Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
С чего начинать духовную жизнь – этот вопрос волнует многих. Казалось бы, вот я уже давно живу духовной жизнью и даже не могу вспомнить, когда она у меня началась, а потом вдруг подумал: «С чего я решил, что духовная жизнь у меня началась?» Чем больше думаю об этом, тем больше понимаю, что ни о какой духовной жизни не могу говорить. Давайте попробуем разобраться, почему так происходит и как начинать духовную жизнь.
– Действительно, этот вопрос стоит очень остро. Как настоятелю храма Рождества Иоанна Предтечи мне хотелось бы вспомнить слова Иоанна Крестителя из Священного Писания: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Духовная жизнь начинается с покаяния, с осознания, что человек перед Лицом Божиим стремится в вечность. Вот это состояние внутреннего тяготения помогает человеку. Но человек при этом должен проявить силу воли.
Если раньше у него была обыкновенная жизнь, то сейчас вдруг оказывается, что прежде всякого дела необходимо прочитать молитвы. Это для многих оказывается сложным делом и по сей день: когда я на Исповеди спрашиваю, читает ли человек утренние и вечерние молитвы, выясняется, что, к сожалению, не все это делают.
Некоторые пытаются выйти из положения: кто-то прослушивает молитвы, пока едет в машине, кто-то их слушает в наушниках в общественном транспорте, кто-то в общественном транспорте пытается почитать их сам. Но немало и тех, кто читает молитвы время от времени. А есть и такие, кто вообще молитвы не читает.
Мы даже в храме практикуем чтение вечерних молитв и Последования ко Святому Причащению для всех желающих после всенощного бдения перед воскресным днем. На такие чтения остается немало людей. Я спрашивал некоторых, читают ли они молитвы дома, и мне ответили, что дома они молитвы не читают: казалось бы, и время у них есть, и не все так уж заняты семейными или общественными делами, но привычки молиться нет. Это очень скорбное явление.
Здесь очень важно, чтобы пастыри Церкви тоже прикладывали усилие и не стеснялись лишний раз напомнить о важности чтения утренних и вечерних молитв.
Такая же ситуация с чтением Священного Писания. Буквально на днях я разговаривал с одним батюшкой, и мы с ним делились нашим внутренним духовным опытом. Я рассказывал ему, что читаю Священное Писание и творения святых отцов, и он мне говорил, что тоже старается их читать. Меня очень обрадовало, что после чтения Священного Писания он испытывает чувство радости, внутренне преображается, у него чувствуется тяготение к Богу, к духовной жизни, к жизни во Христе.
Тогда и любовь становится более понятной. Очень часто мы говорим в храмах о любви, о том, что самая большая заповедь – возлюбить Бога и ближнего своего. Но прежде чем достичь состояния, когда можешь любить ближнего, нужно проделать большую работу. Здесь очень важен аскетический опыт, то есть обыкновенная тренировка и работа над собой. Когда ребенок идет в школу, в первый класс, ему же не дают писать сочинения по Пушкину. Занимаются более простыми вещами – прописями. В духовной жизни тоже очень важно начинать свой путь с воцерковления. К сожалению, приходится нередко слышать, как некоторые говорят: «Мы ничего не знаем. Не трогайте нас. Мы пришли в храм, постояли, поставили свечу, написали записочки. На этом все! Оставьте нас в покое».
Вопрос телезрителя: «По учению Церкви, когда Бог создавал человека, в нем уже изначально были заложены материальная и духовная составляющая. А так мы были бы просто животными. О чем тогда может идти речь, если у человека с самого рождения есть духовная жизнь независимо от того, верующий он или неверующий? А мы сейчас подменяем понятия: говорим не о духовной жизни, а просто о воцерковлении».
– Человек должен развиваться: если он не будет развиваться, то останется на уровне Маугли. Чтобы воспитать личность, нужна большая работа родных и близких, всего общества. Личность должна быть гармонично развитой.
Многие наши замечательные люди, труженики прикладывали много усилий, чтобы и тело могло служить в повседневной жизни. Так, например, Александр Васильевич Суворов прикладывал много усилий, чтобы физически нести воинские повинности. Если хирургу надо стоять перед операционным столом по 8 или 10 часов, ему тоже нужны силы. Если преподавателю нужно стоять в классе часов по 6, для этого тоже нужны силы. Если сил нет, осуществлять свою деятельность очень сложно.
Когда мы говорим, что ребенка приводят в ту или иную спортивную секцию, ему же не дают сразу поднимать 200 кг – он поднимает сначала небольшие тяжести и так постепенно возрастает. Возрастая физически, человек возрастает и духовно. Если с ним ведется грамотная повседневная работа, то большая вероятность, что вырастет гармонично развитая духовная личность.
Здесь перед всем обществом, а прежде всего перед семьей стоит очень важная задача, для реализации которой требуется многое. Да, Господь нас создал, но дальше мы должны достигать богоподобия. В нас есть образ Божий, а вот богоподобия мы должны достигнуть. Серафим Саровский не стал же подвижником в самом начале своей жизни. То же самое относится к Иоанну Кронштадтскому, Ксении Блаженной: все они приложили очень много усилий. У них была сила воли, которая закалялась, и люди духовно преображались, трудясь не одно десятилетие.
Поэтому на сегодня всему тому множеству людей, которые пришли в Церковь, очень важно воцерковляться: было не так много тех, кто в семьях получал именно духовное воспитание – у подавляющего большинства этого не было. Для воцерковления тоже нужен определенный период времени. Сделать это по щелчку невозможно: вдруг человек стал воцерковленным, стал духовным. Для этого требуется время.
На многих приходах действуют воскресные школы, которые прихожане могут посещать и посещают, есть катехизаторские курсы, те или иные мероприятия, лекции, помогающие в духовном становлении.
Может быть, воцерковление возникает из желания, как сказал один батюшка, прекратить бессмысленное существование? Если мы вдруг действительно понимаем бессмысленность своей жизни, то пытаемся каким-то образом это исправить. Но часто в нашей жизни происходят искушения, ведущие нас только к плотской жизни, и мы забываем о духовном делании. Поэтому, когда мы говорим о воскресных школах, курсах катехизации и так далее, нужно осмыслить, что мне и моему ребенку это нужно. А если просто говорить ребенку «иди, потому что это надо», ребенок не понимает, зачем надо. Наверное, он и не должен понимать, но родители должны отдавать себе в этом отчет, тем более когда жизнь уже подходит к концу...
– Очень важно, чтобы любой человек при любой деятельности просил у Бога помощи. И Господь, видя, что человек имеет расположение к Нему как к Творцу и Создателю, посылает Свою милость такому человеку. Господь не оставляет человека, который осмысленно обращается к Нему и просит у Него помощи в том, в чем сейчас она ему нужна, то есть в духовной жизни. Такую помощь человек получает.
Слава Богу, на сегодня у нас в стране немало людей, которые просят у Бога помощи, и Господь им помогал и помогает. С каждым годом мы все больше видим таких людей на экранах телевизоров, они дают интервью и рассказывают о своем жизненном пути, о духовном пути. Наше общество в этом плане постепенно, пошагово, без каких-то марш-бросков, планомерно преображается. И во многом этому способствует именно наша Русская Православная Церковь – столп и утверждение истины, и Глава ее Сам Господь наш Иисус Христос. Когда человек приходит в Церковь и начинает делать свои шаги, Господь, видя его намерения, начинает ему помогать.
Вопрос телезрителя из Москвы: «С чего можно начать духовную жизнь, не посещая храма во время коронавируса?»
– Практически у всех на сей день есть уникальная возможность смотреть богослужения по тем или иным телеканалам, читать Священное Писание, творения святых отцов, – и это то, что мы можем осуществлять. Мы можем ограничивать себя в тех или иных повседневных проявлениях. Святые угодники Божии говорили, что, выходя из-за стола, надо оставаться чуть голодным: вроде хочется еще кусочек съесть, но надо себя ограничить. Хочется выпить лишнюю чашку чая? Не пить.Так человек может тренировать себя: человек может над собой работать. Кроме того, у нас есть постные дни (среда и пятница) и многодневные посты – Великий пост (самый продолжительный), Петров пост, Успенский, Рождественский. Посты помогают нам в духовной жизни.
И если происходят непростые ситуации, наступают тяжелые времена, мы можем продолжать над собой работать, причем с еще большим усердием.
Господь дает нам удивительную возможность – почувствовать себя дома один на один с Ним, объектом своей любви. Есть возможность проявить эту любовь во всей полноте, начав с малого, самого простого. Например, научиться относиться иначе к человеку: он сделал что-то плохое, что-то не то сказал, нам хочется призвать его к ответу или еще что-то совершить, но в такой ситуации мы можем помолиться Богу и попросить: «Господи, помоги этому человеку, вразуми и просвети его, коснись его сердца. Дай возможность и этому человеку почувствовать Твою милость, Твою любовь и духовно преобразиться». Это в наших силах. Если мы будем иметь такой настрой, то, конечно, будем духовно преображаться.
Немало было праведников, которые молились о людях, когда те просили их молитв. И Господь по их молитвам совершал все просимое, ибо они вели по-настоящему духовный образ жизни. Для них праведность перед Лицом Божиим была важна: они действительно готовили себя к жизни вечной.
Когда человек начинает осознавать, что земная жизнь – это подготовка к вечной жизни, тогда жизнь начинает преображаться. Но преображаться она начинает постепенно. Вспомним апостола Павла: для его преображения тоже потребовался определенный период и помощь, чтобы он стал проповедником и свидетельствовал об истине.
По моей работе мне приходится быть в храмах если не каждый день, то через день – бывает, что и дважды в день. Конечно, на службах всегда очень много людей. И я подумал: а если я при моем возрасте и моих болезнях заболею коронавирусом? Стану причиной заражения других людей, но могу и умереть. Тогда я принял решение, вакцинировался и теперь спокоен. Неужели вакцина противоречит Православной вере?
– Наука не может противоречить вере. Наоборот, мы пользуемся достижениями науки, на благо Церкви в том числе. Многие достижения улучшили положение дел. Нам сейчас легче содержать (отапливать, освещать) православные храмы, монастыри, у нас появилась возможность использовать в богослужении предметы, созданные благодаря науке. Так что мы можем использовать достижения науки во благо.
Но вопрос заключается в другом. Если человек духовно-нравственный, действует в рамках духовно-нравственных традиций, то, создавая что-то новое, он ни в коем случае не создаст то, что навредит. А вот человек, имеющий другой настрой, может очень и очень сильно навредить. На сей день, безусловно, есть и определенные опасения, чтобы та или иная вакцина не навредила кому-то. Здесь есть определенные вопросы, которые нужно правильно и грамотно рассматривать.
По крайней мере, у нас в стране прекрасная научная школа, мы знаем, что более ста лет тому назад у нас была прекрасная медицина, создавались вакцины и в царской России. Более того, к нашим медикам обращались из других стран. Известно, что в начале XX века в Бомбее очень многие умирали от заболеваний, и Великобритания обратилась к нашему микробиологу Владимиру Хавкину с просьбой помочь в этом вопросе. Он отправился в Индию и там практически без фундаментальной лаборатории в военно-полевых условиях, можно сказать, за 3 месяца изготовил вакцину, благодаря которой удалось остановить распространение заболеваний.
Научная школа, которая была и есть на сей день в нашей стране, свидетельствует, что качество лекарств у нас на высочайшем уровне. Это становится определенной гарантией того, что в нашей стране люди получают очень хорошее медицинское лечение. И мы должны выражать особую благодарность всем нашим великим ученым, которые в XIX и XX веках трудились над созданием лекарственных средств, которые помогали людям. Ученые продолжают трудиться и по сей день, у нас до сих пор разрабатываются лекарства, помогающие справляться с заболеваниями.
Поэтому мы, безусловно, благодарим всех тех людей, которые трудятся на благо нашего общества, а вместе с этим – на благо всего человечества. Мы сейчас наблюдаем, как наша страна в очередной раз идет навстречу другим странам, оказывает помощь в предоставлении лекарственных препаратов.
Мы говорим, как вообще начать духовную жизнь, и сразу возникает очень много вопросов… Как сделать так, чтобы огонек в нашей душе не просто теплился, а разгорался?
– Помнить о заповедях. Есть у нас необходимость посещать в праздничный день храм – значит, надо пойти в храм и помолиться вместе со всеми. Есть необходимость прочитать утренние молитвы и на сон грядущий – значит, надо их прочитать. Есть возможность попоститься, ограничить себя в пище – значит, надо себя ограничить.
Каждый раз нужно проявлять силу воли. Проявляя силу воли, мы получаем от Бога благодать: когда мы себя понуждаем, Господь нам дает силы, чтобы мы могли дальше вести именно тот образ жизни, что приводит в Царство Небесное.
Вопрос телезрителя: «Что можете посоветовать молодой супружеской паре после Венчания?»
– Когда-то и в моей жизни тоже было Венчание. Это состояние удивительной радости, которое переполняет все естество. Наверное, такую радость мы должны испытывать, имея жизнь с Богом. Ваше общение друг с другом должно возгреваться, чтобы спустя и год, и 2, и 10 лет (сколько Господь вам даст) вы могли испытывать те чувства, что у вас были в самом начале. Более того, чтобы чувство радости вы могли испытывать и в лоне Церкви.
Ваша семья со временем будет увеличиваться – появится чадо (может быть, несколько чад), и у вас будет возможность изливать свою любовь на ребенка. Очень важно заниматься воспитанием детей – особенно это актуально сегодня, когда очень много в современном мире соблазнов для детей.
Период времени после Венчания все проводят по-разному. Кто-то едет в паломничество, посещает святые места, молится, прося у святых угодников Божиих помощи на всю оставшуюся земную жизнь. Кто-то уходит в уединение, чтобы сполна излить любовь друг к другу. Много есть вариантов, но все они должны быть в рамках заповедей Божиих. Нельзя забывать о почитании родителей: они в этот момент тоже очень счастливы – состоялось событие, которого все ждали. Родителей нужно обязательно слушать, оказывать им необходимое внимание.
Не забывать теперь о важности совместных молитв дома: очень хорошо, когда вместе дома молятся. Встали утром – вместе почитайте молитвы, поужинали вечером – спустя некоторое время можно почитать молитвы на сон грядущим. Все делать вместе, вместе посещать храм Божий, ходить гулять в парк. Ваша жизнь должна проходить так, вы должны чувствовать друг друга. Тогда будете духовно совершенствоваться в общении друг с другом, взаимно друг друга дополнять.
Это, с одной стороны, простые вещи, с другой – требуют определенной силы воли. Теперь нужно настроиться именно на совместную жизнь. До этого вы жили отдельно, каждый был воспитан в своей семье, где были свои определенные особенности (может быть, вы даже жили в разных городах или разных странах). Теперь вам предстоит жить вместе, и это новое качество жизни для вас, здесь без проявления силы воли ничего не получится.
Нужно учиться проявлять и кротость, и терпение, и смирение. Один любит кашу, а другой ее не любит – ему нравится яичница. У кого-то, может быть, есть определенное заболевание, требуются ограничения – нужно с пониманием к этому относиться. Не должно быть в семье никакого диктата – проявлений гордости, эгоизма, гнева и раздражительности быть не должно. К сожалению, нередко приходится слышать от людей: раз не хочешь есть мою кашу, то не обращайся ко мне и с чем-то другим. И начинаются всякие размолвки. Вот такого рода моменты совершенно недопустимы.
Что еще важно для этого периода? Корректировка ваших взаимоотношений. Здесь вам могут что-то подсказать и ваши родители, и бабушки, дедушки. Только не надо стесняться пытаться каждый раз расставить все точки над «i», когда тот или иной вопрос лежит на поверхности. Очень важно обращаться и к духовнику (или хотя бы к грамотному священнослужителю) с просьбой, чтобы недоуменный вопрос был разрешен. Причем разрешать его желательно вместе, то есть вместе с батюшкой беседовать. Чтобы не получилось так, что один идет к одному духовнику, другой – к другому: тогда могут быть сложности – один батюшка скажет одно, другой другое, «вот этого батюшку мы будем слушать, а этого не будем». И вместо духовности может появиться совсем другое качество жизни.
Поэтому нужно себя понуждать в желании создать настоящую духовную семью. Это зависит только от вас. Если вы этого не сделаете, за вас это не сделает никто: ни папа, ни мама, ни бабушка, ни дедушка, ни тетя, ни дядя. И Господь за вас тоже не сможет ничего сделать. Вам нужно просить у Бога помощи, обращаться к Нему с просьбой – и Господь будет помогать, посылать каких-то людей, которые будут помогать в решении тех или иных вопросов.
Хотелось бы еще раз напомнить всем, что духовная жизнь требует от каждого из нас покаяния, Исповеди и Причащения. Каждый раз, когда мы приходим к Господу и просим, чтобы Он помог нам в духовной жизни, мы должны стремиться к преображению нашей жизни. Без покаяния и причащения Святых Христовых Таин духовная жизнь невозможна: если кто-то говорит, что обходится без Церкви, – этого быть не может. Никто не может обойтись без Церкви. Все наши святые угодники Божии были именно в лоне Церкви, и именно в лоне Церкви они получили спасение. Так было и сто, и тысячу лет назад...
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.