Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (1118) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Не вымаливай у Бога перемены обстоятельств жизни: они посланы тебе, чтобы переменился ты

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Не вымаливай у Бога перемены обстоятельств жизни: они посланы тебе, чтобы переменился ты

№29 (1118) / 1 августа ‘21

Беседы с батюшкой

Батюшка, поздравляю Вас с престольным праздником вашего храма – вы отмечали праздник в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Как прошло торжество?

– Я чрезвычайно тронут этим поздравлением. И очень рад, что в добрейшей и святейшей телекомпании «Союз» нашлась замечательная фотография нашего храма Петра и Павла в Ясеневе, подворье Оптиной пустыни. Это великий праздник не только для нашего подворья, а для всех христиан.

Ко всему в жизни надо готовиться – само по себе ничего не бывает. В огороде сами растут только бурьян и крапива, а что-то доброе надо все время готовить, культивировать.

О чем этот праздник? Чем он важен? О чем Петровский пост? Петровский пост – в честь апостолов Петра и Павла, чтобы всех нас, наших дорогих христиан, наших телезрителей, обратить внутрь себя.

Кто такие Петр и Павел? Это часть Священного Писания. Вы к этому имеете какое-то отношение? Пока нет. Петр и Павел отдали жизнь за слово Божие. А как мы им пользуемся? Непонятно, как мы им пользуемся. А это было в первой строчке Священного Писания – приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Все пойдут за Тобой. Почему? Ты же накормил, напоил, решил социальные вопросы. Рай на земле – если решить социальные вопросы. Что такое социальные вопросы? В первую очередь, накормить. Человек накормлен – все нормально.

Но Господь говорит: не это главное – написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Вот что надо найти – смысл твоего существования, твоей жизни, работы, семьи, твоего внутреннего устроения. Что это может дать? Евангелие. А часть Евангелия – апостольские послания.

Об этом много говорили Оптинские старцы (кстати, храм Петра и Павла – подворье монастыря Оптина пустынь.) Старцы очень заботились о людях. Они говорили, что мы едим минимум трижды в день, – а читаем ли хотя бы главу Евангелия в день? Глава Евангелия короткая – 5 минут, а длинная – у Луки длиннее всего, особенно главы о страдании Спасителя, – 7–8 минут. Я ем минимум полчаса, если тихо, спокойно. Если умножить на 3, получается полтора часа. Если б мы хотя бы полчаса читали Священное Писание...

Откуда такие святые? Серафим Саровский Священное Писание читал в течение недели: с понедельника по четверг – по евангелисту, с пятницы по воскресенье – апостольские послания. И кто он? Он святой. А мы что сутками делаем? Мы сутками в интернете – на это есть время, а для души времени нет.

Я знаю конкретную семью, где отец с семьей садится за стол, открывает и читает главу Евангелия – это 5 минут, 30 минут или больше идет обед. Он основание положил – он посеял: дети что-то услышат каждый день, а еще он во время обеда как-то прокомментирует, как это реализовать в нашей повседневной жизни.

В этом году «все прогрессивное человечество» (как выражались в Советском Союзе), празднует юбилей Федора Михайловича Достоевского – 200 лет со дня рождения: 11 ноября 1921 года. Я читал биографию и счастлив, что имел соприкосновение к его творчеству. Он говорит: «После ужина отец час нам читал книги» – там необязательно было Священное Писание. Час. А потом это стали делать старшие дети. Вот откуда такие великие люди.

Сейчас что наполняет мозги, сознание ребенка? Интернет. Мне недавно прилетела по интернету телеграмма: «Я помню чудное мгновенье – мне подключили интернет, и после этого мгновенья меня в реальной жизни нет». Несколько часов экранного времени в день. Но почему для Священного Писания 5-ти минут нет?

Оптинские старцы пророчествовали об этом. Когда начались революционные события, у старца Нектария спросили: «Батюшка, а как потом будут жить люди?» А у него, как у всякого великого святого, слова – одно, пророчество – другое, а знак – третье. Он немного юродствовал, у него были в келье детские игрушки. Он берет волчок и говорит: «Люди после нас будут жить вот так» – и крутит юлу на голове («люди будут жить вот так» – все закрученные).

Для самого главного – для души, ума и сердца – мы информацию не потребляем.

Мы должны быть не ведомые, а ведущие. Интересная мысль у Федора Михайловича была: если в коробку положить алмаз, коробка станет шкатулкой, если огрызок – коробка будет урной. Мы из себя представляем то, что в себя кладем. Надо все фильтровать. Мы не можем до бесконечности быть в негативном информационном потоке – есть «Союз» и «Спас». «Союз» нам чуть-чуть форматирует доброе, светлое и лучшее: на это надо тратить время. Кто-то об одном, кто-то о другом, кто-то на вопросы ответит, просто полезная информация – мы должны быть в этом поле. А негатив должны фильтровать и не быть в плену этого новостного потока. Там что-то о душах объясняют? О спасении? О взаимоотношениях в семье, с родными, близкими?

Вопрос телезрителя: «Почему так важен предшествующий празднику пост?»

– Я знаю многих, кто в начале Петровского поста дают себе обет, в чем пост должен состоять: прочитать апостольские послания. Вот это я понимаю. При чем здесь перемена на столе? Это для нас, христиан, чрезвычайно мало – это ни о чем, это диета! Должно быть все наполнено содержанием. А так что толку? Как епископ говорит: «Вы вспахали огород. Браво, молодцы. А дальше что? Ничем не засеяли. И что будет? Через некоторое время вырастет крапива и бурьян». Вспахали – надо чем-то засеять.

Петровский пост и другие посты – прежде всего время внутреннего делания и самодисциплины. Интернету говорим «нет»: вводим его в рамки – полчаса эфирного времени, остальное – работа, домашние дела, общение в семье, с родными, близкими, с детьми, молитва, Священное Писание. Какой-то минимум. Трижды в день питаем тело, а надо и душу питать: оптинские старцы говорили, что минимум питания для души – глава Евангелия и 2 апостольских послания: хотя бы по тем зачалам, что читаются в церкви. В церкви каждый день читаются фрагмент Священного Писания, Евангелия и апостольские послания. Есть масса календарей – мало того, что сейчас есть гаджеты, там есть масса всяких приложений, на Pravoslavie.ru календарь.

Услышал в церкви отрывок Евангельских посланий – перевари это чуть-чуть, подумай, как это к тебе относится. Мало того, всякое Священное Писание, которое мы лично читаем или услышали в этот день, не абстрактное, это не просто было когда-то сказано, это именно то, что Господь сегодня хочет сказать лично тебе. Как это к тебе относится? Подумай. Духовники и Оптинские старцы советовали читать Священное Писание с утра, они говорили: «В течение дня, когда у тебя будет какая-то проблема, вопрос, не будешь знать, как поступить, обязательно найдешь ответ в этом слове».

Своего рода маячок.

– Совершенно верно – направление. Кажется, случайно? Ничего подобного. Какое-то направление обязательно будет.

Кто-то из умных людей сказал, что случай – это псевдоним Бога. Не случайно именно это Евангелие ты читал: возник какой-то вопрос – вспомни, что сегодня читал, и поймешь, стоит ли это делать.

Сегодня у нас была встреча с замечательной журналисткой, она говорит: «Вот все надеялись, что тогда было возрождение, церковный ренессанс, а его не произошло». Как не произошло? Все произошло. Я родился, вырос, к вере пришел в советское время, в эпоху Брежнева. Тогда о «Союзе», «Спасе», радио «Вера», о православном интернете никакой речи не было. У меня на время прихода к вере (1979 год) в моем личном пользовании были молитвослов, Евангелие, Иоанн Лествичник: кто-то дал, перепечатал на машинке. Больше книг достать было нельзя.

Слава Богу, было Евангелие, а в 1980 г. Библию выпустил Владыка Питирим: это было счастье – иметь личную Библию. Это было валютой – мы решали в Оптиной пустыни строительные, финансовые проблемы с помощью подарочной Библии. Библия стоила в те времена 80 рублей – получка среднего инженера была 120 рублей: сокровище в прямом смысле. И когда мы кому-то дарили ее, просто двери открывались: для людей это было дорого. А сейчас никого этим не удивишь.

Вопрос телезрительницы: «Как мученики за Христа могли думать о своих мучителях, что они лучше их? Как могли любить их? Ведь они отдавали свое имущество бедным, проповедовали Христа, всячески помогали ближним, а мучители мало чего доброго делали и были очень жестокими».

– Сложно сказать, как они о них думали. Я не считаю, что в тот момент мученики думали, что они лучше их.

Они просто знали, что с одной стороны – фимиам, жертва, телец, почтение императору, а с другой – Крест Христов и исповедание веры. И в этот момент надо было проявить и мужество, и веру. А о том, кто лучше, кто хуже, в такие моменты не думаешь. Не дай Бог никому такие моменты пережить.

Христианство, подвижничество и монашество, как об этом говорят святые отцы, бескровное мученичество. Сейчас не те времена: вопрос немножко абстрактный.

Как к своим обидчикам относиться?

– К обидчикам надо относиться по Евангелию. Мне понравилась одна ситуация, которая чуть-чуть нам раскроет смысл духовной жизни. Однажды в Троице-Сергиевой лавре я был свидетелем чрезвычайного происшествия, которое закончилось благополучно и стало на всю жизнь для меня духовнейшим назиданием. Тогда был престольный праздник преподобного Сергия Радонежского (и сейчас будем отмечать его 18 июля)...

Пандемия сейчас по грехам, по безнравственности: чтобы обратить каждого из нас внутрь себя и показать, что жизнь очень хрупкая. Я сегодня был в одной больнице по своим немощам, и мне рассказали, что от заражения до реанимации с теперешней «дельтой» может пройти всего 3 дня. Тогда таких событий не было – это 1980-е годы. В лавру съезжается много архиереев, я семинарист, мы помогаем архиереям, епископам во время богослужения. Его надо встретить, облачить и подготовить к богослужению... И смотрю, какие-то ребята вообще в этом ни бум-бум, а начали одевать епископа из Литвы. Омофор (большая вышитая лента с крестами на епископском облачении) символизирует заблудшую овцу, которую на Своих плечах несет Христос, а епископ во время богослужения символизирует Христа. И вот они начали надевать на него омофор… Крутили вокруг шеи, один тащит в одну сторону, другой в другую. Я смотрю и четко вижу что-то невероятное, а Владыка схватился за оба конца этой ленты, омофора: они начали его просто душить... Я про себя подумал: что сейчас будет с этими «мучителями»?.. И вдруг услышал потрясающее отношение к жизни и потрясающее отношение к своим обидчикам – он стянул эти ленты и сказал: «Господи, если бы я был нормальный архиерей, у меня были бы нормальные помощники. Господи, прости меня».

Философский взгляд на жизнь. Хорошо бы нам всем иметь такой взгляд.

– Совершенно верно. Мы очень гордые люди, свободолюбивые, большие эгоисты. Все, что происходит вокруг, – это для нашего лечения.

Не вымаливай у Бога перемены обстоятельств жизни: они посланы тебе, чтобы переменился ты. Если такие люди, такой начальник, такие соседи – это только чтобы смирилась твоя гордостная душа: поэтому такая мама, такие папа, начальник, соседи – тебе как лекарство. Сможешь ли преодолеть, претерпеть, перейти через свой эгоизм, найти ключик к маме, к папе? Учись подчиняться, слушать – учись не бодаться.

Старец Амвросий говорил: у многих людей, которые близких, родных не слышат, не слушаются, особенно дети родителей, «обычай бычий, а ум телячий».

«Своя воля и учит и мучит; сперва помучит, а потом чему-нибудь научит». Девочка в 7 лет говорит: «Мамочка все знает», в 12 говорит: «Мама кое в чем разбирается», в 15 – «мама совсем отстала от жизни». В 25 лет говорит: «Лучше бы я слушалась маму!»

К обидчикам мы должны относиться философски – это не сиюминутная ситуация, и это не прямое прочтение: это иносказание – все чтобы ты чуть-чуть научился терпению, обходительности, мудрости налаживать отношения.

Еще 12 числа праздновали блаженную кончину старца Паисия. Я имел счастье в свое время, в 1993 г., видеть старца Паисия на Афоне лично в келье «Панагуда», о которой мы сейчас много читаем. Он говорит замечательную вещь. Все восторгаются словами апостола Павла, которые написаны в Священном Писании: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви», «жена да убоится своего мужа». Многие мужья так и считают, так и живут, требуя от жен беспрекословного подчинения. Старец говорит: «Подчинение? Ты даже кошку не заставишь тебе подчиняться и тебя любить – без любви». Если ты жену не любишь, не заботишься о ней, не готов отдать за нее жизнь, как Христос отдал Свою жизнь за Церковь, о каком подчинении, уважении может идти речь?! Сначала стань для нее таким, каким Христос стал для Церкви, тогда она тебя будет любить, слушать, уважать.

В чем иерархия ценностей? Муж должен слышать и слушаться Бога, тогда жена будет слушаться и слышать мужа, а дети будут слушаться родителей: они будут видеть в семье гармонию. Почему дети не слушают? А ты свою мать слушал? Нет. Своего отца слушал? Нет. Ты хочешь от детей, чтобы они тебя слушали? Как вы поступаете со своей матерью, своим отцом, дети точно так же будут поступать с вами. Почему? Закон справедливости.

Вопрос телезрителя: «Вызывает непонимание и недоумение вопрос: для чего Господь сотворил Денницу, зная, что он станет дьяволом – величайшим злодеем?»

– Господь сотворил ангела, но у ангела была свобода. То, что Денница, высочайший ангел, стал дьяволом, – это его свободное произволение: Бог зла не творил.

Самое главное для нас: не надо слушать дьявола, жить по его законам. Мы должны знать, что зло есть. Оно персонифицировано? Да. Кто внушает чушь, глупость, безумие, ересь, гордыню? Дьявол. Кого мы должны слушать? Бога. Как ты будешь слушать Бога, если не даешь Ему места в своей жизни? Отец Кирилл (Павлов) говорил: читайте Священное Писание, запоминайте Священное Писание, чтобы его исполнять. Что это значит? Помнить слова Господа и слова Его апостолов. Тогда вы будете с Богом.

Дьявол где будет? На периферии, не в твоей жизни, это будут только стрелы и искушения. Исаак Сирин говорит, что праздный ум – седалище дьявола. Если ты в интернете, в пустоте, ерунде, рекламе, в гаджетах – у тебя мозги пустые, а «праздный ум – седалище дьявола». Как не стать седалищем дьявола? Заполни ум. Чем? Добрым, светлым и вечным. У тебя есть такие возможности? Миллион.

Я сейчас поражаюсь: раньше мы выискивали книги, сейчас Оптина пустынь создала уникальную программу, с помощью которой можно прокомментировать каждый стих Священного Писания. Эта программа имеет колоссальный объем – собраны все древние и современные толкователи. Как только появляется истолкованный стих, он попадает в базу. Открываешь стих: «…впрочем сам спасется, но так, как бы из огня». Думаешь: «А что это такое, как это понять?» (это одно из сложнейших мест). Или притча об управителе неправедном: призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители – сложнейшее место Священного Писания. Я толкование на это место знаю – это отдельная передача.

У нормального христианина, который время на ерунду не тратит, возникает вопрос – открывай оптинское приложение и увидишь 3–4–5 толкований на стих: сложится целостная картина.

Вот чем можно заняться. Поэтому я говорю: сейчас ренессанс – возрождение христианства. Никогда такой глубины не было, даже в семинарии такой возможности не было: Иоанн Златоуст, епископ Феофан и Феофилакт Болгарский – 3 основных толкователя текстов Священного Писания, а сейчас их с десяток.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс