Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (1119) → Протоиерей Артемий Владимиров: Молитва – это дыхание человеческой души. Дышим мы постоянно

Протоиерей Артемий Владимиров: Молитва – это дыхание человеческой души. Дышим мы постоянно

№30 (1119) / 2 августа ‘21

Беседы с батюшкой

Батюшка, с памятью преподобного Сергия Радонежского Вас, Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары!

– Для меня это особенно значимо: в 1987 г. в этот день я стал диаконом, был рукоположен в Троице-Сергиевой лавре в небольшом Смоленском академическом храме.

Преподобный Сергий – важная фигура в жизни нашей страны и в жизни каждого из нас.

– Чтобы это понять, нужно кому-то из наших телезрителей, еще не побывавших в Троице-Сергиевой лавре, обязательно посетить сердце России.

Батюшка, хочется услышать Ваши воспоминания: как Вы впервые пришли в лавру, как начался Ваш путь?

– В советской школе, может быть, мельком имя преподобного и приходилось слышать, но уже филологом, студентом Московского университета, познакомившись с полным жизнеописанием печальника Русской земли, безусловно, я стал понимать, что значит преподобный Сергий для русской истории, для становления нашей нации: Куликово поле невозможно без благословляющей десницы святого Сергия…

Затем уже я, проторив дорогу одной из первых своих исповедей в надвратном храме Святого Иоанна Предтечи, вошел в легендарный Троицкий собор, где, наверное, каждый получает по мере своей веры особые извещения, когда прикасается к гробнице и целует стопы всегда живого, невидимо присутствующего преподобного. Я сердцем прикипел и прирос к этому месту и мечтал стать такой белой птицей (сегодня даже специально оделся так), мечтал, как многие, о монашестве, но впоследствии вступил в венчанный брак.

К своему несказанному удивлению, я попал в число братии семинарии и академии, будучи приглашен как преподаватель языков (после завершения этапа учительства в советской школе) – и 10 последующих лет еженедельного приезда в лавру были цепью нескончаемых приподнимающих душу событий: никогда не уходишь из лавры таким, каким туда приходишь, – она всякий раз незримой благодатью прикасается к сердцу. И, безусловно, чудно ходить по чугунным узорчатым ступенькам академического здания, которые знали легкие шажочки митрополита Филарета Московского, чувствовать присутствие светлых теней академической профессуры конца XIX – начала XX столетия – это отец Павел Флоренский, Ключевский.

Общение с лучшей молодежью России было замечательно. Теперь в какой город ни приедешь, найдутся среди настоятелей монастырей, игуменов, протоиереев, епископов те, кто сдавал тебе русский язык (я преподавал сначала русский, потом Новый Завет, потом риторику).

И, конечно, преподобный Сергий жив, он присутствует в своей лавре… И это старомосковское благочестие, эти связанные между собой столетия, вечерняя лавра при отсутствии посетителей: ты неспешно ходишь вдоль ее монастырских стен, прислушиваешься к бою часов… Это «тишь да гладь да Божия благодать», всегда выявляющая истинное предназначение человека в устремленности к Святой Троице: созерцание Троицы, которым преодолевается ненавистная рознь мира сего.

Действительно, для нас Святая Троица – символ единения, мира, согласия и любви, и чем глубже образ Святой Троицы запечатлен в духе, душе и теле человека, тем явственнее мы познаем: миром правит любовь, Источник которой – наш Бог Единый, в трех Лицах познаваемый. Господство нравственного миропорядка, как бы ни оскудели времена благочестием, мы должны отстаивать, и на свитке, который держит в руках преподобный Сергий на иконе, где он изображен в полный рост, так и читаем: «Братья, имейте страх Божий, чистоту и нелицемерную любовь».

Можете вспомнить Ваш опыт общения со старцами отцом Кириллом, отцом Наумом?

– Конечно, я был счастлив лично (хоть и эпизодически) общаться с этими мужами «силы и разума», тем паче что старец Кирилл, духовник Троице-Сергиевой лавры, собирал тогда семинаристов, иноков на библейские чтения. Думаю, кому-то из тех, кто участвует в нашей передаче (из священства и закончивших Московские духовные школы), приходилось присутствовать при этом. Жарко натопленные кельи, украшенный сединами худенький батюшка в длинной вязаной черной кофте, как у монахов водится, держит на руках огромную дореволюционную Библию и читает спокойным, мерным голосом что-то о построении Иерусалимского храма царем Соломоном. А сидящий справа худенький инок, будущий отец Захария, дает комментарии: «300 сиклей серебра – в переводе на русский такая-то мера веса». Затем раздаются келейником для всех слушателей бутерброды – тонкие ломти белого хлеба с намазанным вареньем фейхоа или малиновым, а затем для желающих Исповедь у батюшки – стоишь на коленях, выжимаешь свои грешки и чувствуешь рядом легкое дыхание старца, как правило, молчащего, но всегда молящегося. И выходишь после этой Исповеди всегда таким, как будто не имеешь веса, тяжести: с легкостью в сердце.

Отец Кирилл мне, недостойному, дал рекомендацию. Точнее – я проходил у него первую ставленническую Исповедь перед рукоположением в диаконы, потом в священники. И счастлив быть им напутствованным.

Приходилось общаться с отцом Наумом, но меньше. Они жили бок о бок, но весьма отличались друг от друга, и паства различалась – кто-то шел к отцу Кириллу, чтобы послушать его таинственное молчание, а кто-то склонял главу перед отцом Наумом. От Приамурья до Кенигсберга вы найдете его духовных чад, преимущественно монашествующих, но не только… Эти 2 человека, как будто бы носившие на своих плечах, на своих руках многих будущих архиереев, иноков, священников, составили золотой цвет лаврского монашества.

Духовничество… Преемственность с дореволюционных времен сохранилось и дошла до наших дней? Сейчас говорят, что нет духовников, нет старцев…

– Кто ищет, тот найдет, – но я бы еще немножко глубже вгляделся в ваш вопрос.

Вернемся к преподобному Сергию: какое удивительное чудо – розан его учеников! Он корень заложил, сам будучи корнем, в Радонежском лесу: скромный инок, но посмотрите – северная Фиваида: от Саввы Звенигородского к Арсению Комельскому – по Вологодской, Костромской, Новгородской губерниям путешествуя, встречаешь чудесные форпосты Православия: Кирилло-Белоезерский монастырь, Валаам и Соловки – везде вы находите образ преподобного Сергия. Его монашеское смирение, любовь сочетавшись вместе, остаются полноводными прозрачными струями Божественной благодати, наполняющими сердца жаждущих жизни во Христе… Эта традиция – от уст к устам, от сердца к сердцу, от учителя к ученику, от игумена к послушнику, от пастыря к пасомому – не прерывается, несмотря на «вихри враждебные», на разрушение самодержавной России, на тотальное гонение, на видимое прерывание этой связи, утерю монашеской, пастырской школы…

Знаете, цветы по осени увядают, их срезают, а клубни остаются…

Наше время очень нелегкое и лукавое, многими подменами грозящее сбить с ног вновь уверовавшего христианина. Вместе с тем оно замечательное: мы имеем возможность, проявляя должное усердие, обрести эти таинственные связи – Россия и Афон, преподобный Сергий и его ученики. Через книжные предания, через собственный молитвенный опыт мы мало-помалу вновь возвращаемся к сказанному.

Святая Троица, дом преподобного Сергия, Троицкий собор – это маяк. Задача христианина – предоставить собственное сердце в обитель Отцу и Сыну и Святому Духу: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим».

Сердце преподобного Сергия есть незримая тихая обитель, место пребывания Божественной благодати: это человек, который стал сосудом Божественной благодати, носителем Христа. Это и есть завет преподобного – он исполняется не через громкие слова, не через какую-то внешнюю деятельность, но обретается в трудах внутренних: это молитва, покаяние деятельной любви.

Сегодня память святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны.

– «Белый ангел Москвы»... Мне выпало счастье раз в неделю заходить под гостеприимный кров Марфо-Мариинской оби-тели милосердия – это детище преподобной мученицы Елисаветы, куда она вложила не только свои средства, но свою душу.

Знаменитый Покровский собор – главный собор обители, там каждый камешек, каждая ступенечка самой преподобной мученицей Елисаветой высмотрена, облюбована. Невольно склоняешь главу, подходя к крыльцу Покровского храма, перед этим белым ангелом – замечательна мраморная скульптура Вячеслава Клыкова. Преподобная мученица Елисавета взирает на вас из своего прекрасного далека. У ее носочков всегда свежие цветы. Рядом чудесное здание Елизаветинской гимназии, где я являюсь законоучителем. Раз в неделю мы с детьми совершаем Божественную литургию.

В будничной гимназической жизни очень чувствуется присутствие учредительницы обители.

Образ святой Елисаветы контрастный по отношению к святому Сергию: Радонежские непроходимые леса, инок в полной тиши, в ночи читающий Псалтирь, с топориком за поясом рубит кельи для братии. Впоследствии печальник за всю Русскую землю. А здесь – представительница Гессенского королевского дома, Германия: утонченная внешняя культура, красивейшая женщина Европы, которой князь Константин Романов посвятил одно из самых замечательных своих стихотворений, сказав в нем, что в таком прекрасном теле сокрыта не менее прекрасная душа… И как замечательно, что Элла, равно, как и Аликс, ее сестра, полюбили Россию настолько беззаветно и глубоко, что назвали ее своей Родиной. Как это замечательно, что без принуждения и давления извне обе принимают Православие и соединяют в своем сердце подлинное старомосковское благочестие, живую и зрячую, горячую веру в Святую Троицу и Воскресшего Христа, с утонченностью западной культуры и вынесенной с детских лет нравственностью…

Когда начались трудные времена и смута, они остались в России. Никто не сбежал.

– Они разделили страдальческую судьбу нашей Родины. Они имели глубокую веру, что заболевший гордостью, безбожием, отравленный этим вирусом, куда более страшным, чем ковид, наш народ некогда изживет эту инфекцию, оправится от беснования, одержимости и вновь обретет свои корни.

Я часто думаю: каково им было, находясь на гребне исторической, культурной России, видеть систематическое ее разрушение и уничтожение всех форм, что выработало Православие за тысячу лет?

Елисавета Феодоровна – не просто сестра милосердия, которая находила на Хитровом рынке сирот, наставляла на путь истинный падших женщин, бесплатно в своей обители лечила приговоренных чахоткой к смерти. Мы ей обязаны Историческим музеем, Музеем изящных искусств. Сколько обществ милосердия, сколько чудесных храмов выстроено иждивением ее державного мужа Великого князя Сергея Александровича, убитого бомбистом...

Поистине, святая Елисавета – как путеводная звезда, в ней скрещиваются пути земные и небесные Запада и Востока. Она являет своим образом абсолютную гармонию и красоту Православия. Познакомились бы с ее личностью наши так называемые агностики, скептики, убедились бы, что Православие – это плоть и кровь, это духовный код нашего народа, и откинули бы в сторону, как ветошь, наспех усвоенное чувство превозношения, неверие…

Святая Елисавета действительно имеет благодать просвещать души и привлекать их ко Христу через свой столь гармоничный, совершенный, почти идеальный внешний образ женщины под знаком высшего качества.

На месте юных наших созданий, девушек и женщин, я бы почаще смотрел на царские портреты и на святую Елисавету Феодоровну: это образ истинной женственности, подлинной красоты, скромности, изящества, чистоты помыслов и заботы о внешней форме.

Святая Елисавета в этом отношении дает нам понимание меры, как соединить подлинное благочестие и академичность познаний, как соединить правила хорошего тона, светскую культуру и страх Божий, молитвенное предстояние пред Богом, как научиться с каждым человеком беседовать на его языке. В отличие от революционеров она прекрасно находила общий язык с крестьянством, с детьми у себя в Ильинском в Подмосковье. А вместе с тем умела беседовать с высокородными особами на их языке.

Елисавета Феодоровна говорила на русском языке куда лучше, чем мы. Она слушала у себя дома чтение вслух Сергеем Александровичем всего корпуса русской литературы – и усвоила русский литературный язык в лучшем виде и образе: почитайте ее переписку, ее дневники – вы тотчас почувствуете побуждение и самому отрешиться от слов-паразитов, от легкомысленного жаргона, почувствуете непреодолимое желание говорить ясно, четко и понятно на языке Тургенева, Лермонтова, Елисаветы Феодоровны и Царицы Александры.

Скажите как филолог: этот язык отличается от современного? Есть ли какие-то особенности?

– Слово «блин» мы найдем, только если речь идет о масленице. На самом деле это не архаизированный, а живой язык, где форма соответствует содержанию. Это и есть красота: без всякой вычурности, без каких-то искусственных нагромождений.

Язык, использующий все богатство родной лексики. Язык, который невольно тебя приподнимает, очищает. Язык – это нечто живое, в него входят новые и новые реалии жизни. Коль скоро мысль исходит из сердца доброго, сердца благородного (я говорю о Елисавете Феодоровне), то там нет места пошлости, низости, цинизму. Нет нужды говорить скороговоркой, чтобы одурачить слушателя.

Важно, чтобы слово твое было направлено к сердцу, чтобы было понятно и малышу, и взрослому. Нет ничего более полезного для современного читателя, чем чтение писем Елисаветы Феодоровны или дневниковых записей Александры Феодоровны. Ее книга о семье, браке и любви на вес золота для молодых супругов.

Вопрос телезрителя: «Как молиться на карантине?»

– На карантине ты или на бригантине, – молись всем сердцем, всем помышлением: не устами и перстами, но включая ум и сердце, помещая их в слова молитвы «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Молись так, чтобы уши слышали то, что ты произносишь устами, молись с постоянством, спокойствием, с чувством собственного недостоинства пред лицем Всесовершенного Господа, но с несомненной верой, что Господь твою молитву слышит, принимает как Отец и исполнит тогда, когда Ему заблагорассудится. Молитва – это дыхание человеческой души. Дышим мы постоянно.

Вопрос телезрителя: «В вечернем правиле есть молитва, где перечисляется много грехов. Можно ли считать, что это исповедание грехов, которые ты совершил за день? Можно ли зачесть эту молитву как Исповедь?»

– Нужно смотреть на плоды прочтения молитвы. Если сегодня ты в этой молитве произносишь слова – согрешил раздражительностью, неуживчивостью, а завтра ты уже солнечный зайчик – значит, твоя исповедальная молитва принята.

Должно быть живое отношение к тексту молитвы. Иногда мы откладываем молитвослов в сторону и самостоятельно каемся перед Господом в том, что нас уязвило, в том, обо что мы споткнулись. Это помогает на Исповеди перед священником у креста и Евангелия обобщать все то, что приключалось с тобой в течение недели.

Подобные молитвы очень важны – они смиряют наш дух, напоминают нам, кто мы. Мы как котята, которых обстоятельства опускают мордочкой в их собственную лужу, действительно чувствуем себя повинными детьми, но глубоко верим, что Господу Богу угодно это смиренное самообличение в вечерний час.

Вопрос телезрителя: «Я очень не люблю людей. Мне очень сложно с ними общаться. Мизантроп. Нужно ли мне молиться, чтобы я наконец-то мог полюбить людей?»

– Мне бы хотелось зачесть это признание за Исповедь: признание катастрофическое – человек находится, как у Селинджера, над пропастью…

Бог стал Человеком из любви к нашему роду, и в каждом из окружающих нас сокрыт Христос. Если я не люблю тех, кого вижу перед собой, а это Богом созданные личности, искупленные кровью Иисуса Христа, то де факто я задом (простите!) становлюсь к распятому за человеческий род Христу.

Я бы хотел принять за Исповедь это признание, с тем чтобы человек тотчас получил отпущение грехов своих от Господа и в нем бы проснулось начало сострадания, жалости, симпатии, эмпатии, сердобольности, просто доброго расположения к окружающим его людям независимо от нравственного качества этих людей: это люди, а не морские свинки – это живые личности, а не роботы и трансформеры. По тому как я воспринимаю людей, я тотчас ставлю себе диагноз – приближаюсь я к Человеколюбцу Христу или отдаляюсь от Него.

Пусть Господь поможет нам соединить в сердце веру и любовь, внешнюю культуру и подлинное благочестие, чтобы, любя людей и жизнь, мы поблагодарили Господа за прошедший сей день и отошли ко сну с уверенностью, что нам будет для подвигов, веры и милосердия дан завтрашний день.

Записали:
Елена Чурина
и Анна Вострокнутова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс