Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (1118) → Игумен Филарет (Пряшников): Грехи по незнанию

Игумен Филарет (Пряшников): Грехи по незнанию

№29 (1118) / 1 августа ‘21

Беседы с батюшкой

Грех, который непонятен: мы не знаем, какой он, и живем в нем – даже не можем его исповедовать, ведь он нам неизвестен. Это во многих случаях становится проблемой для нашей духовной жизни. Что такое грех, который я не знаю и не могу понять?

– В учении о спасении человека есть много того, что требует осмысления. В том числе понятие «грех». Что такое грех? Грех – добровольное делание зла. Посмотрим буквальный перевод этого слова: «непопадание в цель, промах».

Человек, решивший идти духовным путем, путем совершенствования, начинает разбираться в себе, видеть как добро, так и зло, что присутствует в его сердце и душе. Тема греха по незнанию актуальна для тех, кто только вступает в духовную жизнь: много еще неизведанного, непонятного. Очень важно до Крещения проходить оглашение – изучить основы веры. А можно даже пройти предкрещальную Исповедь – покаяться в согрешениях, совершенных до Крещения, даже если человек пока еще не совсем четко осознает, что делает.

Когда же вступил в ограду Церкви, очень важно научиться вере. Когда мы пропускаем что-то, мы допускаем ошибки – следовательно, допускаем грехи, и это уже грехи не по незнанию, а по небрежению. Мы обязаны выполнять то, что должен делать каждый принявший Христа, ставший христианином.

Грех по неведению всегда ассоциируется с околоцерковностью. Человек совершает что-то, но он не знает, верно это или нет, плохо или хорошо: это происходит от незнания основ духовной жизни.

В современной жизни со многими новыми искушениями сложно справиться: общество говорит, что это нормально. В одном храме одним из серьезных грехов считается, когда ты заходишь в сеть «ВКонтакте» – бывает, что людей, которые туда зашли, отлучают от Причастия. Но для многих верующих социальные сети – способ говорить о Христе.

– Я не очень продвинутый пользователь сетей, но моя должность игумена мужского монастыря требует общения со многими, кто находится в различных социальных сетях.

Опасность заключается в том, что ты уходишь от реальной жизни. Проблема и угроза для духовной жизни верующего человека в том, что здесь можно, не открывая своего имени, кого-то оскорбить, обидеть, унизить, не имея на руках доказательств, облить человека грязью. И тут возникает вопрос – это грех по неведению или ты понимаешь, что нехорошо говорить клевету на другого человека? В любом случае, используя определенные сети, мы всегда должны оставаться христианами – оставаться на стороне веры в Бога, на стороне совести, не покупаться на сиюминутные «лайки» и увеличение просмотров. Господь говорит: за каждое слово дадите ответ. Нужно быть очень аккуратным в интернет-пространстве, чтобы не согрешить чувствами, словами и мыслями.

Вопрос телезрителя Владимира: «Умер Петр Мамонов. Мы на Литургии постоянно молимся: дай, Господи, безболезненную кончину, мирную, во оставление грехов. В другом месте говорится, что дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь. Я себе и другим желаю того, что мы просим на Литургии и в псалмах. Но мы видим отступления – что те, кто и верит, и ходит в храм, и молится, умирают рано, и дети умирают».

– Безусловно, мы обращаемся к Господу: «Дай нам прожить честно по заповедям Твоим», просим у Него: «Дай нам время на покаяние». Но мы все находимся в некоей духовной лечебнице, где возможны рецидивы. Человек старается жить духовной, святой жизнью, к чему мы и призваны. Но наша природа повреждена грехом: любой человек поврежден грехом. Господь дарует нам благодать и дает возможность выбора и борьбы. Насколько наши силы крепки, насколько наша вера глубока, зависит от нас: сможем мы пройти мимо греха или будем уязвлены им? В нашей жизни мы должны стремиться к определенной святости, честности, к жизни по заповедям Христовым.

Апостол Павел говорит: «Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня». Что было дано апостолу Павлу? Господь ему говорит: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи».

Так же и здесь: мы вместе с Господом идем, совершая свой жизненный путь, совершая дело спасения своей бессмертной души. На этом пути бывает много разного, бывают и успехи, и поражения… Если ты споткнулся, если в чем-то согрешил, дьявол тебя пытается растоптать, то у тебя начинается истерика, исступление – «все, конец моей жизни!» А на самом деле как?

Блудный сын, ушедший от своего отца, потом встрепенулся и сказал: Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу.

Так и мы с вами должны: если мы совершаем нехороший поступок, должны его осознать, чтобы он больше никогда не появлялся в нашей жизни. И никогда не надо отчаиваться – отчаяние губит все усилия, начинается расслабление: зачем я буду читать что-то, бороться, ведь я и так уже пал? Никогда нельзя отчаиваться. А все остальное – это наша жизнь. Ко всему всегда надо подходить с рассуждением, смиренномудрием.

Мне очень понравилось интервью с Петром Мамоновым сразу после «Острова». К нему приехала женщина-интервьюер и спросила: «Почему Вы не становитесь священником?» Он ответил: «Мне бы с собой разобраться».

– Я его отчасти знал – я не был его другом и ни разу в жизни не встречался с ним. Его жизнь, его перерождение заставляют думать не только о том, какой он счастливый, что нашел, обрел Бога, но поражает и безграничное милосердие Бога: Господь может принять человека всегда, несмотря на то, как далеко он может отойти от Него. Господь Своим милосердием покроет много грехов за его мужество говорить честно в той среде, где он жил, с теми людьми, с которыми он общался. Может, иногда грубовато, но честно – так, как это есть на самом деле.

Поступать честно по отношению к ближним, к себе – это, может быть, правильное направление, чтобы научиться говорить с Богом?

– Тот, кто старается исправлять себя, бороться со своими грехами, всегда будет говорить с Богом – даже вне Церкви, вне богослужебной, религиозной жизни, ибо он всегда ходит под Богом.

Наши предки так и говорили: все под Богом, все от Бога. Даже когда мы работаем, путешествуем, делаем какие-то свои дела, мы никогда не должны уходить от мысли, что Бог с нами: Он нас видит и слышит, всегда внимательно наблюдает за всем. Наверное, намного внимательнее смотрит за моей жизнью, чем я сам могу за ней смотреть.

Это очень важно – грех по неведению. Нужно обязательно сказать, что придет воздаяние, всему будет дана своя оценка. В этой жизни человек получает определенную оценку, если живет греховной жизнью, убивает, ворует. Понятно, что будет: уголовное наказание – неотъемлемая часть его бытия, неправильной жизни.

Но мы пытаемся этого избежать.

– Еще один момент. Когда совершаешь грех, зная, что это грех, вдвойне увеличивается ответственность – «незнание закона не освобождает от ответственности». Вот и в духовной жизни есть такое.

Грех по неведению, конечно, не будет взвешен настолько сильно, как грех, который ты совершаешь, зная, что это грех, и нарушая все законы твоей души, нравственные законы и прочее. Поэтому очень важен вопрос воздаяния: за каждый грех человек ответит.

Неведение греха не дает возможности оценить свои поступки…

Вопрос телезрителя: «Вы сказали, что грех – это добровольное творение зла, но поскольку человек – разумное существо, то таких грехов, которые он не понимает, практически не может быть… Церковь учит, что осуждать нужно не человека, а его грех. Но это только в том случае, если человек не в своем уме. Тогда надо осуждать его грех. А поскольку он это делает сознательно, в своем уме и памяти, то, получается, нельзя отделять грех от человека: он сознательно все делает».

– Святоотеческая мысль: надо ненавидеть грех, но любить грешника. Мы говорим не с точки зрения судей, внешне смотрящих на то, что происходит с кем-то, а выступаем судьями самим себе – давайте посмотрим на себя.

Я приводил слова апостола Павла. Вспомните его жизнь: ведь это был образованный человек своего времени, более того, он осознанно делал грех – гнал христиан. Ему было разрешено гнать, убивать и преследовать верующих во Христа. Для него это было праведностью. В оценке совершенно иной плоскости – это был грех.

В Первом послании к Тимофею апостол пишет о себе, потому что делает оценку своей жизни: я, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе. Апостол Павел, даже хотя и пришел к Господу, не перечеркивал то, что было до встречи со Христом, а сожалел об этом – видите, как он говорил: «Я действовал по незнанию, в неверии». Но его поступки не могли считаться хорошими, когда он гнал, преследовал, ущемлял христиан.

Мы говорим, что должны любить грешника, но ненавидеть грех, ненавидеть природу поступка, но всегда оценку своей жизни давать трезво, вспоминая, что мы делали. Это всегда отзывается покаянной молитвой: «Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!»

Сейчас Вы затронули очень важную тему. До своего Крещения мы часто совершаем т грехи, которые не можем даже осознать, живя в мире наслаждения, не подразумевающем вечной жизни и спасения. В этом случае грехи, совершенные по незнанию от юности своей, в нас существуют. Когда мы принимаем Крещение, говорят, что все они прощаются, но если мы совершали такие страшные грехи, что они не могут быть нами забыты, что с ними происходит?

– Давайте вспомним церковную практику: как это происходило в древние времена? Прежде чем человек становился христианином, что он делал? Он исповедовался – приносил публичное покаяние перед всей общиной за всю свою прожитую жизнь до вступления в христианскую общину, до того, как он принял Христа как своего Спасителя, Господа, Друга.

Нынче время немного другое. Сегодня важно понимать, что крестить людей нужно подготовленными. К сожалению, это не понимают те, кто хочет сейчас же, сию минуту крестить ребенка, чтобы избавиться от чего-то: люди часто, подталкиваемые своими страхами, пытаются преодолеть какую-то неприятность – «надо креститься, тогда тебе повезет и все будет хорошо, полная чаша жизни2.

Что самое важное? Мы должны людей готовить к Крещению, чтобы они хотя бы имели представление об этом, после беседы со священником, после какой-то книги могли в себе разобраться и сказать: «Вот это у меня было плохо, здесь я сделал грех, а в этом мне надо покаяться, может быть, попросить у священника какую-то епитимью, а может быть, что-то такое, за что бы моя душа болела и переживала» – нужно внутреннее желание работать над собой. Есть такое утверждение, что в купели смываются все грехи человека, которые он совершил до этого.

Я думаю, что поражение души требует осознания человеческого ума, поэтому после Крещения, если вы пойдете на первую Исповедь, можете все равно в нее вписать: прости меня, Господи, что до Крещения, до того, как узнал Тебя, совершал и такой-то грех, и такой-то. В этой Исповеди ничего плохого нет. Наоборот, священник порадуется, и вам станет легче.

Как говорит Василий Великий о грехе неведения: «Грехи неведения, будучи как бы некоторой скверной, обезображивая внешность души и повреждая естественную ее красоту, имеют нужду в очищении чрез омовение. А грехи к смерти волею согрешающих по приятии разума (ср.: Евр. 10, 26) требуют знойного суда. Но исповедующийся молит об омовении и об очищении: он сознает, что беззаконие требует омовения, а грех – очищения, говоря: Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя (Пс. 50, 4). Которые вовсе не слыхали божественных наставлений и согрешили прежде, нежели узнали слово, те как бы осквернены и имеют нужду в очищении водой» – даже грех по неведению производит внутри искажение, требующее исправления. Поэтому тяжкие грехи, совершенные до Крещения, требуют осознания в любом случае.

Вопрос телезрителя: «Мне бы хотелось, чтобы Вы побольше остановились на осознанности греха. Я знаю, что я грешу, но остановиться не могу. Как с этим быть?»

– В любом случае – пытаться избавиться от греха. Господь может сделать человека бесстрастным в одну минуту. Но почему Он этого не делает? Потому, что тот должен над собой поработать, должен попасть в такую ситуацию, которая его научит. Вот мы осуждаем-осуждаем – из-за нашего осуждения может кто-то крепко пострадать, и мы можем в такую духовную яму упасть, что нам тяжело будет оттуда выкарабкаться. Лучше туда не падать. Апостол Павел говорит, что лучше не знать всех глубин ада.

Мы знаем, что это плохо, что это вредит моей душе, настроению, отношениям с Богом, но почему-то делаем? Все очень просто – нет решимости. А надо решительно сказать: нет, не хочу и не буду! Начинаете осуждать, остановитесь внутри себя и скажите: «Господи, помоги!»

Наша духовная жизнь – это борьба, грех мы не победим, пока не осознаем его гибельность. Это касается любого греха: апостол Павел говорит, что любой грех есть смерть. Поэтому старайтесь от этого воздерживаться.

Суть греха находится в человеке, мы часто сваливаем все на бесов, еще на кого-то: соседка виновата – ввела в искушение. А на самом деле идет все от нас и начинается в нас. Надо наблюдать за собой, где наша слабость. Если видим, что спотыкаемся, нужно приступать с молитвой к Господу, останавливать себя. «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним», – говорит псалмопевец Давид. Удержи свой язык – и всем будет хорошо.

Очень полезно от всей души прочесть псалом 50-й «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…».

– В нашем Староладожском Никольском монастыре есть воскресная школа для взрослых. Там мы собираемся и разговариваем не только об истории и Священном Писании, но и о грехах – о том, как бороться с ними: о практической стороне духовной жизни (как воздержаться, как победить греховную наклонность).

Вообще очень важно учиться в любом возрасте. Мой научный руководитель Анна Владимировна Семенова, академик, доктор исторических наук, уже в возрасте и находится на заслуженном отдыхе, но с интересом, например, изучает французский язык, ездила во Францию, смотрит новости на французском языке: человек уже достиг всего в этой жизни, но есть внутренняя потребность менять себя. И в духовном плане – то же самое.

Вы тоже не остаетесь на одном уровне, преумножаете свои знания – я знаю, что Вы еще и кандидат теологических наук. Есть люди, которые нуждаются в воскресной школе, они хотят расти духовно. Много ли народа посещает Вашу воскресную школу для взрослых?

– Немного, человек 15. Но сейчас есть возможность в интернете набрать любого известного человека, церковного деятеля, и послушать его: кто-то одного батюшку слушает, кто-то другого.

Но здесь тоже может быть опасность. Люди несовершенны, и у каждого свое мнение. Вот вы привели пример: на каком-то приходе люди заходят в группу «ВКонтакте» во время поста, и им накладывают епитимью. Но если уйти из группы даже на короткое время, это значит, что люди не прочитают нужные цитаты из святых отцов, которые я разместил у себя на странице, допустим…Поэтому во всем должно быть здравомыслие и рассудительность.

Кто-то из святых отцов современности говорил, что если тебе нужен духовный отец, то читай отцов Церкви – Игнатия (Брянчанинова), Тихона Задонского, Дмитрия Ростовского, Иоанна Златоуста. Читай и выбирай того, кто ближе к сердцу. Если что-то непонятно, надо обратиться к священнику и обсудить тот или иной момент.

Скажите, когда есть у человека неизвестный грех и тот не может его исповедать, может ли священник помочь узнать этот неизвестный грех?

– Думаю, что может: в ходе беседы всегда можно определить, чем болен человек. У кого-то уныние, печаль, грех блуда, чревоугодие – у каждого есть что-то свое, и оно двигается по линии всей его жизни. Но самое главное, о чем надо помнить: грех неведения прощается, когда человек в нем кается, осознает гибельность греха, говорит Господу, что ни за что и никогда туда не вернется и не будет таким, каким был когда-то.

У наших телезрителей уже не будет греха неведения по поводу места нахождения Староладожского Никольского мужского монастыря... Я бы хотел попросить всех наших дорогих друзей не забывать, что наш монастырь и телеканал «Союз» нуждаются в молитвенной и материальной поддержке.

Я всем телезрителям посоветовал бы посетить ваш монастырь.

Это, наверное, самое сложное: осознать грехи, которые мы не понимаем?

– Поэтому мы и обращаемся к Господу, чтобы Господь дал нам видеть наши согрешения, нашу жизнь, нашу душу: не душу чужого человека, соседа, начальника, а свою – видеть свои грехи, свое состояние, понимать, что надо исправить внутри, куда направить свои мысли, свои дела и желания. Думаю, что с помощью Божией все можно преодолеть.

Дорогие братья и сестры, хочется пожелать вам всего самого доброго и светлого, храни вас Господь! Не теряйтесь в жизни, всегда будьте мужественными, стойкими, укрепляйтесь в вере.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс