Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (1121) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Для каждого из нас самый главный вопрос – как спастись?

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Для каждого из нас самый главный вопрос – как спастись?

№32 (1121) / 16 августа ‘21

Беседы с батюшкой

Мы всегда вспоминаем наследие святых. Поговорим о наследии всенародно любимого старца – преподобного Серафима Саровского.

– Сначала хотел бы воспользоваться возможностью и поздравить всех дивеевских сестер, паломников, всех, кто любит Серафима Саровского, лично митрополита Нижегородского Георгия, который много потрудился и трудится над созданием этой обители…

Дело в том, что для каждого из нас самый главный вопрос – как спастись? Как сделать так, чтобы душа была христианкой? У преподобного Серафима Саровского есть ответ на этот вопрос. Он сказал такую радостную и вдохновительную мысль: «Ревнуйте о частом Причащении, если человек даже будет греховен до такой степени, что будет весь черен с макушки до пят, но если с чувством всеокаянства будет приступать к Святой Чаше, то постепенно будет очищаться, убеляться, просветляться и милостью Божией очистится и спасется».

Нам дано направление – литургическая жизнь, жизнь в Церкви. Амвросий Оптинский говорил, что, причащаясь, мы вкушаем Хлеб Жизни. Сейчас, во время пандемии, все ищут какого-то средства. И всегда люди искали эликсир бессмертия. Но этот эликсир – Святое Причащение. Тело все равно возвратится в землю, а вот душа пойдет к Богу.

Чрезвычайно важна еще одна мысль преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен – и тысячи спасутся вокруг тебя». Но все мы – психи: в семейной жизни, на работе, в человеческом общении нам не хватает рассудительности, терпения, молчаливости – все на эмоциях, лишних словах. И если мы знаем об этом, почему этим не пользуемся?

Далее, он сказал: «Надо так обучить себя, чтобы ум как бы плавал в законе Господнем, которым руководствуясь, должно устроять и жизнь свою».

Нас должны пропитывать не мирские мысли, не интернет и телевидение с их скандалами и сенсациями, а светлые мысли, которые дадут нам способность в нужный момент и промолчать, и сказать.

Интересно, что преподобный Серафим Саровский прочитывал весь Новый Завет за неделю: за понедельник, вторник, среду и четверг – четырех евангелистов, а за пятницу, субботу и воскресенье – Деяния святых апостолов, апостольские Послания и Апокалипсис. Мы скажем: «Это невероятно». Как же? Вполне вероятно: преподобный говорил, что здоровому человеку нужно спать около 6 часов…

Один священник рассказывал, что крестьяне за день прочитывали всю Псалтирь, а они умудрялись еще землю пахать и детей рожать…

– Кто-то сказал бы, что это невероятно. Но статистика говорит, что современная молодежь от 15 до 30 лет проводит в интернете от 7 до 8 часов!

Это называется «серфинг в социальных сетях»: бесцельно путешествуешь, плаваешь в соцсетях…

– Вот Серафим зря времени не терял и стал святым, преподобным и любимым всеми нами. Насчет Библии он говорил, что если кто прочитает весь Новый Завет, то не лишится особой благодати Божией. Что такое особая благодать? Чтобы понять это, дается Великий пост, но можно начать читать по главе в день и сейчас.

Как выработать привычку «плавать» умом в Священном Писании?

– Дело в том, что мы – простые люди. В течение дня у нас есть завтрак, обед, ужин и бесконечные перекусы ради поддержания телесных сил. Но если бы мы вкушали слова Священного Писания по 3 раза в день…

Спаситель сказал: Не хлебом одним будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Я знаю несколько семей, где отец перед едой говорит эти слова, открывает Священное Писание и читает главу – только потом семья садится и кушает.

Чтение главы Евангелия занимает 5 минут. Самые длинные главы у Луки – по 7 минут. Можно же посвятить 5 минут своей душе? Едят люди от 30 минут до часа (может, и больше) и считают, что это нормально. На это мы время находим, а на чтение Писания – нет.

Сейчас принято за едой смотреть что-то в телефоне.

– Мы говорим про конкретный пример: взять и понудить себя. У преподобного Серафима спросили: «Почему сейчас нет таких святых, как раньше?» А он говорит: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же…

Сейчас людям не хватает решимости. Есть у нас такое ужасное слово – «завтра». Оно – враг слову «сегодня»: если сразу не решишься, то вряд ли это получится и завтра.

Кстати, архиепископ Иоанн (Шаховской) говорил, что добродетель должна быть мгновенная: задумал помолиться – помолись, задумал простить – прости… Задумал позвонить – позвони, задумал отдать – отдай. Только начнешь откладывать – все.

У апостола Павла есть такие слова: Богъ бо есть дѣйствуяй въ васъ и еже хотѣти и еже дѣяти о благоволенiи... Если захотел – Господь тебе эту мысль в сердце послал, и Он же даст возможность ее реализовать. Но первый шаг – от тебя. Ты должен почувствовать этот призыв и не пропускать его: духовный порыв очень тонок.

По большей части у нас другие порывы: поесть и поспать. А над духовным надо трудиться.

Кстати, сегодня женщина задала вопрос про судьбы мира. У преподобного Серафима Саровского в беседе с Н.А. Мотовиловым есть слова, что многие говорят о конце света, а он думает, что 8-ю тысячу доживем (чтобы было понятно: 8-ю тысячу от сотворения мира). А сейчас 7529 год от сотворения мира.

Можно выдохнуть...

– Можно выдохнуть... Но есть русская пословица: «К войне готовься, а пшеницу сей». Вот и сейчас приходят люди (особенно в пандемию) и говорят: «Что делать: дачу покупать? Дом строить? Детей рожать?»

Наверное, покупать и рожать?

– Совершенно верно. Настолько нагнетена и технически подготовлена обстановка Апокалипсиса, что возникает вопрос: «А что теперь?»

Вы сказали: подготовлена. Значит ли это, что можно привести реальные факты?

– Я имею в виду, что в любой момент можно нажать на кнопку и объявить: «Этот QR-код означает, что вы отрекаетесь от веры. Если не отречетесь – никуда не зайдете и ничего не купите».

Сейчас мы ступили на тонкий лед...

– Может быть. Но я размышляю дальше: Серафим Саровский говорил, что до 8-й тысячи доживем…

Приведем пророчество из писем святого Николая Японского. Он, изучая культуру Японии, понял, что Россия по сравнению с другими нациями – очень молодой организм, ей еще жить и жить, что Россия – хранительница Православия (действительно, тогда Константинополь, Афон и славянские народы были под турецким гнетом.)

И собор Святой Софии был мечетью.

– Мало того: один из наших белых генералов некогда просил разрешения у императора Константинополя взять город (тогда такое вполне могло быть) и говорил: Россия – хранительница Православия, и свою роль она еще должна исполнить. Русская Православная Церковь – самая большая из братских Церквей и по территории, и по численности. Ф.М. Достоевский тоже отводил России решающую роль в сохранении Православия в Европе.

У преподобного Нила Мироточивого есть слова: «Ей, пребудет спасение и не отымется от мира, возможность спастись и спасающиеся пребудут до конца мира» – когда исчезнут люди, которые пытаются жить по Евангелию, тогда миру существовать будет незачем. Но сейчас мы видим храмы, семинарии, православные телеканалы и радиостанции. Кто бы мог подумать о таком в советские времена? Пока есть спасающиеся, мир будет существовать. Поэтому, наполняя храмы, монастыри и свои дома молитвой, благочестием, верой и любовью, мы продлеваем жизнь миру.

А к своему концу готовиться надо с рождения. Еще преподобный Иоанн Лествичник сказал, что невозможно провести день благочестиво, если не представляешь, что это последний день твоей жизни. Я говорю прихожанам, что каждый день – последний. Единственный и неповторимый. Именно он нам отпущен Богом, и именно этот день мы должны наполнить содержанием. Если бы мы так думали, то делали бы меньше бестолковых дел: было бы жалко потерять бесценные дни. Кто-то из мудрых людей сказал: не надо бояться смерти, надо бояться пустой жизни. А чтобы она не была пустой, надо дорожить временем.

Вопрос телезрителя: «Когда мы читаем слова молитвы (например, «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»), произнести их легко. Но, как говорил преподобный Паисий Святогорец, необходимы сопереживание, боль. Ведь можно произнести слова молитвы до 10 раз, но не найти чувств сопереживания и боли. И я не всегда их нахожу».

– Вопрос очень сложный. Мы молиться-то нормально не можем – мысли улетают в разные стороны: к середине молитвы уже не помним, о чем молимся, кого вспоминаем. А чтобы молитва была еще и с чувством – это уже некое совершенство.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский, говорил, что нужно разуметь читаемое и сочувствовать разумеваемому. Но если мы порой не разумеем то, что читаем, то как можем этому сочувствовать? Но у Иоанна Лествичника есть утешительные слова: «Старайся возвращать, – говорит святой Иоанн Лествичник, – или правильнее, заключать мысль в словах молитвы. Если она по младенчеству исторгается (из заключения в слова молитвы), – опять вводи ее (в них)» – и по времени обретешь успех.

То есть сначала нужна сосредоточенность: мы должны думать только о словах молитвы. Когда ум будет сосредоточен на словах молитвы, возможно подключение сердца. Тогда появятся и сопереживание, и сочувствие. Как говорит святитель Феофан Затворник, если произносишь «Слава Тебе, Боже», – прославляй Бога от всей души; если произносишь «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня, грешного», то ощущай свою греховность – что ты действительно именно такой.

Читая Псалтирь, в которой разнообразие мыслей (и покаяние, и хвала Богу, и умиление), к внимательности подключай и сердце. Но это дело милости Божией: от нас – труд, а благословение и благодать – от Господа.

Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), сначала должны появиться листья, только после листьев появятся плоды – второе без первого почти невозможно: сначала труд (листья) – потом плоды. Псалмопевец Давид говорит: Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя. Труд и смирение: одного смирения мало – надо что-то еще и делать, и делания тоже мало – нужно еще и смиряться. Надеюсь, мы ответили на вопрос.

Продолжим наш разговор о посещении Горы Афон. Спрашиваю у одного старца: как спасаться? Он говорит: знаешь, все информационное пространство построено на цифре, всего на двух знаках – нуля и единицы. Так и у нас все должно крутиться вокруг двух понятий – терпения и смирения: сочетание этих двух качеств в разное время будет спасительно. В разных случаях чего-то больше, чего-то меньше. Вот так и надо спасаться.

Это созвучно со словами преподобного Амвросия Оптинского: «Надо быть либо железной, либо золотой». Батюшка пояснял это так: «Железной – значит иметь большое терпение, а золотой – большое смирение». Так что девиз преподобного Серафима Саровского чрезвычайно актуален сейчас: «Стяжи дух мирен».

Ведь из-за чего все происходит? Из-за мелочей. Не смог человек потерпеть, не смог промолчать, не смог смириться – и пошло-поехало. Сначала муж не смирился, потом жена не смирилась, потом оба. Старец Амвросий говорил: «Супруги бывают упруги» (один, а чаще – оба). Это первый пример.

Второй пример – относительно цифр. Старец Паисий говорил, что муж символизирует единицу, жена символизирует ноль. Если жена стоит за мужем, отдавая ему должное почтение, как заповедано Богом (глава жены и семьи – муж), тогда оценка семьи – 10: ноль стоит за единицей. Когда жена потихонечку перемещается на первое место, начинает рулить, решать, тогда оценка семьи – 01. Жена должна умно поступать: даже если жена принимает решение, надо грамотно подвести к тому, что это решение мужа.

Не надо никому об этом рассказывать.

– Особенно мужу. Пусть он думает, что это он принял решение... Одна женщина приходит в гости и спрашивает: «А чего это у тебя муж под кроватью сидит?» – «Хозяин – где хочет, там и сидит».

Каждый должен быть на своем месте. Хотя все в семье должно решаться по взаимному уважению – муж с женой должны все обсуждать, перетолковывать, советоваться. Авва Дорофей пишет: «Есть верное спасение во мнозе совете» – не в совете со многими, а во многом совете. Надо поговорить с умным человеком – с самим собой. Как это? А так: жена – это ты, а ты – это жена.

Недавно отошел ко Господу Петр Мамонов. Вспоминаются его слова: «Сижу. Гляжу в окно. Жена идет по тропинке. Думаю: куда это я пошел?» – вот какое отношение к семейной жизни, к единению. Муж и жена – одно целое: к этому надо стремиться.

Говорят, супруги даже внешне становятся похожи.

– Со временем. Но это идеальные случаи – не всегда так бывает.

Еще пример относительно цифровизации. Я имел счастье видеть старца Паисия в 1993 году, когда был на Афоне, за 9 месяцев до его блаженной кончины. Мы были на Афоне в августе с монашеской делегацией из 20 монахов, возглавлял которую наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Павел (Пономарев) – сейчас он митрополит Коломенский. Мы с отцом Алипием (Кастальским) вдвоем были у старца Паисия, отделившись от группы.

Вы уже знали, что это великий человек?

– Мы об этом узнали только на Афоне: тогда еще никаких книг старца Паисия не было. Кстати, в то непонятное время (был государственный переворот) наши монахи Пантелеимонова Русского монастыря на Афоне были у старца Паисия и спрашивали, что будет с Россией. Старец вел себя всегда чрезвычайно скромно, смиренно. Услышав этот вопрос, он задумался и сказал: «Сейчас в России такие тучи, такие тучи! А потом – такое солнце, такое солнце!» Может быть, мы в эти времена и живем, когда «такое солнце» – посмотрите на Покровский храм и другие храмы, сейчас есть телеканалы «Союз», «Спас»… Тогда в помине ничего этого не было.

В Грецию сейчас нельзя ехать, на Святую Землю тоже, но можно прийти в Покровский храм в Ясеневе и как будто побывать в Константинополе и Иерусалиме

– Старец Паисий говорил, что наша жизнь должна быть похожа на жизнь космонавтов – перед запуском ракеты идет обратный отсчет: 10, 9, 8... 3, 2, 1, 0, пуск! И ракета полетела вверх. Так вот, если не обнулится ваша гордыня, ваша духовная ракета не сможет подняться вверх. Это еще один пример.

Об этом мы должны думать, а не о тех глобальных процессах, что происходят во всем мире. Самый главный процесс – тот, который происходит в нашей собственной душе. Корабль не тонет, когда плывет по воде; он начинает тонуть, когда вода попадает внутрь корабля. То, что происходит в твоей душе, гораздо важнее того, что происходит вокруг тебя.

В одной душе может быть и ад, и рай. Когда в душе молитва, вера, добродетель, доброделание – там рай, та же мирность, которой в семьях, к сожалению, так не хватает. А мирность от чего? От терпения. Сейчас человек не умеет терпеть. Ты потерпи мою медлительность, а я потерплю твою психованность.

Как в машине 2 педали – газ и тормоз, так и муж с женой должны дополнять друг друга. Если муж и жена будут оба «газовать» (оба будут эмоциональные, психованные), то машина куда-то улетит. Если оба будут «тормозить», машина не сдвинется с места. Интересно, когда один газует, другой притормаживает – иногда роли меняются, но если один газует, другой должен притормаживать. Интересный взгляд на семейную жизнь.

Кстати, у мудрых людей есть такая поговорка: если один из двоих умный, то ссора прекратится. Не хочешь спорить, ругаться с женой – считай себя умным.

Мы не можем вообще не гневаться. Кто вообще не гневается? Только бревно. Живые люди подвержены эмоциям. Но если один из двоих умный, ссора прекратится.

Поэтому надо всегда просить у Бога не только терпения, но и мудрости, и любви. Серафим Саровский говорил, что любовь невозможна без терпения. Любовь – это пик. А с чего все начинается? С терпения. Поэтому давайте друг друга терпеть – друг друга тяготы носить: мы потерпим чью-то медлительность, кто-то потерпит нашу психованность.

Давайте молиться, чтобы Господь даровал нам мудрости и силы когда-то быть газом, когда-то – тормозом: занимать свое место по жизни. Будем любить Священное Писание, причащаться Святых Христовых Таин, помнить наставления святых отцов и таким образом спасаться.

Дай Бог, чтобы были спасающиеся до Пришествия Господня, которого мы чаем.

Записали:
Софья Горбачева
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс