Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (1118) → Священник Константин Корепанов: Сомнение и гордость – этот скепсис, как ржавчина, разъедает все

Священник Константин Корепанов: Сомнение и гордость – этот скепсис, как ржавчина, разъедает все

№29 (1118) / 1 августа ‘21

Читаем Добротолюбие

Продолжение. Начало в №№ 31, 34 (2020 г.) – №23, №№25–28 (2021 г.)

Мы продолжаем читать наставления святого преподобного Иоанна Кассиана Римлянина из 2-го тома «Добротолюбия» и ведем разговор о рассудительности.

В прошлый раз вместе с Иоанном Кассианом мы говорили о пути, который ведет к рассудительности: это отречение от своего мнения и испрашивание совета по поводу всякого хорошего помысла, приходящего в голову.

Если речь идет о том, чтобы перевести бабушку через дорогу, – идешь и переводишь, пришло время молиться – идешь и молишься, пришло время в воскресенье идти в храм – идешь, не раздумывая: таковы заповеди, христианские правила, Устав. Но если тебе пришла в голову мысль: «А не пойду-ка я сегодня в храм, помогу лучше маме, она вчера меня просила», – встает вопрос: идти в храм или остаться помочь? И то, и другое – заповеди. «Спрошу совета у кого-то: духовника, жены, друга, – как скажет, так и сделаю». В этом случае я отсекаю свою волю, доверяюсь Богу, ибо Он руководит моей жизнью.

Если бы люди так делали, скольких бед, проблем, неврозов, прелести, самомнения, мнительности, разных заболеваний нервных, психических (да порой и физических) удалось бы избежать! Но в том-то и дело, что каждый пытается разрулить ситуацию сам. Доверяя своему мнению и только себе, человек впадает еще и в грех – он, отказываясь предоставить свою мысль на суд другого человека, судит его: «Да кто он такой, чтобы разобраться в моих мыслях? Он необразованный, неграмотный, неверующий». Мы судим людей – вместо того чтобы судить себя, смиряться перед другими, искать волю Божию.

Мы знаем, что люди судили и святых старцев Николая Гурьянова, Иоанна (Крестьянкина), Алексия Мечёва, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника, думая: «Да откуда он знает? Кто он такой? Что ему ведомо?» – и вместо того чтобы правильно построить свою собственную жизнь на правильных основаниях, запутывали ее еще больше – и совершенно явно и четко грешили, ибо осуждали других.

Доверяя своему мнению, осуждая других людей, мы не просто запутываемся в своих мыслях, а сознательно совершаем грех, и благодать Божия нас оставляет. В итоге мы выбираем суд.

Неизбежный спутник суда – сомнение. Мы во всем начинаем сомневаться: святы ли наши святые, благочестивы ли наши священники, верили или нет наши предки, крестились мы или нет, была ли с нами благодать, действенно ли Крещение, причащались ли мы хоть раз истинно, жили древние святые или, может, все это придумано? «Может, и Евангелия не было, может, и Христа не было, – а может, и Бога нет? Может, вообще ничего нет и это только в моей голове?»…

И человек окончательно запутывается, ведь вместо веры и ее неизбежного спутника смирения он выбрал сомнение и гордость – этот скепсис, как ржавчина, разъедает все. А всего-то надо было прийти в церковь и спросить у священника: «А как мне правильно сделать? Вот мысль мне такая пришла – она правильная или нет?» – и как он скажет, так и сделать, выбрав веру: когда человек смиряется, Бог не позволит ему впасть в грех.

Совсем другое дело, когда брат, родители, жена, муж, духовник сами от себя начинают давать совет – тут я вправе быть настороже: мало ли что мне насоветуют… Но если я доверяю свои помыслы, о которых ничего не знаю, своему брату, говоря, что не знаю, как поступить, Бог никогда не позволит впасть в какую-то беду, обязательно выведет и исправит наш путь: Бог смиренным всегда споспешествует и дает благодать.

И дальше в 212-м абзаце Иоанн Кассиан Римлянин приводит несколько историй, которые говорят, что бывает с людьми, которые поверили своей мысли, своему помыслу: «Решение святого Антония подтверждается бесчисленными примерами. Вспомним о жалком падении старца Ирона. Он вдался в крайне строгий пост и глубокое уединение, и чтобы как-нибудь не нарушить их, по внушению врага, не стал приходить в обычные собрания пустынников по субботам и воскресеньям, где во взаимном собеседовании выяснялись разные пути и распутья жизни строгой. Обольстившись этим, будто добрым советом врага, он поддался ему еще в большем прельщении, – принял его за ангела, когда он явился ему в сем виде, и согласился, по его слову, броситься в высохший колодезь, – расшибся и на третий день скончался.

Вот и еще пример: два брата, вознамерясь идти в глубочайшую пустыню, положили не принимать иной пищи, кроме той, которую подаст Сам Господь. Когда, блуждая по пустыне, они изнемогли до того, что уже и двигаться не могли, напали на них мазики – дикий и жестокий народ; но видя их в таком жалком положении, сжалились над ними и предложили им хлеба. Один одумался и согласился принять хлеб, хоть и от человеков, но как от Господа посланных; подкрепился и остался жив. А другой упорно остался при своем решении – и умер от голода.

Вот еще: некто из строгих постников и уединенников счел себя достойным общения с небесными силами, – и враг не замедлил воспользоваться сим; стал являться ему, как ангел, давать откровения о делах и мыслях человеческих, производить в келье свет без светильника. Достигши сим путем полного к себе доверия, он велел ему наконец принести в жертву Богу сына своего, подобясь Аврааму. И это, конечно, было бы исполнено, если бы сын, видя необыкновенные приготовления, не догадался убежать.

Еще: в Месопотамии одного воздержника и уединенника враг довел до беспрекословной веры снам, представив ему в сновидении два народа: христианский с апостолами и мучениками во мраке, бесславии, скорби и плаче, – и иудейский с Моисеем, патриархами и пророками в лучезарном сиянии, в славе и радовании; склонил перейти во иудейство и принять обрезание. Довольно этих примеров, чтобы убедиться, что нерассудительность есть открытая дверь к падениям и пагубе».

Четыре случая заблуждения, когда человек доверился вполне благочестивым мыслям, а не мнению святых отцов – 4 случая, когда человек принял добродетельный посыл, мотив, воодушевился подвигом – и погиб физически.

Что с такими случилось духовно, мы не будем размышлять, это не наше дело; но, очевидно, жизнь закончилась у них фиаско, ибо доверились себе. Каждый из них, если б спросил хоть кого-нибудь и поверил ответу, был бы избавлен от этой беды. Спасти их мог отказ от своего самодовольного мнения, – но ведь каждый из них был доволен собой.

Тот, кто верил снам, считал, что он не простой человек, что сны ему открываются как Даниилу или Иосифу: «Раз я сны вижу, да они еще и сбываются, значит, я действительно не какой-нибудь там обыкновенный грешник. Очевидно, Бог обо мне особенным образом заботится», – так думал он.

Другие приняли помыслы, чтобы их питал Сам Бог; очевидно, они знали о пророке Илие и думали: «Ну вот, и нам, как Илие, будет Господь посылать голубя, вόрона или какую-нибудь вдовицу – нет, вдовица не пойдет: надо, чтобы Бог посылал прямо ангела Своего питающего. Мы такие же, как древние святые, мы вполне с ними соотносимся»… Хотя во всех случаях из Ветхого Завета ни Илия, ни Даниил по своей воле ничего не делали, поэтому Бог о них и заботился, – эти же сделали по своей воле и погибли.

Или человек, который поселился в затворе опять-таки по своей воле: ему так захотелось. Преподобного Серафима Саровского в затвор отправил Бог, и все равно он доверил свои помыслы святым отцам, им уважаемым: как они к этому отнесутся? Раз они выслушали и подтвердили его мнение, он спокойно ушел в затвор и принял на себя обет молчания.

И так всякий раз: когда человек верит своим мыслям, он гибнет, – а когда выносит пришедшие откровения на суд Божий, он приобретает плод жизни.

Но в этих печальных и грустных сюжетах дело вовсе не в том, что это произошло давно: это не история, а состояние нашей современной жизни.

Взять этого бедного старца Ирона – сколько раз человеку приходит в голову мысль: «Не пойду я в церковное собрание, лучше буду дома молиться – тут тихо, никто не мешает. Включу благочестивые песнопения, послужу сам вечерню, утреню, псалмы почитаю, помолюсь, никто не отвлекает. А что в храме? Суетня, толкотня, пакетами шуршат, орут во всю ивановскую эти хоры неправильные партесные. А у меня все тихо, спокойно, включу греческий или валаамский напев, или северные песнопения: тихо, спокойно, без суеты, без криков – не надо мне Бортнянского, Веделя. По-простому, по-патриархальному постою со свечкой и помолюсь»? И решил так и раз, и 2, и 3…

А потом человек думает: «А зачем мне вообще в храм ходить? Да и вообще в этих храмах все неправда. Знаю я, как священники живут: все у них на деньгах основано. Да там еще кто-то чаши протирает, кто-то не протирает. Лучше я один буду, подальше ото всех, без всяких искушений, без напастей: тишина, хорошо! Вот сегодня Бог меня как утешил на молитве: прямо слезы полились. Чувствую, благоуханием наполняется комната, значит – правильно все делаю. Вот когда я в храме был, там никогда такого не было, только ладан вонючий – все мне дымом под нос. А тут благоухание настоящее, полноценное. Значит, Бог одобряет, буду вообще только дома молиться. Тут заходил панихиду заказать, да столько искушений с этой панихидой… Не буду больше заходить вообще. Раз Бог меня дома поддержал и утешил, буду здесь находиться, молиться тихонечко, – а они пусть завидуют. Батюшка тут намедни спросил: что не ходишь, не причащаешься? Знаю я его – завидует моему благочестию…»

Или вот на совместную трапезу собралась община, остались люди с батюшкой пообщаться. «Я не пойду: там разговоры, еда, супы, разносолы. Пойду лучше дома квашеной капусты с сухариками поем. Хорошо, что не объемся, потом отдохну и помолюсь. А что там? Болтовня да болтовня, сахар да чай, разные разносолы – да еще какие-нибудь запрещенные продукты. Нет, не пойду».

Таких людей много: человек сам принимает решение, ходить ему на собрания или не ходить, ходить ему на трапезу или не ходить. В итоге он отделяет себя от людей, которые могли бы ему помочь, у которых он мог бы хотя бы подслушать какую-нибудь фразу святого отца, которая бы его вразумила – ведь Бог стучится в сердце этого человека, но человек сам отделяет себя от собрания церковного, от общения с людьми, от откровения духовнику: «Что буду ему докучать? Своих проблем хватит у этого духовника. В конце концов, это моя мысль, буду ее думать, а ему не до меня – вон сколько народу у него стоит». И все – человек запутывается в собственном мнении.

Или взять эпизод с этими двумя несчастными братьями, которые наложили на себя пост... Мало ли кто что говорит, особенно когда приходит пост: «Есть не буду вообще – только сухари и воду, только натуральные продукты, а хлеб – на закваске, чтобы никаких мерзопакостных дрожжей там не было. Буду есть только то, что полезно, – в гостях есть не буду, ведь там скверная еда, с Е-шками, и вообще они все грешники, поэтому, чтобы ГМО не подхватить, ничего есть не буду. Буду сам себе готовить в простоте, сам буду выращивать – буду есть простую пищу». Это все приведет либо к недостатку сил, либо к осуждению других, к лицемерию – и душа погибнет.

Или скажет человек: «Все, работать не буду. Бог меня Сам прокормит, как-нибудь что-нибудь сделает: Илию-пророка питал, Онуфрия Великого питал, 4-м отрокам в пустыне из жития Онуфрия Великого ангел Причастие приносил. Вот и я буду сидеть дома, молиться, а работа – это все суета, это с налогами связано, с ИНН, а я не хочу в этой суете участвовать: мир пакостный, грязный».

В итоге получается, что такого человека кормит мама или папа, бабушка или тетя, жена или дети. А сам он думает, что правильно принял этот самый помысел, нарушив тем самым заповедь: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.

Например, взять эпизод с человеком, который чуть сына своего в жертву не принес…

Мы же всегда ищем благодати: ангел с иконы улыбнулся, Христос рукой благословил, свет от Богородицы исшел, голубь вылетел из алтаря, Чаша объята светом… Сколько фотографий в интернете чудотворных, мощи везде прославленные, чудотворные!.. Ищет человек чудес – и находит.

Дело не в мощах (они, несомненно, святые), а в том, что человек ищет чудес от этих мощей – не изменения своей жизни, не преображения своей воли, своего ума, а чудес.

А зачем они? Ну вот пришел я к мощам праведного Симеона Верхотурского или Сергия Радонежского, и «накрыла меня благодать» (такое выражение обычно используется): не знаю, стою я на небе или на земле (мне так кажется), реву-плачу или радуюсь. Выхожу из храма. Подходит ко мне пьяный человек и говорит: «Дай денег!» Я как наорал на него, нашумел: «Ты что такое говоришь? Ты видишь, я в благодати иду? Ты видишь, у меня крылья выросли? Как смеешь со своей вонью ко мне подходить?»… Благодати, конечно, уже никакой нет: я же расстроился, разгневался. «Гнать надо всех этих нищих поганой метлой со всех святых мест. Только такие, как я, должны там присутствовать: которые понимают, переживают, чувствуют благодать. Жалко, домой надо ехать: там жена, дети, мама, работа – как это все достало! Стоять бы тут и впитывать благодать, впитывать, впитывать…»

Сына в жертву мы, конечно, не принесем – не хватит нас на это, но мы часто думаем: «Как бы детей отдать маме, а самим поселиться в монастыре, где-нибудь в будочке, чтобы только стоять при мощах и черпать благодать? Это ведь самое совершенное!»

Или возьмем доверие снам и видениям, когда мы верим всему тому, что нам привидится во сне про батюшку, сестру, брата, епископа, духовника: плохое или хорошее, не важно, но мы этому верим безусловно. Все это всегда плохо для нас заканчивается, всегда вредно. А в итоге мы гибнем так же, как упомянутые здесь 4 человека. Исход только один: надо доверить свое мнение, свое представление другому человеку и принять то, что он скажет, как из уст Божиих.

Напомню еще раз случай с Паисием Величковским. Бог прислал к нему старца Василия. Василий не остался с ним, но и не забрал его с собой. Он ему сказал: «Если останешься один – погибнешь», – хотя помысел у Паисия был остаться именно одному: «Выживу, смогу, справлюсь – если нет наставников, то я должен быть один. Жил же Антоний один, Павел Фивейский, чем я хуже?» Если бы он не принял совета от своего наставника и не принял сопостника своего (хотя ему очень не хотелось), то не было бы у нас никого: ни старца Паисия, ни старца Игнатия (Брянчанинова), ни Феофана Затворника, ни Оптинских старцев, ни Паисия Величковского. Но он доверил свои мысли другому человеку – и вся его жизнь стала святой.

Записала:
Инна Корепанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс