Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (1116) → Епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан: Мир реальный и виртуальный

Епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан: Мир реальный и виртуальный

№27 (1116) / 12 июля ‘21

Архипастырь

Владыка, давайте сегодня попробуем взглянуть православным взглядом на мир – реальный и виртуальный. На Ваш взгляд, для Церкви такая проблема существует? Раньше Церковь теряла паству, когда люди, например, уходили в другие религии, а сейчас люди уходят в иной мир, виртуальный. Это проблема?

– Конечно, проблема. На самом деле она более широкая и глубокая, чем может показаться с первого взгляда.

Поэтому мы ее и обсуждаем.

– Я склонен считать, что виртуальный мир – это не только мир компьютерных технологий и информационного пространства. Это мир измененного сознания, которое перестает воспринимать окружающую действительность такой, какая она есть.

Это началось еще со времен Адама. В его глазах и глазах его потомков мир исказился – они перестали видеть в нем проявления Бога, и не потому, что Бог куда-то исчез, а потому, что притупилось их зрение, замутился духовный разум. И до чего они дошли? До всемирного потопа. Ной, единственный здравомыслящий среди них человек, построил ковчег и тем самым спасся.

Дальше вроде бы произошло обновление человечества, но снова прошел довольно короткий промежуток времени (может быть, это были столетия или пара тысяч лет), и Вавилонская башня. Это снова некое виртуальное состояние сознания, ведь люди начали мнить о себе как о конкурентах Богу и пытались сделать себе имя, как об этом повествуется в Книге Бытие.

Некоторую корректировку внесло пришествие Господа: Он изменил мир – вернул его в реальность. Он положил начало христианской цивилизации. И что происходит потом? Отказ, отступление от трезвого взгляда на мир, где есть грех, есть зло. Это все трагическое знание, а как говорит премудрый Соломон, во многом знании много печали, познание умножает скорби. Человеку свойственно бежать от горькой правды жизни.

Вот так и рождается желание уйти от подлинной действительности в действительность мнимую, то есть виртуальную. Появляются виды искусства, вымысел в литературе, которых не было в Средние века (по крайней мере, это было в каких-то маргинальных пластах литературного творчества). А дальше все это нарастает. В XIX веке говорят о трех китах, на которых стоит современная эпоха, – Дарвин, Маркс и Ницше. И, собственно говоря, то, что есть сейчас, лишь продолжение той переоценки ценностей. Проще говоря, переворачивание всего с ног на голову, что осуществили не только эти трое, но и окончательно уже вся эпоха.

Эпоха, в которой мы живем, в философии называется эпохой постмодернизма, когда действительность вообще не так важна, от нее стараются убежать. Мир компьютерных технологий лишь делает это бегство массовым и легкодоступным. Люди бегут туда от трудностей, проблем, но это бегство мнимое: вместо решения проблем они от них бегут, а значит, проблемы нарастают и возвращаются уже огромным комом. Сегодня они грозят уничтожением цивилизации.

А Вы как пастырь Церкви смотрите на виртуальный мир просто как на технический прогресс или как на деяния врага рода человеческого?

– Технический прогресс только средство, экран, где отражается виртуализация сознания. В первую очередь это проблема духовная.

Сам по себе технический прогресс – не добро и не зло: как топор, которым можно построить дом, а можно убить человека. Это бездушные предметы, не имеющие нравственных характеристик. Нравственные характеристики появляются там, где есть свобода, то есть в деятельности человека, поэтому сами по себе современные технологии, какими бы устрашающими они ни казались, могут быть обращены и обращаются во благо.

Но, к сожалению, зла в качестве мотивации использования современных технологий гораздо больше, и разрушительных последствий гораздо больше – в этом проблема. Проблема особенно нарастает, когда в виртуальную «действительность» втягиваются молодые и неокрепшие умы – дети, подростки: у них нет стержня по определению – они формирующиеся личности, им вначале надо помочь сформироваться, и тогда, может быть, они смогут обратить во благо достижения технического прогресса, который нельзя путать с прогрессом цивилизационным.

Но, к сожалению, усилий и понимания, что нужно делать, недостаточно, поэтому разлагающее, губительное воздействие виртуального мира, особенно на подрастающее поколение, конечно же, нарастает.

Как Вы отнесетесь к моей гипотезе, что человечество было готово к тому, чтобы такой мир появился? Ведь, судя по учению Церкви, есть два мира: один реальный, другой духовный – мир ангелов, которого мы не видим. По сути, виртуальный мир подменил собой мир духовный. Вы так не считаете?

– Я об этом и говорил, просто вы говорите о цели.

Действительно, почему человек бежит из мира реального в виртуальный? В поисках рая: душа человека томится, жаждет полноты, которая включает в себя все – и радость, и мир, и счастье, и полноту благ (в общем, беспечальную жизнь). Душа объективно стремится к некой завершенности: она создана такой – по богоподобию она и тоскует. Но в реальном мире путь к богоподобию труден – это путь креста, следования за Христом. Чем больше человек становится потребителем, тем меньше он способен на трудный путь, ведь он всегда творческий. Чем больше человек потребитель, тем меньше он творец, тем меньше он готов чем-то жертвовать. Творчество без самопожертвования невозможно, это аксиома. Когда человек превращается в потребителя, он уже неспособен на труды, творчество. Он хочет получить все легко: надел очки виртуальной реальности – и уже в другом мире.

Но на самом деле это мнимый, иллюзорный выход – ложное обретение иллюзорного рая, который никаким раем не является. Это движение в противоположную сторону: не только не движение к раю, а наоборот, уход в инфернальную реальность. Скорее, это движение к аду.

А если говорить не об игровой зависимости, у человечества есть пути назад? Или, учитывая то, что сейчас происходит, пути уже отрезаны?

– Путь назад будет до Второго Пришествия. Этот путь – покаяние, изменение сознания, изменение ума. Вот что должно произойти. Нужно вернуть тот угол зрения, что необходим для восприятия мира таким, какой он есть. А мир включает в себя и видимую, материальную, часть, и невидимую, духовную: это объективная реальность. Игнорировать объективную реальность – значит обрекать себя на пребывание в реальности виртуальной. Таким образом подлинная реальность и мстит за бегство от действительности.

Мы прошли уже точку невозврата. Разве нет?

– Как массы – да, а как личности – нет. Покаяние – всегда личный акт, поэтому каждый отдельный человек в своей душе всегда имеет такую возможность до Второго Пришествия. Поэтому мы и будем судимы. Если бы мы не могли покаяться, то и не были бы судимы.

На Ваш взгляд, как уберечь подрастающее поколение? Я понимаю, что вопрос риторический, но какой-то ответ на него должен быть.

– Когда мы говорим о поколениях, то есть о целых массах людей, – это, конечно, меры на уровне государств, может быть, даже каких-то международных институтов, школы, культуры и так далее. Должны приниматься какие-то меры, если мы хотим сохранить себя и созидательное движение нашего народа.

Насколько я могу судить, у определенной и значимой части элиты такое желание есть – сохраниться как цивилизация, как российский народ, как отдельная страна. Поэтому нужно принимать меры на государственном уровне. Но более действенны меры, которые принимаются в семье. Родители по отношению к своим детям должны быть очень внимательны. Они должны следить за тем контентом, которым пользуются дети, и не должны спешить одаривать их гаджетами.

В общем, это плод совокупных усилий. В любом случае, «дорогу осилит идущий». Православному человеку несвойственно отступать перед препятствиями, сдаваться. Почему русские не сдаются? Да потому, что они всегда были православными. Православные не сдаются даже перед лицом смерти – в этом особенность нашей веры, ее сила. Русские именно оттуда и черпали силу. Не будем сдаваться, в том числе и перед цивилизационными вызовами.

Но сейчас и Церковь активно пользуется виртуальным пространством. Это данность нынешнего дня?

– Церковь старается пользоваться им во благо. Конечно, и священнослужители остаются людьми, они тоже подвержены искушениям. Может быть, не все в равной мере способны перед ними устоять. Но все-таки в целом в Церкви информационное пространство используется как раз во благо, как инструмент, позволяющий расширить аудиторию и донести до нее больше информации не только о деятельности Церкви, а о том послании, которое она в себе хранит, – о послании от Самого Бога. Поэтому это приносит свою пользу.

Вы нередко встречаетесь с молодежью. Каким-то образом уже затрагивали эту тему на встрече с ними? Какие аргументы Вы приводили в разговоре, что это опасно?

– Я стараюсь затрагивать темы, которые предлагает к обсуждению сама молодежь. Даже если меня приглашают, скажем, в университетскую аудиторию, я прошу провести в той или иной форме опрос, чтобы выявить запрос.

То есть эта тема не поднималась?

– Пока не поднималась. Навязчиво говорить об этом людям считаю не очень плодотворным. Надо, чтобы тема возникла либо естественным порядком, либо чтобы человек сам увидел в этом угрозу и пришел с вопросом – тогда он готов о чем-то говорить. А так обычно сразу становятся в защитную стойку, через которую не пробиться. Ну и к чему этот разговор?

Пастыри же говорят не чтобы что-то навязать, а чтобы помочь человеку. Но помочь можно только тому, кто просит помощи, кто в ней нуждается, кто видит проблему. Наверное, нужно как-то подвести молодежь к пониманию проблемы, но это больше вопрос не к пастырям, а к школе, семье и к государственным общественным институтам.

Честно говоря, пока я настроен немного пессимистично (хотя склад моего характера в целом оптимистичен). Уже не раз поднимался вопрос, что у нас и общеобразовательная школа, и институты власти так или иначе толкают нас именно в мир виртуальный. Открываются целые отделения, которые обучают людей, как правильно пользоваться TikTok. Это нормально?

– В каждой конкретной ситуации все-таки не надо терять здравого смысла. Но озабоченность такой интенсивностью я вполне разделяю. Да, есть тут что-то угрожающее – не совсем ясны мотивы тех, кто за этим стоит.

Мы ведь живем в плюралистическом обществе, где нет не то что религиозных ценностей в качестве основных и всеми признаваемых, но даже идеологии: нет вообще никакого набора нравственных ценностей, поэтому совершенно непонятно, к добру это или злу и что в головах тех, кто все это проводит.

В любой момент все может измениться.

– Вот из чего исходит недоверие, и здесь, я думаю, государству тоже нужно внятно определиться с добром и злом и явно это проговорить, засвидетельствовать, чтобы снять напряжение, тревогу и подозрительность. А это возможно только при возвращении к своей национальной тысячелетней духовной традиции, ибо эта традиция – именно про добро и зло.

По большому счету, что пугает? Виртуальный мир, цифровизация – все это ведет к тому, что, по сути, на каждого из нас в виртуальном пространстве уже есть некий компромат, который всегда можно использовать в каких-либо целях…

Церковь же не исключает пришествие антихриста, и, по сути, к душе каждого человека с помощью виртуальных инструментов можно будет подобрать ключ. Разве не так?

– Нет, не так. Предательство Христа и отступление от Него будет свободным актом человеческой воли, как свободным было отступление от Бога Адама и Евы. История началась со свободы и закончится свободой, поэтому никакими технологиями ничего за нас решать будет нельзя.

То, о чем вы говорите, с одной стороны, свидетельствует о неясных мотивах инициаторов активного цифровизаторства. С другой стороны – о слабости духа основных масс народа.

Что Вы имеете в виду? В чем слабость?

– А почему люди боятся технологий? Наверное, потому, что они Бога не боятся. У святых отцов даже есть такое выражение: бесов боится тот, кто Бога не боится. Бесы – вот действительно страшные, ужасные существа. Никому не посоветовал бы с ними встретиться – это абсолютное и беспощадное зло.

Технологии – не добро и не зло. Если бояться бесов, бояться технологий, то это говорит о какой-то проблеме с Богом. Тот, кто боится Бога (боится преступить против Его любви, предать, потерять Его, то есть любит Бога, верит в Него), ничего не боится, даже смерти, тем более всех этих цифровизаторских инноваций. Если здесь мы хотим победить, нужно не только бороться со своими оппонентами, что-то им доказывая, настаивая на своем, но, как заповедует апостол Павел, утверждать душу свою не брашнами, а благодатью Духа Святого.

Этот вопрос задается не первый год, даже Иоанну (Крестьянкину) в свое время задавали пресловутые вопросы о трех шестерках – штрих-кодах, о том, нужно или не нужно получать ИНН. Вы к этому относитесь так же серьезно?

– По-моему, все эти проблемы давно сняты – уже не задаются такими вопросами, за редчайшим исключением: само время все расставило на свои места, и стало очевидно, что в ИНН и штрих-кодах нет ничего такого, что бы нас как-то разлучало с Богом или вообще оказывало хотя бы малейшее влияние на нашу внутреннюю жизнь.

Гораздо большее влияние оказывают всякие злые мысли, суета, что мы сами впускаем в свое сердце, наше безразличие к Богу, к своей собственной душе и к своим близким. Наконец, аборты. Это такое разрушительное зло! Но о нем помалкивают, зато паспорта и ИНН, мол, зло, дальше некуда.

Удивительно, как Господь нас еще терпит за одни только аборты… В нашем вроде бы исторически православном христианском государстве кровь льется рекой, но из-за этого люди не рвут на себе волосы от ужаса. Вот что меня больше всего печалит: это очевидное зло, очевидное преступление.

Но это отчасти взаимо-связано: то, что нам преподносится, пропагандируется по большей части в виртуальном мире, мы переносим в мир реальный – там тот же блуд не считается злом, и мы переносим это и в нашу жизнь.

– Любой грех – это в какой-то мере следствие виртуализации сознания. Вспомним слова Спасителя на Кресте, когда Он молился за Своих распинателей словами: Отче! прости им, ибо не ведают, что творят. Человек по большей части совершает грех именно в силу определенного неведения. Он просто не понимает, что делает (как с теми же абортами). Если бы люди отдавали себе отчет, что это такое, что за зло, от которого содрогается Вселенная, то, думаю, они бы это переосмыслили.

Записала:
Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс