Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (1113) → Протоиерей Петр Мангилёв: Следуя за Христом, мы тоже можем наследовать жизнь вечную

Протоиерей Петр Мангилёв: Следуя за Христом, мы тоже можем наследовать жизнь вечную

№24 (1113) / 21 июня ‘21

Беседы с батюшкой

Я подготовил для Вас вопросы от наших уважаемых зрителей, которые они оставляли в социальных сетях. Первый – такой: «Как задать вопрос отцу Петру лично?»

– В социальной сети «ВКонтакте» есть страничка прихода храма Кирилла и Мефодия, можно написать вопрос там. У меня есть личная страничка в сети «ВКонтакте» – там тоже можно написать.

То есть к Вам лично тоже можно обратиться?

– Да, можно. А вообще, я служу на приходе Кирилла и Мефодия, обычно в субботу и воскресенье я в храме: субботний и воскресный дни я точно провожу на приходе. В воскресенье бываю в храме в первую половину дня, в субботу, как правило, целый день: служу и утром, и вечером, бываю на Исповеди, встречаюсь с людьми, если кто-то договаривается о беседе.

Вопрос: «Зачем нужны болезни маленьких детей, случайные смерти близких и утраты?»

– Они не нужны, но они есть. Мы уже сказали о поврежденности грехом и власти смерти в этом мире: это следствие грехопадения и искажения человеческой природы. Когда первые люди, совершив грех, отпали от Бога, соответственно, они утратили жизнь вечную, смерть вошла в их жизнь. Человеческая душа вечна, бессмертна, но в своей жизни люди получили смертность – грех сделал так.

Последствия первородного греха, грехопадения наследуются нами. В Крещении мы избавляемся от власти первородного греха, но даже крещеный человек несет в себе следствия этой болезни. Условно, примитивным примером, я представлю это так. Первородный грех – как некий тяжелый болезненный вирус, который поселяется в организме человека и разрушает его. Исцеление невозможно, пока этот вирус не удален из организма. Исцеление человека начинается тогда, когда вирус удаляется. Но даже когда мы удаляем вирус, последствия, что были нанесены им, остаются.

Мы имеем Целителя – Господа Иисуса Христа, Который в итоге исцеляет человека, и при всеобщем воскресении, если мы следуем за Христом, мы должны предстать здравыми. Но следствия грехопадения в виде смертности, тленности, разного рода несчастий есть в этом мире.

В этом мире много скорби, много болезней. Зачем они нужны? Подобного рода вопросы часто задают. У нас нет понимания этих явлений.

Трагическое отношение к скорбям и болезням исходит из того, что мы, даже будучи христианами, до конца, может быть, не верим в вечную жизнь и центр своей жизни сосредоточиваем здесь, на земле. В Символе веры мы поем, что веруем в жизнь будущего века – это одно из положений христианской Православной веры: Символ веры поется за каждой Литургией. Но одно дело декларировать это, выучить катехизис, а другое – все это внутренне осознать и приложить к своей жизни.

Мы все равно мыслим перспективами земной жизни, и, как правило, большинству из нас трудно мыслить перспективой жизни вечной. Когда мы мыслим только в рамках земной жизни, тогда, конечно, все безысходно. Когда мы немножко раздвигаем перспективу и пытаемся мыслить по-другому, все трагическое может получить иное видение. Вот этот момент нам важно осознавать.

В связи с этим следует помнить слова святого апостола Павла: если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Это чисто языческая установка и понимание, что в земной жизни у нас должно быть все хорошо.

Но когда в жизнь человека входит большая трагедия, связанная с утратой близкого, то подобные слова плохо утешают – надо, чтобы сердце человека было религиозным. Я читал один дневник, там женщина вспоминает свою мать, которая потеряла старшую сестру. Это была церковная семья. Женщина вспоминает боль, ужас матери и то, что мать повторяла одни и те же слова все время: «Бог дал, Бог взял, да будет имя Господне благословенно».

Есть простая человеческая боль, которая наполняет сердце, и в состоянии боли очень легко высказать претензию Богу, очень легко хулить Бога. И только молитва, глубокое упование на Бога могут помочь человеку справиться. Когда мы сталкиваемся с подобного рода вызовами жизни, трагедиями, их иногда очень трудно вместить человеческому сердцу. С другой стороны, когда мы пытаемся свою боль, свое страдание разделять с Господом Богом и призывать Его на помощь, чтобы Он помог нам это вынести, несомненно мы получаем утешение и благодатную помощь: мы понимаем, что и наши ушедшие родственники, близкие нам люди, не забыты у Бога, и это позволяет нам найти утешение.

В жизни много боли. Можно ответить правильно теоретически, но важно практически это все как-то прожить, а это бывает часто непросто. Но, повторюсь, если мы уповаем на Господа Бога, если в нас есть хоть маленькая, слабая молитва, то у нас это будет получаться.

Следующий вопрос: «Говорят, что Церковь – Христова. Почему в ней тогда есть плохие люди? Господь разве этого не видит?»

– Господь видит все. Мир после грехопадения несовершенен – и Церковь Христова наполняется людьми несовершенными: к Господу Богу приходят приносящие покаяние в своих грехах, и эти грехи часто очень долго, до конца жизни, выбаливают. Нужно сказать, что нет абсолютно плохих людей, как нет и абсолютно хороших, – в каждом, пока он живет на земле, есть какое-то несовершенство и неустройство.

Иногда в Церкви мы сталкиваемся с тем, что наше неустройство вдруг находит на неустройство другого человека, возникают глубокие конфликтные, болезненные ситуации, и мы не можем их разрешить. Но это не потому, что тот, с кем мы столкнулись, плохой, а мы – хорошие: в нас обоих есть какое-то несовершенство.

С другой стороны, Церковь – это место кающихся грешников. Естественно, грехи дают знать о себе. Но важна устремленность человека к Богу. Церковь – место спасения, куда человек притекает. Человек не всегда очень просто совершает свой жизненный путь, иногда это бывает болезненно.

Важно понять, что Господь Иисус Христос не изымает тех, кто приходит в Церковь и выказывает намерение следовать за Господом, из обстоятельств жизни, не переделывает людей автоматически. Он приемлет наши намерения, как бы берет нас за руку и помогает нам идти по спасительному пути. Но Он не ограничивает нашей воли, не насилует наше сознание принуждением к изменениям. Если мы, находясь в Церкви, в какой-то момент бываем не в силах отказаться от своей самости, то Он не без горечи смотрит на это и попускает этому быть.

С другой стороны, когда мы выказываем стремление к Нему вернуться, за Ним следовать, то всегда получаем от Него благодатную помощь.

Вопрос: «Незнание закона не освобождает от ответственности. Так говорят в миру. Незнание Божественных законов несет такие же последствия?»

– В определенном смысле да. Понятно, что тот, кто не знал и сделал что-то плохое, в меньшей степени повинен. Но с того, кто знал и делал, конечно, спрос строже. Это если рассуждать в человеческом измерении. Грех – преступление. С другой стороны, он сродни болезни: вне зависимости от того, заболели мы по незнанию или со знанием, болезнь производит в нас болезненные изменения, ей свойственные.

Если мы согрешаем, грех начинает в нас действовать, начинает нас разрушать вне зависимости от того, верующие мы или неверующие, было нам сказано о Боге или не было сказано о Боге. Но когда человек знает о Боге, знает Закон Божий и нарушает его сознательно, тогда совершается не один, а 2 греха: человек согрешает поступком, но если он согрешает не по слабости человеческой, а по намерению, то он согрешает еще и кощунством. То есть прибавляется второй грех.

В человеке, не знающем Божественного Закона, грех тоже действует и тоже разрушает его. Но, может быть, если он услышит слово Божие, услышит о Божественном Законе, станет исправляться, исправление скажется в нем какими-то плодами.

А так, если мы творим грех, то грех разрушает нас, хотим мы об этом думать или не хотим. Условно говоря, если мы засунем палец в мясорубку и начнем ее крутить, то нам будет больно в любом случае, даже если мы не знаем, как действует мясорубка. Другое дело, что знающий может вовремя остановиться. А так грех и есть грех: если мы отдаем себя под его власть, он начинает владеть нами и разрушать нас.

Вопрос: «Разговоры о духовной жизни сами по себе не полезны – нужно жить так, а не говорить. Возникает вопрос: как научиться духовной жизни?»

– Сам вопрос содержит ответ. Разговоры полезны в приложении к какому-то конкретному делу. В этом отношении все наши добрые дела являются следствием веры. А вера, как говорит апостол Павел, – от слышания.

Вера без дел мертва, но возникает вера от слышания. И вере мы должны научаться. Наши слова, которые мы говорим, не должны оставаться бесплодными, за ними должно следовать дело, мы должны прилагать это к практической жизни.

Что такое богословие? Когда дается определение богословской науке, определяют 2 смысла. С одной стороны, это опыт богообщения, который непосредственно предполагает молитву, какое-то делание, соединение с Богом, устремленность к Богу. И этот опыт вообще может быть безмолвным. Это богословие в подлинном смысле слова. Второй смысл богословия как науки – рациональное осмысление опыта богообщения, оно важно исходя из апологетических, просветительских задач. Оно не ценно само по себе вне первого, но, несомненно, имеет ценность тогда, когда ведет к первому.

В данном случае, когда мы что-то говорим, даем какие-то наставления, советы, когда пишутся те или иные книги о христианской жизни, предполагается, что за этим последуют какие-то действия и поступки человека. Но если человек будет оставаться в рамках разговора и не будет делать шаги к конкретному исполнению заповедей Божиих, Закона Божия, то, конечно, это будут бесплодные разговоры.

Следующий вопрос: «Если Господь Всемогущ и Всемилостив, то почему люди с болезнями слуха, глаз и другими болячками получают помощь в больницах у хирургов, а не умываясь святой водой?»

– Даже не знаю, как отвечать на этот вопрос. Во-первых, кто-то получает облегчение от того, что умывается святой водой (по вере человека подается здравие телесное и душевное). С другой стороны, так Господь устроил: Он создал Небо и землю, населил эту землю животными и растениями, от земли создал врачевания, которыми человек может пользоваться. Когда человек врачует человека, он научается милосердию, заботясь о другом. С другой стороны, мы научаемся благодарности – получая от ближнего своего помощь, мы благодарим его.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит: не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? Если мы не научимся заботе о ближнем, благодарности ему, как мы можем научиться любить Бога и благодарить Его? Это элементарные вещи.

Болезни наши – следствие греха и поврежденности этого мира. В последнее воскресенье перед отданием Пасхи, в Неделю о слепом, читалось Евангелие об исцелении слепорожденного. Ученики спрашивали у Христа: кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Не всегда та или иная болезнь жестко обусловлена тем или иным греховным поступком человека или его ближних – иногда она попускается Господом для какой-то цели: чтобы человек обратился к Богу, уяснил что-то для себя и так далее.

Когда мы мыслим только перспективой земной жизни, мы этого не можем понимать. Но когда мы раздвигаем перспективу до вечной жизни, то перестаем относиться к болезням, которые нас посещают так, как относимся к ним исходя только из земной жизни. В таинстве Елеосвящения содержится мысль, что сначала мы должны получить духовное исцеление, телесное исцеление следует за ним. Исцеление всякой болезни предполагает исцеление души человека, обращенность, движение человека к Богу. А врачи нам необходимы.

Святые врачи, которые врачевали, исцеляли помощью Божией: благодатная помощь Божия часто помогает в исцелении болезни, отсутствие ее часто затрудняет лечение и течение болезни. Это тоже нужно понимать.

Важно понять еще одну мысль. Господь, придя в этот мир, не меняет условий этой жизни. Он пришел сказать человеку, чтобы тот изменился и следовал за Ним. Мир остается таким же несовершенным – совершенствоваться и меняться должны мы. Ни болезни, ни смерть, ни страдания, ни горе из этого мира никуда не денутся, но когда мы следуем за Христом, меняется наше отношение к скорби, болезни.

У нас часто присутствует языческое понимание: мол, придем в храм, свечи поставим, еще что-то сделаем – и в нашей жизни все будет хорошо. Принцип «я Тебе, Господи, дал, Ты мне тоже дай» – языческий. А мы должны подниматься и понимать, что смысл веры все-таки другой.

Вы сказали: сначала духовное исцеление, потом телесное. Но это если мыслить в перспективе. Необязательно все произойдет в земной жизни...

– Каждому священнику приходится много видеть больных людей. Нас приглашают исповедовать в больничные палаты или домой к лежачим больным. Когда я только начинал служить, мне хотелось иногда сказать человеку, что он обязательно поправится, что все изменится в лучшую сторону (по телесным параметрам).

Потом, со временем, уже начинаешь понимать, что во внешнем течении ничего, может, и не изменится, в каких-то ситуациях точно не изменится. Но задача священника в другом: помочь человеку болезнь понять, принять и начать по-другому относиться к ней, к тому, что происходит.

Духовное исцеление с необходимостью должно наступить в первую очередь. А дальше – как будет. Когда в человеке есть жизненные силы, когда он исправляется внутренне, нередко бывают и внешние изменения.

Вопрос: «Как-то в одной из передач услышал, что время апостолов прошло, как и время святых людей, творящих чудеса. И старцев в России настоящих не осталось. Получается, наше Православие и все мы становимся хуже, мельче, скуднее?»

– Становимся ли мы хуже, мельче, скуднее – зависит от каждого из нас.

Иногда в самых немощных сосудах Господь зажигает такой свет веры, который для крепких подвижников оказывается недостижимым. Любимый пример, который я привожу из передачи в передачу, – преподобная Мария Египетская: с одной стороны, глубокая мера падения, с другой стороны, в церковном песнопении поется о ней: «Приими ходатаицей Марию Египетскую, человека от земли, однако же небошественного».

Когда человек желает повернуться к Богу, следовать за Ним, исполнять волю Его, на пути этого желания никто не сможет встать. Если человек всем сердцем, всей полнотой своего чувства, всем своим разумением пожелает идти к Богу, жить по Богу, Господь будет ему Помощником и поведет его по жизни. И никто такого человека не остановит.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс