Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (1118) → Епископ Каскеленский Геннадий: Афон

Епископ Каскеленский Геннадий: Афон

№29 (1118) / 1 августа ‘21

Архипастырь

Может быть, некоторые телезрители и не знают, что на северо-востоке Греции на полуострове Халкидики, который вдается в Эгейское море, расположено совершенно особое, уникальное автономное монашеское государство Святой Горы Афон. Его территория 350 км² – вдвое меньше Алма-Аты и ровно столько же занимают такие города, как казахстанский Павлодар или российский Саратов. Здесь расположены 20 больших, огороженных мощными стенами, православных монастырей. Древнейший из них – Великая лавра – основан в 963 г., а самый новый – Ставроникита – в 1542 г. Здесь 12 скитов и бесчисленное множество небольших келий, в общей сложности сегодня на Святой Горе проживают около 3 000 монахов.

Рельеф местности тут очень сложный, состояние дорог и тропинок неважное, поэтому обойти паломнику пешком все монастыри и кельи возможно только с большими трудностями, но совершить паломничество на Святую Гору Афон, прикоснуться к ее святыням, напитаться ее историей, хотя бы раз в жизни следует каждому православному мужчине (женщинам путь на Афон закрыт).

Верховная власть на Афоне принадлежит Священному Киноту, куда входят представители всех 20-ти афонских монастырей. Он выдает паломникам специальную афонскую визу Диамонитирион. В год Афон посещают более миллиона человек, причем далеко не все исповедуют христианскую веру. Афон принимает абсолютно всех.

Святость этого места была отмечена Богом еще в первые годы христианства. Предание сообщает, что в 49-м году корабль, на котором плыла Пресвятая Дева Мария, во время бури прибило к берегам Афона. Побывав здесь во время Своей земной жизни, Божия Матерь некоторым образом взяла эту Гору Себе в удел, и сегодня все здесь напоминает о Ее невидимом, но реальном и действенном присутствии. Летопись Афона наполнена рассказами о знамениях и чудесах – достаточно перечислить названия местных чудотворных икон Божией Матери известных далеко за пределами Афона во всем православном мире: «Достойно есть», «Всецарица», «Скоропослушница», «Алтарница», «Кукузелисса», «Троеручица», «Экономисса», «Гликофилуса» и многие другие.

Здесь воспринимается в порядке вещей, когда пожилой монах, старец внезапно сообщает послушникам, что Матерь Божия пришла к нему и назвала день его кончины. Здесь по прямому указанию Богородицы до сих пор основывают новые кельи, закладывают храмы, открывают источники пресной воды.

Одни приходят и поселяются на Афоне, а другие покидают Святую Гору, чтобы распространять аскетический дух Афона в иных странах на других континентах. В декабре 2019 г., совсем недавно, в американском пустынном штате Аризона, в основанным им монастыре Антония Великого, умер архимандрит Ефрем (Мораитис). Ему был 91 год. 19-летним юношей он прибыл на Святую Гору Афон, прожил здесь 40 лет, получал воспитание в общении великого старца преподобного Иосифа Исихаста, но последние 30 лет находился в Северной Америке, где основал 19 новых монастырей, тем самым перенеся дух Афона в современную Америку и Канаду.

Расцвет монашества на Святой Горе наступил в VII в. после того как сюда устремилось множество иноков, спасавшихся из Египта, Палестины, Сирии во время арабских завоеваний. В 676 г. Византийский император Константин IV передал весь полуостров в вечное пользование монахам. Этот указ соблюдается и сегодня. Тут построены большие и богатые монастыри, наполненные святынями, историческими реликвиями, шедеврами церковного искусства, в библиотеках здесь трудятся ученые, искусствоведы со всего мира, но есть на Святой Горе и Карулия (в переводе с греческого – «катушки цепи»: с их помощью монахи идут опасными горными тропами, нависающими над самым морем, и поднимают наверх на отвесные скалы провизию). Словом «Карулия» здесь называют всю скалистую, почти неприступную местность на юго-западе Афона, где в пещерах подвизаются самые аскетичные отшельники.

На Афонских тропах совершенно неожиданно лицом к лицу можно встретить самых разных людей. Например, столкнуться с представителями королевских домов Европы, с членами правительств и парламентов, с известными бизнесменами, со скромными священниками из глухих среднерусских деревень, неожиданно встретиться с подвижником, сияющим неземным светом и глубоко скрывающимся от мира, или, например, с каким-нибудь покаявшимся петербургским бандитом из 90-х годов. На Афоне очень тяжело следить за временем, оно здесь не европейское. Здесь византийское время: новые сутки начинаются ровно с заходом солнца, от греческого оно отличается на 3 часа летом и на 7 – зимой.

Ночью, пока весь остальной мир спит, еще до восхода солнца на Афоне совершается три сотни Божественных литургий – монахи молятся за весь мир. В то время, пока весь мир суетится, находится в непрерывном движении, «Афон созерцает, а не кипит и рвется. Но он полон христианского благоухания, то есть милости, а не закона; любви, а не угрозы. Афон не мрачен, он светел», – так скажет наш замечательный писатель Борис Зайцев. Афон очень важен для православного человека, погруженного в мирскую суету. Константин Леонтьев писал, что само христианство, в котором сам он был воспитан с детства, на Афоне ему показалось чем-то совершенно новым: «Ранее оно было непростительно и легкомысленно забытым и, живя на Афоне, я постепенно опять научился всем сердцем понимать те самые мысли и слова, которые я слыхал давно и знал с детства, но истинный смысл которых был мною пренебрежен и не понят».

Афон – средоточие вечного и неизменного православного предания. Бог неизменен, и духовные дары Его благодати неизменны и вечны. В Священном Писании в Послании апостола Иакова мы читаем, что всякий духовный дар, совершенный на человека, не ходит свыше от Бога, Отца Светов, у Которого нет ни изменения, ни тени перемены.

Уже упомянутый старец Ефрем (Мораитис) на рубеже XX–XIX веков открыл многим верующим Соединенных Штатов Америки глаза на эту особенность Святого Православия, воплощенного в духе Афона.

Один из священников, свидетель проповеди старца Ефрема, выразился так: мы «в течение семидесяти лет хотели привлечь народ в Церковь проведением фестивалей. То есть мы устраивали праздники и гуляния, угощали людей напитками, едой и развлечениями. Мы забыли о молитве, Исповеди, постах, четках – всем том, что составляет предание нашей Церкви. Мы даже препятствовали созданию монастырей, так как полагали, что в них нет необходимости и они не могут ничего дать нашей Церкви. И вот пришел малюсенький человек, без мирского образования и богословских дипломов, без новаторских и смелых идей (которые в изобилии были у нас) и напомнил нам о самом главном – нашем Православном Предании.

Он не звал на танцы и развлечения, а призывал к посту и участию в многочасовых бдениях. И люди откликнулись на его призыв, пришли к старцу и поддержали его. Число приходящих к отцу Ефрему не поддается описанию. Америка, стремившаяся к выходу из тупика культуры потребления и рабства материальным ценностям через различные общественные течения (например, хиппи) и восточные религии, открыла для себя подлинное неискаженное христианство – Православие».

Записала:
Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс