Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (1114) → Священник Владислав Береговой: Каждый может помочь сотням, тысячам других людей

Священник Владислав Береговой: Каждый может помочь сотням, тысячам других людей

№25 (1114) / 1 июля ‘21

Беседы с батюшкой

Сегодня у нас ответы на вопросы. Вопрос такой: «Я хотела помочь одной семье и отправила посылку с гуманитарной помощью. Муж говорит, что я занимаюсь ерундой, что скорее всего это обман. Все равно отправила посылку, чувствую, что должна была так поступить. Должен ли верующий в такой ситуации сомневаться и требовать доказательств нужды просящего?»

– Да, и еще раз да. Об этом свидетельствует памятник раннехристианской письменности «Учение двенадцати апостолов», в котором говорится: «Да запотеет милостыня в руке твоей». О чем речь? Перед тем как что-то кому-либо отдать, надо проверить: это мошенники, которых сейчас пруд пруди, или действительно нуждающиеся?

Будет некоторой оплошностью оценивать степень нужды: настолько ли сильно он нуждается, чтобы ему помогать? «Смотрю, сгорел не весь дом, а полдома, и дом был хороший. Может быть, родственники помогут… Ладно, помогу кому-нибудь другому». Если видишь, что действительно беда, тут можно без раздумий помогать. Тем более речь идет даже не о деньгах, а о вещах.

На самом деле мошенники просят не вещи, а деньги: старые кроватки, коляски, одежда им совершенно не нужны. Есть огромное множество проверенных фондов, при каждой епархии социальные отделы, специальные комиссии, при них – специальные помещения, где работают специально обученные люди. Они принимают одежду, сортируют ее, развешивают по размерам и объявляют прихожанам (тем семьям, которые находятся на иждивении социального отдела или конкретного храма): «Приходите, у нас новые поставки. Помните, Вы говорили, что нужны зимние шапочки, куртки, лыжи? Нам как раз привезли». Обычно так это осуществляется. Я сам такой отдел возглавляю, поэтому в теме.

Хочу предложить всем поделиться своими старыми игрушками, детской одеждой, которая замечательно выглядит, но из которой уже выросли. Узнавайте адреса социальных отделов вашей епархии и привозите вещи туда или просто пересылайте по почте. Мне постоянно что-то шлют, я хожу на почту, забираю и распределяю по семьям, что находятся на попечении нашего отдела.

Следующий вопрос: «У меня периодически приступы панической атаки, связанные с темой смерти. Ситуация такая: отец активно занимается оккультизмом. Скажите, может ли это влиять на меня? Как правильно молиться за папу и что мне делать?»

– Здесь большой комплекс проблем, которые необходимо решать и со священником, и с клиническим психологом. Церковь действует благодатью через Причастие, через таинства, через объяснение того, как жить во Христе, чтобы не было в том числе психологических проблем. С другой стороны, если ты уже вошел в комнату, ключ от которой находится у соответствующего специалиста, то надо этим воспользоваться. Найдите православного психолога, знающего, как вести себя в первые несколько минут при наступлении панической атаки, чтобы не перейти в депрессивное состояние, а оно уже лечится не только психологами, но и таблетками – это сложнее и влияет на организм очень деструктивно. Поэтому обратитесь к специалисту.

Надо сепарироваться от родственников, поступки которых считаешь частью собственной жизни. Если родители ведут себя совершенно деструктивно, то это не значит, что ты виноват в этом. Вы можете на это как-то повлиять? Нет. Все – оставьте это дело. Сами будьте со Христом, будьте праведником. Негативная, безбожная жизнь родителей на вашу личную жизнь не влияет, вы не несете ответственность за их грех. Тем не менее психологически постарайтесь от этого сепарироваться.

Следующий вопрос: «В вашей передаче услышал от священника, что Бог забирает человека в двух случаях: либо перед падением души, либо на пике его душевного развития. Имеет ли место такое суждение?»

– Это 2 случая, а нас – 7 миллиардов на планете. Нельзя подвести всех под общий знаменатель, у каждого своя история. Часто Господь хотел бы дать тебе 100 лет жизни, но ты решил купить новый автомобиль, нарушить правила и проехаться на скорости 140 км/ч вместо 60-ти положенных. Перевернулся, съехал в кювет, умер. Что – Господь хотел тебя забрать? Нет. Ты просто нарушил правила дорожного движения, нарушил правила жизни в обществе. Ты, по сути, искусил Господа Бога твоего напрасно.

Господу приходится перенастраивать навигатор жизни твоих детей, жены, родителей, они теперь пойдут по другому пути. Ты просто своим бахвальством, своим безумием, надеждой непонятно на что (на резину, или на надежность автомобиля, или на авось) лишился всего. Господь говорит: «Не искушай Господа Бога твоего напрасно». С того крыла храма, на которое возвел дьявол Иисуса во время искушения, можно было спуститься по лестнице. А дьявол предлагает легкий вариант: давай, спустись чудотворным образом и заодно больше людей к Себе привлечешь. «Нет, – Господь говорит, – Я спускаюсь по лестнице».

Мы часто просто играем нашей жизнью и рискуем бессмысленно. Поэтому я согласен с этим батюшкой, что есть 2 самых распространенных убеждения. Человек, как свежее яблочко: сорвешь раньше – оно зеленое, невкусное, сорвешь позже – будет с гнильцой. Господь срывает яблочко нашей жизни вовремя. Но здесь есть некоторый вкус кальвинизма и ислама: что все предопределено. Господь ничего не предопределяет – ты сам формируешь свою жизнь.

Господь, находясь вне времени, знает, что ты выберешь, но не предопределяет твой выбор. Во многом ответственность лежит на нас: что мы едим, чем дышим, где работаем, какой у нас образ жизни (двигаемся или на диване лежим). Господь во многом милосердно к нам относится, мы сами своими неправильными поступками уменьшаем время своей жизни.

Бывают, конечно, какие-то катастрофические состояния. Здесь уже можно войти в категории глубокого богословия (такие, как теодицея). Помните, у Господа спросили: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?» А Господь страшную вещь сказал: о коллективной ответственности друг за друга. Чтобы люди покаялись.

Или Господь пользуется смертью других людей в педагогических целях: чтобы ты задумался о бренности всего сущего – ты спешишь жить, любить, насладиться всем, что жизнь дает, а завтра умрешь. Может быть, стоит еще параллельно задумываться о более высоких вещах, не думать, что сегодня нагрешу, а завтра покаюсь: завтра может не быть – «в чем застану, в том и сужу».

Часто смерть других людей происходит, чтобы ты жил. Это тяжело представить, на самом деле. Читаешь, что где-то катастрофа, где-то кораблекрушение или самолет падает. Почему? Твоя вина тоже в этом есть. Ты должен сейчас проснуться от этого, а не просто сказать «какие ужасные новости!» и забыть. Ты должен спешить творить добро: а вдруг завтра не успеешь его осуществить? Надо об этом думать.

Следующий вопрос: «Все говорят, что обращаться к бабкам, знахарям плохо. Но ведь кроме мошенников бывают люди, действительно имеющие дар от Бога. Даже доктора, когда бессильны, иногда отправляют к таким бабкам» (телезритель ссылается на Послание апостола Павла к Коринфянам: «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих – учителями, иным дал силы чудодейственные, также дар исцеления и вспоможения» – может быть, предполагая, что и эти бабушки обладают каким-то даром, который Богу угоден?)

– На опасный путь встал наш вопрошающий – тем более пытаясь подтвердить свое мнение цитатами из Священного Писания, несколько вырванными из контекста. Это очень любят те, кто какими-то чудотворениями обладает: от тоталитарных сект до людей, к христианству не имеющих никакого отношения. Тут как дышло: куда повернешь, туда и вышло.

Давайте вспомним святых отцов, которые вдруг получали дар чудотворения. Первое, что они просили у Господа Бога, – отнять этот дар. Они понимали, что это приведет к обогащению, тщеславию, гордости, самолюбованию. Невозможно исцелить человека и при этом не поду-мать: «Какой я замечательный – Господь через меня исцеление передал. Понятно, что не я исцелил, а Господь, но все равно: не через моего собрата исцелил, а через меня». Святые отцы падали на землю и говорили: «Не встану, Господи, пока не отымешь от меня этот дар – я не хочу погубить душу свою». Это правильный подход. Ведь считать, что Бог может исцелить тебя только через бабку, – это кощунство против Господа Бога.

Господь по вере нашей исцеляет нас и наших родных, даже не подходя к ним или к нам близко: как мы видим это в Писании, точно так исцеляет и сейчас. Если бы мы верили Богу, то Господь и без акафистов, без икон, просто по нашей молитве даровал бы нам то, что мы хотим. Но нам хочется видимого чуда: «Как же Господь может исцелить без посредников? Где Он, а где я? Обязательно высшее существо с низшими должно общаться только через каких-то посредников». И появляются какие-то бабки, которые с иконами, свечами начинают тебе помогать.

Всегда, если будете внимательно смотреть, начинаются проблемы в вашей жизни и жизни ваших родных, которые вроде бы и не имели никакого отношения к этому. Ты вступаешь на путь взаимодействия с сатаной, и в результате все твои родственники от этого страдают – особенно тот, кто получает такую помощь. Я не знаю ни одной бабки, которая, получив какой-то дар чудотворения непонятно откуда, сказала бы: «Нет, я буду тихонечко сидеть, никто никогда об этом не узнает» – и все бы затухло, это было бы правильно. В конечном итоге большинство из них безоговорочно шарлатаны.

Но самые опасные из них те, кто действительно настолько возрос в гордости, самомнении, в убежденности, что он что-то умеет, что уже дьявольские силы ему помогают. Бог через бабок не помогает, пусть они и в храм ходят, и свечи ставят, пусть все у них в околоцерковном антураже, но бегите от таких.

Следующий вопрос: «Как перестать думать о том, что нагадала гадалка? Я покаялась в этом грехе, исповедовалась, полностью изменила жизнь и взгляды, но ее предсказание не выходит из головы».

– Это как в анекдоте про оранжевую обезьяну. Приходит мужичок в какое-то племя и говорит: «Я могу ваше золото увеличить в 100 раз». Его спрашивают, что нужно для этого делать. Он говорит: «Все ваши украшения кладите в этот чан посредине». Все накидали украшения. – «Вот несколько капель воды – полейте». Они полили. Дальше он говорит: «Но есть одно условие: сейчас я буду читать специальное заклинание, а вы в этот момент ни в коем случае не должны думать об оранжевой обезьяне. Если кто-то подумает о ней, то чудо не случится, а я все заберу и уйду, ибо вы не будете иметь права пользоваться этим золотом». В итоге мужичок все собрал и ушел. И понятно, что никто за ним не погнался: каждый подумал об оранжевой обезьяне.

Если будешь делать акцент на какой-то проблеме и думать, что теперь так и будет, то так и будет. Особенно если человек мнительный, доверчивый. Женщины более мнительны, чем мужчины.

Искренне хочу пожелать тому, кто задал этот вопрос, не думать больше об этом: не существует судьбы – не существует будущего, нет какой-то особой Божией задумки о нас, нет никакого фатализма, рока, детерминизма. Ты сам творишь свою судьбу: ни одна бабка, ни сатана, ни дьявол не знают, что будет. Можно предугадать, предположить, но не знать. Если вам сказали, что будет так-то и так-то, – это чепуха, ложь. Будет так, как вы проживете свою жизнь: к чему вы будете стремиться, то и получится, если будет на то воля Божия. А все предсказания – обман. Не думайте об оранжевой обезьяне.

А если это не гадалки? Например, очень пожилые старцы, архимандриты мне что-то говорили, и иногда это вспоминается. Иногда какие-то события жизни связываешь и думаешь: так мне же сказали об этом… Как к этому правильно – по-христиански, по-православному – относиться?

– Одно дело, если человек поверил в то, что ему сказали. А сказали это не потому, что узнали о нем волю Божию. Например, старец сказал «ты будешь священником» – и человек идет по этому пути. Или сказал «тебе надо в монастырь» – и человек идет в монастырь, и появляются хорошие священники, хорошие монахи. Или человеку сказали «ты должен храм построить» – и появляется хороший благотворитель. Человек свой жизненный путь как бы ведет к тому, что ему якобы предсказали.

Невозможно что-то предсказать; никто не знает, что с человеком будет (за редким исключением). Можно человека запрограммировать на что-то хорошее, и он свою жизнь подсознательно так или иначе подведет к тому, к чему его «приговорили». Например, сказали тебе, что ты будешь многодетным, и ты, будучи бесплодным, начинаешь осуществлять эту замечательную миссию. Все зависит от того, насколько ты восприимчив к тому, что говорят. Поверил – так и будет.

Можно не верить, спокойно к этому отнестись и идти дальше, а если сбудется – наверное, есть на то воля Божия?

– Господь благословил твой выбор, согласился с мнением духовника или священника, к которому ты шел, помолившись Господу Богу, чтобы Он указал тебе путь, по которому идти.

Господь согласился – и воля Божия. Как это соотнести?

– Господь постоянно смиряется перед нашей волей: Се, стою у двери и стучу. Он хочет одного – чтобы все спаслись и пришли к познанию истины. Он хочет, чтобы мы были с Ним в Царствии Божием. Все, что в жизни нашей худо-бедно способствует этому, то и благословляется.

Многодетность, монашество, одиночество, уход с головой в работу – если это не мешает тебе спастись, Господь благословляет твой выбор. У нас, православных христиан, намного больше свободы, чем нам кажется. Об этом говорит Писание. Но у нас есть некоторая конфессиональная слепота: мы какие-то моменты о предопределении видим и понимаем это совершенно в кальвинистическом или исламском духе, забывая о своей собственной свободе. Человек абсолютно свободен: если ты поступаешь не греховно, Господь благословит (или попустит) твой выбор. Но хорошо все-таки идти по воле Божией, а не по Его попущению. Чего всем желаю.

Вопрос: «Как ответить, чтобы не смутить, на вопрос человека, идущего к вере, почему в Православной Церкви верующие называются рабами Божиими?»

– По смирению своему. Мы взяли пример с апостола Павла, который, будучи первоверховным апостолом, смиренно называл себя рабом Божиим. Он, конечно, понимал, что все мы призваны к сыновству: мы все Богом усыновлены, мы – Его дети. Но ведем мы себя даже не как слуги, а как рабы.

Мы часто исполняем заповеди не просто так, не потому, что заповеди Отца хорошо соблюдать по любви к Нему, а потому, что боимся наказания или ждем награды. Чаще – боимся, что Господь накажет. Поэтому апостол Павел (и мы вслед за ним) констатирует грустный факт: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... Бедный я человек! Кто я? По сути – раб. Это первый аспект.

Во-вторых, мы говорим об очень давней эпохе Древнего Востока, где раб царя – это очень серьезный чиновник. По сути, высокопоставленный дипломат. Убить раба царя – значит, навлечь военные действия. Одно дело – раб садовника или сапожника: убил и убил, заплати цену за убитого раба. А если ты убил раба высокого чиновника или навредил ему, то жди колоссальных репрессий. Насколько спокойно, сносно, сыто и богато живут рабы царя?

Мы – рабы Господа Бога. Ни сатана, ни бесы, ни чужие люди, ни грех, ни страсти, никто не может назвать нас своей собственностью. За нами – Бог. Если Бог за нас, кто против нас? Никто: кто Бог велий, яко Бог наш?

Записали:
Елена Кузоро
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс