Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (1110) → Архимандрит Александр (Глоба): Суррогатное материнство, ЭКО и аборты

Архимандрит Александр (Глоба): Суррогатное материнство, ЭКО и аборты

№21 (1110) / 1 июня ‘21

Беседы с батюшкой

Очень важная тема беседы, очень сложная, мне кажется: даже в обществе православных людей мнения разделяются, например, в таком вопросе, как ЭКО. Нам присылают много вопросов, чтобы узнать мнение Церкви по этому поводу: что такое ЭКО, в чем его вред и какова позиция Церкви по этому вопросу?

– Экстракорпоральное оплодотворение – оплодотворение в пробирке. Для этой процедуры необходимо произвести много врачебных манипуляций: стимулировать гормональную систему женщины, получить определенное количество яйцеклеток (специальным путем их взять у женщины, заморозить). И потом уже яйцеклетки оплодотворяют и имплантируют в полость матки, чтобы развивался плод.

Проблема состоит в том, что в самой процедуре, позволяющей обойти такой недуг, как бесплодие или невозможность зачатия, кроется много подводных камней, которые впоследствии человеческую душу могут тянуть в ад, – когда несколько яйцеклеток оплодотворяют, только одна или 2–3 могут прижиться.

Получается, что мать может выбрать пол ребенка?

– В перспективе так и будет. Но дальнейшие работы в этом направлении будут приводить к такому «научному» явлению, как евгеника, когда выбирают самого лучшего ребенка, чтобы он обладал лучшими качествами, а все остальные считаются отбросами, мусором. Это приведет к плохим последствиям, худшим, чем фашизм, – к превосходству человека искусственной расы.

Это очень глубокая философская проблема. Ее рассматривает трансгуманизм, он открывает ее положительные и отрицательные стороны. Отрицательных сторон там намного больше. И поэтому православным людям надо об этом очень глубоко задуматься, духовно это обсуждать, а не принимать те положения, которые нам пытается навязать государственная машина при помощи людей с либеральными взглядами: они пытаются лоббировать медицинские, денежные интересы, не обращая внимания на души людей, ведь общество сейчас бездуховное.

Русская Православная Церковь одна из первых заявила в своей концепции о проблемах суррогатного материнства, ЭКО и абортах. Она сделала довольно громкое заявление. И многие Поместные Православные Церкви пользуются положениями наших церковных документов.

Проблема действительно глубокая. Мы должны доносить до людей важность того, что не все то золото, что блестит: гоняясь за чем-то важным, люди очень часто теряют надежду на встречу с Господом. А мы, верующие люди, должны жить таким образом, чтобы впоследствии достигнуть Царствия Небесного.

Основная мысль Бога была такая, чтобы человек достиг Царства Небесного, чтобы он был небожителем. А человек уже, спотыкаясь о земные проблемы, начинает себя удерживать от этого спасительного пути и старается своим человеческим мудрованием сделать Царство Божие на земле. Но мы знаем, что такого не может быть, что каждый все-таки должен пройти свой жизненный путь и уже потом встретиться с Господом, другого пути не будет.

Когда ребенок зачинается в пробирке, в чем самая главная проблема?

– Самая главная проблема, если это экстракорпоральное оплодотворение (без суррогатного материнства), – в количестве оплодотворенных яйцеклеток. И еще проблема: женщине, что хочет родить, дают из банка мужского семени что-то по ее выбору, с определенными характеристиками. Она соглашается на тот или иной вид предоставляемого материала. Таким образом, благословляется блуд.

Экстракорпоральное оплодотворение может существовать в христианских рамках только когда используется одна яйцеклетка в семье: одно оплодотворение – одна беременность. Потому что остальные яйцеклетки утилизируются, уничтожаются.

Оплодотворенную яйцеклетку мы признаем начатком жизни. Это уже образование личности, души.

Вопрос телезрителя: «Что может унаследовать ребенок от суррогатной матери?».

– Суррогатное материнство – такая методика, которая в нашем государстве, к сожалению, одобрена. Она заключается в том, что, если семья не может или не хочет естественным путем родить ребенка, привлекается суррогатная мать – женщина, которая по определенным характеристикам может выносить плод, понести бремя беременности. И при помощи определенных юридических манипуляций (я их считаю шулерскими) она передает этого ребенка семье, его заказавшей. Мать, выносившая ребенка, отдает его тем, кто не может или не хочет родить естественным путем.

Что получается? Тоже узаконивается блуд, ибо нарушаются определенные каноны. Если бы эта тема рассматривалась в Средневековье, то такие люди от Церкви были бы отлучены. Может быть, их даже и преследовали бы в католической Европе. У нас эта тема новая, но люди с такой остервенелостью доказывают полезность этого явления, что боишься за будущее.

Они говорят, что так можно поправить демографическую ситуацию в нашей стране.

– Я считаю, что это не выход: идти против Бога – это добровольно идти на поражение. Если Господь что-то запрещает через учение Церкви, Священное Писание, церковные каноны, значит, есть какие-то духовные, душевные последствия.

А что получит ребенок от своей суррогатной матери?

– От суррогатной матери он получает строительный материал. Вопрос: имеет ли право суррогатная мать на ребенка? Имеет. Представьте, строится здание, у вас идея… Что такое семя, яйцеклетка? Это идея. Допустим, была идея поставить красивое здание, материал ни тот, ни другой не может дать, а дает 3-я сторона – строит за свой счет. Бог дал ему возможность построить. Построено здание, а к тебе приходят и говорят: это была наша идея, отдавай здание. Кто в этой ситуации прав? Чье здание? Я все-таки считаю, что того, кто вложился в это здание, построил, кто использовал материал, все коммуникации сделал.

Понятно, что здесь Хозяин – Бог, а нам, людям, необходимо все-таки уметь пользоваться Божиим даром, Божиим благословением в тех рамках, границы которых – на страницах Священного Писания. Человек не должен переступать эти границы, и Церковь должна возвышать свой голос, чтобы этот грех в нашем государстве не творился, ведь когда попирается честь, достоинство человека, тут уже попахивает Содомом и Гоморрой. Взять человека, заплатить ему, чтобы он родил ребенка, – и все, иди на сторону? Даже получают квартиру, покупают дом, поправляют свой семейный бюджет за счет этого, это люди, которые в основном приезжают из провинции, у которых сниженный уровень самооценки. Такие люди торгуют своим телом и пытаются на этом заработать. Это глубокая нравственная проблема, глубокая духовная проблема.

Демографическая проблема так не решится, не выправится. Скорее, надо решать по-другому: чтобы воспитание было правильное, чтобы человек развивался правильно, чтобы люди не занимались наркоманией, алкоголизмом и курением с раннего возраста. Ведь наследственные болезни, когда человек употребляет всю эту дурь, могут прогрессировать, они отражаются на последующем поколении – человек рождается с уродствами, с какими-то проблемами, недостатками. Потом начинают взывать к Богу: а почему? Потому, что ты не соблюдал Божии запреты, Божии правила, пренебрегал ими. Зачали, допустим, ребенка в пьяном состоянии или после пьянки – не было периода очищения организма, и происходят генные мутации. А сказано, что Господь не любит пьяниц, не любит наркоманию: Господь любит всех людей, но не любит проблемы, что человек творит. Человек идет против Бога, а потом удивляется, почему так получается, винит во всем Бога, винит природу, хотя сам нарушает все основные законы и постулаты Божественного бытия.

Мы должны обращать внимание людей на эту проблему, призывать, чтобы этот вопрос решался правильно. Мы не должны путем эксплуатации другого человека удовлетворять свои «хотелки». Если обесценивается роль человека, христианские права человека опускаются, то получается система, когда люди совершают огрехи, преступления, попадают в систему пенитенциарную. А потом скажут: «Это обуза для общества. Посмотрите, сколько у нас запасных органов, сколько запасных людей, которых можно использовать во благо. Смотрите, это хороший человек, а это подлец и негодяй, который сидит в тюрьме и только ест казенный хлеб, а мы налогоплательщики. Он совершил преступление, убийство, пусть теперь обществу отплачивает». Здесь стираются нравственные и духовные границы.

Господь Своим аккуратным актом творения сотворил людей, оберегая нас от хищнического отношения друг к другу, а мы заходим за эту границу. Можно это сравнить даже с дорогами: наверное, все водители знают, как потихонечку отжимали полосы для троллейбусов, – сужали-сужали, сказали ездить по воскресным и праздничным дням по всем полосам, а рабочие дни нужны для общественного транспорта. А сейчас уже так, что и по воскресным и праздничным дням не поедешь.

Где нравственные границы? Где те нормы, которые человек в течение длительного времени выстраивал? Все, получается, решают деньги? Все решает эта машина, которая закрывает людям ум? Я считаю, что нет. Мы должны все-таки отстаивать эти правила, отстаивать эти нормы человеческого бытия. Во многих европейских странах суррогатное материнство запрещено, считается преступлением. И это действительно преступление, поэтому мы должны думать, что и как делать, как правильно решать. У нас вместе с этой проблемой существует много детских домов, где много детей, от которых отказались родители, а они могли бы быть в тех семьях, что по каким-то причинам не могут зачать ребенка.

Некоторые священники рассказывали, что как только брали ребенка из детдома, принимали в семью, воспитывали как своего, так Господь давал своих детей.

– Такое часто бывает.

Как закон какой-то?

– Таких случаев очень много. Еще много детей-отказников. Получается, по всем нормам и правилам юридически было все оформлено вовремя, а женщина, которая хотела заработать, в конце концов не получила нужную сумму (или какой-то дефект у ребенка, или ребенок не того пола родился, говорят: нам надо было мальчика, ты родила девочку). Что делать с этим ребенком? И есть ситуации, что от таких детей отказываются, они тоже попадают в детдом.

В Москве обнаружили квартиру, где были люди из провинции, и там был просто большой инкубатор – женщины исполняли функцию инкубатора. Эти женщины рожали детей по программе ЭКО, но по подпольной программе, и отдавали их: это были мошеннические действия со стороны некоторых «человеческих риелторов» – они решали эти вопросы, приезжали и забирали детей. Никто не ожидал, что границы во время ковида закроют, а люди из других стран заказывали здесь детей. Но границы закрыли, и не было возможности приехать и забрать их, и получается, что все эти дети попали в детские дома.

Если говорить о счастливых семьях (допустим, у нас есть актеры, которые имеют детей по этой программе), то Бог им судья. Они сделали это и молчали бы, а то бьют себя в грудь, называют себя христианами и заявляют: мы вот так над Богом посмеялись, сделали это таким путем... Бог им судья, еще раз говорю. Родившиеся дети, конечно же, являются такими же людьми – у них такая же душа, такие же гены, клетки. И, конечно же, Церковь от них не отказывается.

И крестит их.

– Да, крестит, и эти дети будут ее чадами. Но основная задача Церкви – все-таки сформировать определенный взгляд, мировоззрение людей, своих подопечных, именно так, чтобы не творился этот грех.

Допустим, вы хотите ребенка? Так усыновите кого-то. Есть очень много возможностей, когда человек может действительно почувствовать себя матерью, отцом. Но люди прибегают к таким изощренным методикам и говорят: «Природа разрешает это делать, так почему Церковь запрещает?». Но природа много чего разрешает. Если вы хотите жить по законам природы, езжайте туда, где, допустим, много преступников. Ведь преступник потенциально человека может ограбить, убить, изнасиловать, и это природное явление. Однако мы это явление ставим в определенные рамки, чтобы среди людей оно не процветало. Но по природе это же может существовать? Может.

Можно привести много других примеров, если говорить о том, что естественно, о том, что человек может сделать вот так, как бы мимо Бога. Это человеческое заблуждение, и оно обязательно на чем-то откликнется… Этот вопрос еще не изучен, он еще изучается, рассматривается, но все-таки, мне кажется, нарушать границы дозволенного не нужно.

Сейчас можно много чего прочитать в СМИ. Например, недавно в Китае отец продал своего ребенка за какую-то сумму и уехал в отпуск. Вот какое отношение к детям…

– А здесь происходит то же самое. Понятно, что мужчины, может быть, менее привязаны к детям, чем матери. Но здесь мать продает ребенка. Зачем продает? Она думает, что ей нужна квартира, машина, нужно улучшить условия, нужно воспитать других детей.

У некоторых нет абсолютно никакого осознания.

– Они считают, что могут распоряжаться своим телом. Когда женщина носит плод, это состояние особенное, святое, оно воспевается: в наших христианских праздниках воспеваются праздники зачатия – Елизавета понесла, Божия Мать понесла. Это определенное состояние отмечает Церковь: оно воспевается в церковных праздниках, в церковном круге богослужений.

Это и есть проповедь нормального состояния, и все здесь происходит по закону – закон должен соблюдаться людьми и в наше время. Когда же человек нарушает законы Божии, пусть потом не удивляется, что будут нарушаться его личные законы, законы его семьи.

А что делать женщине, которая не может иметь детей, может быть, из-за своего бурного молодого прошлого? Может быть, она просто не может иметь детей. Принять чужого, даже детдомовского ребенка иногда тяжело.

– Вот поэтому мы и христиане, что нам приходится делать какой-то выбор, предпринимать какое-то действие. Нам нужно что-то делать, от чего-то отказываться, к чему-то стремиться. Но идти на грех? Ну, не знаю. У человека нет денег, а он их хочет. Значит, ему нужно брать оружие и грабить банк? Или ему нужно грабить человека, у которого есть деньги? Получается, так.

Но это можно оформить юридически. Если, допустим, сытый человек напал на другого человека, он преступник. А если он напал на человека будучи голодным, если ему нужно было поесть, значит, он не преступник – у него была физиологическая потребность, ему нужно было ее реализовать, поэтому он и напал.

Надо помнить заповедь предков: «Береги честь смолоду», – и тогда, может быть, многих проблем не будет.

– Да, конечно. Но большая проблема в том, что именно эта честь каким-то образом обесчещена, что ли, она уничтожена, уничтожается, попирается, и люди потом начинают рыдать.

Батюшка, мне кажется, что для нашего государства проблема абортов очень сложная. Иногда сделаешь какой-то пост против абортов, например, и тут же, как по заказу, как по щелчку, очень много людей в комментариях пишут: ты не прав – женщина имеет право распоряжаться своим телом как хочет.

– Нет, не имеет: тело не ее вещь. Вспомним, как говорит апостол Павел: вы есть храмы Духа Святого – человеческое тело как храмина, где пребывает Дух Святой. Когда человек призывает имя Божие, Дух Святой бывает в его теле.

Когда человек творит беззакония против своего тела, против творения Божия, это богохульство.

Человек настолько эгоистичен, что закосневает в своей духовной незрелости и начинает говорить Богу: «Да Кто Ты такой? Да это мое тело, и я сделаю с ним все, что захочу. Я – творец своей судьбы и своего будущего».

Поэтому женщины, которые делают аборты, заблудившиеся человеческие существа.

Не всегда. Знаете, батюшка, часто родители, особенно матери из того прошлого, когда это было нормально, подталкивают к этому своих дочерей.

– Это ужас.

Бывают нерадивые мужья, порой женщина бывает заложницей обстоятельств – иногда нужно их пожалеть, мне кажется.

– Это не психологическая мера успокоения. Если женщина находится в истеричном состоянии, ее нужно поддержать. Но здесь нужно подчеркнуть важность того, что это было сделано неправильно, и оправдания этому нет. Поэтому беги в храм Божий, исповедуй этот грех, замаливай его и меняй свою жизнь к лучшему, меняй свое отношение к этому состоянию, чтобы другие люди, которые хотят совершить это преступление, не делали этого.

Записали:
Елена Кузоро
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс