Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (1115) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Включайте добрый помысел

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Включайте добрый помысел

№26 (1115) / 5 июля ‘21

Беседы с батюшкой

Первый вопрос – от матушки, у которой семеро детей. Она пишет, что не всегда все успевает делать по дому, не всегда успевает в храм (соберется в храм – и что-то не отпускает: ребенок проснулся или еще что-то), поэтому начинает нервничать и даже впадает в грех уныния. Она спрашивает: «Может, Господь хочет, чтобы я смирилась и была в храме когда могу, а не когда хочу?»

– Женщине, у которой семеро детей, уже при жизни надо ставить памятник. Хорошо, что душа не перестает мечтать, не перестает жить мечтой о храме.

Расскажу историю. Один молодой священник три воскресенья подряд служил в сельском храме и всегда видел бабушку, которая на двух костылях приходила первой: мы знаем, что священник приходит в храм обычно первым, чтобы совершить проскомидию, начальную часть Божественной литургии. Среди многих прихожан он замечал именно эту бабушку. В третье воскресенье он подошел к ней, они познакомились. Он спросил, откуда она. Она сказала, что из соседней деревни, которая находится за 4 км. Тогда он спрашивает: «Разве Вам не тяжело на костылях приходить в храм, да еще и первой?» Она говорит: «Знаете, батюшка, прежде чем пойти в храм моим ногам, туда идет мое сердце». Так что, если сердце этой матушки в храме, тогда, можно сказать, она и сама в храме.

Святитель Феофан Затворник Вышенский говорил матерям так: «Вы – жена, мать, хозяйка. В исполнении этих обязанностей ваше спасение. Женщины, матери, сердобольно заботящиеся о своих детях, уподобляются мученикам». Попечение о семье – как мученичество, тем более в нашем безумном XXI веке. Еще он говорил, что при всех своих попечениях матери могут уподобляться не только священникам, но и аскетам и монахам. Каким образом? «Вы мне скажете, что я не монашка, и не имею возможности молиться целый день по заповеди, данной апостолом: «Непрестанно молитесь» Неправда ваша. Вы можете подражать монахиням. Каким же образом? Начиная делать какое либо дело, например суп варить, скажите «Господи, благослови» и приступайте к сему делу. Во время самого дела, скажите: «Господи, помоги» и, делая это дело, помните о Боге. А когда закончили, скажите: «Слава Тебе, Господи». И так, начавши с Богом, делая с Богом и оканчивая с Богом, ваше уже простое, мирское занятие будет не суета, а дело, делаемое ради Бога. И принесет и вам, это казалось бы простое дело плод духовный, потому что не без Бога совершалось оно».

Что можно сказать матушке? Молитва – это возношение ума к Богу. Нет ничего быстрее мысли. Можно кратко возносить Богу молитвы. Сейчас дети еще маленькие, требуют много внимания и заботы, но скоро они подрастут – и, может быть, появится больше возможностей и времени. Поэтому, когда есть возможность пойти в храм, надо за это Бога благодарить. Когда возможности нет, то одно только желание быть в храме будет вменяться за богослужение. Семеро детей – уже богослужение.

Многим семейным людям я говорю: дети – это не проблемы, но средство передвижения в старости. Кто вкладывает в детей, тот вкладывает в свое будущее. Сейчас молодежь говорит: «Мы хотим пожить для себя, пока не хотим заводить детей» – как будто пуделя хотят завести. Но когда они захотят детей – еще большой вопрос, получится ли: надо не тогда, «когда захотим», а когда Господь дает.

Тот, кто живет для себя, в конце концов живет против себя. В семейной жизни надо жить для любимого человека и для своих детей. И будет несчастной та семья, где думают только о себе и не думают о других.

Однажды прочитал интервью с Петром Мамоновым. Он сказал: «Если бы я был женщиной, я бы только и делал, что рожал». Какую мысль он выводит? Представляете, ничего не было – и вдруг человек… Чудо сотворения.

Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Не забывайте, что мы не пешки в жизни, а сотворцы Богу».

Великое служение женщины – через служение семье и детям.

Следующий вопрос. Пишет мама о дочери, которой 15 лет: дочь сняла крест. Мама очень переживает. Пишет: «Я понимаю, бывает, что подростки отходят от веры. Но как это воспринять и спокойно к этому относиться?» Она уже ходила к батюшке, который ей сказал, что невольник – не богомольник, но мама очень переживает и ее охватывает уныние.

– Спокойно к этому относиться невозможно, но показывать свое неспокойствие нельзя: раздраженный учитель не учит, а раздражает. На самом деле любить никого не заставишь. Поэтому здесь только терпеливое отношение, снисходительность, доброта, забота, любовь, чтобы не потерять с дочерью человеческое общение.

В 7 лет девочка говорит: «Мама все знает», в 12 лет: «Мама кое в чем разбирается», в 17 – «Мама совсем отстала от жизни». А в 27 лет, набив шишек, говорит: «Лучше бы я слушалась маму». Но когда еще придет осознание…

Чтобы не потерялись человеческие отношения, надо со слезами вымаливать своих детей.

Мать блаженного Августина подошла однажды к епископу, прося молитв о своем заблудшем сыне (в то время он еще не стал христианским учителем). Когда епископ увидел ее христианское отношение, ее слезы, он сказал: «Сын таких слез погибнуть не может»... Когда вот такое сопереживание о своих родных и близких – такая сердечная молитва без следа не останется. Матери, сердобольно заботящиеся о спасении чад своих, уподобляются мученикам: слезы – это как кровь проливать.

Я на московском подворье Оптиной пустыни служу с 1997 года. Однажды вдруг стал замечать, что дети в переходном возрасте перестают ходить в храм. В нашем храме служит отец Алексий Сысоев (родной отец убиенного Даниила Сысоева). Тогда он был директором гимназии «Радонеж», и я спросил у него, почему многие дети переходного возраста отходят от Церкви. Он сказал: «Не «многие» – почти все». Я был в шоке: как почти все? Говорю: «А зачем же тогда православные гимназии, воскресные школы, катехизические беседы, паломничества? Зачем мы это делаем?» И он говорит: «Делали, делаем и будем делать – когда они начнут возвращаться к Богу, путь у них будет гораздо короче».

Самое главное здесь – не перегнуть палку. Как мать как ты сможешь изменить ситуацию? Только своей любовью, благородным терпением, молитвой и мудростью. И самое главное – не потерять человеческой связи...

Следующий вопрос. Семейная пара: состоят в законном браке, расписаны, живут 8 лет. У нее это 1-й брак, у него – 2-й. Ее муж в свое время венчался с первой женой, потом они развелись, и теперь у него второй брак. Жена спрашивает, как можно развенчаться: в храме, куда она ходит, священник говорит, что не будет ее причащать, пока они с мужем не повенчаются.

– Огромное множество людей сейчас живут в сожительстве. Когда люди живут в законном браке – это уже много в наше время. Но поскольку они 8 лет в Церкви и никак не определятся, это уже нонсенс.

Вы церковные люди или нет? Вам что, 8-ми лет мало, чтобы подумать и повенчаться, как делают нормальные православные христиане? Значит, вы пренебрегаете благословением Божиим?

Священник в этой ситуации поступил как хирург-травматолог: когда неправильно срастается кость, ее надо сломать, чтобы она заново срослась уже правильно. Если за 8 лет они не определились с Венчанием, то батюшка так поступил, чтобы до них наконец-то дошло: 8 лет в браке – что им мешает повенчаться?

Многие считают, что в Церкви существует «чин развенчания», что нужно брать какое-то разрешение у бывшей жены. Что нужно этой паре, чтобы повенчаться?

– Ничего не надо, кроме желания и согласия жить в церковном венчанном браке. Но если у него был до этого венчанный брак, он об этом должен рассказать своему приходскому священнику, который даст им конкретный совет, куда обратиться. Нужно написать в епархию прошение, чтобы им разрешили повторный брак. И выдается не «справка о развенчании», а благословение на заключение повторного брака. Вот и все.

Следующий вопрос: «Как Вы считаете, почему в этом году на Пасху пришло меньше людей, чем в предыдущие годы? МВД опубликовало статистику, согласно которой Пасхальное богослужение посетили 1,6 миллиона человек – ранее было 4,3 миллиона» (не знаю, что это за статистка: я была в храмах, они были заполнены).

– Просто многие люди переболели, многие находились в состоянии болезни. Еще Пасха совпала с выходными днями, и многие уехали в деревню, на дачу. Поэтому в городских храмах стало меньше людей по сравнению с 2019 годом, а в деревенских храмах – больше.

Но я не заметил, чтобы в наших храмах было меньше людей. Наоборот, я обратил внимание, что в этом году много новых лиц. Может быть, все эти события с пандемией подвигли людей к серьезному переосмыслению своей жизни, к вере, к поиску смысла жизни: смерть стала настолько реальной и неожиданной... Кто-то из мудрых людей сказал: главные вещи в жизни – это не вещи. Для многих людей приход в храм связан с переосмыслением жизни.

В этом году все прогрессивное человечество будет праздновать 200-летие со дня рождения Федора Михайловича Достоевского, который говорил, что нельзя жить в одну утробу. Когда люди это начинают понимать, Церковь и жизнь по Евангелию становятся содержанием их бытия, ибо нет ничего дороже души: «Главное в человеке не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства». Ум-то есть у всех, а вот совесть и нормальная душа?.. Многие это поняли, и это стало толчком прихода в храм.

Людей в храмах сейчас стало гораздо больше.

Вопрос: «Если мужчина не собирается заводить семью, но и уйти в монастырь пока тоже не может (престарелые родители), чем он может послужить Богу и людям, живя в Москве?»

– Даже если и не в Москве людям можно послужить чем угодно – было бы желание.

Если есть престарелые соседи – купите и им тоже продукты. Если что-то умеете делать руками – сделайте. Например, лампочка у соседей перегорела или кран потек – помогите. Если ходите в храм и приобрели там новую книгу, прочитайте ее и поделитесь с соседями.

В храме тоже сколько угодно дел – только почему-то по пальцам можно пересчитать людей, которые приходят и спрашивают: «Батюшка, чем могу быть полезен?»

Знаете, вот у нас бывают субботники, на них ходят только одни сотрудники.

Просто Вы, Любовь Сергеевна, давно уже в Церкви и по-доброму мыслите, исполняя совет старца Паисия, который говорил: включайте добрый помысел.

Мы всегда, во всех обстоятельствах должны включать добрый помысел и искать оправдание тому или иному поступку человека. Даже если человек совершил какой-то грех, надо судить не человека, а его грех и попытаться понять, что этому способствовало.

Если человек придет в храм и спросит, чем он может быть полезен, всегда найдется работа...

Следующий вопрос: «Уже несколько лет хожу в церковь, исповедуюсь, причащаюсь, пощусь по мере сил, читаю утренние и вечерние молитвы. Но изменений в лучшую сторону в себе не вижу: как было большинство страстей, так и остаются – каюсь в основном в одном и том же. Наверное, это фарисейство? Или не хватает решимости полностью отдать свое сердце Господу?»

– Меня такое перечисление всегда «умиляет» (в кавычках): «Пощусь, хожу в храм, читаю правила, исповедуюсь, причащаюсь – и ничего не происходит».

Только забыли самое главное – жить по заповедям Божиим.

Вот с этого и надо начинать. Отец Иоанн (Крестьянкин) однажды сказал, что нетяжело стать монахом внешне: четки, клобук, черная одежда, потупленный взгляд вниз, худое и изможденное лицо – все это не так сложно. Гораздо сложнее стать монахом внутренне.

Все, что человек перечислил, – это вещи необходимые, но они внешние.

Христианство начинается с Евангелия. В Евангелии надо начать с Нагорной проповеди: что Господь заповедал в этой проповеди, к этому надо стремиться. За внешними признаками – постом, молитвой, правилами, богослужениями – создается иллюзия, что идет христианская жизнь. Но христианство начинается не с этого, а с желания жить по слову Божию.

Господь сказал: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.

Прежде чем соблюдать заповеди, надо их иметь. Что значит иметь? Если Евангелие лежит в шкафу или на столе, это вовсе не значит, что мы имеем заповеди – они должны быть в голове и в сердце, их надо не только умом принять, но и сердцем.

Я иногда у людей спрашиваю, знают ли они наизусть Заповеди Блаженств. Их поют в храме каждую Литургию, но люди даже этого не знают.

Как Серафим Саровский стал святым? Он прочитывал Евангелие за неделю: с понедельника по четверг – Евангелия от 4-х евангелистов, а с пятницы по воскресенье – апостольские послания и Апокалипсис. Люди удивляются: разве это возможно? Возможно, если телевизор смотреть поменьше и в телефоне не просматривать все подряд.

Я однажды посмотрел в своем телефоне экранное время: пять часов! Я был в шоке! А если пять часов в день читать Священное Писание? А мы чем занимаемся? Мы большей частью занимаемся ерундой, прожигаем, бездарно проводим время.

Кто-то из святых сказал: не надо бояться смерти, надо бояться пустой жизни. Суета закручивает нас как волчок и отводит от самого главного – от жизни по Евангелию.

Например люди приходят и каются, что обозвали кого-то, сидя за рулем автомобиля. Даже в собственной машине люди находят зло. Что это такое? Это испытание. А ты как думал?..

Я однажды пришел к схиархимандриту Христофору и сказал, что в монастыре искушения: наезды, подставы, недовольства. А он мне говорит: «Мелхиседек, если тебя будут гладить по шерсти, ты ничему не научишься. Когда будут гладить против шерсти, только тогда чему-нибудь научишься».

Евангельские заповеди надо исполнять не тогда, когда все хорошо, а когда трудные соседи, непонятные родители, которые борются против веры христианской. И таких родителей надо любить, уважать, терпеть, неся свой жизненный крест. Евангелие должно стать содержанием твоих мыслей, слов и поступков: это будет стержень, и тогда все будет хорошо.

Следующий вопрос: «Нет никакого взаимопонимания с начальником. Что бы я ни делал, постоянные претензии и оскорбления. Нужно ли терпеть это хамство, принимая это как свой крест, или лучше уйти, пока нервы совсем не сдали?»

– Никто не мешает нам искать лучшего – даже в апостольских посланиях есть слова относительно рабов: но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Поэтому если есть возможность – ищите, спрашивайте, если нет – терпите.

Но если совсем невозможно терпеть, никто не заставляет: нервная система и душа дороже всего – всех денег не заработаешь. Но нужно все взвесить и подумать, если ты кормилец, а другой работы нет.

Еще один момент: если у начальника есть претензии, значит, в них есть объективность – начальник не может быть самодуром. Надо к этому относиться объективно, критически, прислушиваться к претензиям: если тебе сказали раз, другой – надо все-таки делать выводы. Не бывает так, чтобы начальнику не были нужны нормальные работники, – сейчас нормальных людей, которые делают свое дело профессионально, днем с огнем не найдешь.

Кстати, еще немаловажная мысль для наших телезрителей – отец Иоанн (Крестьянкин) говорил, что мы как христиане свою работу должны делать на «отлично»: шофер, повар, учитель, телевизионный работник, режиссер, оператор, сантехник – каждый должен делать свою работу на «отлично». Когда раз схалтурил, другой раз схалтурил – начинается падение.

Апостол говорит: все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков – для Бога лучшее и наилучшим образом. Люди иногда спрашивают: почему у вас такие храмы? Потому, что для Бога – лучшее. Поэтому такие иконостасы, такие купола, такое облачение и так далее... Если прихожане так любят храм, сделали такие пожертвования, то можно все сделать наилучшим образом.

И в повседневной жизни все должно быть наилучшим образом. Квартира должна и может быть часовней, храмом. Иногда приходишь освящать квартиру – а там все кувырком, не убрано, не на своем месте. Один мужчина говорит: «У меня до брака был беспорядок, но я знал, где что найти; а теперь у меня такой порядок, что ничего не найти».

Вы видели, чтобы в храме было что-то разбросано? Нет. В квартире, в доме должно быть так же, как в храме: храм – отображение космоса. «Космос» – в переводе означает «красота, гармония». Во всем должна быть красота и гармония. Кто-то сказал: если беспорядок на столе – значит, беспорядок в голове. Вот с этого всем надо начинать.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-29-05;
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-05-06

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс