Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (1112) → Протоиерей Александр Березовский: Евангелие – это научение, как жить, чтобы наследовать жизнь вечную

Протоиерей Александр Березовский: Евангелие – это научение, как жить, чтобы наследовать жизнь вечную

№23 (1112) / 14 июня ‘21

Беседы с батюшкой

Церковь сегодня вспоминает святых отцов семи Вселенских Соборов: был период в истории Церкви, когда по тем или иным причинам, которые волновали всю христианскую Церковь, собирались Вселенские Соборы. Хотел спросить у Вас о значении Вселенских Соборов для нас сейчас.

− Это был период установления тех догматов и канонов, которыми живет наша Церковь до сих пор – и будет жить до скончания века: это вопросы, касающиеся основ, глубин нашей веры.

Сейчас народ обращает внимание в основном на внешнюю (обрядовую) сторону христианской жизни, а в чем состоит вера (почему мы веруем в Пресвятую Троицу, Кто такой Господь наш Иисус Христос, почему мы относимся к Нему так или иначе) – эти вопросы были разрешены как раз в первые 8 веков, когда собирались Вселенские Соборы. В первые века часто возникали секты внутри христианства, были уклонения от истины, и нужно было утвердить для всех истину. Так что Вселенские Соборы − это очень важно, и каждый, кто считает себя православным христианином, должен изучить этот период в жизни Церкви – решения Соборов и причины возникновения тех или иных разногласий: это даст ответ на вопрос, почему и сейчас в Церкви нет единства, благодушия, как хотелось бы, почему люди, принадлежащие одной вере, по-разному порой смотрят на те или иные вещи.

Я хотел спросить Вас про первые два Вселенских Собора. На них Церковь пыталась установить взаимосвязь между Иисусом Христом, Сыном Божиим, и Богом Отцом и пришла к тому, что Сын единосущен Отцу. Почему это было так важно для христиан, что даже это слово внесли в Символ веры?

− Говорят, что это внес сам равноапостольный царь Константин. Формулировка Символа веры обсуждалась долго – на двух Вселенских Соборах.

В нашей вере существует догмат: «Бог есть Троица». Некоторые противники этого догмата говорят, что нигде в Священном Писании это не утверждается. А это есть Откровение Божие через святых людей, которые этим вопросом занимались, много молились, и Господь счел возможным через них открыть нам эту тайну: никакой ум человеческий ее ни раскрыть, ни познать не может. То, что мы знаем о Боге, нам пришло от Него.

Поэтому очень важно нам воспринять и то, что Господь наш Иисус Христос единосущен Отцу: Вторая Ипостась (Слово Божие) воплотилась из недр Пресвятой Троицы и стала Человеком. В Иисусе Христе нераздельно и неслиянно явилось и Божество, и человечество. Он – совершенный Бог и совершенный Человек одновременно. Как это? Наши оппоненты рассуждают с точки зрения человеческой: «Такого нигде не было, это все придумано». Но придумать такое человеческий ум не может. Отвергнуть может – это превышает его возможности: «Я не понимаю, поэтому этого быть не может никогда», − так рассуждают люди, оперирующие логикой, разумом, а Бога можно познать только верой (как Сам Господь однажды сказал, блаженны невидевшие и уверовавшие). Мы веруем в то, что Церковь нам открыла через святых отцов, и эту веру держим.

Вопрос: «В чем причины раскола христианства?»

− Причина любого раскола – гордость человеческая. На гордости дьявол играет свою партию: он внушает человеку несогласие с тем, что есть Откровение Божие, и, утверждая в этом людей, разделяет их. В XI в. наша единая Соборная Церковь разделилась на Восточную и Западную. О причинах раскола много рассуждали, но все-таки причина кроется в желании епископата Рима главенствовать над всей Церковью, хотя изначально было определено, что епископы Церкви равночестны: тот или иной глава Церкви равен всем остальным. Равенство как раз предполагает соборность, а если кто-то один главенствует, это уже иная иерархия.

В то время Римский епископ был еще и очень влиятельным государственным деятелем и зачастую совмещал в своих руках и духовную, и светскую власть. Но, как мы знаем, есть люди очень властные, для которых власть – цель жизни. Причем они не могут довольствоваться той властью, которую уже имеют, они хотят ее распространять на все и вся. И такие амбиции очень часто приводят к войнам, разрушениям, расколам. Идея первенства очень тешит гордость, себялюбие людей. Есть те, кто поддерживает таких людей, а есть те, кто не поддерживает: так и получается раскол.

Все современные секты, собственно, на этом и основаны: некий человек желает власти и создает религиозную теорию, основанную на том, что уже было известно (она чем-то отличается от уже известных, но по сути это некая компиляция). Секты всегда находят последователей, которые их поддерживают, считают правильными, истинными, создаются некие религиозные группировки (которые на самом деле обогащают их основателя: это первая цель формирования такой религиозной общины). А все заканчивается обычно со смертью основателя.

Если причина раскола в гордости, то причина примирения (единства) в смирении?

− Конечно. Примириться человек может только тогда, когда признает свою неправоту, сумеет попросить прощения за свои ошибки, выслушать оппонента и принять его точку зрения – это все элементы смирения. Не важно, церковный это или семейный раскол: причина всегда в гордости, а примирение возможно только если человек переступит через собственную гордость, то есть не будет ломать чужую гордость (заставлять другого человека смиряться), а именно себя смирит: выслушает другого, предложит варианты компромиссов. Хорошо, когда так и происходит.

Замечательным было наше воссоединение с Зарубежной Церковью. И это стало возможно потому, что возглавлявший в то время Зарубежную Церковь митрополит Лавр был человеком смиренным: он смотрел на Зарубежную Церковь не как на собственное государство, которым руководит, а как на церковное подразделение, которому будет лучше, если оно воссоединится с Московским Патриархатом.

Вообще, воссоединение всегда придает сил, ибо где раскол, там ослабление, а где воссоединение, там крепость. Поэтому мы очень рады, что такое событие смогло произойти спустя много времени, но опять же благодаря мудрости и смирению главы Зарубежной Церкви.

Кто должен смиряться в Церкви, в семье?

− Смиряться должны все участники раскола, разделения, ведь каждый должен приложить усилия. А как еще? Самый распространенный случай – это когда нет согласия между мужем и женой. Воссоединить семью можно только если каждый сделает шаг навстречу другому, а не будет припоминать: вот, ты это сделала, ты это сказал... Если мы хотим сохранить и приумножить любовь, то должны себя пересиливать, переступать через себя.

Вопрос телезрителя: «На Халкидонском Соборе спорили Кирилл Александрийский и Несторий Константинопольский. Они утверждали абсолютно противоположные мнения о природе Христа. На Соборе к конкретному решению так и не пришли: удовлетворили и того, и другого. Но это не выход из спора. В конце концов получилось, что и Несторий, и Кирилл создали свои Церкви – это был первый раскол, и вопрос до сих пор остается открытым».

− IV Халкидонский Вселенский Собор осудил и ересь Нестора, и монофизитство. На самом деле этот вопрос решен, и сейчас он не стоит.

Другое дело, что есть люди, которые это не принимают: нам известно, что решение Халкидонского Собора не приняла Армянская Церковь (они остались монофизитами). Не все были согласны с решением Соборов (некоторые присоединялись к ним позже). Ни один Собор не был единогласным, когда осуждали те или иные ереси.

Первый раскол – это арианство, из-за которого и был собран I Вселенский Собор, инициированный Константином Великим, когда он увидел нестроения в Церкви. Это было решение императора: все иерархи должны были собраться и этот вопрос решить. Собор сразу не закрыл вопрос арианства − он еще долго создавал проблемы в церковной жизни: были ариане и императоры, и иерархи. Не все епископы поддержали решение, хотя Собор осудил арианство как ересь.

Не надо думать, что если Собор принял решение большинством голосов, то все несогласные тут же подчинились этому решению и отказались от своих заблуждений. Да, есть некоторые люди, которые до сих пор не принимают те или иные решения Соборов, считают их ошибочными, продолжают веровать по-своему.

Догматический вопрос о природе Христа уже давно закрыт – cейчас уже нет таких споров, рассуждений. Есть отдельные люди, которые не присоединились к решению IV Собора: наверное, несогласные всегда были и будут, но для нас вопрос о сущности Иисуса Христа, о Его Богочеловечности уже закрыт.

Добавлю, что сейчас существует много богословских диалогов о том, что люди просто говорили на разных языках и не всегда могли выразить свое мнение – в результате происходили конфликты: люди и хотели бы исповедовать то же самое, но в силу языковых различий друг друга недопонимали?

− Это самая простая причина, почему люди чего-то недопонимают. Это и сейчас бывает: неточность перевода, например, создает проблемы. Но это не самое главное. Главное − опять же человеческая гордость.

Человек не может принять на веру то, что ему преподает Церковь. Он начинает рассуждать со своей точки зрения, проводит свои собственные исследования и приходит к собственным выводам. Я не так давно прочитал статью, что Леонардо да Винчи, оказывается, был не только гениальным механиком, скульптором, живописцем, но еще и богословом. Кто-то счел его богословом: он был человеком верующим и очень серьезно занимался исследованием Библии. Он пришел к собственному выводу, что в Писание внесены серьезнейшие ошибки, исказившие смысл Священного Писания. Он приводит достаточно логически обоснованные доказательства этого. Это мнение очень талантливого, способного человека, много давшего нашей цивилизации, культуре, но его богословские измышления не могут рассматриваться как серьезные. Не каждого занимающегося богословием мы именуем богословом: есть люди, которые это наименование получили именно за свои богооткровенные изъяснения веры. Я думаю, лучше прислушиваться к их мнению.

Следующий вопрос от зрителей: «Подростку 11 лет. Как готовиться к Причастию в таком возрасте?»

− Обычно в этом возрасте человек уже должен исповедовать свои грехи. Если он уже раньше исповедовался и знает как, то он должен подготовиться к Исповеди. Если же для него это сложно, то родители могут помочь с подготовкой – напомнить о его прегрешениях.

Родители должны выбрать для подростка посильное молитвенное правило. Все дети разные: некоторые к этому возрасту многие молитвы знают наизусть и спокойно вычитывают все Последование ко Святому Причащению самостоятельно, некоторые способны выслушать Последование, но сами еще не могут его прочитать, а для кого-то даже выслушать все молитвы сложно. Все зависит от ребенка. Нужно, чтобы это не было утомительным, но не происходило механически.

Всегда хорошо ребенку напомнить о таинстве, к которому он собирается приступить, чтобы это, опять же, не было просто формальным действием. К сожалению, у некоторых людей смысл Причастия давно уже ушел в обрядовую сторону: вычитал − исповедовался – причастился. А покаяние-то есть в душе?

Поэтому хорошо с ребенком об этом поговорить, обсудить некоторые моменты его жизни с прошлого Причастия с тем, чтобы он понял, что может быть препятствием для его воссоединения с Богом. И, конечно, надо стараться не отвращать детей от Церкви, от Причастия, Исповеди.

Некоторые родители насильно заставляют детей молиться, исповедоваться, причащаться. Все, что идет через насилие, рано или поздно вызывает отторжение. Нередко бывает так, что ребенка водят в храм, а потом в какой-то момент он говорит: «А я не пойду». Родители начинают возмущаться, стращать: «Как это ты не пойдешь? Значит, ты нехристь?» Это может закончиться тем, что ребенок может снять с себя крест и сказать: «Вот вам ваше, а меня не трогайте».

Воспитание в ребенке веры – очень долгий и тонкий процесс. Как в Писании Господь говорит: Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня. Рождение веры в душе человека – таинственный процесс, это действие Духа Святого и души человека. Здесь важно не помешать Богу, а помочь.

А что делать, если сын или дочь все-таки снимают крест?

– Оставить ребенка в покое и молиться, чтобы Господь те ошибки, которые совершили родители в его духовном христианском воспитании, уврачевал. Эти ошибки нанесли такую травму душе, что ребенок на дух не переносит все, что касается Церкви и Христа, – и случается это тогда, когда навязывается родительская воля.

Надо прислушиваться к своему сердцу. В некоторых семьях бывает так: батюшка сказал, чтобы всей семьей каждое воскресенье ходили в храм, – и все неукоснительно это выполняют. Но так нельзя, все должно быть разумно. На деле получилось, что Господь возжег огонек веры, а родители его погасили, а потом еще и обижаются, что ребенок неблагоговейно себя ведет и не так относится к вере. Теперь надо терпеть и крепко молиться, чтобы Господь опять возжег в душе этот огонек.

Вопрос телезрителя: «Читаю Евангелие и Псалтирь. Считается ли это молитвой?»

– Псалтирь – это, конечно, молитва, она и составлена в форме молитвы: мы славим Бога, вопрошаем Его и просим. Царь Давид молился этими словами, возносил хвалу Богу. Церковь с древнейших времен использует псалмы в своем богослужении.

Евангелие – это слово Божие, обращенное к нам: это не молитва, это научение, как должно жить христианину, чтобы наследовать жизнь вечную. Господь через Свое Откровение, через апостолов-евангелистов дал нам христианские заповеди и научает нас им. Евангелие нельзя назвать молитвой – это Книга заповедей. Она так и называется: Новый Завет – «завет» это «заповедь». И мы стараемся ей следовать.

Символ веры, составленный отцами Вселенских Соборов, – это молитва?

– В Символе веры мы ничего не вопрошаем, а лишь констатируем, свидетельствуем, во что мы верим, он и начинается со слова «Верую». Затем мы свидетельствуем об основах, основополагающих моментах нашей веры, из чего она, собственно, состоит. Поэтому его нельзя назвать молитвой в чистом виде – это свидетельство, чему мы научены и во что неукоснительно веруем, что принимаем и чему следуем.

Вопрос телезрителя: «Как избавиться от постоянного раздражения к мужу?»

– Ни от какого греха сам человек избавиться не может. Господь пришел на землю, именовал Себя Спасителем, ибо Он спасает человека от власти греха. Нужно молиться об этом Богу и не проявлять своего раздражения. Если человек борется с той или иной страстью, старается ее не проявлять, то Господь, видя его старание, молитву, подает такую помощь, и человек остывает, гнев и раздражение исчезают.

Некоторые, я знаю, так успешно борются с многословием: был человек болтливый, потом проникся всем ужасом этого греха, стал за собой наблюдать, сдерживать себя, молиться – и стал молчаливее, сдержаннее и радостнее от этого.

Дай Бог вам сил в трудах над собой и в молитвах к Богу!

В конце передачи – несколько слов напутствия и пожелания нашим телезрителям.

– Хочу посоветовать всем православным христианам знать историю своей Церкви. Это очень важно: это даст лучшее понимание того, что сейчас происходит, тех канонов и правил, которыми живет наша Церковь. Тогда вы будете более ревностно относиться к наследию святых отцов, предков, с тем чтобы передать его грядущим поколениям. А если мы сейчас разрушим, подвергнем сомнению или каким-то образом исказим истину, которая была дана нам Богом через Церковь, через святых отцов, – что тогда останется идущим за нами?

Дай вам Бог сил, терпения, крепости и твердости в вере. Всего вам доброго!

Записали:
Наталья Богданова
и Ирина Обухова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс