Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вопрос телезрителя Евгения: «У меня вопрос о 6-й заповеди блаженств: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Был ли в истории Церкви от Ветхого Завета до наших дней случай, чтобы кто-то видел Бога? В Ветхом Завете сказано, что человек не может увидеть Бога и остаться живым».
– В Новом Завете мы читаем такие слова: «Бога не видел никто никогда», – ибо Господь относится к совершенно иному миру, чем мы. Мы состоим из 2-х миров: из материального мира (бытие, которое мы черпаем у Бога), и из духовной составляющей.
«Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога» – это говорится о том, что человек, который очищает свою внутреннюю жизнь, внутреннее составляющее от скверны греха, увидит Господа, Его почувствует, к Нему приблизится.
Помните слова Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день»? Какое первоначальное понятие этих слов? Буквальное: без Евхаристии, без Причастия, без физического соединения со Христом через принятие Тела и Крови Его мы не наследуем жизнь вечную.
А еще есть духовное понятие: «кто не будет вкушать от Плоти Моей», то есть «кто не будет похож на Меня»… Если мы не будем похожи на Него в поведении, в словах, в решениях, не наследуем жизнь вечную. «Кто не будет пить от Крови Моей», кто не будет отчищать внутренний мир свой от грехов, от страстей, не наследует жизнь вечную.
Смысл нашей жизни – не в том, чтобы лицом к Лицу встретить Христа, но очищая свой внутренний мир стать достойными Его друзьями. В Ветхом Завете совершенно иное было понятие. Безумие изображать Божество. Божество никто никогда не видел. Когда наступили времена Нового Завета, мы увидели Господа, Который стал Человеком: Иисус Христос был таким же, как и вы, как и я, имел те же члены бренного тела, которое не было испорчено грехом. Это мы далеко уходим в учение о пришествии в мир Спасителя – Он родился не естественным способом, не имел таких страстей, что у нас есть, у Него не было выбора между добром и злом. Он был добро. Мы с вами стремимся очищать свое сердце, чтобы стать ближе к Нему, это самое главное. Если Он разрешит нам, Себя откроет нам, то мы Его увидим.
Вопрос: «У меня бывают мысли об уходе в монастырь. Как мне понять, что я готов, что меня ждет монастырь?» Многие люди размышляют об этом, но мы видим, что там, где раньше было 100 монахов, теперь 6.
– Если Небо благословит, земля не удержит… Если есть Промысл Божий о человеке, что он станет монахом, это будет, он это увидит, почувствует: жизненная ситуация так сложится, что никуда не повернешь, второго пути перед глазами не будет.
Как игумен я всегда говорю: поживите какое-то время в монастыре, посмотрите, понесите какое-то послушание. Я очень тяжело расстаюсь с людьми. За 8 месяцев, как я игумен монастыря, у меня есть как положительные эмоции, так и отрицательные.
Монастырь научает меня смирению, терпению, рассудительности, ведь всегда принятие решения – за тобой. Владыка Варсонофий говорит, что люди на тебя смотрят, какое решение принимаешь ты, согласно ли Евангелию, согласно ли своей совести или какой-то сиюминутной страсти и раздражительности. Мы все, люди, подвержены эмоциям. Я тяжело расстаюсь с теми, кто пожил у нас, но, с другой стороны, я радуюсь, когда пожили и честно говорят: «Это не мое, я лучше пойду в мир». Лучше сделать этот выбор сейчас, чем когда будешь уже на полпути, когда дашь обеты, когда ты уже будешь частью братии и вдруг почувствуешь: «Я не могу. Это не мое».
Хорошо, когда человек приезжает в монастырь, поживет, потрудничает. Кто-то остается. Радостно, когда остается и говорит: «Действительно, я к этому очень долго шел». К принятию этого решения человек должен подойти осознанно. Должен пройти не один год, чтобы принять монашество. Я в церковь пришел в 11 лет, а монашество принял в 18–19. Прошел 7–8 лет различных искушений, испытаний. В монастыре среди братии, среди прихода научался различным послушаниям, которые потом мне пригодились.
Уйти от себя? В монастыре тоже люди. Монашество – это образ жизни, изменение мышления человека, когда человек не обременен, когда у него устроены дети, когда в покое супруга и прочее. Вспомните наших преподобных святых. Когда они приходили в монашество? Когда им разрешали родители или когда они отдавали последний долг отцу и матери и, освобождаясь от всего, могли осуществить свою мечту, к которой шли всю жизнь.
Вопрос телезрителя Владимира: «Апостол Павел говорил: дано мне жало в плоть. У каждого человека свои страсти, у одного – больше, у другого – меньше. Вы знаете о прихожанах своих, что у человека есть такая-то страсть. Он ходит в церковь. Потом вдруг умирает. А эта страсть в нем была. Она его мучает там? Он ненавидел эту страсть, любил Церковь».
– Вопрос интересный. Он мучает многих, в том числе иногда и меня.
В жизни приходится с чем-то бороться и сталкиваться с твоим внутренним, что мешает тебе быть настоящим христианином, верующим во Христа по-настоящему.
В Священном Предании есть удивительные слова, которые мне очень нравятся: «Господь намерения человеческие целует». Вы понимаете, о чем это? Господь даже наши желания будет воспринимать как победу над тем, что мы не могли победить.
Грех греху рознь: есть грехи, от которых человек легко может отказаться, совершенно легко, но есть страсти, закореняющиеся в человеке.
Мы говорили о покаянной дисциплине, как она развивалась в Церкви. Первоначально грех и христианин вообще никак не стыковались. Если какой-то член христианской общины впадал в страшные грехи, то его полностью отлучали от Христова общения. Но со временем отцы Церкви сказали, что это перегиб, так нельзя. Поэтому появилась икономия – появилось некое снисхождение к оступившемуся: он все-таки получил возможность вернуться назад. Сегодня икономия действует в Церкви, ведь люди стали слабые, они не готовы на подвиги, не готовы на самоотречение.
Сегодня мы, священнослужители, не даем каких-то страшных епитимий, не отлучаем на 15–20 лет от Причастия, ведь без Причастия человек совершенно потеряет духовные ориентиры. Священник может дать вам какое-то послушание жизненное, например каждый день читать по 10 Иисусовых молитв: это будет ваша епитимья на всю жизнь за тот грех, который вы совершили и пытаетесь как-то преодолеть его влияние. Если вы боретесь, стараетесь, Господь обязательно это зачтет.
Кто сильней: Господь или грех? Конечно, Господь. И Господь, когда призовет, будет искать не как осудить, а чем оправдать: в этом самая красота христианской Церкви. Не надо себя жалеть, мы должны поплакать, себя где-то ущемить – может, наказать сами себя за что-то, – но всегда жить с надеждой на милосердие Божие: оно может преодолеть любую глубину греха. И святоотеческое предание нам об этом говорит.
Вопрос: «Можно ли уйти в монашество, чтобы побороть грех алкоголизма?»
– Некоторые монашеские общины берут на себя такую ответственность. И в Ленинградской области есть такие – они принимают к себе на реабилитацию людей, имеющих зависимость. Есть талантливые священнослужители, батюшки, монахи, которые, имея, возможно, какое-то медицинское образование, помогают людям и с точки зрения медицины, и с точки зрения духовной преодолевать в себе эти страсти, наклонности.
Но монастырь не избавит вас от того, что у вас первоначально есть внутри. Здесь нужно побороться – понять, что это за страсть, насколько глубоко она сидит. Просто пройдет какое-то время – и вы обязательно сорветесь.
Когда мы принимаем к себе людей, обязательно спрашиваем: «А нет ли у вас какой-то пагубной страсти? К чему нам готовиться, когда вы к нам придете?» Это беда: часто люди не говорят правду, но проходит время, они срываются, и нам приходится или прощаться с ними, или пытаемся помочь, возим в медицинские учреждения, но это требует грамотного отношения. Только борьба с грехом может помочь преодолеть то, о чем спрашивают в этом вопросе.
Вопрос телезрителя: «Могу ли я принять монашество, если я разведен?»
– Если человек разведен и не обременен несовершеннолетними детьми, то сначала он может поступить в обитель, чтобы поработать, посмотреть все. А потом уже мы определим.
Все не так просто – желающий связать свою жизнь с монастырем все-таки должен знать основы христианской веры. Допустим, у нас есть курсы для монашествующих. Если человек может, он поступает в семинарию или академию, чтобы получить духовное образование и в дальнейшем стать монахом, а, может быть, и священнослужителем.
Нам, конечно, хотелось бы принимать людей, которые имеют соответствующее образование: чтобы они уже все понимали, чтобы не было таких опасностей, с которыми мы часто встречаемся в монастыре (например младостарчество, когда творятся совершенно несовместимые с христианством дела и прочее). Все решается индивидуально.
Я понимаю, что человеку, состоявшему в браке (тем более дважды), проблематично поступить в семинарию и заочно. Получается, если у него была действительно тяжелая жизнь, ему навсегда закрыт путь в священство, даже если он этого очень хочет?
– Знаете, если человек очень хочет и это его жизненный путь, все у него получится.
Еще раз хочу сказать, у нас на базе семинарии и академии существуют курсы для монашествующих, где можно прослушать какие-то дисциплины и получить документ, что ты имеешь основные понятия. Человек, перед тем как он примет Крещение, должен учиться, чтобы узнать основы христианской веры, так же и человек, желающий монашеской жизни, без сомнения, должен знать какие-то основы духовной и религиозной жизни.
Вопрос телезрителя: «Мы живем в последние времена, чего греха таить, во времена, близкие к Апокалипсису. Это можно понять, читая духовную литературу, молясь. Господь может открыть тот явный факт, что сейчас нужно идти путем, которым шли, например, Митрофан Воронежский, Лука Крымский и другие святые. Могли бы Вы что-либо дополнить относительно этого?»
– Уже с первых веков христианства верующие жили в ожидании скорого Пришествия Христа: Ей, гряди, Господи Иисусе! Они готовились к тому, что буквально через какое-то время Господь придет на землю и воцарится совершенно иной мир. Но время шло, и страшные гонения христиан в первые века христианства все-таки отрезвили людей и заставили их немножечко по-другому смотреть на слова Господа: «Есть стоящие здесь, которые не умрут, но вкусят Царство Божие, грядущее в силе».
Почему Господь часто это говорил? Это слова о том, что люди, здесь стоящие, переродятся и станут другими, приняв Крещение и последовав за Христом.
Мы, конечно же, всегда живем в предчувствии, в предвкушении Пришествия в мир Господа, но когда это будет – мы не знаем. Мы знаем, что какие-то моменты могут сбываться – предсказания Христа о скором Втором Пришествии, о войнах, которые всегда были и будут, о землетрясениях, еще о чем-то. Мы считаем, что Евангелие будет проповедано по всему свету, – но, наверное, миссионеры еще не добрались до самых отдаленных уголков.
Евангелие переведено далеко не на все языки, поэтому нельзя говорить, что Господь придет через месяц, через два: никто не знает ни дня, ни часа…
А те, кого вы приводите в пример, были святыми. Они выбрали свой жизненный путь. Возьмите святителя Луку (Войно-Ясенецкого). Из-за чего он страдал? У него были не верующие во Христа дети, и он писал в своих дневниках, что очень страдает из-за этого. Не у каждого святого все было хорошо: были проблемы, были сложности, с которыми они боролись.
А как жить нам? Конечно, по совести. Если мы имеем семью, детей, мы должны быть хорошими родителями – мы должны быть примером для своих детей. Мы должны посещать храм Божий, научаться в слове Божием, ездить по святым местам (приезжать к нам в Старо-Ладожский Никольский мужской монастырь – и может быть, пожить в монастыре какое-то время, причаститься Святых Христовых Таин).
А если мы еще не определились, то, наверное, нужно думать, как мы можем послужить Господу, ближним – тем более что сегодня развито волонтерское движение.
Найдите то, что для вас будет важным в вашей жизни, чтобы вы приносили пользу. Для каждого из нас важно, что святые, о которых вы говорите, не жили так, что завтра-послезавтра конец света. Наоборот, они жили, принося пользу своим близким, жили так, чтобы в этом мире быть светом Христовым, распространять вокруг себя то, к чему призывает нас Господь, – добро, милосердие, сострадание и прочее. Наверное, я бы так дополнил этот глубокий вопрос.
Еще один вопрос: «Если Господь призывает человека к монашеской жизни, значит, его Он любит больше, чем мирянина?»
– Нет. Понимаете, у каждого есть свое предназначение – не предопределение, а предназначение. Каждому человеку Господь дает таланты. В Евангелии мы читаем притчу о талантах: кому-то Он дал один талант, кому-то 10, кому-то 20. Таланты – это качества души. Я в этом солидарен со многими святыми отцами, которые говорят, что у одного человека есть талант писать музыку, у другого – чувствовать цвет и выполнять иконописные работы, писать великолепные картины: все талантливы по-своему. Самое главное – имея талант, не зарывать его, а через свое творчество, свою жизнь привлекать людей к Богу.
Господь любит всех стремящихся иметь семью и детей, и, конечно, Он радуется, когда человек, пройдя какие-то испытания, выбирает для себя путь одиночества: монах (от древнегреческого μοναχός (монахос), от μόνος (монос) – «один») один не только когда он закрывается ото всех. Конечно, он трудится над собой, но он еще и отдает себя на служение, ведь любовь, о которой проповедует Христос, всегда жертвенна: ты должен что-то отдавать. Папа и мама что-то отдают детям, монах отдает свою жизнь игумену, монастырю, людям и, конечно, Богу.
Почему с 1917 года прежде всего были разрушены монастыри, церкви превращались в склады, прежде всего убивали монашествующих, разгоняли обители, уничтожали храмы и так далее?
– К тому времени общество уже было расцерковлено, люди были неверующими. Где проходили первые революционные бунты? В семинариях, и в них убивали ректоров. Это уже общая тенденция: атеизм, материализм, пришедшие в Россию из Европы, сыграли огромную роль.
К сожалению, к этому времени наше общество прошло петровские преобразования, секуляризацию церковного имущества, правление Екатерины II и прочее, то есть здесь все шло к своему логическому завершению. Начало ХХ века трагическое – это было логическое завершение того пути, после которого, упав, Русская Церковь встала и пошла дальше, обогатившись огромным сонмом святых новомучеников из числа монахов, иноков, простых мирян.
Когда я смотрю на фотографии вашего монастыря и бываю у вас, меня всегда поражает, что жемчужины монашеской жизни – храмы – находятся в плачевном состоянии. Может ли мирянин что-либо сделать для монастыря?
– Я хочу сказать, что мы, монахи, трудимся. Мы не сидим, не ждем, что кто-то придет и поможет нам. Все, что надо, мы стараемся выполнять, но наши ресурсы и человеческие возможности ограниченные. Поэтому, когда к нам приходят добрые люди и говорят, что хотят помочь (с пиломатериалами например), – мы очень благодарны. Ведь только изготовление документов для реставрации Никольского храма стоит до 15 миллионов: для нашего монастыря это 6 лет жизни – такой доход у монастыря. Нам надо прожить 6 лет и ни за что не платить, чтобы сделать документы на восстановление чего-то.
Мы пишем, обращаемся за помощью – и, конечно же, всегда рады, когда люди, которые не являются монахами, становятся нашими друзьями. Я хочу, чтобы у монастыря было очень много друзей.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.