человека, должно приниматься нами с осторожностью.
Вы замечательно сказали, что к психологии нужно относиться с осторожностью. Несколько часов назад я посмотрел, сколько психологов и психиатров в Санкт-Петербурге, и это оказался такой список, что понять, к кому обратиться, совершенно невозможно. В связи с этим у меня вопрос. Представим себе ситуацию, что Ваш прихожанин или прихожанка обращается к Вам и говорит: «У меня беда, я не могу справиться с унынием». Вы расскажете про христианское понимание уныния, а на самом деле это окажется депрессия.
– Депрессию должен лечить врач. Хорошо бы понимать, что на Исповедь мы в идеале приходим с духовными проблемами – это отсутствие любви, духовная леность и прочее. Но очень часто у людей все перепутано, и поэтому к священнику идут с вопросами, с которыми нужно идти к медицинскому специалисту; такое происходит (но на то и священник, чтобы быть всем для всех), хотя существуют проблемы именно психологического характера – конфликты в семье, депрессия, борьба с неврозами. Их должен решать специалист.
Но хорошо, когда идут, по крайней мере, к священнику. Плохо, когда уходят от священников в кабинет к психоаналитикам, как сделал в середине прошлого века западный человек.
Когда к Вам приходит прихожанин и спрашивает совета, а Вы говорите: «Иди к психологу», – он пойдет искать психолога?
– Я не думаю, что вправе давать подобный совет. Другое дело, что у меня на приходе можно получить бесплатную психологическую консультацию специалиста.
Это Ваш прихожанин или Вы пригласили специалиста?
– Мы дружим с Санкт-Петербургским обществом православных психологов, оно существует уже более 10 лет. Это общество, где есть свой духовник, оно объединяет профессионалов, которые еще и исповедуют свою веру. Члены этого общества периодически дежурят у нас в храме. Можно записаться по телефону и получить психологическую консультацию при личной встрече.
Хорошо, когда священник дает духовные советы, а психологические советы дает специалист в этой области. Это миряне, но они заведомо не дадут вредных советов, которые можно получить от психолога.
Например, заняться йогой?
– Дело в том, что в психологии очень важна мировоззренческая позиция того или иного человека, того или иного создателя целого направления: мировоззрение отвечает за отношение к человеку, к личности. Соответственно, насколько разные точки зрения, настолько разные и психологические школы.
Очень интересно, но именно у святителя Феофана Затворника, впрочем, как и у святителя Игнатия (Брянчанинова), встречается выражение «христианская психология».
Насколько я знаю, у нас есть реальная проблема с тем, что, по нашему представлению, православный психолог – это человек, который может помочь только православным людям.
– Я думаю, что существуют хорошие специалисты и не очень хорошие. Но очень хорошо, когда мы знаем, что тот или иной специалист – наш брат или наша сестра по вере, что у нас одни и те же мировоззренческие установки.
Вера определяет очень многое в нашей жизни – практически это фундамент всего нашего бытия. Если эту веру не замечать, не принимать во внимание, то человек так и останется непонятым.
Обращаясь к специалисту из Общества православных психологов, я могу не объяснять про свою духовную жизнь, и он не будет удивляться и говорить, что это невроз?
– Он не будет говорить, что это «невроз», «большое заблуждение, от которого надо будет избавиться», что «это коллективное бессознательное» и «пора уже жить ответственно личной жизнью».
Слава Богу! Но спасение у нас все-таки личное, а не общее.
– Очень интересно, что спасение у нас личное, а в Церкви мы исповедуем Бога нашим Отцом Небесным: человек не мыслится в одиночестве, вне социума. Православный, верующий человек не мыслится вне Церкви, вне сообщества верующих людей.
Давайте вернемся к проблеме необходимости вмешательства другого человека в твои жизнь, сознание. Сейчас у нас в духовных школах преподают психологию…
– Это очень правильно! Пастырь в своей практике должен руководствоваться не знаниями психологии, а духовным опытом – пусть сначала не своим, а опытом Церкви: потом этот опыт станет еще и личным – найдет личное подтверждение. Но человек должен знать и законы физики, и законы психологии.
Когда мы приходим в церковь и нам говорят, что надо читать духовную литературу, мы начинаем ее читать, во многом не понимая, – особенно новоначальные, которые сразу берут на себя труд читать «Добротолюбие». Человек берет на себя очень большой труд – и тогда начинаются проблемы...
– Это проблема не чтения, а нарушенной самооценки.
Она все время меняется… Может ли психолог из Общества Феофана Затворника помочь мне в том числе и с моей неразумной самооценкой?
– В первую очередь с неразумной самооценкой нам помогает аскетический опыт Церкви, которая призывает нас не доверять себе и высоко о себе не думать.
Я думаю, что это некая основа отношения к себе, противоположность ее – надежда на Бога. Мы знаем свою немощь, свою малость. Соответственно, мы надеемся не на себя, не на свою немощность, а на силу Божию, которая совершается в немощи. Я думаю, что это основа правильного отношения к себе, правильного осознания себя и правильной самооценки.
На Ваш взгляд, кто больше нуждается в помощи психолога в нашем современном обществе, на современном приходе: пожилые люди, молодые? Или одинаково?
– Я думаю, что молодости свойственно полагаться на себя, а с возрастом человек нуждается в помощниках, советчиках. Чем хорош хороший психолог, доктор, священник? Тем, что он помогает человеку взглянуть на себя немножко со стороны.
Вопрос телезрителя из Белгорода: «Во времена Христа и раньше все было ясно и просто для иудеев: любое ненормальное поведение человека приписывалось вселению бесов, бесовщине. Как сейчас, в наше время, священник может определить, что у человека – психическое расстройство или бесноватость? По каким признакам это можно разделить?»
– Во время становления медицины, в конце XIX – начале XX века, было принято считать, что одержимость приписывали людям лишь потому, что в Евангельские времена была очень плохо развита медицина. На самом деле насколько существуют болезни психики, настолько существуют и болезни духа.
Другое дело, что, когда мы читаем Евангелие, видим, что там практически нет неверующих людей. Там люди – верующие. Соответственно, болезни у них духовные. Наше общество потребления – материалистическое. Соответственно, болезни у нас не столько духовные, сколько телесные и душевные.
Одержимость как пленение души злыми духами – явление очень и очень редкое. А психологические расстройства, когда человек симулирует одержимость, встречаются, к сожалению, часто.
Бывает, у психологов мы встречаем способ преодоления проблемы через агрессию. И в нас агрессия живет все время, просто мы как православные христиане ее не допускаем, чтобы ни в коем случае не допустить ненависть в свою душу. Возможно ли в православной жизни допускать агрессию? Может быть, к греху?..
– Я знаю только один допустимый вид агрессии – ненавидеть грех, отделяя себя от греха при этом. Это духовно верно: мы можем ненавидеть только грех. О грешнике – сострадать, а грех ненавидеть, в первую очередь – в самом себе.
По отношению к себе можно быть агрессивным?
– Агрессия – разрушающее чувство, надо быть очень аккуратным и осторожным.
Ненавидеть в себе грех – это все равно агрессия по отношению к самому себе.
– Хорошо, когда человек спокоен, но мало кому это удается.
Мне нужна психологическая помощь, если во мне живет агрессия?
– Но Вы же нормальный человек, нормальный грешник – почему в Вас не должна жить агрессия? Все мы повреждены грехом в той или иной степени. У каждого из нас есть свой набор грехов, который мы должны знать, с которым не должны мириться, а должны справляться, отделяя себя от грехов: грех – это не я, грех – это мое искажение.
Наверняка Вы встречались с такой позицией, когда человек говорит о себе: я очень неплохой человек в принципе – моя духовная жизнь в порядке, я, конечно, не святой, но очень хороший православный человек. Нужна ли в этом случае помощь психолога?
– Давайте начнем с того, что это все-таки духовные категории. Наверное, мы не такие плохие люди, мы должны с собой примириться. Но как православные люди мы должны сами у себя вызывать множество вопросов.
Если человек живет реальной, а не показной духовной жизнью, он понимает всю свою духовную бедность и нищету. Поэтому с собой я должен примириться, увидеть свои и светлые стороны, но как христианин я понимаю, что не сделал одно, второе, третье, да и вообще у меня все из рук валится.
Вы говорите все время о духовном...
– Священник все-таки в первую очередь должен говорить о духовной жизни. Но душа неотделима от человека...
Что лечит психотерапевт? Душу? Дух?
– Неужели мы отдадим попечение о духовной жизни человека в руки психотерапевта? Думаю, что нет. Думаю, психолог занимается вопросами психологии – вопросами мотивации, целеполагания, стратегии жизни и прочим.
Как отделить душу от духа? Святитель Ириней Лионский говорил (как учит и апостол Павел), что человек трехсоставен: в нем есть дух, душа и тело. Тело – в самом низу, дух – на самом верху, а между ними подвижно располагается душа.
Чему душа служит? Либо телу, исполняя только то, что тело пожелает, либо поднимается, и тогда образ бытия человека приобретает духовный характер.
Чем отличается душепопечение от психологической помощи?
– В чем задача священника? Помочь человеку выстроить отношения с Богом, помочь человеку найти Бога. В этом плане священник – Божий соработник. Не своим умением, не своими знаниями, а помощью Божией, Божией благодатью священник должен окормлять человека, приводить его ко Христу Спасителю. Это кардинально отличается от приема у психотерапевта и психолога – там есть человек, его знания, его профессионализм.
Когда человек приходит на Исповедь, ведь не священник отпускает ему грехи. Священник – свидетель. Прощает грехи только Тот, Кто даровал человеку Божий закон, – Сам Господь Бог. В этом духовное попечительство противоположно любому другому (медицинскому, социальному) служению – оно подразумевает присутствие Бога.
А если я не осознаю свои грехи, по привычке исповедуюсь?
– Человек не хочет осознавать свои грехи по одной причине – видеть себя грешником болезненно. Размышлять, что мы сами виноваты в наших неудачах, ибо делаем не так, как надо, для человека очень прискорбно. Поэтому он прячется за какие-то мелочи, приходит на Исповедь и говорит, что съел сардинку, печенье: рассказывает не свою проблему – все его проблемы похоронены где-то глубоко, он их видеть не хочет и закрывает печеньем и сардинками.
Может ли здесь помочь психолог?
– Думаю, не ошибусь, если скажу, что даже просто хороший, умный, добрый товарищ может помочь.
А чтение литературы по психологии может помочь?
– Хороший вопрос. Есть православное издательство «Никея», у них целая линейка книг по психологии. Авторы позиционируют себя как православные христиане, но при этом они еще и специалисты по данной проблематике. Почему нет?
Выбрав для себя литературу, которая касается именно психологического аспекта жизни, я должен посоветоваться со своим духовником, прежде чем читать ее?
– Вы взрослый человек и сами знаете, что Вам полезно, а что не очень полезно.
Последний вопрос. Насколько я должен быть трезвым и смелым, чтобы понять, что я нуждаюсь в помощи? Или мой вечный инфантилизм будет мешать и я всегда буду вне зоны собственной самооценки?
– У нас есть хороший принцип – авось. Он вывезет.
В первую очередь православный человек должен беспокоиться о молитве, должен учиться молиться. Правильная, смиренная молитва приведет человека к здоровому образу жизни, который подразумевает и духовное трезвение, и смелость. Смелость необходима, чтобы двигаться дальше, делать поступки. Поступки же всегда имеют еще и нравственную категорию, потому что мы их предпринимаем исходя из наших мировоззренческих установок.
«Стяжи дух мирен» – если выполнять эту заповедь?..
– Нам хотя бы чуть-чуть принимать Божией воли, чуть-чуть не роптать, чуть-чуть Бога благодарить, в том числе за скорби и немощи телесные, душевные, т огда мы будем принимать ситуацию как данность от Бога и полагаться не на себя, а на Бога, Который о нас заботится.
Это самый лучший совет. Тогда и не нужна будет помощь психолога.
– Ведь если у вас не болят зубы, вам не нужен стоматолог. Слава Богу!
Благословите наших телезрителей.
– Попросим, чтобы Господь благословил нас проводить время в трезвении, духовном делании, в надежде на Бога и духовной радости...
Приглашаем в строящийся храм Порт-Артурской Иконы Божией Матери, в котором каждое воскресенье в 10 часов утра совершается Божественная литургия. Храм находится на пересечении двух проспектов: Героев и Маршала Казакова. Всех приглашаем!
Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.