Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (1123) → Иеромонах Макарий (Маркиш): Все мешающее быть христианином надо внимательно, тщательно от себя отстранять

Иеромонах Макарий (Маркиш): Все мешающее быть христианином надо внимательно, тщательно от себя отстранять

№34 (1123) / 6 сентября ‘21

Беседы с батюшкой

Вопрос: «Что делать, если заметил в себе духовные гордыню и слепоту: считаешь, что у тебя ангельская чистота, не замечаешь своих недостатков, думаешь, что ты вне греха – Господь по милости Своей говорит, что ты чист…».

− Вряд ли Господь говорит вам, что вы чисты. Люди могут так говорить. Меня бы кто-то спросил, какие у него грехи, я бы сказал: «У вас нет грехов, наверное» – вряд ли я стал бы кому-то в лицо бросать обвинения.

Рыба чувствует движение воды: откуда идут в ручье, озере или море течения. Эти «движения воды» и есть наша жизнь – мы внимательно смотрим на реакцию окружающих на наше поведение, на результаты своих действий. Есть замечательная пословица: «Хотели, как лучше, а вышло как всегда». Мы хотим, как лучше (вряд ли среди окружающих нас людей есть те, что хотят как хуже), но выходит так не очень часто.

Святейший Патриарх Кирилл на одном из приемов сказал такую фразу: «Если вы что-то делаете и получается наполовину, благодарите Господа. Выходит на 2/3 – усиленно благодарите Господа. Если выходит на 3/4, то это огромная редкость. А 100% никогда не выйдет». Так и есть.

Мы всегда находим какие-то дефекты в результатах своих действий. Когда вы приходите на Исповедь, нужно о них рассказать, и священник поможет обнаружить ваши ошибки, недостатки, грехи. Тогда процесс пойдет, важно не останавливаться.

Когда сам себя видишь чистым, это называется прелестью?

− Если я иду по грязи в галошах, но потом вымыл их, они стали чистыми. Бывают хорошие условия, обстоятельства, бывают хорошие, добрые люди вокруг вас. Зачем делать вид, что ничего хорошего в другом нет? Но всегда нужно помнить слова апостола Петра: трезвитесь, бодрствуйте.

Что значит «трезвитесь»?

− Будьте трезвыми, внимательными, не допускайте мечтательности, фантазии, которая легко переходит в ложь. Старец Зосима у Достоевского говорит, обращаясь к Федору Павловичу Карамазову: «Главное, самому себе не лгите». Это значит, не надо впадать в фантазии, когда человек начинает что-то выдумывать.

Здесь интересно разделить мечты, фантазии и выдумки. Человек может мечтать о своем будущем – плохо ли это?

− Я слушал радиопередачу, посвященную бизнесу. И ведущий (человек, видимо, очень опытный) говорит начинающему предпринимателю: «Надо мечтать. Уделяйте время мечте о будущем: как вы будете развивать предприятие, что будете делать, какие у вас новые коммерческие планы, идеи». Но разница между лживостью и мечтой в том, что я отдаю себе отчет: я мечтаю – это мои планы, предположения, воздушные замки. Когда я это упускаю, становлюсь лжецом и фантазером.

Сейчас много тренингов, семинаров по самосовершенствованию. Может ли христианин почерпнуть что-нибудь полезное для себя из них?

− Не советую. Это как на помойке что-то полезное искать. Христианин свои духовные, душевные, практические задачи обычно выносит на Исповедь, чтобы в разговоре со священником получить совет. Христианин должен иметь трезвый ум, а не увлеченность внешними импульсами.

Когда мы говорим о свободе, мы забываем, что свобода равнозначна независимости. Свобода – это абстракция, а независимость значит, что мной никто не управляет. Стремление быть управляемым, податливость внешним воздействиям не присущи христианину.

Как провести границу: где мы увлеклись чем-то внешним и это пагубно для нас, а где увлеклись полезным?

− Я подразумеваю под внешним нечто чуждое, не присущее нам. Приведу пример. Иду по улице, навстречу мне молодая девушка, у которой вместо брюк лохмотья. Спрашиваю у нее: «Почему вы носите такую рванину?» Она смотрит на меня и говорит: «Батюшка, я не знаю». Какая тут психология! Вот дали солдату команду: «Налево!» Спроси у солдата, зачем он идет налево, он ответит: «Я не знаю. Сказал сержант, я и иду». И этой девушке кто-то когда-то сказал вместо нормальной одежды носить рванье, и она слушается.

Есть определенные тенденции моды… Как считаете, православная мода в одежде имеет место?

− Рванье вместо джинсов – это выход из нормальной моды. Женщине нужна женственная одежда, мужчине – мужская, ребенку – детская. Представьте себе трехлетнего ребенка в костюме с галстуком − это будет нечто странное. Или на священнике, монахе надет подрясник, безрукавка... Это тоже мода в хорошем смысле. Если бы девушка меня спросила в ответ, почему я хожу в подряснике, я бы сказал ей: «Я знаю, почему я хожу в подряснике. Такова одежда православных священнослужителей на протяжении долгого времени. Есть резон, почему мы, православное духовенство, следуем этому обычаю».

А она скажет: «Я так одеваюсь потому, что мои сверстники так одеваются».

− Если бы она так сказала, была бы другая тема для разговора. Я бы спросил тогда: «Вам это лично полезно, для вас это хорошо, правильно? Какое воздействие на вашу личность оказывает мода, характерная для ваших сверстников?» Но она этого не сказала, а просто отключилась, как тот солдат, который слушает команду сержанта (но для него это нормально).

Вопрос телезрителя: «На Тайной Вечере Христос заповедал: сие творите в Мое воспоминание. Почему-то во время Причащения думаешь о себе или об умерших родственниках, а не о Христе. Почему так?»

− Вас надо спросить, почему так. Но есть другая сторона этого вопроса: мое воспоминание о Христе – как о Человеке или Богочеловеке? В момент Евхаристии мы возносим молитву Богу Отцу.

Есть Евхаристическая молитва, которая начинается со слов: «Станем добре, станем со страхом» – и кончается словами: «Благословение Господне на вас». Это часть Божественной литургии, которая представляет собой одну сплошную молитву Богу Отцу. С этой молитвой я возношу дискос и Чашу: «Поминающе убо спасительную сию заповедь (то есть то, что Бог нам заповедал) и вся, яже о нас бывшая: Крест, Гроб, тридневное воскресение, на Небеса восхождение, одесную седение, Второе и славное паки Пришествие. Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся. Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи».

Элемент воспоминания очень выпуклый в Евхаристической молитве. Если люди будут внимать ее словам (в наше время есть даже аудиозаписи Божественной литургии), у нас будет больше внимания к факту Тайной Вечери и воспоминанию о том, что нам заповедал Спаситель.

Если вы вспоминаете усопших родственников или свои грехи, тем самым вы ставите себя в подчиненное положение Господу. Это не так плохо (может, и хорошо). Сколько раз я слышал (а иной раз и сам людям рекомендовал), когда кто-то говорил: «Когда пойдете ко Святому Причастию, перед святой Чашей помолитесь о себе, своих трудностях, о близких, усопших». Это совершенно естественно: мы встречаем Господа и молимся Ему.

Вы процитировали сейчас часть анафоры. У меня давно был вопрос по этой молитве: «Поминающе убо ныне спасительную сию заповедь, и вся, яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие», − как будто оно уже было?

− Не совсем. Это мы живем во времени. Евхаристия происходит вне времени: Евхаристическая молитва – это факт выхода из временного потока (насколько для нас возможно).

Вчера я совершал Евхаристию. Это происходило в известный день, но в то же время это та же самая Вечеря: это богословский факт – если это не так, то Причастие – лишь кусок хлеба и чаша вина. Если же это Святая Евхаристия, значит, наше сегодняшнее бытие включается во вневременное бытие. Поэтому наше сознание пытается охватить факты, расположенные в разном времени.

Вопрос: «Если не был на вечерней службе, стоит ли отложить Причастие?»

− Такие вопросы надо решать лично. Я бы вам посоветовал обратиться к священнику (служащему или исповедующему) – не обращайте этих вопросов ни к кому, кроме священника. Часто бывает ошибка, когда люди советуются с бабушками, дедушками. Единственное исключение: можно посоветоваться со своим мужем или женой (они составляют единое тело и единую душу).

Что должно меняться в духовной жизни во время поста?

− Я бы сказал, участие в богослужениях. Суточный богослужебный круг предусматривает 4 больших богослужения (это утреня, вечерня, полунощница, повечерие) и 4 небольших (часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й). Монастырские богослужения служатся каждый день. Если монах участвует в них год за годом, его состояние меняется. Но для этого нужно находиться в монастыре и никуда не ходить: ни причащать больных, ни в школы. Но мы, иеромонахи, все это делаем. Это наш подвиг, который отрывает нас от монастырского строя. Это неизбежно, но стандарт остается.

Очень верно понимать Типикон как стандарт, к которому надо по возможности, по обстоятельствам жизни приближаться. Есть, например, стандарт физического здоровья, но прекрасно сложенного мужчину-атлета редко увидишь, а если и увидишь, то он только и занимается, что своим телом. Тем не менее каждому из нас необходимо заниматься физкультурой – и мужчинам, и женщинам, и молодым, и пожилым, – чтобы быть ближе к стандарту. То же можно сказать о богослужениях.

Вопрос: «Я слышала, что раньше все друг другу желали Царствия Небесного, а сейчас мы желаем Царствия Небесного только покойникам».

− Это всего лишь обычай русского языка. Обычаи меняются. Русские говорят: «Здравствуйте», а греки: «Спасайтесь». Мы живем не словом, а тем, что стоит за ним, той реальностью, что несет слово. Есть вежливые, доброжелательные обращения друг к другу. Если нам не желают Царствия Небесного, мы от Господа не отдаляемся.

Здесь есть магическое восприятие слов. Бывает, люди огорчаются тем, что сказали что-то не то: не проклял ли я своих близких, не причинил ли им вреда? Спросишь его: «Человек обиделся на вас?» − «Нет, не обиделся». В чем проблема? Если вы сказали грубое, недоброе слово, принесите покаяние перед Господом и больше так не говорите.

В учебнике по русскому языку есть классические слова, которые школьники из поколения в поколение заучивают: «Словом можно убить…».

− Можно, конечно. Убойная сила слова на 100% зависит от того, на кого оно направлено.

Знаменитый Сократ, когда жена облила его нечистотами, сказал: «После грозы дождь пошел». Если человек находится в правильном духовном, душевном устроении, ему не повредит никакое слово. Он будет молиться об обидчиках, вспомнит пословицу: собака лает, караван идет. Зависит все от человека. Да, бывает, приходится помогать людям залечивать раны, что нанесли чужие зловредные слова. Но раны эти зависят от моей восприимчивости к злому слову.

Очень часто сейчас возникают вопросы о родительских проклятиях.

− Что делать? Пожалеть несчастных родителей, проявить к ним снисхождение и сострадание. Вот и все отношение к проклятьям.

Проклятье на детей действует?

− Если они не очень способны воспрепятствовать злому воздействию. Тут мы переходим к теме магии, оккультизма, антихристианским духовным актам, бесопоклонению, что противодействует религии. Мы не можем сказать, что магии нет и она не действует. Нет. Но мы можем сказать, что Православная вера, Церковь обеспечивают человеку защиту от воздействия бесовских сил, к которым можно приравнять разного рода злодейские слова (в том числе и близких по крови людей).

Проклятие – это магический элемент?

− Нужно изучать каждый конкретный случай. Однажды молодая женщина пришла ко мне на Исповедь в ужасе: «Батюшка, что мне делать? Я прокляла своего ребенка! Все ужасно, плохо». Начинаешь расспрашивать, в чем дело. Оказывается, у нее первый ребенок (ему 3 или 4 месяца), у которого начинают резаться зубы, поэтому он не спит и плачет. После нескольких бессонных ночей мама, только заснув, что-то высказала спросонья закричавшему ребенку. После этого она в ужасе идет на Исповедь… Да, сказала плохое слово, но зло здесь только в суеверии: не нужно делать магические выводы из того, что вы сказали какую-то глупость и даже грубость в отношении ребенка, совершенно не желая ему ничего плохого.

По-моему, это ощущается даже на инстинктивном уровне. Сказал маленькому ребенку что-то типа: «Да чтобы ты замолк!» − и вдруг так и случится?

− Кайся перед Богом, как та девушка. Для того и существует Исповедь, чтобы избавить нас от грехов (в данном случае невольных, непреднамеренных). Это наши ошибки: одно дело, когда ребенок просит с ним поиграть, а папа смотрит телевизор и грубо ребенка отсылает, и другое дело – несчастная молодая мать, изнуренная материнским подвигом.

Верующему человеку магия повредить не может?

− Надо хранить христианскую веру и оставаться независимым от воздействия злых сил. Это и есть свобода, а свободный человек – раб Божий: если я раб Божий, значит, принадлежу Богу и больше никому.

Как ощутить в себе независимость от дьявольских козней?

− Благодаря полноте христианской жизни: богослужебной, молитвенной, Евхаристической, благодаря отвержению зла. Пришлось мне как-то освящать склад. А там на стенах висели какие-то бесовские изображения. Я говорю молодым ребятам, которые там работают: «Мы с вами христиане?» Они сразу сняли изображения. Иду дальше по помещению со святой водой, а там висят нормальные картины: собака или волк, портрет. Работники все снимают. Я говорю: «А это зачем снимаете?» − «Вы освящаете, значит, все должно быть по-новому». Это доброе чувство, добрая мысль − совлечь ветхого человека, под которым нужно подразумевать, конечно, не изображение, висящее на стене, а все недоброе в своей жизни. Все мешающее мне быть христианином надо внимательно, тщательно от себя отстранять.

В одной из передач мы очень подробно говорили про пост. Я хотел бы спросить: может, у Вас в этом году появились какие-то новые размышления?

− Большая часть моих контактов с людьми происходит в форме вопросов и ответов: это сайт вопросов и ответов, который я веду, мои ответы в социальных сетях, телевизионных передачах.

Еще скажу, что священнику в своих проповедях, в ответах на вопросы надлежит меньше опираться на свои личные мнения, а больше на то, что говорит Церковь. В нынешнее время актуальна тема смертной казни. Пару дней назад меня спросили: «Как Вы относитесь к смертной казни? Священник один вот так высказался». Я сказал: «По такому серьезному делу недостойно обмениваться мнениями. Мы обязаны исходить из того, чему учит Церковь. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» конкретно указано, что говорит Церковь о смертной казни. И обязанность священника – доносить это до народа, а не рассуждать».

Записала:
Наталья Богданова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс