Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (1120) → Священник Константин Кокора: Ориентироваться на Священное Писание – на то, что Господь говорит

Священник Константин Кокора: Ориентироваться на Священное Писание – на то, что Господь говорит

№31 (1120) / 9 августа ‘21

Беседы с батюшкой

Отец Константин, почему у молодых людей плотские отношения до брака считаются нормальными?

– Это очень сильно пропагандируется в обществе. Когда люди смотрят телевизор, общаются со сверстниками, смотрят на примеры из жизни своих родителей или других людей для них это становится нормой. Никто их не предупреждает, что это плохо, грех, беззаконие и что в дальнейшем их жизнь очень сильно может испортиться из-за этого греха.

Часто молчим и мы, представители Церкви – мы эту тему часто обходим или считаем ее деликатной. На самом деле так и есть. Но если мы ничего не будем говорить, то остальные скажут что-то другое и совершенно в другом русле. Еще и покажут.

Степень сексуализации общества запредельная. Человек с самых ранних лет начинает вовлекаться в среду, где все дозволено, все свободно и все можно узнать. У нас в детстве не было такого доступа в интернет, как сейчас: дети в начальной школе уже все с мобильными телефонами. Не все родители, к сожалению, следят за тем, чтобы ограничивать пребывание детей на тех или иных сайтах. Самая гадкая информация очень быстро распространяется. Дети могут столкнуться с тем, что может сильно испортить им жизнь в плане создания счастливой семьи, хороших отношений между мужем и женой, поиска своего избранника или избранницы. Иногда дети получают такие травмы, после которых нужно сразу идти к психологам, а то и к психиатрам, к священнику и в целом что-то в жизни менять. К сожалению, в этой области сейчас колоссальный кризис.

Зачастую даже молодые люди, приходящие в Церковь, не осознают, в чем проблема. Даже мне говорили многие светские друзья: «Как ты можешь жениться на девушке, выбрать ее супругой, если не знаешь, какая она в других проявлениях?»

– Да, я тоже это часто слышу. Надо развенчивать мифы, что тут надо что-то проверять. Я обычно людям говорю: «Вы думаете, что все по-разному устроены?» Процент того, что человек не сойдется со своей половиной именно в плане интимного общения, очень мизерный. На что опираются? Кто-то сказал, что такое может быть. И люди превращают это в какое-то страшное явление и говорят, что лучше попробовать. Они превращаются в естествоиспытателей. И пробуют. Они всю жизнь потом могут пробовать. Это просто отговорка. Да и дело приятное. Если бы касалось чего-то неприятного, человек бы сказал: «Лучше остановлюсь». А так вроде все очень просто, доступно.

В первую очередь нужно читать не только журналы и интернет, а труды ученых: те же сексологи на Западе (например, итальянского происхождения) пишут, что невозможно не сойтись. Это миф, очень раздутый, суеверие. Ради чего? Ради развращения – ради того, чтобы человек поменялся.

Грех травмирует душу. Он человека превращает в животное. Это отображается и на дальнейшем воспитании детей, на дальнейшей деградации всего общества. Общество развращено полностью.

В наших руках огромный инструментарий даже в плане проповеди. Очень весомый аргумент – личный пример. Я много раз как священник сталкивался с тем, что люди, к которым я обращал свою проповедь, говорят: «Ты все правильно говоришь, но мы не видим примеров».

Зачем нужен пример? Делай просто так, как написано. Сам стань примером.

– Проблема гораздо глубже: Бог – не авторитет. Когда у людей спрашиваешь, какие заповеди они знают, это максимум «не убий», «не укради». Кто-то еще знает – «не прелюбодействуй». Несколько из 10-ти ветхозаветных заповедей и ни одной новозаветной. Хотя бы общекультурный уровень сохраняется, но никто не думает пойти дальше: взглянуть на женщину или на мужчину не с позиции стремления завладеть им, а с позиции, когда оцениваешь человека как Божественную красоту, Божественное творение – образ и подобие Божие. Очень важно рассматривать представителей противоположного пола не только в качестве супруга, супруги, но и как отца или мать твоих детей. Об этом никто вообще не думает. Перспектива создания таких отношений мизерная. Людям просто нужно удовлетворить какие-то свои потребности.

Бога не воспринимают как авторитет. Писание никто не читает. Наша проповедь становится единственным важным моментом. Да, можно так жить, никто от этого не умирает. Люди боятся: «Как же? Я заболею без этого». Люди думают, что это как без еды и питья прожить много-много времени. Причем это и совсем взрослые дяденьки и тетеньки, которые вроде уже должны понимать, что без этого не умрешь. И они сколько-то прожили без этого. Нужно показывать людям другое, на своих примерах. Мы вот так живем – и у нас счастливые семьи.

Опять же, статистика существует. Человек, вступая во внебрачные отношения, потом не может иметь нормальную семью: ты становишься рабом греха, не можешь остановиться. На моей памяти был случай, когда взрослая женщина с несколькими детьми сказала, что муж от нее ушел, ему 50 лет, он итальянец. Она говорит: «Я думала, он нагулялся уже». А он поехал в Африку в какую-то экспедицию и нашел там молодую девушку, сказал: «Остаюсь здесь, мне больше ничего не нужно, я нашел новую любовь». И жена в шоке. Говорит, думала, это когда-нибудь закончится. Она русская – терпеливая женщина, русские женщины терпеливые. И она, проявив терпение, надеялась на лучшее. Но ужас греха в том, что ты не останавливаешься: он тобой завладевает. Это как с наркоманией и алкоголизмом: кажется, ты контролируешь это, а оказывается, даже остановиться не можешь. К сожалению.

Говорят, что мужчины полигамны. Инстинкт, как у самцов животных...

– Более того, в Ветхом Завете мы можем найти примеры. Вчера только своей 6-летней дочери мы с женой объясняли, что у одного мужа – одна жена. Но в Библии найдешь и другие примеры – она же возразит: «Вы сказали одно, а тут другое».

Весь фокус на Христе: мы как христиане ориентируемся на Христа, на то, что Он сказал, как Он жил, что проповедовал. Мы должны ссылаться на Него. А если мы ориентируемся действительно на животные инстинкты (на «основной инстинкт», на все те вещи, которые связывают нас с биологической, физической природой), то, конечно, у нас будут другие приоритеты и цели. Большинство у нас в стране крещеные. Они должны ориентироваться на Священное Писание – на то, что Господь говорит.

Но проще сказать: «Мне это нужно – я мужчина» (я, кстати, слышал такие аргументы). Но потом с женой он уже не может нормально жить, и жены подают на развод. Они тоже делают свои выводы.

Проблема остается, к сожалению, колоссальная во всех областях. У нас за 2020 год 73% разводов.

По сути, если мы будем рассматривать добрачные отношения в перспективе брака, то это измена до брака. Человек вступает в отношения, которые браком не освящены. А если парень другую девушку возьмет в жены, то он по сути изменил ей: уже с кем-то разделил ложе.

Очень много вопросов и по отношению к интимному общению – это ведь тоже чистая физиология для людей неверующих. Они прямо так и говорят: «Подумаешь! Что здесь такого? Я же просто удовлетворил свои потребности». А Церковь-то говорит, что это вообще другое.

Для светского человека это запредельно.

– Перспектива рассуждения мала. Это, как люди говорят, просто физиология. Но от этих отношений появляются дети, которые освящаются Богом и призваны сделать человека сотворцом Бога. Душа в этом участвует: невозможно человека не любить, но при этом отдавать ему свое тело – хотя такое, к сожалению, тоже бывает. Ни он, ни она не любят, но все равно живут этой жизнью, говорят: «Ну а как по-другому?» Они не понимают даже, как по-другому, к сожалению.

Недаром предки говорили: береги честь смолоду, и все будет хорошо.

А честь смолоду никто не берег – и в большинстве случаев не пытался. Но все равно люди приходят к любви. Бывает, до брака рождаются дети, потом заключаются союзы. Много всего происходит. Может, они верить в Бога начинают. Имея такой багаж прошлой жизни, сложно не отчаяться, но все-таки они могут стать членами Церкви, имея эти грехи молодости. Получается, они осознают свою поврежденность, им сложно бороться. Как адаптироваться к новой реальности брака?

– Все возможно, вы правы: ни в коем случае нельзя отчаиваться. Ни в коем случае нельзя строить свою проповедь на запугивании и превращать ее в наставление, моралите не из любви к человеку, а просто потому, что есть какие-то правила.

Мне кажется, если мы наделали ошибок, нужно говорить о них открыто. Я, например, взрослым людям, уже согрешившим, говорю, что они могут поделиться этим со своими детьми, которые уже выросли до определенного возраста. Сказать: «Знаешь, я вот был в таком положении, это не самое лучшее. Сначала кажется, что это здорово, что наконец-то все позволено, а потом вдруг понимаешь, что за все несешь ответственность, и в какой-то момент доходишь до мысли, что это стыдно и могло быть по-другому, но уже поздно что-либо исправить». Но опять же покаяние, слава Богу, всегда есть в Церкви, так что, покаявшись, поменяв образ жизни, человек может свидетельствовать, что он стал другим.

Это можно видеть на примере людей, которые, может, и не в этой области согрешили. Тот же апостол Павел, будучи сначала совершенным богоборцем, христоненавистником, потом стал величайшим апостолом.

Другая сторона, которая мне кажется очень важной, – это то, что очень часто у нас возникают мифологемы. Мол, вот в Советском Союзе было все по-другому – не скажу религиозно, но морально, нравственно. На самом деле это не так: мне как священнику на Исповеди открываются изъяны, грехи пожилых людей – под флером «никому не говорить» было колоссальное количество абортов, измен, которые не воспринимались даже как что-то постыдное и грешное. В этом плане мы наследуем то, что посеяли.

Подрастающее поколение на нас смотрит. Мы на него очень сильно влияем своим примером. Ребенок рождается чистым как лист бумаги: что мы на нем нарисуем, то дальше и будет проявляться. И, если мы подадим ему отрицательный пример, ему потом будет тяжелее себя воссоздавать. Господь, безусловно, поможет. И Он действительно делает счастливыми семьи, которые прежде даже и наделали ошибок, но просто это дается труднее. Лучше этого избежать, конечно.

Пара собирается вступить в нецерковный брак, исповедовалась, и священнику стало понятно, что происходит. Как ему вести себя: советовать или нет вступать в брак?

– Вступать в брак в любом случае. Я всегда спрашиваю, даже если люди живут в блудном сожительстве (его в миру именуют неправильно гражданским браком): «Вы имеете цель вступить в брак?» И, к сожалению, одна из сторон готова вступить в брак, а другая – нет. То есть один честен перед другим, а второй говорит: «Я еще подожду, посмотрю, когда-нибудь решу». Чаще всего такие сожительства не заканчиваются браком вообще.

Опять же, имея статистику, мы можем сказать, что и после гораздо труднее сохранить такой брак, но безусловно – нацеливаться на него нужно. Если человек сразу не видит в своем избраннике супруга, их отношения становятся еще более греховными, ибо они изначально основаны на лжи: ты человека просто используешь, и он тебя использует.

Отношение к телу в христианстве поразительно деликатное, священное: тело – оби-талище Духа Святого. Через тело мы получаем освящение, любовь, мы умираем именно телом, нас, телесных, крестят. Поэтому Церковь так трепетно относится к тому, что происходит в теле. Апостол Павел пишет, что блудник грешит против собственного тела – то есть сам себя разрушает.

Я уверен, что человек в глубине души осознает, что живет в блуде и грехе, просто подчас ему не хватает решимости измениться. Иногда он говорит: «Я понимаю, что это неправильно, но ничего сделать уже не могу». Большим подспорьем будет, если хотя бы один из супругов начнет путь изменения, скажет: «Давай остановимся – потом нам будет от этого гораздо легче, если мы сейчас напряжем силы души и тела и остановимся». Если отношения к браку не ведут, их нужно прекращать.

Понимаете, как еще молодые люди рассуждают: «Нас обкрадывают, нам чего-то не разрешают. Мы белые вороны в этом обществе». А нужно сказать: «Да все это будет твое, но в браке, в тех отношениях, которые освящены Богом либо признаны государством действительными».

Батюшка, есть такое мнение, что ранняя половая жизнь возникает из-за того, что подросткам или молодым людям не хватает любви в семье.

– Абсолютно согласен. Знаете, сейчас сексуальный дебют случается, к сожалению, уже в очень раннем возрасте. В 12–15 лет, когда люди еще не сформировались как личности, они уже пытаются свою любовь пока таким карикатурным, скажем, образом проявить.

Я согласен, что во многом это из-за недолюбленности. Стоит понимать любовь не как вседозволенность: вот я тебя вырастил до 12–13 лет, а дальше делай что хочешь. Любовь – это когда я в тебя вкладываюсь, объясняю, каких ошибок нужно избежать.

Очень важно проговаривать смыслы: грех – это самоубийство. Например, есть законы физической природы: с 9 этажа лучше не прыгать – ты можешь это сделать, но дальше ничего хорошего не будет ни для тебя, ни для твоих родных. То же и в духовной жизни: если согрешишь, дальше будет намного хуже, чем сейчас, хотя получишь, может быть, какое-то удовольствие. Но не всякое удовольствие приводит тебя к самореализации, к тому, чтобы ты был счастлив.

Все ищут счастья, хотят быть счастливыми. Может быть, не получив любви в семье, люди пытаются найти ее на стороне.

Кто виноват, что блуд так распространен до брака?

– Я думаю, все виноваты.

Но некоторые говорят, что виноваты мужчины.

– По большей части – да. Знаете, это как в моменте грехопадения: вроде первая съела яблоко Ева. Но святые отцы единогласно говорят: виноват больше Адам. Почему? На нем больше ответственности – он глава этой семьи, он получал от Бога заповедь, что нельзя вкушать определенные плоды. Он мог остановить Еву. Конечно, больше ответственности на мужчинах, я согласен.

Но при этом огромная ответственность на тех, кто воспитал этого мужчину: на тех же родителях, крестных. Мы о крестных говорим только в контексте Крещения, а ведь эти люди должны своей жизнью влиять на крестника или крестницу. Ответственность лежит и на обществе, и на школе, и на нас, священниках и представителях Церкви – мы должны помогать человеку обрести смысл и в Церкви, в христианской жизни.

Человек не понимает: «Мы же никому не наносим вреда». Но все раскрывается, когда приходишь ко Христу, пытаешься освободиться от греха – и вдруг видишь, что на самом деле ты жил во лжи.

Примеров много, когда человек делает над собой усилие, кается, пусть даже из-за того, что священник назвал что-то грехом. Господь через это послушание приводит человека к осознанию, что он был не прав. Дальше он обретает счастливую семью, счастливый брак, у него все складывается хорошо.

Бывает, люди уже в браке понимают, что надо было начинать по-другому. Им никто никогда не говорил этих вещей. Я иногда злюсь на людей: «Да что ж они… Это же прописные истины!» Потом себя одергиваю: «Это для меня прописные истины, а человека воспитывали вообще по-другому. И для него это сейчас, может быть, открытие Америки, что нужно, оказывается, иначе смотреть на все».

Насколько важно благословение родителей перед вступлением в брак? С нашей точки зрения, это важно, но не всегда родители одобряют выбор своих детей.

– Люди нецерковные смотрят на это по-другому, поэтому и картина с родителями для них совершенно другая. Более того, вступающий в брак молодой человек может иметь плохие отношения с родителями своей будущей супруги или вообще с ними не общаться. Может, у самой девушки плохие отношения с родителями.

Здесь извечный вопрос отношений отцов и детей. Опять же, это важный признак: если молодые люди плохо относятся к своим родителям, оскорбляют их (вспомним заповедь о почитании), не любят или унижают, то, скорее всего, так же будет и в их семье.

Да, благословение родителей свято, родители играют огромную роль, как бы нам ни хотелось это ретушировать («предки свое отжили, ничего не понимают, это все ретроградство»), и на самом деле это очень важно: ты плоть от плоти своих родителей и то, как ты обращаешься с ними, будет сказываться на твоей семье.

Мы друг за друга несем ответственность. Так же к тебе будут относиться и твои дети. И уже, можно сказать, на каком-то генном уровне я формирую некоторое отношение к миру на уровне таинства, сопряжения всех душ.

Достоевский писал: «Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все». А уж в семье, малой Церкви, хотим мы это признавать или нет, все гораздо сопряженнее – этот организм тоньше: если один член семьи болеет, все остальные расстраиваются, все идет не так.

Если мы создаем хороший фундамент (говорит Господь в Нагорной проведи), то дом будет стоять. Если фундамент сразу начали не с того, наделали ошибок, неправильно положили камни, чаще всего наше здание будет рушиться.

Батюшка, большое спасибо Вам за беседу! Важно говорить об этом как можно чаще: может быть, кто-нибудь нас услышит и кому-то мы поможем.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс