Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (1115) → Протоиерей Артемий Владимиров. Для христиан нет места ни унынию, ни отчаянию: пока живу – надеюсь на милость Божию

Протоиерей Артемий Владимиров. Для христиан нет места ни унынию, ни отчаянию: пока живу – надеюсь на милость Божию

№26 (1115) / 5 июля ‘21

Беседы с батюшкой

В первые века очень много было чудес. Телезрители спрашивают, почему сейчас такого нет.

– Когда проповедь распространялась по лицу земли, апостолы имели дело с фанатичными иудеями, скрежетавшими зубами от злобы, слыша словосочетание «Иисус Христос», с язычниками, приносившими человеческие жертвоприношения, погрязшими в оргиях. И к вдохновенным словам апостолов Бог присовокуплял еще дивные свидетельства Своего всемогущества, Своего обитания в учениках.

Таинственно Христос действовал через них – это проявлялось и в исцелениях безнадежно больных, и при испытаниях, которым подвергались апостолы: простите, но только один из них почил своей смертью, пройдя предварительно все муки ада, – Иоанн Богослов. Я имею в виду вышеестественную силу, укреплявшую последователей Христа при страшных истязаниях, которым их подвергали фанатичные, как правило, язычники.

Эти странные слова, которые, как Вы сказали, восхваляли Творца и были непонятны земным людям, до нашего времени хоть как-то дошли? Есть ли какие-то их отголоски?

– Мне очень близки слова апостола Павла: «Пойте и воспевайте Господа в ваших сердцах». Помните, как Писание назидает? Никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками, но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа, Бога твоего, какое Он дал тебе – кто-то приносит псалом (то есть богодухновенное прославление совершенств Творца), кто-то – словознание, кто-то – пророчества.

Мы понимаем, что в I веке все чада Церкви были носителями Божественных дарований, назидались Духом Святым, богослужение во многом носило импровизированный характер при нерушимых вехах призывания Святого Духа на хлеб и вино.

Почему мне близки эти слова апостола Павла? Не потому, чтобы я мог этому подражать (сейчас другая эпоха), но потому, что христианство, как мы узнаем из Нового Завета, из Книги Деяний, – это не что-то формальное – не некоторый кодекс нравственных правил. Это нечто сокровенное, тобою выстраданное, нечто живое, подразумевающее тайну предстояния Живому Богу и внутреннее обращение, младенческий лепет к Создателю. Мы можем стремиться к тому, чтобы не только прочитывать канон, акафист, а чтобы самим еще внимательно и сокровенно молиться Создателю, как младенцы раскрывают свои сердца родителям.

А то, что Дух Святой сейчас действует сокровенно, тоже нужно понимать. Давайте прибегнем к аналогии. Когда Бог сотворил Адама и Еву, умножение человеческого рода было первостепенной задачей, и до поры до времени кровосмешение не было грехом – дети Адама и Евы женились друг на друге, и таким образом потихонечку род человеческий распространялся по лицу земли. Сейчас есть особые и светские, и церковные правила – степени родства, запрещающие брату жениться на сестре, ведь инцест вредоносен по его последствиям.

Так и в духовной жизни: Евангелие проповедано среди всех народов, Церковь присутствует во всех частях света – и Дух Святой не проявляет Себя тем образом, каким он проявлял Себя в I столетии, но проявляется в глубинах нашего сердца, когда мы преодолеваем с помощью Божественной благодати раздражительность, уныние, особенно гордостное самоутверждение. Дух Святой – там, где чистота, смирение, любовь, премудрость.

Слава Богу, православные христиане, знающие историю Церкви, никогда не станут жертвой сектантских обольщений. Тем паче, что секты и конгрегации плодятся, как ядовитые грибы, заманивают молодежь перспективой: ты будешь говорить на иных языках, а ты – ходить по воздуху, а ты – возлагать руки на больных и исцелять их.

Сегодня, к сожалению, немало так называемых псевдохаризматиков, то есть людей, претендующих на обладание дарами Святого Духа, на деле демонстрирующих просто нездоровое с психической точки зрения поведение, страдая тайной и явной гордостью (не говорю уже о корыстных видах по привлечению адептов в свои сети).

Что такое благодать?

– Если бы я отвечал ребенку на этот вопрос, я бы, наверное, прибегнул к описательному способу: «Там, где благодать, там Сам Бог. Мы познаем, что с нами Божия благодать, когда светло и мирно, хорошо на сердце, когда сердце всех жалеет и любит».

А если по-взрослому, то Божественная благодать – это несотворенная энергия (подобно космической энергии, радиации или еще каким-то тонким биотокам), исходящая из недр Божества. Благодать дает нам познание, что Бог присутствует, Он нас видит и слышит, любит.

Условно говоря, благодать – это золотые лучи, которые льются от Солнца правды Христа. И когда мы чувствуем прикосновение этих лучей, то «верится, и плачется, и так легко, легко».

Посредством силы Божественной благодати мы становимся способными, воспринимая и отвечая на нее, познавать Творца, чувствовать Его присутствие, молиться Ему, приближаться к Нему. Благодать Божия открывает нам Царство Небесное. Источник благодати – Христос Спаситель: Он возвратил человеческому роду благодать Святого Духа, потерянную Адамом при его согрешении в Эдеме.

Именно через Крещение мы вступаем в родство со Христом, благодать впервые посещает нас и уже пребывает с нами. А таинство Крещения открывает нам доступ к новым источникам Божественной благодати – прежде всего к таинству Причащения, совершаемому в храме. И в этом смысле среда, посредством которой мы вступаем в общение с Богом, это Соборная Апостольская Православная Церковь – небо на земле.

При рукоположении во священника (или диакона) архиерей возлагает на человека руки.

– Преемством от апостолов через руки епископов на всем протяжении истории Православной Церкви передается апостольская благодать. Пастырская благодать, снизойдя на человека, делает его, избранника церковного народа, отцом, и уполномочивает, по благословению епископа (священник – это как бы руки епископа), раздавать Божественную благодать бессмертным человеческим душам, приобщать их через таинство Крещения лону Матери Церкви, назидать, просвещать народы словом, сдобренным благодатью, врачевать раны христианских душ через таинство Покаяния.

В этом смысле ваш вопрос очень важен: преемство священства – один из признаков того, что вы имеете дело с Церковью Христа Спасителя, а не с подменой, суррогатом, некой дьявольской издевкой, что именуется сектами. Знаете, сколько сейчас даже зарегистрировано в Москве сект не просто социально опасных, а тоталитарных? Церковь Христа, Церковь «Роса», Церковь «Живая вода».

К сожалению, немало не только пенсионеров, а молодых людей, которые уловляются на эти красивые обертки, не понимая, что имеют дело с карманными воришками, а не с благодетелями.

Один из основных признаков того, что вы имеете дело с Церковью Господа Иисуса Христа, – преемство священства. Священник в нравственном отношении может быть гораздо ниже вас, но он приходит не во имя свое, а во имя Христово: он получил от Церкви и благословение, и послушание, и благодатные дары, чтобы пользовать душу – вести ее в Царство Божие.

Можно сказать, некие границы Церкви как раз здесь обозначаются.

– Да. Одна из красных линий, которая помогает нам отделять пшеницы от плевел, деятелей лукавых от пастырей Божиих, – это, безусловно, преемство священников. Что накладывает на нас, священников, сугубую ответственность: если мы не соответствуем богатству благодати, тому доверию и ответственности, в которые облекает нас Церковь, то горе нам.

Вопрос телезрителя: «Ответьте, пожалуйста, более понятно и емко, что означают слова из Литургии: “Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим”?»

– Это известное прошение из ектении, в которой мы вспоминаем Пречистую Деву Марию и всех святых: вверяем Промыслу, заботе, попечению Спасителя самих себя, наших ближних и все, что связано с нашим земным бытием. «Живот» в данном случае переводится с церковнославянского языка как «дом, скарб», то есть все то, что составляет содержание нашей земной жизни.

Ведь не в раю живем.

У нас много опасений, страхов. Вот появилась у тебя дача, например, и ты уже переживаешь: как бы поджога не было, не спалили бы твой вагончик, через окошко которого ты смотришь на редис, лучок, посаженные на 10-ти сотках…

Приходим мы в храм в воскресный день и слышим прошение: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше...» – мы молимся Богородице, святителю Николаю Чудотворцу, святым Флору и Лавру (может быть, на дачном участке у нас не кони, но кролики). И далее прошение: «Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим» – все свое вверяю Богу… Он это сохранит, соблюдет, потому что верен Своему слову: «Ищите прежде Царствия Божия, а все земное приложится вам» – и кролики за это время расплодятся, и курочки золотые яички снесут. А если у вас куропатки, так это вообще 200–300 яичек (японцы считают, что каждому ребенку необходимо в день съедать по 3 яйца куропатки – очень калорийно и полезно).

Когда мы принимаем благодать Святого Духа в Крещении, в других таинствах подкрепляя ее, можем ли мы ее потерять? Может ли Дух Святой уйти от нас? Часто люди осознанно уходят в другую религию или секту...

– По омрачению, заблуждению.

Вспомним молитву: «Царю Небесный, Утешителю... Сокровище благих…» – Дух Святой таит в Себе сокровище, необходимое для нашего сердца: это и сила любви, и ясность ума, разу-мение тайн бытия, смирение, то есть скромное о себе суждение, которое помогает пребывать в адекватном восприятии самого себя. Конечно, человек об этом сокровище должен радеть... А сколько людей не оценили по достоинству таинство Крещения! То ли потому, что оно воспринято было в детские годы, а крестные не взращивали семян благочестия, то ли потому, что земная жизненная суета предательски отвлекала от главного дела жизни – предстояния Христу.

Дух Святой может скрыть Свое действие от христианина, не дай Бог, оставит его. Аналогия – царь Саул: получив благодать помазанничества, но пренебрегая своими царскими обязанностями, опустившись до зависти и ненависти по отношению к Давиду, он совершенно помрачился – стал каким-то параноиком, черная меланхолия им завладела, и Бог отнял у него царство.

Справедливости ради скажем, что, по учению Церкви, благодать Крещения, полученная в день нашего духовного рождения, может быть отнята от человека, который совершенно пренебрег ею, вступил в дружбу с лукавым и в нераскаянном и враждебном по отношению к Богу расположении отошел в мир иной. Благодать будет отнята от такого человека только на Страшном Суде, когда последний суд над человечеством учредит Воплощенное Слово. До этого времени дар Святого Духа пребывает с нами.

И пока мы на земле, пока душа пребывает в теле, мы наслаждаемся свободой выбора, произволения; каждый из нас, даже если очень далеко ушел, забрел в потемки, сумерки, сегодня и сейчас может переосмыслить прожитое, покаяться «Господи, прости, просвети, мои согрешения не помяни» – и Божия благодать, как вода, ушедшая из источника, явит вновь свое присутствие и, внимая глубине нашего покаяния, обращению к таинствам, вновь окрылит нас.

Притча о блудном сыне свидетельствует, что благодать непобедима: нет греха, который Господь не простил бы нам, если мы в нем искренне каемся здесь, на земле, и просим дать нам силы обернуться от тьмы к свету. Поэтому для нас, христиан, нет места ни унынию, ни отчаянию: пока живу – надеюсь на милость Божию.

Вопрос: «Что такое дух в человеке? Раньше думала, что дух и душа – это одно».

– Дух в человеке – это высшее свойство души, высший состав души. Свойства духа – его разу-мность, его бессмертие и поиск Творца: дух человека никогда не может удовлетвориться ничем земным – он успокаивается только в Боге.

Это вектор к вечности, к Христу Спасителю.

Дух человека сопряжен с совестью. Различение добра и зла – свойство человеческого духа. Дух человеческий сопряжен с даром слова, мысль рождается в глубинах духа человеческого. Наконец, дух наш – это царственное начало. Помните, Адаму было сказано, чтобы он обладал рыбами, землею, был царем на земле? Вот царственное начало в нас – это деятельность духа. Дух должен управлять душой, чувствами, волей, мыслью – душа должна управлять телом. Вот такая иерархия.

В таинстве Крещения именно Дух Святой снисходит в недра нашего человеческого духа. А человеческий дух просвещает тело и душу. Дух всем заправляет, он голова.

Вопрос телезрителя из Подмосковья: «Как понимать: “Иже везде сый и вся исполняяй?”. Дух Святой посылается на землю – получается, идет какое-то перемещение в пространстве? В Библии сказано: Дух носился над водами».

– Дух Святой везде присутствует и все Cобою наполняет. Он Бог, а Бог и Всемогущ, и Вездесущ, Всевидящий, Всеслышащий. Но сегодняшний праздник говорит о некой тайне. Господь Иисус Христос, взяв на Себя грехи человечества, восстав из мертвых и взойдя к Отцу, исходатайствовал пришествие Святого Духа в человеческие сердца.

Отныне всякий, кто желает вступить в единение с Богом, обретает это единство в глубинах своего сердца через таинство Крещения, через прочие таинства Церкви. Резервуар человеческой души (вспомним апостолов Сионской горницы) наполняется энергией Святого Духа.

В Ветхом Завете мы видим, что пророки не были лишены Святого Духа: Его силой они говорили, пророчествовали. Но наше единение с Богом так, чтобы Дух Святой, как в оби-тели, в нас пребывал навечно, становился нашим достоянием, сокровищем, собственностью в лучшем смысле этого слова, – это дар, исходатайствованный нам Богочеловеком Иисусом Христом. Через человека, через человеческие сердца Дух Святой распространяется и освещает Своим животворным действием весь космос.

Давайте вспомним святых. Преподобный Сергий, Серафим Саровский приручали диких зверей. Преподобный Серафим мог среди зимы преподнести вам веточку свежей клубники. Дух Святой творит форму, свершает невиданные чудеса, но проводником этого действия является человеческая душа.

Святые преобразили Русскую землю – вспомним северную Фиваиду: Валаам, Соловки, Коневецкий монастырь. Монахи там и ананасы выращивали, если говорить о всяких климатических чудесах и чудесах трудоспособности нашего народа.

Таким образом, мы постигаем значение сегодняшнего праздника Пятидесятницы в глубинах нашего сердца, где встречаемся с Богом. А через кроткое, молящееся, любящее сердце христианина Дух Святой воздействует на окружающую нас среду.

Вопрос телезрителя: «Как сотруднику в храме научиться спокойно реагировать, если видишь несправедливость со стороны старшей?»

– Мир имейте между собою – слова Христа. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми», – сказал апостол Павел.

Как научиться этому? Держаться обеими ручонками за Спасителя. В глубинах сердца всегда призывать на помощь Господа: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня. Пресвятая Богородица, удержи мое сердце в кротости и мире». Человек, когда призывает Господа, всегда получает невозмутимое состояние души.

Вопрос телезрителя: «Почему не происходит все так, как мы хотим? И как не расстраиваться, если все идет не по плану?»

– Слова «хочу», «не хочу» магические, это мантра, заклинание, религия современного человека.

Каждый, кто мало-мальски знаком с Евангелием, помнит молитвы Спасителя: «Отче Мой!.. впрочем не как Я хочу, но как Ты», «да будет воля Твоя».

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс