Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (1113) → Протоиерей Михаил Браверман: Человек и чудо

Протоиерей Михаил Браверман: Человек и чудо

№24 (1113) / 21 июня ‘21

Беседы с батюшкой

Стоит только в интернете задать запрос «православные чудеса», «чудотворные иконы», и выдается огромное множество информации и возникают вопросы «как правильно молиться такой-то иконе, от чего излечивает, мироточивые иконы»… Чудеса нам просто необходимы – мы ждем их и часто, наверное, сами хотели бы стать чудотворцами… Как человек может быть в своей плотской жизни сопряжен с чудом?

– Вся наша жизнь – абсолютное чудо Божией любви! Будь Солнце чуть ближе, оно бы все на Земле выжгло – жизнь была бы невозможна; будь оно чуть дальше, все бы замерзло. Если бы ваших предков съели динозавры, а моих – саблезубые тигры, мы бы с вами не сидели в этой студии. Может, сидели бы добрые, хорошие люди, но не мы. Поэтому вся наша жизнь – это абсолютное чудо: чудо, что мы выросли, а до этого родились, что мы получили какое-то образование, что живем в самом прекрасном городе и сегодня вечером встречаемся в эфире: чтобы мы с Вами встретились, чтобы состоялась наша передача, необходимо соприкосновение линий жизни многих людей, многих жизненных и исторических обстоятельств. Все это Божие чудо.

А самое большое чудо – воплощение Сына Божия в нашем мире. В мире, где победил грех, где человек стал смертным, родился Божий Сын – Спаситель. Это абсолютное чудо Божией любви. Это не просто то, что когда-то было в истории. Это то, что продолжается в жизни Церкви, ибо каждый раз, когда совершается Божественная литургия, нам является главное чудо – воплощение Сына Божия и Его спасительная Жертва за жизнь мира. Сам Христос Бог дарует нам Самого Себя. Это и есть величайшее Божие чудо, и за него мы должны Бога благодарить. Вся наша жизнь – чудо, вера – чудо, присутствие Божией любви в нашей жизни – абсолютное Божие чудо. Этому стоит радоваться и за это благодарить Бога.

Замечательный ответ – более того, он настолько всеобъемлющ, что можно закончить передачу. Но есть еще несколько аспектов… Мы молимся Николаю Чудотворцу, скоро будем праздновать память святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, чудотворца, вспоминаем Луку (Войно-Ясенецкого), который лечил людей, и многие читают его «Очерки гнойной хирургии», чудотворца. Есть люди, которые еще помнят Серафима Вырицкого... И есть примеры, когда по молитвам святителям Николаю или Луке совершаются реальные чудеса.

– Есть примеры – их огромное множество. Более того, скажу: если бы в жизни не было надежды на чудо, то незачем было бы молиться. Если все в нашей жизни предопределено, если можно при излечении воспользоваться лишь достоянием медицины, то зачем тогда молиться? Мир во зле лежит. Миром в том числе управляют и греховные законы. Хотя, несмотря на греховность этого мира, в нем действует Промысл Божий: Божией милостью все обстоятельства жизни Господь в итоге приводит ко благу.

Но для чего мы молимся? Чтобы наша жизнь протекала не по греховным законам сего мира, а по воле любящего нас Небесного Отца. Тогда мы надеемся, что будем жить в соответствии с Божиим замыслом. А Божий замысел о человеке – это спасение.

Спасение прежде всего распространяется на жизнь вечную, но иногда захватывает и нашу земную жизнь. Не все предопределено, поэтому можно и нужно молиться, чтобы на нас, грешных людях, которые живут-то иногда не по Божию закону, а по закону греха и действуют исходя не из Божиих заповедей, а из своих страстей, совершалась Божия воля, и не только на нас, но и на наших ближних. Мы сами себя и друг друга и всю нашу жизнь Христу Богу предаем, чтобы в нашей жизни действительно было Божие чудо. А Божие чудо и есть Божия воля.

Когда великие святые святители Николай, Лука, преподобный Серафим совершали чудеса, на самом деле через них действовал Сам Господь Бог: чудеса совершает Господь Бог – Он Творец вселенной, Он заложил во вселенную определенные законы, и Он – Тот, Кто эти законы корректирует, когда нужно. Это уже и есть дело Божие. Но Господь Бог действует в нашем мире прежде всего, конечно, через человека – через угодников Божиих, Своих служителей.

Люди во многом пытаются понять разумом то, что иногда от нас скрыто. При этом возникают вопросы, которые мы понять не можем. Но при этом мы равно (может быть, подспудно) – особенно когда болеем, когда плохо нам или нашим близким – начинаем искать чуда и спрашивать своих верующих друзей, в какой монастырь съездить, сколько свечей зажечь...

– Не надо смешивать надежду на Божию помощь и даже Божие чудо с тем, что мы называем обрядоверием. Божие чудо зависит от Бога, а Бог не зависит ни от чего. Если будет Его святая воля, произойдет то, о чем мы просим. В любом случае мы должны понимать, что только один Господь Бог знает, что нам на самом деле полезно. Когда мы переживаем за ближних или за болящих людей, наше призвание – молиться о них, молиться с надеждой и со смирением, понимая, что на все святая Божия воля. Чудо не зависит от человеческого произволения.

Когда человек заболевает, он идет к врачу. Если он верующий, он просит Господа об исцелении, просит, чтобы Господь послал ему хорошего, доброго и профессионального врача, а потом еще за этого врача молится. Но человек – существо не только духовное, но и материальное, и душевное. Все в человеке связано воедино, ведь он должен заботиться о духовной, молитвенной жизни, должен заботиться о здоровье и о добром устроении своего эмоционального, психологического мира.

Вопрос телезрителя: «Скажите, пожалуйста, какому угоднику Божию или иконе Богородицы должны молиться люди с психическими заболеваниями, их родные и близкие?»

– Это очень частый вопрос, и даже существуют брошюры, где написано, какому святому от какой болезни молиться: если Иоанну Крестителю отрубили голову, то от головной боли молятся ему; святому мученику Антипе выбили зубы – значит, при зубной боли обращаемся к нему.

Это правильно? Наверное, нет: наверное, это очень бытовой подход к молитве.

Мы молим тех святых, о которых знаем, тех святых, которые поразили нас своей жизнью. Конечно, есть святые, к которым обращается вся Церковь – это святой Николай, или весь город – как святая Ксения Блаженная. Но есть святые, чьи работы мы читали, нас поразили те или иные факты их жития, и мы можем к ним обращаться за любой помощью.

Святые не «распределены по классам»: один помогает в спорте, другой – на войне, третий – в медицине. Хотя понятно, что раз Лука (Войно-Ясенецкий) был хирургом, врачи могут ему молиться – он подскажет в любой тонкой ситуации.

И действительно, есть святые иконы, перед которыми молятся в определенных случаях. При психических заболеваниях по традиции обращаются к иконе, которая называется «Прибавление ума». Какое хорошее название Богородичной иконы: мы все в этом нуждаемся!

Дело не в той или иной иконе: любая икона являет одну-единственную Деву Марию Богородицу. Просто настолько мы любим Богородицу, что у нас много Ее икон. Есть разные образа, они являют то, что Она – Путеводительница, что Она – Умиление, что Она – Помощница на всех путях нашей жизни, Она – молящаяся за нас. Поэтому можно и нужно любить разные иконы, но нужно помнить, что разные иконы являют одну Деву Марию Богородицу, в Которой полнота Божией благодати. Ведь источник чудес, источник исцелений, жизни, спасения – один Господь Бог.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Вы сказали, что жизнь – чудо. Например, молодой человек родился, жил, строил какие-то планы, стремился к чему-то – и потом вдруг внезапно умирает и все рухнуло. Получается, смерть – тоже чудо. Но почему-то мы все (и священники, и миряне) особо не стремимся это чудо заполучить».

– Все так – ибо мы рождены для жизни. Смерть вошла в мир как результат нашего противления Богу, поэтому смерть страшна.

Она страшна духовно, ведь предстоит отвечать за свою жизнь. Смерть страшна чисто физически, потому что связана с болью, кризисом. Любой человек умирает. Когда-то Владыке Антонию Сурожскому его отец сказал удивительные слова: «Жди смерть как невесту». Почему? Потому, что смерть – рождение для вечной жизни с Богом: сочетание со Христом в вечности. Такое может быть отношение к смерти.

Если мы боимся смерти, это естественное состояние – у нас есть инстинкт жизни. Просто мы должны знать, что Христос победил смерть.

Если бы мы были полностью верующими людьми и совершали чудеса, мы смерти не боялись бы, а к ней стремились. Как один монах утешал братию в большом монастыре словами: «Ну что вы скорбите, братья? Не каждый ли день кто-то покидает сей временный мир?»

Смерть – чудо. Даже больше скажу: пандемия, нас посетившая, – тоже чудо, ибо никто не ожидал, что будет вирус (мы не знаем причину его происхождения), который закроет страны. Это чудо, конечно, с отрицательным значением. Но еще большее чудо будет, когда мир победит эту болезнь, как когда-то была побеждена чума, например.

Почему в Ветхом Завете говорится, что день смерти лучше дня его рождения? В земном рождении мы рождаемся, чтобы потом умереть, но в смерти мы, христиане, можем родиться, чтобы жить уже вечной жизнью.

Смерть – враг, конечно; сказано в Писании: последний же враг истребится – смерть.

Митрополит Антоний Сурожский сказал, что размышления о смерти чрезвычайно полезны для православного сердца.

– Смерть подводит итог земной жизни, и очень многие вещи, ради которых человек живет, просто надрываясь, чтобы их достичь, со смертью оказываются ненужными. Он должен был молиться, духовно развиваться, помогать ближним, а он трудился в своей фирме с утра до вечера, писал цифры… Оказалось, что цифры-то и не нужны, а нужны были любовь к Богу, любовь к ближнему, дела милосердия. Когда думаешь о смерти, бываешь на кладбище, то понимаешь, что в жизни важно, а что нет. Из-за чего человек скорбит: что 10 рублей потерял или потому, что забыл о Боге и не помолился?..

Вопрос телезрительницы из Москвы: «Каждый человек имеет свое мировоззрение, свое сознание, но мы все спасаемся благодатью Божией: дух дышит где хочет. Но я читала, что знания и вера – это дар Божий. За какие заслуги можно получить этот дар? Можно оправдать неверие некоторых людей, сославшись на то, что они не получили этого дара?! Что зависит от человека, чтобы приобрести правильные знания и веру во Христа?»

– Начнем с мировоззрения. Мировоззрение может быть и нерелигиозным: это те жизненные принципы, кардинальные жизненные установки, которыми руководствуется человек. Есть знание мирское – его получают в школе, училище, институте. Знание духовное связано со смирением человека: чем больше человек познает самого себя, тем больше он сам себе удивляется, а чем больше изучает церковные науки, тем более знает, что ничего и не знает.

Духовное знание преследует две конечные цели. Первая цель – абсолютное недоверие к себе. Вторая – абсолютное доверие Богу. Будет ли при этом человек изучать иконопись, раз она ему нравится, или интересоваться церковным пением, знать историю Вселенских Соборов, церковные догматы – это у кого к чему лежит душа. Но главный результат духовного знания – неверие в себя и вера, доверие Богу.

Телезрительница спросила: за какие заслуги этот дар?

– «Кто же может спастись?» – спрашивали ученики, апостолы Христа Спасителя. Человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу.

Спасение – не то, что мы хорошо проучились и нам поставили пятерку. Спасение – это когда мы понимаем, что мы сами спастись не можем. Мы – духовно утопающие, погибающие, потому что, имея Евангелие, имея сонм Божиих угодников, остаемся грешниками. Такова наша природа. Но мы не можем с этим смириться и говорим: «Господи, сделай то, что мы по своей немощи сделать не можем». Мы приходим в храм, приступаем к таинству Покаяния, исповедуемся, чтобы Господь стер из книги жизни наши грехи, чтобы Господь простил нас, зная наши немощи. И приступаем к таинству Причащения, чтобы быть причастниками вечной жизни Христа Спасителя, Его победы над грехом, Его победы над смертью.

Если не надеяться на помощь Божию, не испрашивать каждый день в покаянии этой помощи...

– «Каждый день» – это в идеале. Люди – существа непостоянные: сегодня плачешь, молишься, а завтра на дискотеке пляшешь. Нестабильность – одно из человеческих качеств, особенно в духовной жизни.

Может быть, из-за нестабильности своей мы и просим чудес?

– Просто так подойти к иконе и просить чуда у Бога – это как-то некорректно. Что мы сделали, чтобы исправить свою жизнь? Или нам Бог нужен, чтобы давать материальные блага? Господь и этим может наградить, но будет ли это человеку на пользу?

Что корректно просить у Бога? Приехали мы в гости к Президенту Российской Федерации и просим у него: кто – мотоцикл, кто – машину. С какой стати? Может быть, попросить о народе? Или о тех или иных добрых законах?

Когда мы молимся Богу, о чем корректно просить? О ближних, их здоровье, их вразумлении (и прежде – о своем вразумлении), но прежде всего просить о вере, надежде и любви. «Верую, Господи, помоги моему неверию» – об этом можно и нужно просить, а потом обо всем, что нам благопотребно. Начинать надо с самого главного. Не с того, что мне надо на работе получить хорошее место, а Павла Павловича чтобы, наоборот, уволили или прогнали, да еще в тюрьму посадили. Начинать надо с духовного. Когда мы будем молиться о духовном, у нас будет правильное видение того, что идет дальше. А дальше – ближние, их нужды. И только потом – наши нужды.

У протестантов есть обычай – свидетельствовать о своей вере всякий раз, когда они получают какие-то откровения, а мы редко рассказываем кому-либо о том, что произошло...

– Это разные духовные модели поведения.

Мы должны рассказывать, какие чудеса с нами случились?

– Только самым близким людям – духовнику и, может быть, еще одному или двум людям.

Чудо – это тайна. Тайна должна оставаться тайной. Вера не в том, что я помолился – и Господь сразу исполнил то, что я хочу. Пошел, например, я на рыбалку и долго молился Богу о том, чтобы поймать семгу. Закинул спиннинг – и сразу поймал семгу. Смешно будет рассказывать об этом как о чуде, и молиться о семге тоже грешно. Молиться надо, чтобы Господь благословил провести время с пользой и радостью.

Я думаю, что это – 2 разные модели религиозного поведения: доступно и то, и другое, но в нашей традиции человек должен сохранять тайну своих духовных отношений с Богом. Об этой тайне можно свидетельствовать лишь перед духовником.

Часто ведь очень хочется рассказать...

– Иногда надо об этом свидетельствовать. Помните, в Евангелии кому-то Господь говорит: смотри, никому ничего не говори, – а другому говорит: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.

У каждого своя миссия в мире. У каждого чуда своя история: одно чудо остается сокровенным до скончания века, другое является нам каким-то удивительным образом.

На Афоне, например, если вдруг мироточит икона, монахи просят, чтобы Господь избавил их от этого чуда: это говорит, что вера их настолько мала, раз Господь посылает им его.

– Я об этом не знаю, но это хорошая присказка. Действительно, вера не требует внешних подтверждений: вера – состояние духа человека.

Искать надо Бога, Божией любви, Божией милости, Божия прощения, а не особых состояний или особых внешних свершений. Мы предали себя в руки Божии – соответственно, все, что с нами происходит (не только хорошее, но даже скорбное и тяжелое), мы принимаем со смирением как волю Бога. Но просим, чтобы Господь нам помог в искушениях и чтобы была о нас Его святая воля: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли» – это прошение, чтобы воля Небесного Отца исполнялась здесь так же, как воля Небесного Отца исполняется в Его ангельском, духовном мире.

У нас очень много в жизни проблем, которые нам хотелось бы решить с помощью некой универсальной молитвы или иконы и превратить свою жизнь в некую универсальную духовную жизнь, чтобы все было хорошо, спокойно и замечательно.

– Духовная жизнь требует постоянной работы и возрастания. Как говорил преподобный Амвросий Оптинский, тогда будет нам покой, когда пропоют над нами «упокой».

Самый главный вопрос, который переходит из одной передачи в другую, – как пустить Господа в свою жизнь?

– Не искать Его чувственным образом, а предавать свою жизнь в руки Божии и просить, чтобы Он Сам действовал в нас: «Сами себя и друг друга и всю нашу жизнь Христу Богу предадим». Аминь.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Божественное свидетельство о реальности иной жизни

– У святого апостола Павла в Первом послании к Коринфянам находим такие слова: «Говорю вам великую тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе, ибо вострубит; и мертвые восстанут нетленными, и мы изменимся» (см.: 1 Кор. 15, 51–52).

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Петр Мангилёв: Следуя за Христом, мы тоже можем наследовать жизнь вечную

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс