Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Тема передачи – очень больная тема: у нас в стране нет, наверное, человека, который был бы всем доволен: люди недовольны либо недостатком денег, либо слишком большим достатком у других. В том числе это обсуждается и православными христианами. На Ваш взгляд, насколько нищета и богатство могут помешать или помочь нашему спасению?
– Спасибо за предложение столь интересной темы. Постараемся поразмышлять здраво. Скажу так: и богатство, и бедность сами по себе никак не влияют на наше спасение – это абсолютно нейтральные понятия, но от отношения к ним человека зависит его спасение – каждого из нас. Если человек, предположим, принимает свое богатство как дар Божий, благотворит и, умножая свой капитал, не относится к деньгам как к идолу, у него все будет хорошо с Божией помощью: он не боготворит деньги. Если для него на первом месте Господь, то никаких проблем.
Что касается бедности, она (в общем понимании) тоже нейтральна, но если человек относится к ней как к данности, которая ограничивает его аппетиты, не дает возможности развернуться и покупать то, что хочется (я не говорю о выживании), ее можно рассматривать как лекарство, помощь человеку в его духовном росте.
Но когда человек пребывает в нищете, долгах и не имеет возможности элементарно обеспечить себе жизнь – это ужасное, духовно вредное состояние для него: он в таком положении начинает и роптать, и гневаться, и завидовать. Восстаниями внутри себя он губит себя. Как выбраться из такой нищеты – другой вопрос; об этом можно поговорить отдельно.
Богатство ведь тоже может погубить: оно стало идолом, человек пристрастился к нему – оно стало страстью, и если он не выйдет из этого с Божией помощью, душа его может погибнуть. Бедность тоже может быть и лекарством, и бичом.
Мы знаем знаменитую фразу: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие… У протестантов говорят «Господь посетил Своей любовью, если человек богатый» – его Господь облагодетельствовал в том числе денежным успехом... На Ваш взгляд, отношение к деньгам должно быть нейтральным или все-таки деньги ведут либо к зависти, либо к зависимости? Любовь к деньгам присутствует в большинстве – Ваше отношение к этому?
– В первую очередь круги распространения любви – Господь, ближние и я сам. Мы читаем Священное Писание, и именно таким образом Господь наш Иисус Христос показывает иерархию ценностей: в ней не присутствует больше ничего – Он не говорит больше ни о чем, только о любви к Богу, ближнему и себе. Когда что-то становится для нас любимым (например, деньги), мы рискуем поставить это на одну из трех позиций.
К сожалению, деньги замещают либо Бога, либо ближнего – чаще всего так происходит, и это может стать пристрастием: это еще не страсть, только путь к страсти. Но когда деньги поглотили весь разум, больше ничего не существует, кроме процесса зарабатывания и накопления, – это уже страсть.
Страсть – грех, глубоко въевшийся в душу, настолько глубоко, что его оттуда очень тяжело достать (можно – с Божией помощью). Вы упомянули слова Господа об игольном ушке и верблюде – это очень важный момент Священного Писания: Он говорит эти слова после встречи с богатым юношей. Юноша находился на пути к Господу. Христос предложил ему раздать все свое имение и идти за Ним. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? Если человек, имеющий деньги и власть, не может войти, то кто может?
Тогда Христос говорит очень важные, ценнейшие слова – это жемчужина для каждого из нас: человекам это невозможно, Богу же все возможно.
Почему это важные слова? В них Он вкладывает следующий смысл: не важно, в каком ты материальном положении, важно, в каких отношениях ты с Богом. Вот самое главное.
Если ты готов пойти вместе со Мной, говорит Христос, куда бы Я тебя ни позвал, оставив все, что бы ни попросил тебя оставить, значит, наши отношения – это высшее доверие и ты свободен от балластов и грузов, которые не дают войти в Царствие Небесное. Если же не готов, то придется потрудиться: путь твой будет настолько труден, что будет сродни тому, как попытаться запихнуть верблюда в игольное ушко.
Вопрос телезрителя: «Божий Промысл – это когда Бог решает, кому быть нищим, кому богатым. По жизни так получается: у человека, который сам перебивается, всегда проще взять взаймы, чем у того, у кого есть деньги. Он всегда жмется так, что у него невозможно выпросить ни копейки, – а Бог почему-то ему дает богатство. Нищий, который отдаст тебе последнее, все равно остается нищим. Как это понять?»
– Вопрос важный, но здесь описаны крайности. На жизненном опыте могу сказать, что встречал совершенно другие случаи, когда человек неимущий (совсем бедный) был крайне скупым и жадным, а богатый был щедрым и легко мог расстаться с какой-то суммой денег. Мы смотрим на сердце.
Это не правило, скорее исключение. Русская литература (начиная с XVIII века) сформировала образ нищего как раз таким – веселый, неунывающий человек, который, встретив того, кто беднее, в еще более худшем положении, в буквальном смысле снимет с себя последнюю рубаху, последнюю заработанную копейку отдаст. Господь его милует, дает еще одну копейку, и он живет легко и свободно – легко расстается с тем малым, что имеет, легко радуется, легко живет.
В то же время русская литература сформировала образ богатого человека (купца, дельца, капиталиста) как последнего мерзавца, что очень обижало купеческое сообщество в XVIII–XIX веках. Особенно если мы будем говорить о русской литературе XIX века – большинство писателей были дворянами, а мы знаем, что постепенно идея дворянского гнезда увядала, потом была разрушена, уничтожена. Дворяне не понимали зарождающийся класс капиталистов, который и двигал общество.
Если мы посмотрим, кто развивал Россию в это время, то это были именно промышленники – крепкие купцы, дельцы, но их образ несправедливо очернен нашей великой русской литературой (я без претензий к русской литературе говорю, но мы можем такие произведения вспомнить у Гоголя, Пушкина, Островского и других).
Мы знаем целые страны, где люди не имеют ежедневного питания и воды, но знаем и страны, где просто выбрасывают тонны еды, если заканчивается срок годности. Одно дело деньги, а другое дело – процесс «накорми голодного». Насколько сейчас в нашем обществе не соблюдаются христианские нормы? Кто их должен выполнять?
– В Православной Церкви есть замечательный святитель Иоанн Златоуст – его имя всем известно.
Особенность проповеди святителя Иоанна Златоуста заключалась в том, что он обращался к конкретному человеку. Его труды – это его проповеди: многотомные толкования Священного Писания – проповеди, которые он произносил, записанные за ним.
То, что он говорит, адресовано всегда конкретному человеку – не к сотням, не к тысячам, не к странам. Вспоминается и преподобный Серафим Саровский: «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи». Очень важно начинать с самого себя.
Глобальные проблемы есть – это факт. Бедность, например, глобальная проблема. Я хотел бы сузить рамки, поскольку мы знаем, например, о проблемах в Африке, но нам очень сложно их понять: те проблемы, которые есть у нас, заслоняют собой, например, отсутствие воды там. У меня в друзьях в Facebook есть один африканский алтарник, церковный человек – он выложил фотографию, как они воду черпают… У меня слезы наворачиваются на глаза: с водой там беда.
У нас есть другая беда – жуткая инфляция в стране, которая просто съедает все наши зарплаты. Цены летят бешеными темпами вверх. Мы, большинство россиян, стремительно беднеем. И сегодня это очень серьезная проблема для нас.
Вы упомянули страны, где тоннами выбрасывают продукты. Вчера наши петербургские СМИ опубликовали видео, как группа пенсионеров возле мусорных баков магазина «Пятерочка» разбирает просрочку. Некоторое время назад подобное видео опубликовали из Петрозаводска – это страшно. Это новая реальность: наши граждане вынуждены рыться в мусорных баках, чтобы себя прокормить. Ужасно то, что происходит.
Что с этим делать? Как каждый из нас может на это повлиять? Тот, кто способен благотворить, пусть благотворит деньгами (прямо по апостолу Павлу), кто способен накормить, пусть кормит.
В Петербурге есть приходы, которые кормят неимущих людей на улице: каждое воскресенье готовят много еды, знают, куда идти. У нас есть учреждения, которые этим занимаются.
Конкретный человек в ситуации постепенного обеднения может взять себя в руки и заняться своей финансовой грамотностью – хотя бы совсем чуть-чуть изменить ситуацию, но изменить.
Эти люди молодцы: и тот, кто благотворит, и тот, кто готовит и разносит еду, и тот, кто может заняться своей финансовой грамотностью – это очень серьезный вопрос для каждого: проблемы у нас в том числе потому, что мы финансово безграмотно себя ведем. При очень скромной зарплате человек способен даже зарабатывать на фондовой бирже или просто что-то откладывать – формировать себе подушку безопасности. Я не говорю сейчас про инструменты, как это делается, но когда человек принимает решение пересмотреть свое отношение к деньгам, то даже при самой скромной зарплате он может начать менять ситуацию в своей семье, в своем кошельке.
Есть такая поговорка: сытый голодного понимает перед обедом. Бывает, именно чрезмерный достаток или чрезмерная бедность могут разделять людей. Вот одноклассники встречаются лет через 30 после окончания школы – дни уже занимают какие-то должности, кто-то работает на заводе. Люди через много лет начинают даже стесняться своего неуспеха. Мы перестаем оценивать человека по его человеческим качествам, по отношениям, которые были раньше, просто потому что у него все хорошо, а у нас все не так хорошо.
– Естественно, мы смотрим на кого-то в своей жизни и пытаемся что-то из этого почерпнуть. Кто-то для нас может быть авторитетом – отец, брат, дед. Для меня особые авторитеты в моей жизни – мой дед и мой отец. Они оказали на меня колоссальное влияние в моем становлении как мужчины. Я сейчас про деда хочу сказать. Он работал много лет на металлургическом заводе по рабочей специальности, но она была очень сложной: аппаратчик разложения – работа с кислотой (те, что с металлургией знакомы, поймут, о чем речь). Движения по карьерной лестнице не было. Я, будучи маленьким мальчиком, а потом подростком, был свидетелем того, как моего деда уважало все городское начальство. Мы пришли с ним как-то в поликлинику, подходит к нему мужчина, здоровается, общаются. Я спрашиваю: кто это? А это директор завода. Друзьями у него были и начальники цехов. Я не говорю про то, что он к верхушке примазался – он был самим собой и не пытался стать не самим собой: его устраивал его статус семьянина, сотрудника, его любовь к земледелию, рыбалке, лесу, он любил свой труд. Он принимал себя, принимал свое положение. Может быть, он понимал, что начальником цеха он не станет никогда, но это не вызывало в нем зависти – это скорее вызывало в нем чувство благодарности за то, что он на своем месте, а кто-то другой на своем месте, и слава Богу.
Этот пример очень показательный в данном случае и хорошо описывает эту ситуацию.
Бывает и по-другому. Маленький городок. Там были и те, кто, видя продвижение своего товарища по карьерной лестнице, стеснялся с таким общаться. Это естественно. Это в людях дремлет.
Что такое смирение в данной ситуации, в данном контексте? Смирение – активный процесс принятия ситуации, в которой ты оказался, как Промысла Божия о тебе и процесс активного действия в этой ситуации.
Не просто смиренно поднять лапки, и все?
– Смиренно поднять лапки – это преступление против себя и преступление против Бога. Смирение – это активное действие с осознанием своего положения.
Например, человек закредитовался. Почему? Масса факторов (не будем осуждать этого человека – сейчас у нас это общая проблема в стране). Попытаемся понять, что ему делать. Он может начать всех корить, что богатые так живут, а он вынужден был взять кредиты, он может начать завидовать. Он может начать себя еще и разрушать. Он загнал себя в долговую яму, и это ввергло его в нищету и жуткий стресс на много лет. Помимо этого, он еще и ропщет, начинает завидовать, ненавидеть. В нем бурлит фонтан страстей, которые множатся и множатся. Это страшно.
Как избавиться от этого с Божией помощью? Как проявить смирение в данной ситуации? Я не буду сидеть и стенать, а начну действовать. Надо гасить – буду гасить. Буду скрипеть зубами несколько лет, но сделаю это: я оказался в данной ситуации сам – я признаю это и я признаю, что Господь дал мне силы, чтобы из нее выбраться. Пусть это будет долго, сложно, мучительно, но Он дал мне все, чтобы выбраться из этой ситуации. И я буду выбираться. Вот реальное проявление смирения.
Я хотел бы попросить Вас поговорить о молитве, которую мы все знаем с детских лет, но, наверное, не понимаем до сих пор: «Отче наш». Мы просим, чтобы Господь действовал как на небе, так и на земле, и один очень важный момент – «не введи нас во искушение». Неужели, прося Господа, чтобы Он не дал нам слишком больших испытаний, с которыми мы не можем справиться, мы сами себя загоняем в них? Мы не понимаем молитв, которые произносим?
− Зачастую это так. В пастырской практике я сталкиваюсь, казалось бы, с обыденным явлением. Приходит человек и говорит: «У меня завтра операция, помолитесь за меня, батюшка». Я говорю: «Хорошо. Я с радостью за Вас помолюсь. Желаю Вам, чтобы операция прошла с Божией помощью успешно. Но у меня к Вам одна маленькая просьба: пожалуйста, когда Вас повезут на операцию, сотворите молитву − призовите Святого Духа на начало всякого доброго дела». И человек, прихожанин храма, удивляется: «Какую молитву?» Я говорю: «Вы не знаете молитву Святому Духу?» − «Нет». – «Хотя бы из молитвослова выпишите ее, но сотворите. Потом поблагодарите Бога, хотя бы своими словами». Это показатель, что молитва, с которой начинается любое молитвенное правило, может быть совершенно неизвестна и православным церковным людям...
Вернусь к теме долгов. Она очень актуальна сегодня и, к сожалению, красной нитью проходит через нашу жизнь. Мы молимся: «Прости нам долги наша». Когда человек произносит эти слова, он может вкладывать в них просьбу, чтобы Господь помог ему быстрее разобраться с долгами и не ввел его в новое искушение.
Есть очень интересный момент, когда мы становимся лодырями: я уповаю на Господа – отдаю себя в Его руки, и пусть Он разбирается с моей жизнью, а я ничего делать не буду.
− Что мерило ответа на любой вопрос, который мы разбираем? Священное Писание.
Нигде в нем нет, чтобы Господь открывался лодырю и подвигал его на великие подвиги. Все, с кем мы встречаемся на страницах Священного Писания, труженики. Не потворствует Господь лодырям.
Если мы хотим узнать волю Божию, нужно просить Его: «Помоги мне понять, в какую сторону идти», – ведь духовная жизнь это движение, в ней никогда не бывает остановки: человек либо падает, либо тянется к свету, к Богу. Невозможно стоять на месте.
Да, паузу сделать можно. Когда мы молимся, мы останавливаемся и настраиваемся. В любом диалоге мы слушаем друг друга, и Господь слушает нас, когда мы с Ним говорим. Очень важно понимать, что диалог − тоже действие. Поэтому ждать, что мне ответит Господь, это лодырничество.
В активном действии ждать ответа от Господа – вот что Ему угодно. В этом и заключается синергия человека и Бога: человек действует − и Господь действует в его жизни. В какой-то момент человек может начать действовать сообразно с волей Божией о нем. И это самое удивительное, что может происходить в нашей жизни: когда нам с Господом по пути. Но для этого надо трудиться.
И самое главное − не просить чуда. Как в знаменитой байке: «Почему ты, Господи, не дал мне выиграть в лотерею?» − «А ты хоть раз купил лотерейный билет?» Мы ни о чем не можем просить, если ничего не делаем сами. А вот упование на помощь Божию, молитва – это труд. Я очень рад, что у нас получился такой разговор.
Думаю, в большинстве случаев именно телезрители как раз могут помочь нашему каналу. Благословите наших телезрителей.
− Всем желаю Божия благословения и сердечно поздравляю с праздником Преображения Господня.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.