Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Хотел бы спросить Вас, Владыка, про Евангельское чтение – эпизод, когда Христос переселил бесов из людей в свиней. Как правильно понимать (может быть, во всем Евангелии) бесов: кто они такие? Это духи, из людей переселившиеся в свиней, или человеческие страсти, перешедшие на свиней, в результате чего те, не выдержав, покончили с собой?
– Есть разные подходы. Наша святоотеческая экзегеза придерживается буквального понимания бесов как духовных сущностей – ангелов, которые отпали от Бога и с той поры вредят человеку и всему Божию творению.
Если говорить о страстях, это уже будет переносный смысл. Так тоже можно рассуждать, но надо помнить, что страсти открывают дверь злым духовным силам, поэтому отделить одно от другого бывает очень сложно.
Зачем Господь изгнал бесов в свиней, а не в ад, например?
– Когда мы рассуждаем о действиях Бога, можем ли мы постичь их? И в какой степени? Это очень важный вопрос.
Я понимаю, что можно попытаться дать какое-то объяснение действиям Бога, но надо помнить, что мы остаемся в рамках человеческого уровня постижения. Замысел Божий в полной мере мы не можем постигнуть. Об этом замечательно говорит Книга Иова. Мы помним, что Иов задавал много вопросов. В конечном итоге, когда Бог начал с ним беседовать, Он спросил: «Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» Это говорит о непостижимости Бога. Спекуляции на эту тему, приписывание человеческой логики Богу – не самое лучшее и душеспасительное занятие.
У блаженного Августина есть замечательная реплика, которую я часто вспоминаю: «Вы спрашиваете: зачем Богу надо было воплощаться, страдать, умирать, Воскресать, чтобы спасти человека? Разве нельзя было акт примирения совершить другим образом? Ведь Богу все возможно! Почему такой странный, нетривиальный, непостижимый для человека путь?» Блаженный Августин отвечает, что если бы Бог поступил как-то по-другому, у тебя, неразумного, возникли бы точно такие же вопросы.
Я думаю, что мы должны просто принимать действия Бога и делать выводы: как я должен на это отреагировать, что во мне должно измениться, когда я об этом слышу, читаю?
Что должно измениться в нас, когда мы читаем этот отрывок?
– Отношение к ближним. К сожалению, это уже притча во языцех. Приходит в храм человек – внешне совершенный тиктокер 7-го разряда: с пирсингом, в непонятной одежде, с волосами непонятного цвета, не умеющий себя вести в храмовом пространстве. Мы сильно напрягаемся, и многие из нас пытаются его привести в подобающий вид, начинают ему, простите, ездить по мозгам.
Что мы видим в истории изгнания бесов в свиней? Один евангелист говорит, что был один бесноватый, другой – что больше. Человек или двое (не важно) были асоциальными: без одежды, вели себя как попало. Господь не начинает беседу со слов: «Слушай, пойди умойся, оденься, возьми благословение, после этого Я с тобой поговорю» – Бог сначала исцеляет человека, а потом тот сам понимает, что с ним не все в порядке, одевается и начинает выстраивать диалог с окружающими.
Я не хочу сказать и никогда не скажу, что люди светские, молодые – бесноватые. Ясно, что наш мир поврежден грехом, и в силу этого здесь царствуют духи злобы поднебесные – они так или иначе влияют на нас. Мир искажен, люди искажены, по недостатку воспитания или еще по какой причине. Начальная задача церковных людей – не пытаться их, условно говоря, одеть и причесать, а исцелить: впоследствии они изменятся по отношению к окружающему миру и внешне. Это одно из возможных прочтений.
Церковь получила свободу уже давно (4-й десяток лет идет), но никуда не делось противостояние воцерковленных людей и тех, кто только пришел к вере. Постоянно читаем жалобы в социальных сетях, что людей в храме грубо встретили, начали с чего-то внешнего. Это то, о чем нам стоит помнить.
Эта тема мне кажется важной и болезненной. Можно представить: человек, образ Божий, живет своей жизнью, Бог его ведет несколько десятилетий, может быть, 5–6–7: 6 десятилетий человек прожил – у него сложнейший путь! И вот Бог его привел в храм, а там мы…
Мне всегда казалось это страшно ответственным – итогом пути человека может стать столкновение со мной. От моих действий, действий людей Церкви зависит то, как будут дальше складываться взаимоотношения этого человека с Богом. Какова будет наша вина, если отношения просто прекратятся?!
Бог приводит человека в храм неисповедимыми путями, но люди в храме могут Его замысел упразднить?
– Могут, запросто – ведь историю делают люди: мы творцы истории и можем так повлиять на другого человека, через грех, невнимание, злобу, что он навсегда отвернется от Церкви. Мне всегда казалось это очень страшным.
Я могу быть прекрасным человеком, делать добрые вещи, хорошие слова говорить, но если я кого-то отталкиваю, мне необходимо о многом подумать.
Действительно, очень страшно, если подумать, что Бог человека ведет в Церковь, а ты встал на пути и разрушил Его план.
– Да, такие истории постоянно происходят.
Может быть, было бы легче, если бы мы знали какие-то планы Бога?
– Мы знаем Его основной план: о нем было сказано Господом Иисусом Христом. Бог хочет всем людям спасения и все для этого делает, в том числе и нашими руками – у Него ведь, как известно, других рук нет.
Очень часто рассуждают о воле Божией и о том, что она человеку неизвестна. Насколько корректно высказывание, что воля Божия человеку известна полностью: она изложена в Священном Писании?
– Я думаю, что это высказывание абсолютно корректно. Тем более что Господь наш Иисус Христос об этом постоянно говорил: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего». Новый Завет все в полной мере раскрывает – там нечего добавить, можно только комментировать и расширять, делать более понятными какие-то мысли, но там все есть.
А как поступать в той или иной ситуации? Надо думать, зависит от решения твое спасение или не зависит. Что касается спасения и жизни вечной, воля Божия выражена в Новом Завете вполне, а бытовые мелочи вторичны, и в каждом конкретном случае надо думать: мое действие приводит, приближает к спасению или уводит, отдаляет от него?
Часто приходится слышать: человеку предстоит сделать выбор, и он говорит: «На все воля Божия. Как будет, так и будет». Правильно ли это, или же Господь ждет от нас выбора?
– Я за активную позицию – позицию апостолов (Павла в первую очередь – не потому, что он самый лучший, хотя уверен – у меня есть глубокое убеждение, – что большего гения не было и не будет).
Нам нужно очень внимательно изучать жизнь и послания апостолов: через это мы сможем понять, как нам действовать в той или иной ситуации, что должно быть в приоритете.
Условно говоря: меня пригласили сюда, я, думая о том, пойти или не пойти, чем должен руководствоваться? Что должно быть тем критерием, по которому я сделаю выбор? И так в каждой ситуации.
У апостола Павла критерий ясный – он говорит: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас». Служение Христу через служение людям – его критерий. Я убежден, что любой христианин должен точно так поступать – выбирать не то, что ему выгодно, удобно, а что (скажу грубо) выгодно Христу, Его Церкви и ближнему.
В любой ситуации надо ориентироваться на то, чем я могу помочь ближнему?
– Я думаю, это другая история. Алкоголику нужно опохмелиться, потом еще выпить, наркоману необходима доза: потакать им – это помощь или не помощь? Вопрос непростой.
Все ли будет помощью с точки зрения Священного Писания и замысла Божия о человеке? Я говорю в первую очередь о том, что миссия (в самом широком смысле) Евангелия, проповедь были приоритетом для апостола Павла. Соответственно, должны быть таким и для нас. А как это осуществляется в жизни каждого человека, христианина – другой вопрос, по которому надо отдельно беседовать.
Интересный момент относительно помощи – помогать можно по-разному. Человек в силу духовной ущербности не может правильно понять, что точно ближнему поможет или не поможет. К чему прибегнуть, чтобы не сделать ему хуже?
– Помимо общих размышлений, трезвомыслия, которое приходит через аскезу, необходима молитва. Я много раз слышал, когда меня рукоположили в епископы, от более опытных архипастырей: «Прежде чем принять какое-то решение, молись. Иногда лучше отложить его на несколько дней, помолиться, оно должно вызреть. Не должно быть скороспелых решений». Я думаю, что все надо проверять молитвой – каждое действие, тем более помощь ближнему.
В конце Евангельского чтения пастухи, у которых свиньи бросились в море, жители этой округи, просят Христа уйти, несмотря на чудо (бесноватых Он сделал приличными, нормальными людьми). Почему?
– Пребывание с Богом вообще страшная вещь, невыгодная для плотского человека – и никогда не будет выгодной. Давайте посмотрим на апостолов, откинув все их величие: по сути, чем была их жизнь? Апостол Павел пишет: «Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе». У них не было ни дома, ни собственности, ни тепла, ни близких, ни уюта, даже дохода не было. В конечном итоге – насильственная смерть большинства из них.
Кто в здравом уме и твердой памяти из наших современников захочет такую жизнь? Сегодня мы думаем (большинство из нас, может быть, все, хотя говорим иногда иначе), что пребывание с Богом, в Церкви должно нашу земную жизнь сделать комфортнее, застраховать и сделать ее во всех смыслах приятной. Но ведь у апостолов ничего подобного не было: Господь никому не обещал, что это будет легко и радостно.
Он говорил о другом: «Вы сейчас, здесь пойдете за Мной, будете страдать, будете скитаться, все это с вами будет происходить, а потом – Царствие Небесное и жизнь вечная».
Для человека Ветхого Завета (каковы все мы), укорененного в реальности, в физической жизни, это очень непросто – пребывание с Богом.
Можно, конечно, осуждать людей, лишившихся свиней, но представьте: некий Человек совершил чудо, исцелил болящего – и одновременно очистил все ваши банковские накопления, машины у вас не стало, никакой собственности не осталось, кроме дома. Вы сильно обрадуетесь этому чудотворцу? Скажете: «Слушай, давай-ка мы тут как-нибудь сами дальше будем». Просто представим: мы лишились средств производства, доходов, накоплений, при этом бесноватый исцелен. Как мы будем реагировать на этого Человека?
Зачем тогда Господь лишил жителей средств к существованию?
– Потому что, как бы это страшно ни звучало (на самом деле страшно, ведь никто из нас не готов к такому), другого пути нет.
Не получается на двух стульях усидеть: жить в комфорте и Царствия Небесного достигнуть, хотя очень хочется. Господь об этом постоянно говорит: «Либо вы служите Богу, либо своему имуществу во всем его многообразии. Выбирайте, ребята».
Можно привести в пример богатого юношу, который исполнял все заповеди, но Господь ему сказал, что нужно отказаться от богатства.
– Там проблема не в богатстве.
Апостолы тут же сказали: «Господи, кто же может спастись?» Казалось бы, им какое до этого дело? Почему они такой вопрос задают? Среди них не было олигархов, людей, которые что-то имели: они все оставили в Галилее и ходили со Христом, скитались. Почему они с ужасом спрашивают, кто же может спастись, как будто бы их это касается?
Ответ простой, и это действительно касается всех, не важно, богатый ты или бедный. Дело в том, что иудеи того времени понимали богатство как что-то неотъемлемое – то, что человеку принадлежит по праву. Например, я долго учился, выучил какой-то язык (китайский, допустим). Это – мое: странно же расстаться со знанием китайского языка, если 5 лет этим занимался, потратил много денег, сил и стараний. Это – мое. Меня всего можно лишить, но китайского, пожалуйста, не лишайте. Это не совсем корректное сравнение, но для простоты можно привести.
Подобное отношение было у иудеев того времени к богатству: это то, что твое. И они увидели, что Христос требует для совершенства отдать вообще все: не только материальное, но и то, что лично твое.
Ведь люди часто так ведут себя по жизни: мол, отберите все, оставьте мне мою боль. Допустим, случилась у человека какая-то трагедия в жизни. Например, он пережил онкологическое заболевание – остался инвалидом, но выжил. И он считает: «Это мое, дайте мне посмаковать, побыть особенным – это мой опыт, моя боль» (или «мои амбиции», «мои желания»).
Господь требует отдать Ему вообще все. И это апостолов удивило и ужаснуло. История о богатом юноше про это.
И дальше в этой же главе Евангелия от Матфея апостол Петр спрашивает Господа: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? И Господь сказал: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,– в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
Но ведь среди учеников был и Иуда, который тоже на тот момент оставил все материальное, но от чего-то глубинного не смог избавиться – от своих амбиций, стремлений. И это в конечном итоге его погубило.
Господь требует, чтобы мы отдали все. И это очень сложно. (Окончание в следующем номере)
Записали:
Людмила Кедысь
и Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодня великий праздник – мы вспоминаем событие, которое радикально изменило жизнь наших далеких предков. 1033 года тому назад в Киеве, Матери городов Русских, по изволению Великого князя Владимира были крещены киевляне, а затем и вся Русь. Наши предки приняли новую веру. Бывшие язычники обратились ко Христу и через святое Крещение вошли в Церковь Божию.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.