Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (1121) → Священник Павел Поздин: Православная община в современном мире

Священник Павел Поздин: Православная община в современном мире

№32 (1121) / 16 августа ‘21

Беседы с батюшкой

Отец Павел, начнем с того, что такое община. Делятся ли общины на какие-то виды?

– Если говорить в общем, православная община – это то, о чем говорит Господь в Евангелии: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Первая христианская община зародилась в Иерусалиме: Сам Господь созвал апостолов. Впоследствии Он явил им великие чудеса, знамения, апостолы были свидетелями Его Воскресения, после чего пошли проповедовать Евангелие по всему миру и так стали образовываться православные общины по всему миру.

Мы не будем рассматривать все в исторической перспективе. Поговорим о православной общине именно в современном мире: какие виды их бывают, чем они отличаются друг от друга и какое значение имеет православная община в жизни православного христианина.

Есть такой тезис, что без общины, без Церкви нет спасения. Может быть, это звучит слишком сурово и многие с этим не согласятся – скажут, что человек может верить в душе, может как-то практиковать христианство дома. Такие случаи есть: я сталкивался в своей священнической практике с тем, что приходишь к человеку домой незадолго до его смерти соборовать его или причащать, и оказывается, что он все это время не ходил в храм, но Бога призывал, Церковь не отрицал. Может быть, ему мешали какие-то обстоятельства, здоровье? Разные бывают причины, почему человек не воцерковился, не стал членом общины. Но это отдельные случаи.

В целом, когда проходят огласительные беседы в храмах, мы обычно говорим людям, желающим покреститься или крестить детей, что одного Крещения мало, необходимо делать дальнейшие шаги по духовному становлению: Крещение – это только начало. Как сказано в Писании, это рождение от воды и Духа – рождение в новую благодатную жизнь. И именно в Церкви есть все, чтобы человек смог возрастать в своей вере.

Роль православной общины велика. Самое главное, что связует людей и почему они образовывают общину, – это их вера в Господа Иисуса Христа, принятие Христа. В таинстве Крещения говорится: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Жизнь в общине – жизнь вокруг Христа, во Христе и со Христом. Человек может это почувствовать только в православной общине, только в храме.

Сердце христианской жизни – конечно, богослужение, таинство Евхаристии, но этим она не заканчивается.

Мы знаем, что человек – существо социальное. Мы приходим в храм пообщаться с Богом, со святыми и друг с другом. Чем современная община отличается (или не отличается) от древних общин? Мы знаем, что у апостолов была не только совместная Евхаристия, преломление хлебов, но были беседы, проповедь, общение. Люди приходили и в простоте сердца участвовали в общении. И современная община, на мой взгляд, должна строиться по такому принципу – чтобы человек не чувствовал себя в храме одиноким, лишенным общения с другими православными христианами.

С одной стороны, когда человек переступает порог храма, ему многое непонятно, многое его пугает (кстати, одна из причин, почему люди не идут в храм до старости и только перед смертью приобщаются Святых Христовых Таин, может быть именно в страхе, в неуютности: меняется обстановка). В православной общине, я считаю, необходимо создавать такие условия, чтобы человеку было приятно, комфортно в ней находиться и общаться друг с другом.

Какие бывают современные общины?

Например, можно привести типологию по месту, где находится храм, вокруг которого строится община: это могут быть городские храмы, сельские храмы, большой собор или небольшой приходской храм на окраине, или больничный храм.

Есть такое интересное явление, как храмы на предприятиях. Например, я в своей жизни видел на предприятии угольной промышленности (на Донбассе) православный Покровский храм. На Донецком металлургическом заводе прямо на территории тоже находился храм – и задача священников, настоятелей этих храмов заключалась в том, чтобы войти в производственный процесс и организовать общину из сотрудников предприятия. Это, кстати, была очень сложная задача – предприятия были, как правило, режимным объектом. Удивительно, как настоятели справлялись.

Есть кладбищенские храмы, где тоже надо создавать общину. Из кого ее создавать? Я знаю батюшку, который служит в таком храме: там постоянно происходят отпевания, но это всегда разные люди с разных концов города, которые хоронят своих близких, и из них общину не создашь. Но батюшки каким-то образом умудряются создавать общины: например, кто-то делает в подвале храма музей или что-то другое организуется – даже на таких приходах православная жизнь теплится.

Я видел православные общины в других странах, и они кардинально отличаются от наших. Например, во многих общинах прихожане не просто участвуют в богослужении, а поют всю службу. В одной католической стране видел разнородную православную общину. У них нет своего храма, они арендуют помещение, и община очень «разношерстная»: есть выходцы из Восточной Европы, России, Беларуси, Украины, Грузии, местные жители – это тоже интересный опыт. Мне приходилось встречать очень много разных общин, и у каждой есть свои особенности.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Насколько я знаю, у первых христиан не было храмов, но у них была община. А община – это как семья. Скажите, что первично: сначала храм, а потом община? Или сначала община, а потом храм? Если сначала храм, то потом получается не община, а приход».

– На самом деле, конечно, община первична – ради общины и строится храм. Если просто построить храм как памятник, а общины не будет, смысла в таком храме нет.

С другой стороны, жизнь диктует немножко другие условия. Например, могу привести в пример нашу общину в селе Курганово. Когда меня назначили на этот приход, было юридическое лицо, но храма как такового не было – только вагончик и строительная площадка. И общины как таковой не было: 2 бабушки – вот и вся община. Мы молились в холодном вагончике и строили храм.

Когда храм построили, тогда уже начали собирать общину: если бы не было храма, общину в селе негде было бы собирать.

В Курганово храм закрыли в 1941 году, священника арестовали, в 1974 году здание храма снесли – остался пустырь. Не было ни общины, ни храма. И пришлось начинать именно со строительства храма, чтобы в храме образовалась община. За 12 лет удалось построить храм, и зародилась новая община.

Может быть, есть другие примеры, когда община существует, но нет храма. Например, в Венеции есть православная община, где 200 человек (это гораздо больше нашей общины в Курганово), но храма у них нет, – они арендуют католические храмы. Там первична община: община ищет, где им помолиться, принять таинство Причастия, крестить людей… Есть такие общины – в Западной Европе например, – где первична община, а храм вторичен.

Но наша история показывает, что не было бы у нас храма – не было бы в селе Курганово и общины: люди молились бы по домам, ездили в город на службу, но общины не было бы. Мы считаем, что для нас это величайшая милость Божия – в наше время в селе построить такой великолепный храм! Когда меня спрашивают, как это получилось, я даже не могу ничего сказать. Да, были жертвователи, благодетели, неравнодушные люди, которые помогли. Вот так, с миру по нитке, строится храм, созидается община. У нас это было одновременно.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Есть ли будущее у сельских храмов?»

– Я думаю, что будущее – за сельскими храмами. Почему я так считаю? В селе сама по себе жизнь больше способствует общинности. Что я подразумеваю под общинной жизнью? Участие прихожан – членов общины в деятельности прихода всецело. В городских храмах такой потребности все-таки нет: там есть сотрудники, служители, большой штат. А в сельском приходе (по себе говорю) одному просто не выжить: один в поле не воин – в селе нужны помощники, нужно активное участие прихожан.

Если в стране что-то поменяется – изменится политическая обстановка или вырастет новое поколение тик-токеров, которые не будут ничего знать про Церковь, – все городские общины вынуждены будут перейти на такой способ существования, как сейчас существуют сельские общины. Думаю, в селе сейчас и зарождается модель будущей общины: эти люди легки на подъем, всегда находятся в коммуникации – постоянно между собой общаются, а не только на богослужениях. Например, у нас люди знают, кто умер, у кого день рождения – у нас община небольшая: когда у человека день рождения, поздравляют все. Будь в общине 500 человек, думаю, сложно было бы поддерживать такую коммуникацию.

Так что будущее у сельских храмов есть. Но опять же, есть села, где нет жизни: там нет предприятий, нечем заниматься и люди покидают дома, заколачивают свои избушки. Там, конечно, общинной жизни быть не может. Но если в селе живут люди, то община будет.

Как Вам удалось сформировать общину на Вашем приходе? Какие крупные проекты реализуются с помощью общины?

– Конечно, все происходит с помощью Божией. Мы с самого начала молились нашему покровителю – святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, и были настроены на то, чтобы у нас был не просто красивый храм на дороге, куда человек может зайти, помолиться и порадоваться святыням, собранным у нас в большом изобилии (есть мощи святителя Николая, Спиридона Тримифунтского, Иоанна Крестителя), но чтобы была настоящая приходская жизнь: чтобы люди приходили в храм не только поставить свечку, но чтобы им хотелось оставаться. Задача была – объединить людей.

Разные были приходские проекты. Когда еще шла стройка и не было храма, уже действовала воскресная школа для детей, для взрослых, проводились огласительные беседы, библейские курсы. Со временем, пока храм строился, люди прибывали, деятельность расширялась. Нам удалось построить 3-этажный духовный центр на территории, мы его назвали в честь священномученика Николая Бирюкова: до революции этот священник служил в храме, что находился на месте нынешнего храма, был законоучителем местной школы, пострадал за Христа, был расстрелян в 1918 г. – в честь него мы и назвали центр.

Говорят, что сектантские общины гораздо крепче, чем православные? (Вы преподаватель семинарии – уже много лет преподаете сектоведение, поэтому вопрос не случайный.)

– Часто я сам на лекциях об этом говорю: сектантские общины внешне кажутся более крепкими, кажется, что люди там активнее, участвуют во всех проектах. Вспомним свидетелей Иеговы (ныне запрещенная организация): адепты этой секты ходили по домам, раздавали литературу, рассказывали о Боге – каждый день они покупали большое количество литературы и раздавали бесплатно, приглашая на богослужения. Многие из них участвовали в разных благотворительных проектах. И так далее.

В свое время я занялся этим феноменом, задумался: почему у нас так не получается? Все-таки православная община – это община выходного, воскресного дня. Заставить людей приезжать в храм еще вечером, чтобы что-то делать, помогать, очень сложно – у людей своя жизнь, свои семьи. Как сектантские общины достигают этого? Потом я нашел ответ на этот вопрос.

Я понял, что мы, православные пастыри, своих прихожан жалеем – относимся к ним как к близким людям. Мы понимаем, что человек после работы не может ходить по домам свидетельствовать о Боге, не может настолько исчезать из семьи – у него есть семейные обязанности.

Я считаю нормальным, что многие могут посещать храм только в воскресный день. В сектах же часто лидеры относятся к своим адептам именно как к средству, чтобы собрать с них побольше средств в свою пользу или же заставить их трудиться безвозмездно, невзирая на то, что у человека могут быть свои какие-то потребности. Даже Господь сказал: Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя; в день же седьмый, суббота Господу Богу твоему. (Конечно, мы понимаем, что не можем общаться с Богом один день в неделю, поэтому у нас есть домашние духовные практики, семейные молитвы.)

Думаю, что причина в этом – мы, православные священники, не относимся к прихожанам как к средству достижения каких-то своих целей. Конечно, нам нужна помощь на приходе, и мы призываем помочь.

Вернемся к нашей теме. Как мне кажется, в городских храмах достаточно тяжело создавать общины: большая часть прихожан – это люди, которые заходят просто поставить свечку, помолиться. В полном смысле слова община в таких храмах – достаточно редкое явление. Или я ошибаюсь?

– На первый взгляд так может показаться: есть большая разница, 500 человек посещают богослужение или 15. Когда 15, ты быстро ко всем привыкаешь, всех запоминаешь, начинаешь здороваться, общаться с людьми. Но знаю, что во многих больших храмах настоятели (если они занимают активную жизненную позицию) пытаются христиан объединить не только на богослужении, но организовывают какую-то деятельность: воскресные школы, кружки, клубы, молодежные движения. Все это тоже объединяет. Но на городских приходах все более масштабно, более сегментированно.

Почему? Мне, например, часто звонят из отдела молодежи и просят отчитаться по делам молодежи. Я объясняю, что у меня нет отдельной группы молодежи 17–25 лет. Может быть, есть 3–4 человека такого возраста, но как создать кружок из 3 человек?

Молодежная работа у нас заключается в том, что они общаются с нами: и мы чувствуем себя моложе, когда с ними общаемся, и они себя чувствуют более опытными. А в городском приходе есть молодежный клуб – с ними отдельно занимаются: там отдельно дети, отдельно взрослые. В общем, в городских приходах все более сегментированно. У нас же общее общение: все между собой общаются – дети, молодежь, взрослые. В этом, я думаю, отличие городских приходов от сельских.

Еще мы на приходе считаем просветительским проектом трапезную – принятие пищи. Что в этом просветительского? А это место, где люди могут пообщаться на разные темы, и там уже не надо никого выделять группами, рассаживать. На городских приходах это происходит более искусственно – там собираются люди по интересам, а у нас люди сами определяют, с кем общаться: у нас приход небольшой, как я уже сказал, сельский – в трапезную приходит практически весь приход и там общаются.

Еще объединяет помощь по приведению в порядок храма и храмовой территории. У нас очень красивая территория, цветы – все в этом участвуют, даже дети помогают. В городе, наверное, такое тоже есть, но там все более масштабно.

Батюшка, благодарим за ответы. Желаем помощи Божией в Ваших трудах в общине.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс