Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В современном мире принято убеждать других (и проводятся даже целые тренинги), что ты способен на многое. И порой в людях воспитывается большое самомнение. С одной стороны, это неплохо: быть уверенным в себе в каких-то вопросах очень важно. Но люди иногда перегибают в своем самомнении, превозношении. Как на такой вызов современности мы можем ответить?
− Специально мы, конечно, не собираемся ни с кем воевать. Наша задача − свидетельство Евангельских истин. У мирской психологии долгая история. То, что распространилось в XX в., шло в основном от Фрейда – различных невротических состояний и патологий. Считалось, что человеку нужна уверенность, чтобы попытаться реализовывать себя в этой жизни. Но тут явно есть крен: если посмотреть все множество психологических рекомендаций, что мы найдем? Везде говорится, как повысить самооценку. А попробуйте найти рекомендации, как ее понизить. Оказывается, их нет. И получается, что у всего мира пониженная самооценка и ее надо повышать, и повышать ее придется бесконечно, ведь требовать к себе внимание, почет – это тоже дело бесконечное. Так что тут явно есть подвох.
Если мы возьмем нашу православную святоотеческую традицию, то в ней главный принцип – живи просто и непосредственно (об этом говорили Паисий Святогорец и Амвросий Оптинский), то есть просто забудь о себе и делай то, что должен. Есть работа – выполняй ее ответственно, есть семья – созидай ее, молись и не делай особый акцент на своем «я».
Хотим мы или нет, мы всегда развернуты к себе. Блез Паскаль в своих знаменитых философских размышлениях «Мысли о религии» тоже задумался: почему гордыня и самомнение так развиты? И пришел к выводу, что весь мир для нас значим, покуда мы в нем живем: если ты умер, тебе все равно, что происходит с планетами, галактиками, расширяется Вселенная или сжимается, что происходит на Земле, в политике, истории… Почему? Ты интересуешься этим, пока живешь в этом мире.
Оказывается, мир значим, покуда ты присутствуешь в нем. Если тебя нет, то весь остальной мир теряет для тебя значение.
Возрастание нашей гордыни трудно заметить. Сам Блез Паскаль был искренним христианином, и он всегда был против гордыни. Душа-то человеческая и после смерти остается, а если ты делал акцент всегда на себе, значит, ты потребитель: все только себе. Получается, что внутри у тебя идол своего «я».
Собственно, на это сейчас и делается упор: как можно больше воспитать в себе внутреннее «я», чтобы стать, как Вы сказали, потребителем.
− На самом деле проблемы душевные не исчезают – их становится только больше. Такие люди будут посещать психологические тренинги, повышать самооценку, а потом какая-то ситуация – и человек взрывается: он не может потерпеть, ибо считает, что его ранили. И нужны опять какие-то тренинги.
Когда мы любим кого-то, мы забываем о себе: в каком-то смысле растворяемся в чувстве любви к близкому нам человеку, переживаем за него, молимся о нем. Паисий Святогорец говорил, что когда мы молимся о другом и у нас за него сердце болит, это самая сильная молитва. Если мы забываем о других и молимся только о себе, то наше «я» опять начинает выступать вперед. Гордый человек − несчастный человек. Почему?
Гордость противоположна смирению, а смирение – это подлинный мир души, гармония, когда у тебя нет никаких душевных всплесков. А гордость – это мятеж, смятение, возмущенный дух: меня обидели, не так на меня посмотрели, несправедливо поступили со мной. Гордый человек всегда в диалоге с кем-то: он не соглашается, что-то себе накручивает. Он злыми помыслами рисует в своем воображении иллюзорный мир, ибо зациклен на себе – как в скорлупе бурлит, как в котле, который поставлен на огонь.
Когда случается беда, смиренный человек принимает ее, благодарит даже Бога за эту ситуацию, а кто-то начинает сам решать свои проблемы, считая, что сам справится. Это самомнение? Как оно вредит спасению человека?
− В Книге Притчей сказано: придет гордость, придет и посрамление. Если ты высоко задираешь голову и смотришь на всех свысока, то рано или поздно споткнешься: кто задрал голову, тот не видит землю, споткнется и набьет себе шишки.
Беды нам посылает Господь, чтобы нас смирить. Гордыня – болезнь, которая вкрадывается коварно: как ни пытайся ее победить, все равно не заметишь, как она прокрадывается внутрь…. Допустим, ты был неверующий, не знал Бога. Потом тебе открывается вера в Бога, ты видишь всю меру своих грехов, начинаешь каяться, приходишь к Господу, обретаешь мир сердечный. И вдруг начинаешь хвалиться: «Как хорошо, что я покаялся в грехах, освободился! Теперь я уже не такой, как прочие грешники».
Получается, ты вроде освободился от одних грехов, а приходишь к греховному состоянию самообольщения. Или постишься, помогаешь ближнему – и тоже эти мысли проскальзывают.
Именно из-за этого Господь попускает ситуации, когда мы вдруг оказываемся безоружными. Вроде бы ты выполняешь правила духовной жизни, молишься, а потом вдруг выходишь из себя, срываешься. И думаешь: «Что такое, как так получилось?»… А это Господь показывает, кто ты есть на самом деле: ты еще не стал духовно крепким человеком, а пребывал в комфортном самоуспокоении, создал вокруг себя определенную среду правил христианской жизни. В ней ничего плохого нет, но в своей успокоенности ты начал сам себя возвеличивать.
Поэтому Господь попускает ситуации, когда все вдруг начинает рушиться, и ты оказываешься слаб и не можешь совладать с собой.
Здесь важно принять, что Господь это попускает именно для смирения: чтобы ты увидел свои грехи и прежде всего – грех гордыни. Нужно раскаяться в нем и тогда уже более искренно обратиться к Богу.
Один мой знакомый говорит, что ему нужно обратиться к психологу: у него очень много комплексов, мешающих ему жить, развиваться и добиваться своих целей. Что ему можно ответить? У него все хорошо, но ему хочется большего…
− Если у нас слишком много свободного времени, мы начинаем фантазировать о самом себе. И каждый фантазирует по-своему: кто-то ставит себя выше других, кто-то, наоборот, начинает искать глубину своих падений: «У меня ничего не получится, у меня комплексы»... У тебя слишком много времени для пустых фантазий.
Я помню, как преподобномученик Кронид (он был последним перед революцией наместником Троице-Сергиевой лавры) описывал одного послушника или инока (он его знал лично), у которого стало возникать состояние прелести: он якобы видел свет после молитвы, у него были какие-то страшные видения. И как с ним быть? Его просто отправили на подворье, где поставили чистить лошадиный навоз. И в этом труде у него все фантазии быстро исчезли, он достаточно быстро пришел в себя и потом вспоминал это с благодарностью.
Раньше (до нашего комфортного времяпрепровождения) у людей было много работы на поле, дома, они делали что-то своими руками. А когда возделываешь огород, не до фантазий: у человека в тяжелом труде было меньше времени на фантазии, мечтания. Завышенная у тебя самооценка или заниженная, никого это не интересовало: надо возделывать поле, полоть сорняки, сеять, жать.
Когда была насыщенная крестьянская жизнь, психологических проблем было намного меньше: никто не страдал от неврозов, депрессий. Все были погружены в труд, гармоничнее жили с природой и свободное время посвящали, конечно же, молитве и живой радости, а не иллюзорному миру интернета, который только провоцирует некое душевное нездоровье.
Я думаю, что нужно выходить из этого погружения: человек начинает копаться в себе, выискивать в себе комплексы, тогда как нужно просто переключиться на реальную жизнь. Если семейный человек, занимайся с детьми, ходи с ними на прогулку, играй с ними, читай им книги. Если нет, посвяти себя чему-то жизненному, реальному.
Нужно думать о грехах, наверное?
− В том числе и это. Не будь в фантазиях о себе.
Это тоже проявление гордости − думать так много о себе. Можно так сказать?
− Можно. Бывает так, что человек, например, создал вымысел, что у него что-то точно не получится. Или он читает духовные книги и говорит себе: «Я такой грешник! Меня Бог точно не простит». А кто ты вообще такой, чтобы решать, простит тебя Бог или нет? Получается, что человек начинает это определять тоже по гордыне.
Или, например, «я недостоин сегодня причащаться»: часто слышу такое.
− Да, это тоже все от того, что мы сами создаем себе какие-то стереотипы, загоняем себя куда-то.
Святые отцы говорили: не требуй от самого себя совершенства, не ищи специально высокодуховных чувств, благодатных ощущений. Иди в храм в простоте сердца, искренне исповедуйся в грехах, какие есть. А дальше уже все возложи в руки Божии и иди причащаться Святых Таин.
Очень странно себе накручивать: достоин ты или нет? Мы всегда недостойны. Но если мы не будем идти к Богу, потеряем жизнь, ведь причастие Святых Таин Христовых – это жизнь вечная.
Вопрос: «Вы говорите, что Господь нам попускает какие-то падения. А я где-то слышал, что святогорцы говорят: не борись со страстями, то есть не ставь себе это задачей или правилом. Например, я подумал, что поборю ту или иную страсть, а потом получается, что не поборол, и впадаю в отчаяние. Поэтому они и говорят так».
− Вы, видимо, приводите одну из мыслей святого Порфирия Кавсокаливита. Он говорил, что у некоторых бывает перекос: они всецело уходят в борьбу со страстями и поэтому даже не замечают ближних, которые находятся рядом и нуждаются в элементарной человеческой любви.
Такой человек погружается в свой внутренний мир, закрывается в себе и начинает отслеживать, где у него какие страсти. Это, несомненно, нужно, но если только это наполняет весь твой внутренний мир, то, получается, ты занят бесконечной прополкой и ничего не насаждаешь. В итоге не произрастут никакие плоды.
А ведь плод Духа Святого – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Должна рождаться любовь.
Человек может всю жизнь бороться с той или иной страстью, но может оказаться, что любви к ближнему у него нет, он легко раздражается. Я знаю многих иеромонахов, которые поначалу были строгие, взыскательные (если на какой-то должности, то жестко взыскивали с других), а потом проходит время (лет 15 даже) – и ты видишь их совершенно другими: они работают духовно над собой. У них уже добрая улыбка на лице, сердце становится более отзывчивым.
В конечном итоге от законничества они переходят к благодати новозаветной свободы. И новозаветная любовь сияет в их сердцах.
Несомненно, нужно бороться со страстями, стараться их побеждать, но не нужно превращать духовную жизнь в спортивное состязание. Допустим, борешься ты с чревоугодием. Натянул тетиву до предела, дальше не можешь, отпускаешь ее, и все возвращается обратно: наешься так, что будешь еле ходить.
Надо понимать, что победа над страстями дается за смирение – и это действительно так. Когда человек смиряется перед Богом и ближними, его душа уже так не возмущается от страстей. Хочешь победить блуд – старайся обрести смирение перед Богом: принимать правильно то, что Господь посылает, как заслуженное. Человек, движимый гордыней, очень легко скатывается к блудным и любым другим страстям. А страсти оскудевают, когда в человеке начинает проявляться смирение.
А когда ты мыслишь о каких-то страстях, прокручиваешь в своей голове какие-то грехи (чревоугодие, например, или блудные мысли) или то, чем ты хотел заняться, но не приступаешь к действию, это тоже опасно?
– Конечно. Получается, все превращается в просмотр внутри каких-то скверных, нечистых картин. Подумаем сами: что же это за душа, если в ней запечатлевается всякая нечистота, как поток канализации, который течет и течет? Оказывается, все это у нас внутри, в нашей душе.
В принципе, это сейчас везде вокруг нас.
– Да. Но что отвечать за других? Как мы можем чего-то от них требовать, если мир, не знающий Бога, живет тем, что ближе этому миру? А ближе что? Животные инстинкты, всем хорошо известные: поесть, попить, поспать, плотские интимные страсти. Но тут вот в чем дело: нужно понимать, что все, что мы прокручиваем внутри своей души, запечатлевается в нас. И если мы в какой-то день это допустили, получается, этот день духовной жизни был потерян для спасения.
У нас очень грехолюбивое естество. Когда в метро мы едем на эскалаторе, идущем вниз, эскалатор и будет везти нас вниз. Чтобы подняться вверх по движущемуся вниз эскалатору, нужно с двойным усилием идти против его движения. Если мы остановимся, совершенно точно на одном месте не останемся. И если мы остановимся в духовной жизни, то наше естество непременно спустит нас вниз.
Это движение вниз – какие-то прорывающиеся мысли, помыслы, пожелания. Из-за чего это происходит? У нас утрачивается чувство живого присутствия Божия.
Когда люди обращаются к Богу, на заре духовной жизни многим дается почувствовать, что Господь присутствует непосредственно рядом, и Он благодатно помогает. А потом человек потихоньку утрачивает это духовное состояние: «Господь вроде бы и есть, но Он где-то далеко. Вот сейчас я живу своей собственной жизнью, и почему бы мне не пофантазировать о чем-то греховном, скверном?»…
Святой Феофан Затворник говорил, что нужно стараться взгревать в себе чувство ревности о богоугождении, а я дополню, что нужно взгревать именно чувство живого присутствия Божия. И как же ты будешь воображать что-то нечистое пред взором Божиим? В общем, это задача для ежедневной работы.
Батюшка, а если видишь, что твой ближний, друг или даже член семьи начал очень высоко себя ставить, задирает нос, как его правильно убедить, что нужно быть немножко пониже? Ведь мы не хотим, чтобы ближний набивал себе шишки, падал, спотыкался, мы хотим это предотвратить. Как можно воздействовать на такую ситуацию?
– Если он слишком задрал нос, боюсь, убедить его не получится. Но в лоб идти нельзя, иначе получается, что мы сами становимся выше этого человека и пытаемся ему что-то навязать, как бы глядя на него сверху вниз. Он сам пытается быть выше всех, а тут вдруг еще кто-то – как конкурент.
«Что он о себе возомнил», – да?
– Да. И к хорошему это не приведет. Я думаю, что людей врачует доброе и искреннее отношение. Это очень чувствуется – когда мы общаемся с кем-то, чувствуем, какой человек: добрый, искренний или все-таки мятежный. С людьми тяжелого духа тяжело общаться, а когда человек добрый, искренний, отзывчивый, то даже гордые начинают к нему прислушиваться, располагаются к нему и со временем могут поменять свою жизнь.
Другое дело, если, допустим, в семье кто-то из детей начинает задирать нос. Но если вы на него сразу набрасываетесь: «Почему ты так себя вел?» – у него сразу возникают отрицательные эмоции. Меняться он не будет.
Хочешь того или нет, все-таки начинай с доброты, с теплого и искреннего чувства и молись, чтобы Господь человека управил. А когда он понемножечку к тебе расположится, скажи ему, что, может быть, в такой ситуации лучше было поступить так или так. Если он к тебе никак не расположился, то слова не помогут.
Отец Валерий, прошу Вас резюмировать наш разговор и обратиться к телезрителям.
– Если подвести итог, можно сказать, что гордый человек всегда несчастен, ибо он переживает только о своем «я», как бы ему чего не сделали: это всегда будет наносить ему рану.
А смиренный человек более гармоничен. Другие (например в том же коллективе) это почувствуют и трогать его вообще не будут. Когда наши святые люди были в тюрьмах, их никто не трогал, ибо они не были движимы никакими страстями.
Постараемся хотя бы немножечко обрести смирение, просить об этом Господа, и тогда наша жизнь будет преображаться. Это и есть подлинный путь для счастья и спасения души.
Записали:
Наталья Богданова
и Людмила Белицкая
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.