Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В больших городах мы часто встречаем людей с депрессией, подверженных паническим атакам и другим недугам, нарушающим душевное спокойствие и равновесие. Все ли эти болезни приобретаются вследствие духовных проблем?
– Все болезни человека – следствие духовного несовершенства. Мы помним, что в Священном Писании сказано: когда Адам совершил преслушание, тогда и получил воздаяние за этот грех. И это – последствие преслушания: человек имеет страдания физические, духовные, душевные. У них один корень, который тянется от первых людей, совершивших этот поступок.
У нас есть надежда на воскресение, жизнь в Царствии Божием, однако мы должны пройти через жизненный искус, задуманный Богом. Это Божий Промысел – он заключается в том, чтобы человек стал совершеннее, сам захотел этот путь пройти. Бог дает ему возможность изучить законы Божественного бытия, чтобы тот посмотрел, насколько он может своими духовными, душевными силами воспользоваться. Все это ведет к тому, чтобы понять: без Бога невозможно быть полноценным созданием Божиим.
Человек не Бог, однако имеет дар Божий быть творцом; Господь дает нам возможность раскрыть себя в полноте. Имея Божественную любовь, Бог дает возможность познавать Его. Человек, наверное, никогда не познает Бога, но будет иметь такое прекрасное свойство, как возможность Его познавать, и ему будет хорошо рядом с Богом. Все, что в жизни с нами происходит, – это определенная школа познания Бога.
Значит, когда мы в мире с Богом, участвуем в таинствах и приносим плоды покаяния, тогда мы меньше подвержены такому состоянию, как депрессия?
– Это все – следствие чего-либо. Яркий пример. Допустим, человек сшил себе костюм, а он ему не по размеру: либо велик, либо мал. Если мал, то последствия такие: жмет, сковывает движения, в нем невозможно что-то сделать. А когда костюм велик, спотыкаешься, чувствуешь неудобство, совершаешь неуклюжие движения.
Все должно быть в меру. Когда человек находится в этой мере, он чувствует себя более-менее нормально. А если чувствует дискомфорт, то, соответственно, будут какие-то последствия.
Примерно так происходит и в духовной жизни. Можно жить в ладу духовном, душевном, телесном с собой, не имея генетических отклонений. Но если кто-то рождается с каким-то физическим несовершенством или уродством, то привыкает жить и в этих условиях.
Бывает, рождаются сиамские близнецы. Казалось бы, это ужасное состояние, но они себя чувствуют прекрасно, хотят жить, делиться радостью, познавать мир и быть для него полезными. Имея страдания из-за несовершенства, некрасивости, они, однако, живут и радуются. И если кто-то хочет ограничить их в чем-то, они воспринимают это с большой болью, тревогой и не хотят, чтобы им чинили препятствия: чтобы они сидели на одном месте или передвигались только на коляске. Они хотят сами познавать мир, быть полноценными творениями в этом мире.
Нельзя быть эгоистичным и думать, что можно загнать человека в гетто, где он будет чувствовать себя комфортно. Надо еще подумать, будет ли комфортно тому, кому мы хотим создать эти условия.
Сам Господь Бог не дает возможности человеку быть роботом – Он говорит: «Иди, развивайся, делай ошибки. Но вот Мой Закон, придерживайся его – и будет то, что Я говорю. Будешь нарушать Закон – будет так-то и так-то». То есть дан рецепт, определенные правила, и человек сам для себя выбирает, быть ему с Богом, идти в направлении Бога или же идти путем эгоизма, самости и добиваться всего самому.
Но мы должны помнить: какой бы ни была батарейка, срок ее годности когда-то подходит к концу. Надо будет либо батарейку менять, либо ставить аккумулятор и получать энергию от более мощного и постоянного источника энергии. И таким Источником энергии является Сам Бог. Если человек прибегает к этому источнику благодати, получает Божественную благодать, то раскрывается. А если идет вразрез с Божественными законами природы, испытывает природу на крепость, то, конечно, вынужден будет уйти с пути познания.
Глупый даже со страницами Священного Писания не достигает цели. Поэтому нужно прислушиваться к совету опытного духовника, Церкви, нужно быть благоразумным. Как говорится в Книге Иисуса, сына Сирахова, чтобы предпринять какое-то действие, необходим совет – должно быть размышление перед каждым поступком, действием, какие будут последствия, если делается что-то по своему разумению.
Вот к Вам придет кто-то и скажет, что у него апатия, нет никакой радости, на молитву вставать не хочется, радоваться тоже нечему, хоть и в церковь ходит, – почему такое происходит? Что бы Вы ему на это сказали?
– Беседа должна строиться на 2-х подходах: пастырском и православного психолога.
Почему именно православного психолога?
– Простой психолог может посоветовать какой-нибудь эрзац… Казалось бы, психология – нейтральный предмет? Но нет. Дело в том, что православный психолог все-таки дает советы и ведет человека в рамках допустимых православными канонами догматов и явлений. Психолог секулярный может дать советы, которые не вяжутся, допустим, с православным учением: скажет, к примеру, что блуд – это полезно в любой форме. Но, с точки зрения пастырского душепопечения, мы знаем, что это губительное состояние: этим человек не излечивается, а приобретает более сильную, глубокую духовную рану. Духовное исцеление в этом случае будет длительнее и тяжелее.
Тогда чем отличается православный психолог от священника?
– Дело в том, что психолог должен изучить определенные правила и концепции, он может предпринимать определенные действия – он имеет определенный пакет знаний и компетенций и может ими пользоваться. Если посмотрим, чему учится православный священник, то в сетке предметов, которые он изучает, мы не найдем того глубокого материала, что изучает психология. Есть предмет «Пастырская психология», но там даются наброски, краткий курс.
Если священник – специалист по духовным вопросам, то психолог, психотерапевт, психиатр – это уже специалист по душевным вопросам. И православному человеку полезнее будет прибегать к советам православного психолога. Есть продвинутые психологи, которые могут исповедовать другую религию или быть атеистами, – но вместе с тем их советы православному человека должны укладываться в рамки православного учения.
Допустим, вы пойдете к психологу либо малоопытному, либо нетерпимому к Церкви. Он может сказать: «Ваши проблемы из-за того, что вы ходите в церковь, поститесь, ходите к этому духовнику. Вам надо уйти от духовника, от Церкви, уйти от этих правил – они ограничивают свободу личности человека». В этом духе он может давать советы, но для православного такие советы будут вредными.
Есть подраздел в сетке научных знаний – православная психология. Ортодоксальные иудеи пойдут только к психологу, исповедующему ортодоксальный иудаизм: только к своим. Те, кто исповедует ислам, пойдут к мусульманам. А православные должны идти к православному психологу.
Очень хорошо, если священник имеет такие компетенции, такой пакет знаний, который он может приложить, когда кто-то нуждается в более глубоком консультировании православного пастыря. Если меня рассматривать в контексте нашего разговора, мне один собрат во Христе сказал: имею ли я право давать психологические советы, вести психологическое консультирование? У меня диплом врача, через каждые 5 лет сдаю специальные экзамены, чтобы не терять квалификацию. Мы изучали медицинскую психологию, чтобы вести беседу: она намного глубже, намного больше приближена к современной психотерапии. Я думал, этого достаточно, но пришлось еще поучиться определенное количество времени, чтобы получить и такой диплом и помогать на качественно ином уровне, на правовом уровне: мои беседы с подопечным могут иметь какие-то юридические последствия. Человек может сослаться на благословение, на совет священника – как православный врач-психолог я могу сказать, на каких источниках базируюсь, почему дал такой совет.
Очень часто сердце что-то подсказывает священнику. В современном мире это не может быть полным ответом – ты должен опереться на большой уровень знаний, на литературу, которую можно проверить: на основании чего даются такие советы? Да, про духовные советы можно сказать, что это с неба пришло или показалось: явление было. С точки же зрения права и определенных действий, которые может совершить человек, должна быть ответственность.
К священнику могут прийти и сказать: «Батюшка, Вы же благословили». А он ответит: «Ты можешь делать, а можешь не делать». Смысл этой безответственности? Священник должен нести ответственность за данное им благословение: если он дает благословение, если беседует с человеком, если его к себе допустил, дает ему определенные советы, то должен за них отвечать. За каждую душу священник даст ответ. Чтобы была ответственность и перед архиереем, и перед человеком, священник должен иметь определенный уровень знаний и компетенций.
Ты приходишь к врачу – «живот болит», а тебе дают таблетку от головной боли. Пошел домой, болезнь развивается, становится еще хуже. Кто будет отвечать? Естественно, врач, неправильно назначивший лечение. Часто бывает, что люди приходят к священнику как к последней инстанции, и если священник что-то видит, то должен обратить на это внимание. Например, священник – врач, приходит человек, у которого малокровие или какая-то болезнь назревает. Видя это, он советует, помимо поста, сходить к врачу по поводу того или иного явления. Если ты видишь, а другой врач не видит, то больному надо это подсказать. Будет неправильно, если человек страдает от болезни, а ты начинаешь разглагольствовать с ним только о душе. Неправильно не замечать этих проблем.
«Не хочется молиться, не хочется напрягаться в каких-то моментах. Работа не в радость, от звонка до звонка – и домой: лежать либо смотреть сериалы. Молюсь – не помогает, причащаюсь – не помогает. Что это за состояние? Как с ним бороться?»
– Дело в том, какая планка поставлена человеком, что он хочет от этого получить. «Не помогает»: что значит «не помогает»? Что должно помочь?
Верит человек в целительную силу молитвы, что некие блага появляются, – а тут ничего не появляется, начинается апатия.
– Молитва – это беседа с Богом, обращение к Богу. Мы должны правильно что-то просить: мы не подходим к холодильнику и не лезем в морозильную камеру в поисках горячего пирожка.
Если человек к Богу обращается, просит у Него что-то, то прежде всего он должен читать правила обращения к Богу – они все даны на страницах Священного Писания, в апостольских посланиях, учениях святых отцов. Там говорится, что у Бога необходимо просить духовное – и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Если хочешь разбогатеть, существуют определенные законы, которые надо постигать. Если хочешь построить дом, необходимо соблюсти определенные законы, правила, рассчитать, что-то достать, построить. С неба просто так ничего не падает (бывает иногда, что кто-то чудесным образом получает, например, наследство или еще что-то).
Классический путь постижения житейской мудрости – чтение Священного Писания, чтобы не быть в параллельном, иллюзорном мире. Сотворенный Богом мир реален – он не придуманный. Человек, изучающий Священное Писание, познающий духовные законы, это прекрасно понимает и не верит в сказочного Бога. Мы должны иметь на Бога упование, надежду, но реально осмысливать, ощущать себя в этом мире и знать, что Господь дает нам только то, что необходимо. Сверх меры не даст. Меньше необходимого тоже не даст.
А когда ничего не хочется делать? Есть даже такой термин – прокрастинация.
– Человек что-то да делает: умывается, поддерживает жизнедеятельность, к холодильнику идет, что-то там берет, телевизор включает, спит или смотрит в одну точку – какие-то действия совершает. Самое главное, что целевая нагрузка приближается к нулю – он не достигает определенных результатов или ставит цели, но дело откладывает все время на завтра. Это у каждого может проявляться в определенной мере, больше или меньше. Более собранные люди быстрее избавляются от этого недуга.
Прокрастинация может выдавать начинающуюся депрессию. Человек, находящийся на лечении антидепрессантами, тоже может пребывать в состоянии ничегонеделания: он получает таблетки, помогающие избавиться от депрессии, но вместе с тем он в такой зоне комфорта, когда ему ничего не нужно, он всем доволен. Лежит куча мусора или одежды – он пройдет по ней. Нет еды в холодильнике – для него нормально. Он может заказать себе пиццу на следующий день или на вечер и будет сыт – и определенным образом будет себя чувствовать хорошо.
Такое явление надо рассматривать с разных точек. Это может быть симптомом начинающейся или уже существующей болезни. Духовно это ненормально. В Притчах Соломоновых сказано, что ленивый не сделает даже самого необходимого, чтобы накормить себя. Он слишком ленив, чтобы донести пищу до рта – ленится накормить себя, взять стакан воды. В Притчах Соломоновых об этом явлении с духовной точки зрения очень сильно сказано.
Если есть какой-то недуг, мы должны обратиться за помощью. Если у человека есть критическое мышление, он понимает, что это ненормально, и может обратиться к священнику. Если священник не совсем компетентен в этом, то обратиться к психологу или психиатру.
От этого явления необходимо избавляться. Может быть, в головном мозге не хватает серотонина: это вещество отвечает за комфорт, удовлетворение человека, довольным его делает, радость придает. Человек в депрессии видит все в сером цвете. Его ничто не радует.
По-другому это можно называть унынием?
– Уныние – все-таки обратимое явление. Оно может усиливаться со временем: сегодня так – завтра этак. Оно прогрессирует в течение года или двух. Депрессия может тоже прогрессировать, но она имеет в своем основании функциональное поражение головного мозга: что-то в головном мозге происходит не так.
Уныние может быть духовным явлением – у человека все нормально, но с поведением, отношением к окружающему миру что-то не так: это такие учебные моменты, человека можно чему-то научить. С депрессией же глубже – имеются какие-то механизмы декомпенсации в структуре мозга. В нужном количестве не вырабатываются гормоны головного мозга, поэтому приходится применять препараты, позволяющие дольше жить гормонам радости.
Я не называю препараты, дозировку, но если есть такое явление, то не надо бояться обратиться к психиатру, специалисту. Например, к психиатру боятся обращаться те, кто имеет водительские права: могут быть какие-то ограничения, – но есть платные специалисты, когда обращение не вносится в общую систему.
Человеку необходимо смотреть за своим состоянием и психическим, и психологическим, прислушиваться к тому, что говорят со стороны.
Батюшка, в продолжение темы – панические атаки: что это такое?
– Это тоже разбалансировка в организме, они бывают при вегетативной сосудистой дистонии, либо в подростковом возрасте, либо когда человек испытывает определенный стресс и напряжение. Например, в 2020 году многие обращались с симптомом панических атак – очень многие выходили из равновесия и обращались за квалифицированной медицинской помощью: часто по телевизору рассказывали, сколько людей умерло, заразилось.
Сейчас вакцинация, например...
– Вакцинация должна быть – это я говорю как медик. Говорят, она слишком рано дана… Нет, она изучалась на протяжении длительного времени, векторы известные. Я уже сделал ревакцинацию через полгода – и ничего. И считаю, что надо соблюдать определенные меры, воду пить, чтобы кровь не была густой, но вместе с тем к этому надо подходить осознанно – пойти к врачу, выяснить, есть ли какие-то болезни: это надо серьезно... А у нас как хотят? Ничем не занимаюсь, к врачу не хожу, вакцинироваться не пойду… Потом – больница, потом – смерть. А потом еще кто-то виноват. А кто виноват? Сам человек виноват: не захотел серьезно отнестись к своим проблемам или проблемам, существующим вокруг него.
Что касается панических атак, эта разбалансировка в головном мозге гормонов может быть вызвана стрессом, и человек получает душевное глубокое страдание. Допустим, это может заключаться в нехватке воздуха – он может задыхаться так, что думает, будто умрет. Бывает, нападает такой страх и трепет, что человек не знает, как скрыться от него – для него страх приобретает реальные черты, хотя другой этого не замечает.
А это может быть, простите, каким-то беснованием?
– Нет, беснование немножечко другое: человек находится вне себя, а здесь человек в себе. Беснование имеет духовную природу, а если это купируется медикаментами (веществами, средствами, назначенными врачом-психиатром, неврологом), успокоительными средствами, то это имеет соматическую природу.
Очень важно все-таки, хотя мы некоторые проблемы объясняем с точки зрения медицины, а некоторые как духовные, четко их разграничивать, понимать, как к этому относиться?
– Обязательно. Бывают люди, которые находятся на учете в психиатрическом стационаре, у них может быть и беснование – они находятся в исступлении, но это очень редкое явление. Если человека можно привести в чувство, каким-то образом нормализовать, то, скорее всего и чаще всего это не беснование, а психические или соматические расстройства.
Отец Александр, спасибо Вам за беседу, было очень интересно, – но все равно осталось много вопросов. Надеюсь, в будущем мы обязательно их разберем.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.