Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (1113) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Мы можем сказать только о том, что открыто нам в Священном Писании

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Мы можем сказать только о том, что открыто нам в Священном Писании

№24 (1113) / 21 июня ‘21

Беседы с батюшкой

Из года в год мы празднуем Пасху. 40 дней Церковь напоминает нам, что человек после смерти не умирает: это лишь временный этап, после которого – воскресение и новая жизнь, вечная. Как переубедить себя, что на самом деле смерть близкого человека – праздник, ведь это его соединение с Богом?

– Мы не обладаем такой сильной верой, чтобы смотреть на смерть человека как на праздник. Почему? Мы теряем близких и понимаем, что не будет прежнего общения, подсказки, заботы, попечения, направления. Далеко ходить не надо: 2 года назад умерла моя мама Галина. Ее отпевали 28 марта 2019 года в Покровском храме. Я отслужил Литургию, развернулся в храм идти на отпевание, неожиданно увидел гроб в цветах и не мог сказать ни одного возгласа: текли слезы. Я верующий человек, но есть человеческие эмоции: мы же не только из одной веры состоим, в нас не только один дух, а еще душа и тело. Я понимал, что лишился близкого человека. Мама для меня была как игумения: поддержка, подсказка. Мы плачем по-человечески, но, безусловно, я верил, что ее душа к Богу ушла за светлую, добрую жизнь. Потом все успокоилось... Самое главное, чтобы эти эмоции не стали постоянными, а наша убежденность в бессмертии была постоянной, серьезной и сильной.

Люди часто зацикливаются на потере и как будто не возвращаются к обычной жизни. Как этого избежать?

– Самое главное, помнить, что мы ничего не можем вернуть вспять. Что такое человеческая жизнь? Кто-то сказал: «Одна из составляющих счастья – действительное принимать за желаемое».

6-летняя девочка во время Великого поста говорит: «Я не люблю гречневую кашу», а 8-летняя ей отвечает: «Машенька, надо любить то, что есть». Естественно, кроме греха и зла.

Мы должны принять те обстоятельства жизни, которые не можем поменять. Мы должны принимать и свои болезни, и ковид. Мы должны понимать, что вечных людей нет. Расклад может быть всякий. Мы должны понимать и знать, что день, час, год в руках Божиих.

Паисий Оптинский говорил, что Господь забирает человека в двух случаях: когда нет абсолютно никакой надежды на исправление этого человека – и он будет становиться только хуже, когда он не стал еще безвозвратно неизменяем и еще не на самом дне, и когда человек на самом верху своей духовной жизни – когда пшеница созрела: зачем дожидаться, когда она перезреет?

Мы, люди городские, давно не видели полей, засеянных пшеницей и другими злаками, но теоретически мы знаем: если пшеница перезреет, то просто окажется на земле. А что будет с ней, если она окажется на земле? Она начнет гнить. Поэтому надо не пропустить момента зрелости человеческой души и человеческой жизни.

Мы знаем, что Господь забирает душу в житницу в наилучший момент для конкретного человека, если, конечно, смерть не внезапная. Самая страшная – внезапная, ведь нет возможности ни помириться с кем-то, ни подумать, ни попросить прощения, ни покаяться, ни осмыслить свою жизнь… О чем мы должны молиться? Чтобы не было внезапной кончины – без Причастия Святых Христовых Таин.

Старец Паисий говорит, что рак – самая христианская болезнь. Почему? Он практически неизлечим, только ненадолго могут быть ремиссии, и надеяться, кроме Бога, почти уже не на кого. Мы лечимся, применяем всевозможные средства, делаем операции, но человек должен понимать, что ему отведено ограниченное время. Для чего отведено? Для подготовки.

Многие прихожане, когда заболевали, увольнялись с работы, если была такая возможность, не выходили из храма – и светлыми, преображенными уходили на небо. Это не у всех бывает, но это звонок о том, что Господь нас позвал.

За голгофой обязательно будет воскресение каждого из нас – она будет в той или иной степени, но не будет вечной, постоянной: все равно будет воскресение.

Вы сказали про пшеницу загнивающую, а человек в духовной жизни может «загнить»?

– Да, может. В советское время не было такого разврата, как сейчас. Развращение нравов.

В советские времена сказали бы, что все прогрессивное человечество в этом году будет праздновать 200-летие со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. На его могиле в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре есть такие слова: «Истинно, истинно глаголю вам: аще пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Это умирание для греха, умирание для временной жизни и воскресение для вечности.

Федор Михайлович как раз и был умирающим за правду, истину, чистоту, за обновление нравов. У него есть прекрасная мысль: «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства» – душа и совесть. «Чтобы умно поступать, одного ума мало.» «Разум – подлец, оправдает что угодно», если он без христианской совести.

Я школьникам говорю, что образование может быть и средним, а воспитание должно быть высшим: высшее воспитание – это когда людям с тобой хорошо. Добрый человек – умный человек, а недобрый человек – неумный, поэтому если хочешь стать умным, становись добрым.

Сейчас в России статистически известно, что на 10 браков приходится 7 разводов. Все были умные, по 2–3 образования, но не были добрыми: сошлись 2 эгоиста и не смогли построить нормальные человеческие отношения.

Женатым людям я говорю, что ношение кольца – это все равно что ношение христианского креста. Женатый человек, который не носит кольцо, свидетельствует, что он от брака отрекается.

Многие, когда едут в отпуск, снимают кольцо для известных целей. Это безобразие… Прихожанин на вопрос, почему кольцо не носит, отвечает, что оно стало тесным. Поправился. Ну а как так? Надо следить за собой. Другая отвечает: похудела – и кольцо слетело. Так купите другое кольцо, придите к священнику, перекрестите его и носите дальше: кольцо – это бронежилет вашей семьи. Крест охраняет нас, а кольцо охраняет семью.

В таинстве Венчания есть слова: «Словом бо Твоим истинным небеса утвердишася и земля основася, и десница раб Твоих благословится словом Твоим державным, и мышцею Твоею высокою. Сам убо и ныне, Владыко, благослови перстней положение сие благословением Небесным, и Ангел Твой да предыдет пред ними вся дни живота их. Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу…». Мы снимаем кольцо – и сами ангела-хранителя отгоняем. Это равнозначно снятию с себя креста.

В любом случае, при всех обстоятельствах нужно носить обручальное кольцо, как мы носим крест на своей груди.

Вопрос телезрителя: «Необходимо ли страдание для человека? Какими были бы люди, если бы никогда не страдали?»

– Мы к этому призваны. Бог зла не сотворил – страдания от наших грехов. Святые не страдают: само страдание не воспринимается ими как страдание. А мы, грешные люди, без нашей голгофы никак, только если будем уклоняться от зла и творить благо. Самое главное, чтобы не было страданий совести: внешние страдания ничто по сравнению со страданиями совести.

Человек будет находиться с Богом, даже когда все рушится, если у него в душе Бог – вера, любовь, правда, истина, молитва, вера.

Кто-то из мудрых людей сказал: «Если ты потерял деньги – это не беда, если потерял здоровье – полбеды, если потерял веру – это настоящая беда».

Апостол Павел говорит: «Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас». Если человек живет с этим упованием и ждет этой славы, то все внешнее для него становится временным этапом: человек понимает, что без этого невозможно обойтись. Всему свое время.

Жизнь состоит не только из детства, юности и зрелого возраста, есть еще и старость, немощь. Одного человека спрашиваю: «Тебе 40 лет, почему ты до сих пор не женат?» – «Я хочу пожить для себя». – «Ты бестолковый человек. Наша жизнь состоит не только из зрелого возраста, а еще из долгой старости. Поэтому дети и внуки – это не проблема, это средства передвижения в старости. Кто с тобой окажется в старости?» Сегодня мы вкладываемся в детей, распинаемся за них, отдаем им свою жизнь, насколько это возможно, – и надеемся от них получить то же. Лучше быть семейным человеком, особенно в наше время.

Семейным – еще один маленький совет. У одной женщины спрашивают, как она смогла прожить такую долгую жизнь с проблемным мужем. Он был не особо верующим, пил и бил, чего только там не было... А она отвечает: «Когда я была маленькой, моя бабушка говорила, что 2 пенсии лучше, чем одна. Вот так мы с мужем и прожили». Конечно, дело не только в пенсии – близкий человек должен быть.

Есть 2 варианта: или монашество, или семейная жизнь. А вот когда ни туда, ни сюда и разводов много – это катастрофа: на 10 браков 7 разводов...

Апостол Павел говорит, что пусть будет брак, но «только о Господе»: смотри, какой фундамент. И если к гнилому яблоку положить свежее, то гнилое от этого не исправится, а здоровое яблоко начнет гнить. Добрые христианки и христиане, смотрите внимательно, с кем вы собираетесь прожить свою жизнь! Торопиться не надо. Везение и совпадение – от Бога.

Епископ Василий Родзянко говорил: «Я заметил, что совпадения и случайности прекращаются, когда я перестаю молиться». Если ты не сохранила честность и целомудрие, чистоту взглядов и тела, то как тебе повезет, если вы все, что можно нарушить, нарушили?

Человек едет на красный свет и думает: «Пусть все устроится». Как устроится? Ты едешь на красный свет, по встречке – ты идешь против Божиих законов. Не устроится. А когда терпеливо живешь по Божиим законам, тогда в жизни обязательно повезет.

У молодежи в Покровском сложился такой девиз, даже целая практика: чтобы удачно выйти замуж или жениться, надо молиться и делать добрые дела.

Еще был от наших телезрителей вопрос о паломничестве. Паломничество и трудничество в монастырях даже день или 2 – это тоже фундамент и драгоценный камень в копилку вашей души: чуть-чуть что-то сделали для церкви, для людей, для монастыря – и обязательно в чем-нибудь повезет. Может быть, даже и на этом послушании, в этом паломничестве как бы с кем-то случайно встретились, пересеклись, а оказалось, что это и есть тот самый человек, который нужен.

Господь говорит: в чем застану, в том и сужу. Застал тебя в паломничестве, молитве, доброделании − и в этот момент глаза могут открыться, в них что-то может заискрить. Многие спрашивают: «Где вы познакомились?» − «В монастыре» (несколько пар таких было). Люди видят, кто из себя что представляет. В других обстоятельствах люди часто рисуются, хотят казаться лучше, чем они есть. А в экстремальных условиях паломничества многое сразу видно.

Григорий Богослов семейным людям говорил, что у них всего вдвое больше: радость разделенная – умноженная вдвойне, скорбь разделенная – уменьшенная вдвойне. И у человека, который привык делиться в повседневной жизни, прекрасно сложится и дальнейшая его семейная жизнь. А у эгоиста будет много проблем в устройстве своей семейной жизни.

Действительно, мы с Вами хотели поговорить о паломничестве. Для многих поездка – это все-таки стресс. Как решиться поехать в паломничество?

− Я вспоминаю, как мы с приходом, когда строили приходскую жизнь, уезжали в паломничество в пятницу, а в субботу возвращались. Куда ездили? Валдай, Селигер, Бородино, Хотьково, Оптина – день и ночь.

Это никакой не стресс, это перемена обстановки в выходные дни: не вечно же сидеть перед телевизором в загазованной Москве или других городах. Лето можно и нужно использовать для душевной подзарядки! (Мы сегодня разговаривали с оператором Павлом, который нас сейчас снимает. Я спросил его: «Что у тебя в руках?» Он сказал: «Это аккумулятор для 5-й камеры». Телекамера без аккумулятора не работает – и у нас тоже есть душевный аккумулятор, и его надо подзаряжать, а сильная подзарядка – это, конечно, монастырские богослужения.)

Может быть, паломничество − это стресс для духовно слабого человека (в монастырях ведь длинные богослужения), но я много раз видел, как люди возвращались другими. Приехали на день, может, еще задержались на один или два, а уезжают со слезами на глазах: не хотят уезжать. Почему? Как они говорят, здесь другая обстановка, мир, люди, отношения. Хотя, я вас уверяю, в монастырях почти все то же самое, что в миру, но там хотят двигаться по пути исполнения Евангельских заповедей – если не получается двигаться, то хотя бы ползут по этому пути.

Совершенных людей нет, но самое главное – это желание, намерение и волеизъявление. И в монастырях можно увидеть очень много добрых и светлых примеров. Длинные монастырские службы – это просолка (продукт должен осолиться: если рыбу недосолили, она может потом протухнуть).

Попробуйте сначала съездить в однодневные паломничества недалеко от вашего города. Постарайтесь посещать не только ваш приходской храм. Хотя бы раз в жизни нужно побывать в Дивееве, Оптиной пустыни, на Валааме и Соловках. Для некоторых это далеко, но один раз надо съездить – эти места (страницы в духовной жизни нашей страны) обязательно должны быть вплетены в книгу нашей жизни.

Мы говорили о паломничестве по монастырям, и я хотел бы спросить Вас: что такое трудничество, кто может стать трудником?

− Вопрос сложный. Если мы приехали в монастырь, например, на день с ночевкой, то это время в основном занимают экскурсия по монастырю и богослужения. Но если вдруг вы увидели общий труд братии (особенно если это маленький монастырь), то нужно всегда думать: чем я могу быть полезен? Если вы увидели, что надо помочь (или вас попросили исполнить то или иное послушание – посильный физический труд), это необходимо сделать, ведь это и есть служение монастырю, братии.

Братия служит нам: кормит, совершает богослужения – это все колоссальный труд, ведь монастыри в основном находятся не в городах, и надо приготовить, постирать, помыть, убрать и прочее. Поэтому, как говорил покойный игумен Никон в Оптиной пустыни, любовь должна быть взаимной. Любить и не быть эгоистом может любой человек.

Премудрые греки говорили, что если тебя попросили, ты уже опоздал.

Мы должны быть слышащими и зрячими: если ты видишь, что кому-то нужно помочь, то почему дожидаешься, когда тебя попросят? Конечно, если это не какой-то серьезный труд – бывает, люди расписывают монастырь, а человек готов взять кисточку и трудиться вместе с ними. Мы говорим про то, когда что-то разгружают, переносят, про помощь на кухне.

У нас, например, когда мы ездим в паломничество, есть такой обычай: когда мы пообедаем в каком-нибудь монастыре, сами убираем за собой посуду и несколько человек остаются ее мыть. Если есть необходимость задержаться, то мы немного помогаем. И я много раз видел радостные лица людей, которые после небольшого физического труда возвращались как на крыльях.

Одно дело – молиться и созерцать, и другое − когда человек пожертвовал своим комфортом, временем, трудом в монастыре. Это чрезвычайно много и важно для самого человека – важно, что он переступил через свой эгоизм. Старец Паисий Афонский говорил, что за самоотверженную любовь Бог дает двойное здоровье. Мы могли оставить неубранный стол и уйти – монахи и трудники справились бы. Но если мы приезжаем и хотим стать братьями и сестрами, хотим влиться в эту семью хотя бы на день (мы же называемся общиной), то должны поступать по-братски.

Если бы все так делали, монастыри не были бы так загружены (особенно летом, когда происходит бесконечное жертвенное служение для паломников и гостей обители). Для них это колоссальная нагрузка, ведь после всей готовки, уборки нужно еще совершать богослужения, которые большей частью вдвое длиннее, чем в обыкновенных храмах. Поэтому, когда будете в каком-то монастыре, будьте зрячими, слышащими и думайте, чем вы можете быть полезны.

Вопрос телезрителя: «Скажите, как побороть свой страх перед первой Исповедью?»

– Дело в том, что мы должны отсечь человеческий образ священника: надо понимать, что перед крестом и Евангелием мы произносим слова о наших немощах и недостатках как бы перед глазами Христа и в Его уши. То, что мы сказали словами, ушло из нашей души. Не важно, кто стоит рядом: священник – только свидетель, а не судья, он такой же грешный человек.

А если мы священника-свидетеля делаем главным действующим лицом Исповеди, тогда начинается: неудобно, страшно... Поэтому: «Вот, чадо, Христос невидимо стоит здесь, Сам принимая Твою Исповедь; не стыдись, не бойся, и ничего не скрой от меня, и не уклоняясь, открой все, что ты согрешил и получишь прощение от Господа нашего Иисуса Христа. Вот перед нами Его Крест, Евангелие и икона, я же только свидетель, чтобы засвидетельствовать пред Ним все, что ты скажешь мне; если же что скроешь от меня, то вдвойне согрешишь. Итак, будь внимателен, ибо Ты пришел во врачебницу с тем, чтобы не исцеленным не уйти».

У человека спрашивают: «Что у Вас болит?» – «Болит палец». Зеленкой помазали и отпустили, а потом оказалось, что у него полруки сгнило: у него не только палец болел, а начался абсцесс. Почему про абсцесс ничего не сказал? Вся рука опухла, но он ее не показал. Можно такое представить? Нет. Мы врачу все покажем и расскажем, чтобы получить исцеление (еще с три короба наврем). Поэтому, если хочешь быть здоров, расскажи все, что сделал, и примешь оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс