Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (1119) → Священник Стахий Колотвин: Не примирившись с Богом, мы не можем достойно причаститься

Священник Стахий Колотвин: Не примирившись с Богом, мы не можем достойно причаститься

№30 (1119) / 2 августа ‘21

Беседы с батюшкой

Отец Стахий, вопрос из ранее присланных: «В каком случае Причастие может быть в осуждение?»

– У нас есть прекрасный Евангельский пример. Толкователи по-разному относятся к некоторым моментам Тайной Вечери, в частности к вопросу об участии в ней и о Причастии апостола от 12-ти Иуды (одного из избранных Христом людей). Причастился ли Святых Христовых Таин будущий предатель Господа (который первый шаг к предательству сделал, а второй – пока еще нет)? Есть ряд толкователей в святоотеческой традиции, считающих, что он был на Тайной Вечере, слушал слова Христа, участвовал в самом ужине, а в таинстве не участвовал.

Однако мне ближе другая позиция – тоже святоотеческая древняя линия толкования: апостол Иуда причастился, был на Тайной Вечере, вкусил Тело и Кровь Христовы, и с этим вошел в него сатана – в человека, который своими руками изгонял бесов: Господь давал апостолам власть исцелять и изгонять бесов (причем, как мы помним, апостолы загордились – и потом не получалось изгонять бесов: они думали, что все происходит автоматически, а Господь напомнил, что постом и молитвой их надо побеждать). А здесь апостол, один из 12-ти потенциально святых людей, становится игрушкой в руках дьявола. Дальше он, можно сказать, был в легком полусне: сатана его, как марионетку, дергал, и он уже свою свободу воли потерял. Вот насколько серьезным оказалось поражение его души.

Для нас этот Евангельский пример – очень важное предостережение, что ты можешь соединиться с Телом Христовым, но при этом получить для души не пользу, а наоборот, вред.

Когда мы читаем молитвы ко святому Причащению (тексты, написанные в разные века разными святыми), надо понимать, что это не просто красивые гимны, а в том числе и некоторое богословское пояснение. Поэтому очень важно не только их прочитывать, а разбирать непонятные места. Если ты много лет читаешь молитвы ко Причастию, а тебе что-то непонятно, ты упускаешь богословие, которое может подсказать, когда ты готов подойти к Причастию, а когда лучше воздержаться.

Там есть образ огня, попаляющего недостойное, и причем не недостойных людей: «недостойное» – это средний род (если мы заглянем в греческий текст, увидим, что это «огнь, недостойная попаляяй»). Таким образом, можно описать механически (что, конечно, будет небольшой натяжкой, ведь это все-таки тайна, которую до конца мы не поймем, пока не окажемся в Царствии Небесном), как это действует.

Причастие Тела и Крови Христовых попаляет грех в нашей душе. Если душа борется с грехом (грех в душе есть, ведь все мы грешны), пытается его преодолеть, то есть воспринимает его как нечто инородное, то Господь, входя в нас, через Тело и Кровь Свои опаляет нашу душу, но сжигает только грехи.

Священник, выходя с Чашей, недаром говорит, что мы причащаемся во оставление грехов и в жизнь вечную. Именно поэтому необязательно перед каждым Причастием одно и то же на Исповеди говорить: каждый священник нам напоминает, что повседневные грехи прощаются в Причастии Святых Христовых Таин.

А как можно проверить, что грех – это часть нас? Если тебе кажется, что ты имеешь право на грех, или возникает мысль, что ты согрешил, но другой согрешил больше, или ты согрешил, но есть такое-то оправдание, то есть если ты грех не отторгаешь, а как бы к себе в душе прижимаешь, тогда Причастие точно так же опаляет грех, но поскольку он врос и мы не отпускаем его своей душой, не хотим с ним расставаться, пытаемся оправдаться вместо того чтобы Господу довериться, чтобы Он нас всецело простил без всякого оправдания с нашей стороны, то опаляется наша душа, держащая грех.

Мы разобрали некоторый алгоритм действия Причастия. Но иногда понимаешь: «Я иду ко Причастию, однако какого-то человека не простил, считаю, что он должен передо мной покаяться, а я перед ним не виноват». Нет, – даже если человек тебя обидел, ты должен обиду оставить.

Недаром в Евангелии есть единственное указание о подготовке к Причастию. Все остальные – некоторые дисциплинарные подсказки нам, которые могут быть, но могут и не быть. Например, маленький ребенок не может прочесть молитвы, поститься, однако он идеальным образом соблюдает то предписание, что Господь дал нам в 5-й главе Евангелия от Матфея: «Когда придешь приносить жертву (мы, как новозаветные люди, понимаем, что говорится о Жертве бескровной – Причастии Тела и Крови Христовых) и понимаешь, что в обиде на тебя брат твой (то есть даже не ты в обиде, а твой брат – на тебя), оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».

Самое главное, когда идешь к Причастию, ты должен понимать: в мире ли ты с ближним? И даже если ты прочитал все каноны, на коленях 100 поклонов сделал, постился на хлебе и воде, но ты не в мире, – причастишься в осуждение. Надо примириться. Однако тут может быть простор для манипуляций. Кто-то скажет: «Я тебя не прощаю, ты не можешь причащаться». Нет, мы должны сделать попытку. Если другой человек не хочет примиряться, это его дело, Бог ему судья. Главное, чтобы было примирение с нашей стороны.

То же самое в отношении тяжелых грехов. Если мы совершаем какие-то смертные грехи (блуд, убийство, воровство, колдовство), то враждуем с Богом. Не примирившись с Богом, мы тоже не можем достойно причаститься.

Откуда появилась традиция поститься 3 дня и читать определенные молитвы? Часто мирские люди, только входящие в церковь, считают эти действия настолько важными, что для них главное – попоститься и все вычитать, а все остальное не так важно.

– Сейчас в новостях иногда говорится про санкции: кто-то что-то сделал – и вводятся санкции. Здесь примерно та же ситуация. Есть такой церковный метод воздействия – епитимья. Человек отступил от нормы жизни Церкви – и ему дается некоторая епитимья. У нас есть недельный богослужебный круг, в течение которого христианин, трудящийся 6 дней в неделю, а на 7-й день приходящий в храм приобщиться Святых Христовых Таин, имеет для подготовки 2 дня поста – среду и пятницу. Таким образом, христианин должен попоститься в среду (это 1-й день поста), в пятницу (это 2-й день поста) и в воскресенье причаститься Святых Христовых Таин. Но он должен это делать каждую неделю.

Однако если человек не причастился 3 воскресенья подряд, то есть постановление одного из Соборов, что такой христианин отпадает от Церкви. Не в смысле анафемы из-за того, что ты еретик: это значит, что ты сам себя вне Церкви поставил. И вот человек не причастился 3 недели или более, отпал от нормальной жизни Церкви, но все-таки хочет в нее вернуться. Таким людям даются штрафные 3 дня, чтобы вынырнуть из суеты и попоститься не только в плане пищи, а отодвинуть в сторону развлечения, почитать что-то.

Тут может быть проблема из-за некоторой богословской неграмотности священников – не зря сейчас Патриарх Кирилл требует, чтобы все священники получили богословское образование. В 1990-е годы храмы открывались, батюшек не было, и если человек хоть немного верил, то его сразу рукополагали в священники, а там – «авось научится». И только сейчас потихоньку, на старости лет, многие батюшки оканчивают заочно семинарии, им это очень тяжело. Из-за этого тоже распространился такой сбой, что епитимью о подготовке к Причастию с тремя днями поста накладывают на людей, желающих причащаться каждую неделю. Как же так? Это же штрафная санкция. Как христианин, который живет нормальной жизнью Церкви, постится в среду и пятницу, будет исполнять это предписание?

Вы сейчас ломаете привычные для людей стереотипы – это сложилось уже как традиция.

– Мы должны жить традицией Древней Церкви и святых отцов, а не той, что изобретена в 1990-е годы.

Но так говорят и батюшки, которые в советское время служили.

– В советские годы, как мы знаем, с образованием ситуация была еще более печальная. Например, у нас до Великой Отечественной войны, пока гонители не одумались, что без Божией помощи войну не выиграть, семинарии были закрыты вообще, был полный провал в богословском образовании. Преподавателей старых академий и семинарий расстреляли. Шли преподавать в семинарии, после того как они открылись, люди, которые случайно уцелели и хоть какие-то богословские знания имели. Вот где разрыв в преемственности традиций.

Кроме того, до революции тоже была печальная ситуация, с ней боролся святой праведный Иоанн Кронштадтский. Недаром его все пинали и осуждали, что он обновленец, раз говорит о частом причащении, а причащаться надо раз в год. Действительно, по всей стране в большинстве храмов люди причащались раз в год и приносили на работу справку о причащении. Тогда они считались благонадежными гражданами. Иоанн Кронштадтский отвечал: «Христос говорит: “Примите, ядите, сие есть Тело Мое”. Как вы можете не причаститься?» Почему храмы стояли пустые, а к Иоанну Кронштадтскому приходило столько людей, что в храме не помещались? Потому, что люди хотели причащаться, а их собственные священники не пускали к Причастию.

В царской России богословское образование было очень возвышенное, комплексное и сложное, но оно было доступно верхней прослойке духовенства. Академия выпускала ученых, которые были лучше, чем светские. Академических преподавателей звали преподавать в лучшие светские университеты. Сейчас тоже очень помогает нашему духовному образованию то, что многие светские специалисты глубоко верующие люди. Причем они преподают не чтобы подработать (Церковь не может обеспечить высокую зарплату), а потому, что они так служат Церкви: преподают в лучших вузах страны и едут в Московскую духовную академию, Свято-Тихоновский университет, чтобы там провести занятия по церковной истории, археологии, по другим дисциплинам.

А провинциальные семинарии до революции готовили священнослужителей на достаточно среднем уровне. Поэтому провинциальное духовенство имело слабую богословскую подготовку. Нам сейчас доступно куда больше, чем провинциальным священникам царской России – в интернете можем все найти. Даже не нужно иметь дома библиотеку (мои родители воцерковились в 1990-е годы и собирали книжки на случай гонений).

Мы обращаемся не к богословию 1990-х годов, не к богословию эпохи гонений. А если и смотрим на жизнь до революции, то ориентируемся на лучшие образцы – на праведного Иоанна Кронштадтского, а не на его гонителей и хулителей, которые выступали против святого человека. Глядя на это, мы стараемся приобщаться Святых Христовых Таин на каждой воскресной Литургии, поститься в среду и пятницу, за исключением сплошных недель, когда предстоит какой-то многодневный пост. Церковь говорит, что впереди еще постные труды, а пока можно не поститься в среду и пятницу и прийти причаститься.

Есть предание и опыт Церкви, когда верующий воцерковленный человек постился в среду и пятницу и в воскресенье причащался.

– Но только если причащался каждую неделю. Если человек не хочет каждую неделю причащаться, редко ходит в храм, то в этом случае, раз куда-то пропал, надо поститься 3 дня.

Для чего нужно поститься?

– Это знак покаяния. Мы идем с покаянием к Христу и говорим: «Господи, извини, пропал. Одно воскресенье очень спать хотелось, в другое с друзьями на шашлыки, в это воскресенье грядки на даче полол и забыл совсем про главное. Прости меня, Господи. Я развлекался, сейчас немножко аскетический опыт на себя возьму, чтобы с чистой совестью причаститься». А Господь говорит: «Войди в радость Господа твоего».

Что делать, если ты не можешь поститься и читать молитвы, не понимаешь их?

– Очень важно не вычитывать по 10 молитв подряд. Лучше взять одну молитву, ею помолиться, потом ее разобрать. В интернете можно посмотреть. Очень часто не смысл молитвы непонятен, а отдельные церковнославянские слова: вроде звучит знакомо на слух, но не до конца значение понимаешь. Не все русские переводы молитв удачные. Они авторские и могут немножко разниться, но общее впечатление дадут и что-то прояснят.

В домашней молитве мы спокойно можем по-русски молиться: своими словами мы же по-русски молимся, хотя в храмах богослужение совершается на церковнославянском. Если совсем не продираешься сквозь смысл церковнославянский, то можно открыть интернет и прочитать молитвы в русском переводе.

Не должно быть у христианина отношения к молитве как к заклинанию. Или бывает такая опасность: чтобы причаститься, сейчас 11 молитв прочту, еще канон и псалмы – тогда стану достоин Причастия Тела и Крови Христовых.

Именно так и думают: «Не буду причащаться – не прочитал молитвы».

– Мы сегодня говорили, что самый первый грех, который цепляешь, был еще до человечества, когда были только ангелы небесные, – это гордость.

Когда ты не можешь причащаться? Когда думаешь, что подготовился, попостился, прочитал молитвы и теперь достоин причащаться. Если такая мысль посетила – сразу надо задуматься, будет ли достойным сейчас причащение? Это повод не отказываться от Причастия, а смириться. Не ломиться вперед, а всех подождать, пропустить. С более смиренным видом подойти. Молиться.

Сколько ни вычитывай, сколько поклонов ни клади, сколько ни постись, хоть 365 дней в году, все равно достойным Причастия сам человек себя сделать не может. Достойным Причастия нас делает Господь наш Иисус Христос. Мы можем быть чуть более или чуть менее подготовленными.

Древо познается по плодам. Если ты прочитал 10 молитв, а у тебя вместо легкости на сердце гордость, что ты все преодолел, или раздражение, значит, ты не то делаешь. Лучше прочесть 3 молитвы. Многие люди идут причащаться с утра после смены. Если молитвослов забыл на работе, то можно своими словами помолиться. Стоишь где-то на вахте, а про себя Иисусову молитву говоришь. Самая лучшая подготовка к Причастию – чистосердечная молитва, когда не умствуешь.

Давайте коротко расскажем, как правильно в первый раз подойти на Исповедь – есть такой вопрос от нашего телезрителя: «Как начать Исповедь?»

– Надо понимать: когда мы говорим со священником, это уже вершина нашего покаяния. Путь на Исповедь – это уже участие в таинстве, когда ты для начала должен осознать свои грехи. Господь послал нам дар с Небес – совесть. Она не всегда помогает, но все же помогает.

Второе – мы все-таки открываем и читаем Евангелие, и задача – не просто прочитать его от корки до корки, но мы регулярно сравниваем его со своей жизнью. Ты говоришь: «Я думаю, в такой ситуации правильно отомстить обидчику. Человек сделал плохо, а я ему сделаю еще хуже, по справедливости». А в Евангелии Господь говорит, как поступать по любви. Сколько есть замечательных притч! Ты уже понимаешь, в чем тебе каяться. Есть брошюрки со списками грехов, но они, бывает, уводят в некое отцеживание комара, а человек может проглотить верблюда.

Есть «Опыт построения Исповеди» отца Иоанна (Крестьянкина).

– Да, это единственная из всех многочисленных брошюр, что я могу посоветовать. Она есть в нашем храме, ее разрешают выставлять в нашей церковной лавочке. Чем же она отличается от других? Тем, что отец Иоанн берет Евангельские слова и разбирает их.

Человек может читать Евангелие и не совсем понимать, чего от него хочет Господь, а отец Иоанн просто по заповедям говорит. Человеку кажется, что какую-то заповедь он не нарушает, а отец Иоанн берет и разбирает ее, и человек понимает, что на самом деле он ее нарушил. Ты должен на эту брошюру опереться, но только после Евангелия. Отец Иоанн не одобрил бы того, что вначале он, а потом Христос. Он был очень смиренным человеком. Сначала нужно обратиться к Христу, прочесть Его Евангельское слово, а потом уже слова отца Иоанна.

Приходишь на Исповедь и спрашиваешь в храме: «А какой батюшка не будет очень торопиться? К какому батюшке пойти, чтобы он выслушал?» Потом подходишь к этому батюшке и говоришь: «Батюшка, я пришел на Исповедь в первый раз. Когда мне лучше подойти?» Если ты пришел на большой праздник, батюшка скажет: «Видишь, сейчас очередь в 100 человек. Поэтому приходи сегодня вечером или в будний день, когда у вас заканчивается рабочий день. Я буду служить службу или дежурить в храме, и можно будет спокойно исповедоваться». То есть все-таки лучше отдельно поговорить со священником.

Если так не получилось, все откладывается, приди на Исповедь и обязательно скажи священнику: «Батюшка, я в первый раз на Исповеди. Спрашивайте у меня что-то в случае чего, а то я даже не знаю, как и что делать». Ты, конечно, понимаешь, что исповедуешься не священнику, а Христу. Поэтому не важно, что батюшка может быть уставшим, раздраженным, невнимательным, торопливым: ты беседуешь с Богом, каешься в своих грехах. У многих людей первая Исповедь бывает торопливой, но уже после нее Господь снимает с души слой греха, и душа очищается. Нельзя за первую Исповедь исповедовать все грехи…

Ты исповедовался, и лукавый уже не так крепко вцепился в твою душу, он ее чуть-чуть еще придерживает, но уже не так глубоко, и душа начинает понимать: «Да, мой обидчик был не прав на 90%, но в этих 10% я тоже поступил подло. Я не должен был так поступать. Мне надо в этом покаяться».

Главное – начать, главное – сделать первый шаг: какие бы ни были батюшки или злобные бабушки на пути к Исповеди, – все равно встречает нас Христос. Он обязательно коснется души кающегося человека, и если человек захочет дальше удалять эти инородные вещества, грехи из своей души, Господь ему обязательно поможет.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс