Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (1114) → Протоиерей Вадим Буренин: Как преодолеть навык греха?

Протоиерей Вадим Буренин: Как преодолеть навык греха?

№25 (1114) / 1 июля ‘21

Беседы с батюшкой

Когда мы говорим о навыке греха, возникает интересное ощущение: может быть, мы этого греха не понимаем и не видим – он уже привычный и родной и даже с помощью Исповеди мы не всегда можем его осознать.

У Вас огромная пастырская практика. Вы много внимания уделяете и людям, которые могут по причине своего нездоровья даже и не покаяться (духовно общаетесь с людьми, что находятся в клинике для умалишенных)… Как бороться с силой греха?

– Прежде всего я вспоминаю Священное Писание – прекрасные слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Если мы хотим, чтобы Христос был в нас, с нами, должны через покаяние приблизиться к Богу.

Говоря о навыках, мы говорим о страстях. Вспомним наших святых угодников Божиих… Этому уделял большое внимание святитель Игнатий (Брянчанинов) – он говорил, что очень важно исповедоваться: чем чаще мы исповедуемся, тем лучше. Тем самым мы постоянно просим у Бога помощи, сами себе напоминаем о грехе, имея надежду, что Господь нас не оставит. Таким образом мы имеем возможность справиться с этой страстью, грехом. Но здесь нужен труд.

Святые угодники Божии тоже на этом заостряли внимание и говорили: очень важно, чтобы у нас было время на наше преображение. Когда грех совершается автоматически и длительно, нужно время, чтобы избавиться от греховной привязанности.

Здесь уже многое зависит от Господа. Даст ли Господь время на покаяние? Даст ли нам возможность избавиться от страсти, чтобы получить блага, которые Он уготовал любящим Его?

Очень многое зависит от нашего внутреннего настроя. На приходе было немало случаев, когда приходили люди, зависящие от табакокурения. Каждый раз я обращал их внимание на то, что им нужно исповедоваться так, чтобы они почувствовали, что искренне раскаиваются в этой страсти. Много было случаев, когда приходили и несколько раз искренне каялись – с желанием оставить этот навык. Господь им действительно помог, они оставили эту привычку. (Я радуюсь за тех, кто перестал курить: у них просто преобразилась жизнь.)

Немало было зависимых от алкоголя и тоже через Исповедь сумевших оставить именно эту привязанность. Было сложно, тяжело, было связано с внутренним состоянием, когда идет ломка – раздрай, полное нестроение, нет мира и покоя в душе, но они проявили твердость. У них была решимость: «Мы хотим преодолеть эту зависимость» – и они ее преодолели именно с Божией помощью, а до этого без Божией помощи хотели избавиться, но не могли. И только придя в храм и попросив помощи у Бога, они ее получили.

Без труда ничего бы не было – и они проявили твердость, силу воли, чтобы избавиться от того, что над ними довлело.

Святые угодники много внимания уделяют и чревоугодию: от того, что мы едим и пьем, во многом зависит и наше внутреннее состояние. Праведники всегда указывали: когда перед тобой стол с яствами, нужно помнить о часе смертном, чтобы держать себя под контролем, чтобы не съесть лишней пищи и не выпить лишних напитков… Мы знаем, что даже святые угодники Божии испытывали определенные трудности, связанные с питанием.

Вообще, все, что связано с питанием, представляет для нас определенные сложности. Казалось бы, в современном мире в магазинах есть практически все продукты питания. Но нужно выбрать для себя именно те, что пойдут нам на пользу, и есть их именно в том количестве, которое нам не навредит. К сожалению, многим на сей день с этим очень трудно справиться.

Вопрос телезрительницы: «Я исповедовалась 10 лет, но я не хотела бросать грех. И когда я уже начала просить Господа: „Помоги мне захотеть бросить грех“, Он помог – и я начала хотеть бросить этот грех. А потом я начала просить, чтобы Он меня избавил от греха. И только я обиделась на Господа, что Он меня не избавляет от греха (я уже несколько лет Его просила), Он вдруг избавил от него совсем, в одно мгновение. Я не знаю, так я делала или не так».

– Мы услышали самое главное: человек действительно стремился оставить грех, страсть, просил у Бога помощи и верил, что Господь поможет. И человек дождался помощи Божией, проявляя твердость. Это важно, просто необходимо: чувство, когда мы очень много пострадали от страсти и действительно имеем намерение избавиться от нее, просим Бога уже в изнеможении, чтобы Господь нам помог.

И помощь Божия приходит, когда Господь действительно видит, что силы, что у человека были, он отдал тому, чтобы противостоять страсти. Господь помогает!

Надеюсь, и телезрители вспомнили какие-то ситуации из собственной жизни: думаю, многие просили у Бога помощи и, прикладывая усилия, ее действительно получали...

Бывает еще, что мы на Исповеди говорим «джентльменский набор» грехов (гордыня, осуждение, раздражение, празднословие и прочее), – но вдруг понимаем, что у нас есть грех, который мы очень сильно любим, который нам нравится. Я очень часто спрашиваю у курящих, почему они не бросают, и ответ очень простой: «Мне это нравится. Я могу бросить в любую секунду, но не хочу этого делать». Мы часто можем покаяться на Исповеди и сказать о грехе, понимаем, что надо об этом сказать, – но не собираемся с ним прощаться. Бывает так?

– Конечно, бывает. И я бы хотел сказать еще, что во время Великого поста мы постоянно читаем молитву Ефрема Сирина, молимся и искренне просим Бога, чтобы Он дал нам возможность понять: то, что мы совершаем, это грех – и нам нужна помощь Божия. Без нее мы не в состоянии внутренне правильно, грамотно оценивать то, что совершаем.

Когда мы говорим про гордость, мы помним, что Денница пал именно по гордости. Гордыня – корень всех зол. Вот человек каждый раз проявляет эгоизм, говорит: «Я хочу съесть сладенького» – ест и ест, и в конце концов появляется какое-то заболевание, и он в этом состоянии умирает – к сожалению, без связи с Богом. Это совершенно чудовищное состояние, когда человек пытается получить радость не от жизни с Богом, а именно от земных пристрастий, связанных или с продуктами питания, или с напитками, или употреблением чего-то другого (например сигарет).

Мы говорим о плотских грехах (чревоугодие, табакокурение, алкоголизм), но ведь существуют еще грехи, что нас подводят к этому: гордыня – мать всех пороков... Всем все понятно, но мы постоянно в этом состоянии находимся. Греховная жизнь нам навязывается – мы слышим все время: «Наслаждайся! Живем один раз»… Вдруг мы начинаем задумываться, что жизнь заканчивается. Но спокойно грешим: все равно же умрем.

– Тот, кто имеет здесь, на земле, жизнь с Богом, уже приобщился к вечной жизни. И, приобщившись к ней, уже испытывает страх благоговения перед Богом – он не хочет огорчить Господа, а хочет пребывать именно в радости от общения со своим Творцом и Создателем. Поэтому то, что такой человек совершает на земле, он совершает уже во славу Божию. И если какие-то страсти были, человек сумел их преодолеть.

Вопрос телезрителя: «Кто-то из святых говорил, что самое страшное в вере – привыкание к ней. Отсюда в таинстве может остаться только обрядовая сторона и выработаются привычки (поговорить на Исповеди, причаститься). Это все превращается в каждодневный труд, но не служение. Может, в этом проблема?»

– Действительно, если у человека вера является знанием, тогда он совершает все свои действия разумным образом. Если знает, что ему это навредит, то этого не совершает: скажем, знает, что у него есть какое-то заболевание и он имеет то или иное ограничение в пище. У него может быть пожизненный пост из-за этого, и человек совершает это автоматически. При этом он может, с одной стороны, быть духовным, а с другой – совершенно бездуховным человеком, который заботится только о своем теле.

А для верующего очень важно понимание и осознание: то, что он совершает, он совершает Христа ради. Когда мы совершаем что-то во славу Божию, Христа ради, мы за это получаем благодать Божию – и она нам дает возможность надеяться на вечную жизнь с Богом. А жизнь без Бога – уже совершенно другая жизнь, и в ней человеку бывает очень непросто разобраться, что с ним происходит на самом деле.

Как верующий, вы каждый день стремитесь прожить по своей вере и руководствуетесь именно теми установками, что есть в лоне нашей Церкви. Это очень важно. У того, кто живет вне лона Церкви, жизнь не так структурирована, он находится в неопределенном состоянии: может быть, придумывает какие-то диеты, стремится еще как-то вести свою жизнь, но у него нет очень важного стержня внутри, позволяющего ему с пониманием относиться к тому, что он делает и что вокруг него происходит.

Я искренне желаю каждому из тех, кто смотрит нашу передачу, постараться разобраться в своей жизни так, чтобы ваша вера была таким знанием, которое помогало бы вам в повседневной жизни. Эта помощь – как воздух, ведь это жизнь в буквальном смысле этого слова.

Каждый раз вспоминая тех или иных праведников и угодников Божиих, мы видим, как они возлюбили Бога всем сердцем и всей душой своей. Они выстраивали свою жизнь так, чтобы она была для них благодатной, чтобы они имели мир и покой в своей душе и радость от того, что имеют жизнь с Богом. Даже если в их жизни происходили сложные ситуации, даже если их гнали, они радовались. Вспомним апостолов, они не роптали, не злословили тех, кто им сделал больно и плохо, а благодарили Бога, что Он дал им возможность пострадать и укрепиться в своей вере.

В нашей повседневной жизни мы тоже должны постоянно проходить те или иные испытания без ропота, раздражительности, чувствовать в себе любовь творческую, созидательную, испытывать радость от того, что мы действительно чада Божии. И стремиться на земле провести свою жизнь не как придется, а с Христом, нашим Богом. В этом помогает Исповедь.

Бывают ситуации, когда мы устаем: целый день крутимся как белка в колесе. И в конце дня человек не выдерживает – срывается, впадает в раздражение и гнев. На Исповеди говорит: «Срываюсь, не могу сдержаться, трудно, тяжело». Тогда Господь приходит на помощь, если мы Его просим – говорим Господу, что совершили грех, и просим, чтобы Он помог в дальнейшем в подобной ситуации преодолеть это состояние. Надеемся, что Он даст силы, Свою благодать, Свою Божественную энергию, которая будет удерживать нас от того или иного греха.

Некоторые говорят, что больших грехов не делают, но перед Богом грех есть грех. Очень важно, чтобы была постоянная работа над собой. Она предполагает, что мы регулярно исповедуемся – этим мы говорим Господу: мы понимаем, что неправильно поступили. Но мы раскаиваемся и просим, чтобы Он помог в дальнейшем стать лучше. Это серьезная, кропотливая, постоянная работа человека над собой в течение всей жизни.

Для современных людей (в отличие от советского времени) время сейчас достаточно благодатное – есть возможность посещать храмы, исповедоваться, причащаться регулярно: вести христианский образ жизни. Надо только приложить усилия. Бывает, что страсть одолевает сильно и не дает никакого покоя. В этом случае надо прикладывать очень большие силы. Важно поститься, молиться, обращаться к Богу, просить у Него помощи, верить в то, что Господь не оставит, и Он обязательно поможет. Но нужно проявить силу и твердость.

Если формально к этому будем относиться, результата не будет. Наше желание должно быть деятельным. Хорошо, если есть грамотный священнослужитель, еще лучше духовник, с которым можно посоветоваться и который все объяснит. Священнослужитель в данном случае – помощник в нелегком труде: не должно быть привязанности к тому или иному священнослужителю, а должно быть определенное постоянство в нашем желании обращаться к Богу и в желании избавиться от той или иной страсти, от того или иного греховного навыка.

Один мой друг-священник как-то сравнил грех со жвачкой: мы жуем ее, она теряет вкус, но мы все равно ее жуем. Грех как жвачка: он в нас существует, но мы не понимаем опасности навыка греха – мы к нему привыкли. Если мы не понимаем этого греха, что нам делать? Как его увидеть?

– У нас есть возможность читать Священное Писание, творения святых отцов, современную прекрасную духовную литературу – например «Опыт построения Исповеди» отца Иоанна (Крестьянкина). Надо трудиться над собой. Если мы не будем прикладывать усилия, ничего не получится.

Вопрос телезрителя: «Можно ли, читая акафист за единоумершего, перечислять всех своих родных?»

– Есть молитвы за многих людей, а есть за одного человека. Такие молитвы есть и в Требнике, которым пользуются священнослужители, и есть специальные молитвы для мирян. У нас всегда существовала традиция читать Псалтирь царя Давида, которую я очень рекомендую всем. Можно составить список всех родных и близких, поминать их – и это будет очень правильно, важно и необходимо.

Есть возможность, посещая храм, подавать записки за своих родных и близких на проскомидию. В конце службы священник, опуская частички за каждого в Чашу, специально молится, чтобы Господь простил всех, кто был помянут. Это тоже очень важно.

В памятные дни (когда совершается память в день рождения или смерти) есть возможность во время Литургии помянуть человека. Мы подаем на заупокойную ектению и молимся об усопшем. На панихиде можем помолиться как за одного человека, так и за многих родных и близких, написав большую записку.

Я искренне надеюсь, что вы познакомитесь с нашими церковными традициями более подробно и будете поминать так, как принято в Церкви. Всегда есть возможность подойти к священнослужителю и уточнить, как правильно молиться.

Ко мне не раз подходили в храме и спрашивали, как надо читать Псалтирь. Я спокойно объяснял, как правильно нужно читать и молиться, в какой момент читать поминальные молитвы. Не стесняйтесь, приходите в храм и спрашивайте у батюшек.

Духовно-нравственные традиции нашей Церкви сегодня нуждаются в разъяснении, ведь советские годы наложили неизгладимый отпечаток непонимания на многие моменты. Так что ни в коем случае не надо стесняться – нужно приходить в храм, задавать вопросы. Но перед этим желательно подготовиться: как только возникает тот или иной недоуменный вопрос, попытаться в нем разобраться, прочитав соответствующую литературу, а потом подойти к священнику с конкретным непонятным вопросом. Сейчас существуют достаточно большие возможности, чтобы читать духовную литературу. Есть библиотеки при храмах, можно взять книжку и прямо с ней прийти к священнослужителю. В воскресных школах можно получить различные разъяснения, на катехизаторских курсах. Надо этим всем пользоваться.

Прекрасно, когда есть такая возможность, – но далеко не каждый идет в библиотеку в храм или покупает литературу в церковной лавке: чаще всего мы спрашиваем у своих знакомых. Не каждый читает правила Исповеди по Иоанну (Крестьянкину). Как исповедоваться, чтобы очистить свою душу, попытаться так представить свою духовную жизнь, чтобы понять, что мой грех и навык моего греха можно исправить?

– Для этого есть возможность исповедоваться вечером. Вечером батюшка, как правило, никому не отказывает: на следующий день утром служится Литургия, и очень хорошо, когда люди с вечера исповедуются – во время Литургии времени очень мало. Хорошо также, если с батюшкой договориться на определенное время.

Некоторые говорят, что хотят исповедоваться во время Литургии или до ее начала. Но мало кто приходит рано, до Литургии, объясняя это тем, что долго добираться до храма, детей трудно поднять, еще какими-то семейными делами. Хотя при этом есть желание исповедоваться и причаститься. К сожалению, для человека это становится большой проблемой. Потому я искренне желаю, возлюбленные братья и сестры, чтобы к вопросу Исповеди вы относились очень серьезно.

А если возникают вопросы, я советую обращаться на сайт Московского Патриархата. Нужно набрать ключевое слово (например, о Причастии, об Исповеди), и можно почитать все эти материалы. Мы всем своим прихожанам советуем обращаться к этому сайту, чтобы разобраться в тех или иных вопросах.

Записали:
Елена Кузоро
и Ирина Обухова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс