Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (1120) → Протоиерей Максим Первозванский: Покаяние – это реальное изменение

Протоиерей Максим Первозванский: Покаяние – это реальное изменение

№31 (1120) / 9 августа ‘21

Беседы с батюшкой

Церковь празднует Собор Архангела Гавриила. Как ангелы участвуют в жизни людей?

– Апостол Павел в первой главе Послания к Евреям говорит, что ангелы суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение. Мы называем их высшими силами, Небесными Силами. Ангелы – Божии творения, по толкованиям святых отцов, не слишком далеко отстоящие от нас по своим свойствам. Они бесплотные, но у них нет какой-то самостоятельной задачи: они выполняют те поручения, что дает им Господь. У каждого из нас есть ангел-хранитель, который по жизни приставлен к нам помогать, охранять нас, оберегать, что-то подсказывать. Мы не понимаем до конца его роли и задач, несмотря на то, что многие реально чувствуют его присутствие. Мы, будучи членами Церкви, ежедневно читаем молитву ангелу-хранителю в утренних и вечерних правилах. Ангел-хранитель имеет о нас особую заботу и попечение.

Призвание человека изначально было выше призвания ангелов? Ангельское призвание – служить Богу и исполнять Его поручения, а человеческое – стать объектом Божией любви и жить в этом мире?

– Ангелы не обделены Божией любовью – они тоже объект любви Божией. Человек не случайно называется венцом творения: в нем соединено небесное и земное – в этом смысле потенциально человек богаче и выше ангелов.

Но в нынешнем падшем состоянии трудно говорить, что мы можем в чем-то превосходить ангелов. Хотя я думаю, что великие святые поднимались до этой высоты. Главное наше преимущество – наша телесность: я сейчас не имею в виду телесность, поврежденную грехом, но исходную телесность Адама и Евы, когда они пребывали в раю. И телесность наша, которой мы будем обладать по воскресении из мертвых, дает нам в некотором смысле колоссальные преимущества.

Ангелы могут летать как птицы. Мы тоже сможем летать как птицы, у нас есть дух, бессмертная душа. А еще у нас есть жабры, которые позволяют нам нырять под водой, еще что-то – у нас есть дополнительные качества, которыми ангелы не обладают.

Благодаря телесности, погруженности в материальное время мы обладаем способностью к изменениям как в худшую, так и в лучшую сторону – мы не фиксированы. Мы оказываемся в ангельском положении, когда умираем: именно поэтому после смерти покаяние невозможно. Покаяние связано с нашей телесностью (нам больно, мы хотим есть, хотим спать) – мы можем телом ощущать много чего, и это дает нам способность к покаянию. Каждый из нас соединяет в себе весь тварный мир, видимый и невидимый.

Ангелы принадлежат к миру духовному и невидимому. Когда говорят, что сатана и прочие бесы как-то менялись, это в некотором смысле народное богословие об ангелах. Святые отцы (Василий Великий в частности) говорят, что ангелы определяются в добре и зле фактически в момент своего творения, именно в силу того, что они не имеют способности к изменению. Если б они были способны к изменению, они могли бы стать добрее или злее.

Я с утра проснулся злой ужасно – рано пришлось вставать, дождь на улице. Сейчас я к вам пришел и стал добрее, к вечеру опять на что-нибудь разозлюсь. Ангелы не обладают такой способностью – они всегда стабильны в добре или зле. Бесполезно молиться о спасении сатаны: это в принципе невозможно. Его состояние – это скриншот, как сказали бы современные люди, пользующиеся компьютерами. Он был сотворен, и его состояние заскринилось – он уже не имеет способности пасть, если это ангел, который в момент творения устоял в добре, и не может возвыситься до покаяния, если отвернулся от Бога и встал на путь борьбы с Ним.

Значит, Денница был сотворен злым?

– Нет, он был сотворен добрым. Нам сложно представить, как живут те, у кого нет времени, кто живет в вечности: нет времени, нет расстояния между правой и левой рукой.

У нас есть пространство – если бы пространства не было, то нельзя было бы говорить о расстоянии между правой и левой рукой. То же самое, когда нет времени, нет расстояния во времени. И ангел определяется с точки зрения времени в момент творения. Он был сотворен добрым, мгновенно понял, как все устроено – и определился в добре или зле. Это происходит мгновенно: нет такого, что сатана был добрым несколько тысяч лет перед тем, как упал и стал злым. Этот вопрос лишен смысла: нет времени между творением и его определением в добре и зле.

К какому роду отнести сказания, легенды и предания, что до падения Денница был правой рукой Бога, Его ближайшим помощником и верховным ангелом над всеми?

– Он таким был сотворен. Это его потенциальная возможность: это то, кем он должен был стать. Я ни в коем случае не хочу об этих рассказах высказываться в негативном ключе – они предназначены для нашего упрощенного понимания. Есть прямой рассказ апостола Павла о рае, когда он был восхищен до третьего неба. Он четко сказал: «Око не видело, ухо не слышало и на сердце человеку не приходило то, что приготовил Господь любящим Его» – он, имевший опыт рая, не смог передать его словами.

К какому разряду отнести рассказы о райских птицах, прекрасных садах, о чудесных аллеях, замечательных жилищах, которые нам уготованы, о каких-то обитателях? Это просто для понимания, что там нам будет бесконечно хорошо. Простому человеку, не книжному, не желающему или не имеющему способности подняться до высоты представления о райском блаженстве, трудно представить, что такое «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его»: представить этого блаженства мы не можем.

А как стремиться к тому, чего мы не можем себе представить? Необыкновенно сложно. Как стремиться к духовному блаженству человеку, у которого практически нет духовного опыта? Поэтому Церковь в виде подобного рода благочестивых рассказов предлагает некую материальную аналогию рая. Но при этом, как только заходит разговор, что в раю будут материальные или какие-то физиологические блаженства, Церковь говорит: стой, это не совсем так, не совсем точно – давай не будем это абсолютизировать.

Хотя, безусловно, когда мы воскреснем в теле, оно тоже будет наследовать райское блаженство. В чем это будет состоять? В чем состоит блаженство моего тела в нынешнем состоянии? Отдохнуть, посидеть в мягком кресле, вкусно покушать, ну и еще какие-нибудь плотские утехи, к которым моя грешная плоть стремится. Если мы говорим, что в раю у нас будут телесные наслаждения, мы автоматом переносим все наше нынешнее падшее естество туда – и получается рай с гуриями и прочими историями. Но это будет не так, это будет по-другому: даже тело будет испытывать не те плотские наслаждения, что оно испытывает здесь как страсти, с которыми мы боремся (по крайней мере, должны бороться).

То же самое – в рассказе про ангелов. Да, есть указание, что была на небе война, и действительно очень сложно передать словами реалии духовного мира.

Как тогда правильно размышлять о рае?

– Как апостол Павел: высоко и правильно. Кроме того, большинство людей имеет опыт райского переживания или хотя бы частичного прикосновения к нему – мы можем понять и познать, что такое любовь. Самое главное – что человек призван к тому, чтобы пребывать в любви Божией. Собственно, он и так в ней пребывает, только принимать эту любовь у нас плохо выходит. Там же мы сможем ее принять в ее полноте. Нам там будет очень хорошо. Вот так и надо об этом размышлять.

Когда появилось зло? Когда один из ангелов определился в своем выборе или позднее?

– С точки зрения православного вероучения, не существует некоего онтологического зла – не существует некоего источника зла, некоего исходного злого начала. Его нет. Открываем православный катехизис, или учебник догматического богословия, или размышления святых отцов и видим: зло – это отсутствие добра.

Нет зла как такового: есть злые. Когда я с утра злился, я был злой и в этом отношении служил злу, но опять-таки не как онтологическому, бытийному состоянию.

Во зле нет бытия: зло – отсутствие бытия, отсутствие добра, разрыв с Богом. Так о нем надо рассуждать… Дьявол пытается нас отвратить от Бога, пытается погрузить в наши страсти, пытается через это повергнуть нас в уныние и отчаяние. Что такое отчаяние? Отсутствие надежды – чаяния: оторвать от Бога – Источника жизни и превратить нас в злодеев. Когда придет конец времен, никакого зла и не будет, его не останется.

А сам дьявол – не бытие зла?

– Нет, это просто очередной злой, просто у него достаточно расширенные возможности по отношению к обычному человеческому злодею – он живет от сотворения мира: опыт приличный. возможности определенные имеются – в рамках попущения Божия. Но онтологического статуса зла в нем нет. Зла в нем не больше, чем во мне сегодня утром.

Он не может покаяться?

– Покаяться он не может в силу отсутствия телесности: покаяние связано с изменением и телесностью. Наше покаяние заканчивается нашей смертью. Для дьявола или бесов оно невозможно.

Обычно аргумент про телесность приводят, когда говорят, что покаяние нужно подтвердить делами. И человек именно поэтому до смерти может покаяться, а после смерти уже нет: делами своими, совершаемыми в мире, своим телом он должен покаяние закрепить.

– Не всегда мы можем закрепить свое покаяние. Достаточно вспомнить разбойника, распятого на кресте. Какие он успел дела сделать?

Покаяние – это реальное изменение. Действительно, закрепляя покаяние, делаешь его устойчивым.

Настроение может скакать в течение дня. Наше духовное состояние тоже может скакать в течение дня буквально в зависимости от атмосферного давления, от того, что солнышко светит или наступил кто-нибудь на ногу: даже в течение часа оно может скакать. Есть некое усредненное состояние – оно может быть ниже или выше. В математике говорят о дифференциальных или интегральных характеристиках состояния: нечто среднее. Вот это среднее чтобы закрепилось: «Вчера я был в состоянии абсолютно безбожном, греховном – сегодня покаялся».

Вот алкоголик, проснувшись в понедельник утром, находясь в запое предыдущие 3 недели, решает, что теперь он точно бросит пить. Его состояние совершенно трезвое – его откачали, прокапали, пропесочили, и он намерен бросить пить. Сегодня он на максимуме, но высока вероятность, что уже к вечеру он напьется: его интегральное среднее состояние гораздо ниже трезвого. Так и здесь: мы можем каяться, раскаиваться. Но насколько мы устоим в нашем покаянии, насколько устоим в добродетели? Для этого требуется время, усилие, добрые дела.

В последнее время становятся популярны сюжеты-размышления на тему покаяния и изменения дьявола. Только ли из-за отсутствия тела дьявол не может покаяться? Есть даже в патериках сюжет, когда к одному старцу пришел бес, начал с ним молиться и стал ангелом.

– Это все-таки фольклор. Есть такой интересный раздел среди православных. С одной стороны, есть люди, которые совершенно фарисейски желают вечной погибели всем грешникам: озеро огненное, геенна – и пусть там горят все маньяки, убийцы, насильники, абьюзеры… Мы можем этот список бесконечно расширять: не ходящие в храм, нерегулярно причащающиеся, все некрещеные, китайцы и прочие исторические личности, которые не познали в этой жизни Христа – «пусть они все горят в аду».

С другой стороны, последнее время в нашей стране появилось учение апокатастасиса. На Западе оно достаточно давно распространено – это учение о всеобщем спасении: что любовь и всемогущество Божие не примирятся с тем, чтобы погибло хоть одно Божие творение, поэтому Бог так или иначе в конце всех спасет.

Между теми, кто желает всем погибели, и теми, кто желает всеобщего спасения, бетонная стена, а ответ-то очень простой.

Любящее христианское сердце желает всем спасения. Можно прямо себя проверить, насколько мы христиане. Желаю ли я спасения Гитлеру, Нерону, моим злым соседям, которые всю ночь «гудели» и не давали мне спать, а у меня с утра важное мероприятие, экзамен и я с головной болью в результате провалил этот серьезный тест? Кому я желаю спасения?

Настоящий христианин желает спасения всем (в том числе бесам и дьяволу), – но это не значит, что христианство учит о всеобщем спасении. Здесь важно понять, что догмат о всеобщем спасении Церковью не принят. Более того, это мнение Церковью отвергнуто как утверждение, что Бог точно всех спасет. Но желать этого в своем христианском сердце нужно.

В Священном Писании сказано, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины: это желание Божие, чтобы все спаслись, – и это должно быть и нашим желанием тоже.

Если мы вместо того, чтобы думать, как бороться со своей раздражительностью, начнем молиться за дьявола, то, скорее всего, нас постигнет состояние, именуемое в Церкви прелестью. Подобными сказаниями тоже наполнены всякие наши писания («какая-то игумения молилась за дьявола и потом впала в блудные грехи» и так далее). Брать на себя заботу о спасении дьявола, будучи самому подверженным каким-то примитивным страстям (даже и не примитивным, а тонким духовным), – дело опасное.

Надо бдеть над собой и всем остальным желать спасения. Молиться за тех, за кого мы так или иначе отвечаем. А молиться за весь мир – удел святых: например Серафим Саровский молился за весь мир, но тоже не с юности, а достигнув определенной степени святости и совершенства.

Можно ли говорить, что человеческая жизнь – это постоянная борьба, постоянное развитие, но ни в коем случае не стабильность, не нечто аморфное?

– Да, конечно, именно об этом мы сегодня в самом начале говорили, когда рассуждали об ангелах: наша жизнь есть непрерывное развитие и способность к покаянию – в отличие от ангелов она заложена в нас. Она показатель того, что мы находимся в постоянном изменении: никогда нельзя успокаиваться, как бы высоко мы ни поднимались. Например, апостол Павел говорит одно из моих любимых изречений: Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных.

Наши добродетели нельзя положить в банковскую ячейку и стричь с них проценты, или про наши грехи, страсти нельзя сказать: «Я их однажды победил, теперь все».

Одна из важных истин: успокаиваться нельзя никогда. Мы, будучи обладателями падшей телесности, падшей человеческой природы в целом, если останавливаемся, начинаем сначала постепенное, а потом быстрое сползание вниз.

В духовной жизни мы находимся как бы на наклонной плоскости: если поднимаемся, есть возможность противостоять сползанию; если же остановились – неизбежно поползли вниз, при этом постоянно ускоряясь.

Отец Максим, спасибо! Прошу Вас подвести итог, что-то пожелать, напутствовать наших телезрителей.

– Я немножко разовью свои последние слова: достигайте любви, ревнуйте о дарах духовных – не успокаивайтесь, учитесь дискутировать, а не полемизировать, обращайтесь в молитвах к своему ангелу-хранителю, который всегда находится рядом, готов услышать, помочь.

Самое главное – не забывайте, что вы любимы Богом. Храни вас Господь!

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс