Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (1110) → Священник Николай Святченко: Как говорить о Воскресении с современным человеком?

Священник Николай Святченко: Как говорить о Воскресении с современным человеком?

№21 (1110) / 1 июня ‘21

Беседы с батюшкой

Сегодня мы будем обсуждать очень интересную тему. В Светлое Христово Воскресение мы радостно с восторгом и умилением поем Пасхальный гимн: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», и людям, которые принадлежат Церкви, не нужно никаких пояснений. По воскресеньям мы ходим крестным ходом и, громко возглашая «Христос Воскресе!», слышим в ответ: «Воистину Воскресе!». Этот возглас слышат не только верующие, но и все вокруг, – они слушают, но не слышат. Тема разговора с современным человеком о Воскресении Христовом сегодня звучит как-то по-особому?

– Спасибо за поднятую тему. Мы наблюдаем в нашей стране, что возглас «Христос Воскресе!» и само отношение к Христу Воскресшему потеряли ту первоначальную остроту, которая была, когда христианство только приходило на Русь. Когда Евангелие только становится известным язычникам, людям различных религиозных традиций, весть о Воскресении Христовом звучит особым образом – как нечто невероятное.

Сейчас мы наблюдаем, как для многих наших сограждан весть о Воскресении Христовом становится уже чем-то банальным: они с самого детства живут в христианской культуре, знают о Православии, видят, как близкие, родственники, друзья празднуют Пасху, и в их сознании Воскресение Христово ассоциируется с конкретными яствами, конкретными традициями. Поэтому сегодня основание христианской веры нуждается в пояснении, чтобы современный человек видел, в чем оно заключается, почему Воскресение Христа так дорого верующим, почему оно – фундамент веры: апостол Павел в Послании к Коринфянам даже говорил, что если Христос не Воскрес, то вера ваша тщетна.

Но, как мы видим, восприятие Воскресения Христова стало для многих наших современников банальностью. Даже есть расхожие анекдоты на эту тему – в советское время один другому рассказывает: «Знаете, Христос Воскрес!», а другой отвечает: «Спасибо, я это уже слышал».

Поэтому сегодня догмат о Воскресении Христовом нужно пояснять нашим ближним и людям, к которым мы обращаемся, когда что-то говорим о Воскресении или когда они спрашивают об этом.

Слова самые простые: «Христос Воскрес». Бывая каждый день в храмах, приходится видеть надпись: «ХВ – ВВ». Мы от бедности Церкви не можем написать: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»? Понимаете, для меня этот вопрос соблазнителен: может быть, вообще ничего не нужно писать? Не происходит ли при этом умаление имени Христа?

– Воскресение Христово как фундамент нашей веры с течением времени отразилось и в народной культуре, народном искусстве. Нам не избежать этого первого слоя восприятия человеком того, что происходит. Человек практически все важные для него вещи делает частью народной культуры или быта, чтобы это можно было воспринимать как часть праздника, обычая, традиции.

Когда христианин, православный человек видит, что его родные, близкие, друзья воспринимают только этот уровень Воскресения Христова, то очень важно было бы подчеркнуть несколько аспектов, обращаясь к современному человеку.

Какие 2 важных аспекта необходимо выделить в Воскресении Христовом?

Бог хочет показать: для Него важен не только человеческий дух, но и телесность – как духовное и человеческое начала объединяются в Боге, чтобы быть причастным Богу.

Бог высвечивается через человеческое. Бог освящает человеческое, его материальную природу и спасает материальную природу – это первое и очень важное свидетельство, Евангельская радостная весть, которую подчас мы игнорируем.

Есть несколько аспектов, в которых нам иногда очень сложно разобраться. Вы сказали, что мы как бы адаптируем в нашем быту имя Христа, но наше грешное плотское существо не может быть все время в святости, к которой призывает нас Господь. Не происходит ли в такой адаптации некоей профанации имени Господа?

– Происходит, когда мы перестаем к Богу обращаться с искренним сердцем, как к Богу Живому, когда превращаем Воскресение Христово или любое другое важное событие из жизни Христа (как Рождество, например) в обычай, традицию.

Человек, к сожалению, склонен из очень важных вещей делать только лишь обычай и традицию. Поэтому мы должны стараться при приближении к любому событию, в особенности к такому краеугольному и фундаментальному, как Воскресение Христово, себя обновлять. Обычно это происходит в дни Великого поста, Страстной седмицы. Поэтому для Церкви так и драгоценны эти дни: чтобы человек, очистив сознание от стереотипов, суеверия, смог с максимально чистым разумом и сердцем встретить Воскресение Христово.

Второй аспект в отношении Воскресения Христова, который сегодня, по-моему, очень важно доносить до наших современников. Христос, Воскресая, в первую очередь творит величайшее благо для тех, кто Его любил, – апостолов, учеников и всех тех, кто воспринял Мессию и Спасителя таким, какой Он был.

Иудеи, как мы помним, ждали героя, победоносного воина или царя, но вместо этого встретили совершенно иного Мессию, не приняли Его, отторгли: Мессию, Который не претендует на политическое господство, не собирается сокрушать зубы грешников – не соответствует древним преданиям или тому образу, что был у иудеев. Такой странник, такой человек являлся для них богохульником, тем, от кого лучше избавиться, причем избавиться пафосно, чтобы имя его было стерто навсегда. Поэтому была именно крестная смерть – не побивание камнями или еще как-то, а пафосная смерть: самая жуткая, самая мерзкая, самая позорная.

Сейчас мы говорим о позорной смерти Христа, но не чувствуем этой позорности и мерзости. Но если изучить этот вопрос, станет понятно, что иудеи хотели именно навсегда стереть память о богохульнике, с их точки зрения, – о Том, Кто подрывал все основные авторитеты иудаизма.

Христос, воскресая, в первую очередь приносит невероятное счастье тем, кто Его возлюбил. Христос не насильствует, не проявляет насилия даже в отношении веры в Себя: Он мог бы явиться Понтию Пилату, тем же первосвященникам, отдавшим Его на распятие. Он мог бы перед распятием сказать им: «Через 3 дня встречаемся на такой-то площади – Я вновь приду и покажу вам Свою Божественную славу». Но Христос остается в отношении их абсолютно спокоен, чтобы они максимально оставались в той духовной свободе, которая для Бога так важна: чтобы человек, убежденный в своей еретической, даже греховной правоте, мог обратиться к Богу только своей верой, своей любовью, своим смирением.

Апостолы и близкие ко Христу люди торжествуют… Христос, Воскресая, этим показывает в первую очередь, что любовь имеет смысл, что в любви есть ценность. Мы уже упомянули, что апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит: если Христос не Воскрес, то вера ваша тщетна. И в том же послании, в 13-й главе, он говорит, что все в жизни бессмысленно и не имеет никакой ценности, если не имеешь любви.

Объединив эти два понятия, нашему современнику очень важно показывать единство Воскресения Христова и любви как ценности, как абсолютного содержания. Потом Иоанн Богослов будет часто говорить, что Бог есть любовь.

Сейчас, к сожалению, Воскресение Христово даже многие верующие рассматривают как нечто индивидуалистическое, не имеющее отношения к любви: мы сегодня разделили между собой эти существенные понятия – Воскресение Христово и любовь.

Грубо говоря, мы отделили горячие пирожки от бабушки, которая их печет. Мы видим это в некотором разрыве, не можем связать, потому часто и не можем современнику доходчиво пояснить, почему христиане так переживают этот праздник, почему так радуются и в чем, собственно, его суть: что мне от того, что Христос Воскрес 2 000 лет назад.

Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Пророк Даниил говорит, что перед Пришествием Господа нашего Иисуса Христа будет мерзость запустения на святом месте, то есть в храмах, церквах. Вопрос вот о чем. Святейший нас призывает, чтобы мы общались воочию, от сердца к сердцу, а не по телефонам, отправляя открытки. Сейчас даже записки о поминовении можно по телефону отправлять – может быть, скоро Церковь по телефону будет исповедовать и причащать? Вот и мерзость запустения. Простите».

– Интересно, что вы связали между собой эти две вещи: интерактивное общение в Церкви и мерзость запустения по Книге пророка Даниила. Известно, что это апокалиптическое место в Книге пророка Даниила посвящено описанию событий перед началом Армагеддона – великой битвы, то есть того, что будет происходить в Израильской Церкви прежде всего: все эти события, описания имели отношение в контексте пророка Даниила, прежде всего к израильскому народу.

Но если даже интерпретировать или делать скачок на новозаветное время, то никакой взаимосвязи я лично не вижу: самое главное таинство Евхаристии совершается при совместной встрече на Литургии, когда мы причащаемся Тела и Крови Христа под видом вина и хлеба. Эта главная встреча между собой, со Христом делает нас едиными в Его Теле и Крови.

Конечно, сейчас есть какие-то второстепенные вещи для облегчения общения, чтобы иметь более широкий охват и географию. Например, если есть возможность подать записку в какой-то конкретный храм или обратиться к священнику, который является духовником, это возможно сделать благодаря современным средствам интернет-связи через мессенджеры.

Когда я находился в миссионерских командировках, знакомые просили общения, духовных советов, и через средства интернет-связи мы не прекращали общение, друг другу помогали – такое следствие творческого начала в человеческом духе может и должно применяться для облегчения коммуникации.

Другой вопрос: прогресс можно использовать в сторону греха и зла (можно и Библией при неправильном к ней отношении убить человека или ввести в ересь). Мир меняется: еще 100 лет назад в храмах не использовалось электричество, тогда тоже многие люди боялись лампочек и других прогрессивных технических средств.

И синодальный перевод Священного Писания десятилетиями входил в обиход Церкви.

– Поэтому так важно ценить встречу, происходящую вокруг Чаши, в offline. Сейчас практически все мы можем реализовывать с помощью информационных интернет-связей, но в таинствах Евхаристии, Исповеди, Крещения человек участвует непосредственно.

За Литургией мы сегодня радовались Иоанну Богослову – это апостол любви, как его называют многие. Владыка Варсонофий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, говорил, что именно из-за отсутствия любви наша миссия терпит фиаско: люди смотрят на нас и не видят любви, не видят радости в христианстве: мы не несем любовь, как нес ее апостол Иоанн.

– Да, к сожалению, в нашей жизни любовь часто отсутствует, ее нет в делах, словах. Некоторые проповедники что-то говорят о Евангелии, а простой человек слушает внимательно, но на деле получается не благая радостная весть, а злая: тот, к кому обращено это слово, начинает еще больше переживать, уходить в уныние, депрессию.

Порой неправильная проповедь или недоосознание Евангелия как радостной вести может навредить. Поэтому мы должны каждый раз для себя уяснять, размышлять о сути Евангелия, как эту радостную весть доносить до наших ближних, чтобы они увидели ее, поняли, что она дает вечную жизнь, как говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов.

Апостол говорит, что Христос пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Жизнь с избытком, которую человек получает благодаря Христу, сегодня должна быть актуальной в нашей проповеди. Что такое жизнь с избытком? Современный человек внешне благополучен: он не голодает, ему есть во что одеться и где переночевать ближайшей ночью.

О какой жизни с избытком говорит Христос? Он говорит о любви, которая имеет реальную ценность и не является фантазией или содроганием наших эмоций. Но любовь возможна только если Христос Воскрес. И тогда не важно, что человек думает о справедливости или несправедливости, красоте, уродстве, любви и ненависти: все это не имеет никакого значения – это прах, часть материального процесса в материальном, бездуховном мире. Как только человек нашел в этом ценность, он в своем подсознании не соглашается до конца с тем, что мир только материален и в нем нет любви, правды.

Каждый в глубине своего подсознания имеет структуру, вложенную от Бога, которая ориентирует его на Бога, на то, чтобы найти верный путь. Но ему это часто не нравится, он борется, пытается найти для себя аргументы или оправдания, чтобы превратить Воскресение Христово в банальную очередную традицию или обычай.

Вопрос телезрителя: «Вся эта тема держится на вере. Каждый человек приходит к вере своим путем. Может быть, чтобы вера была истинная, надо перестать подгонять человеческие предания (каждую мелочь) под Божественное откровение или Божий Промысл?».

– Конечно, человек склонен к субъективному восприятию реальности – и в том числе Евангелия. Поэтому так важно быть в Православной Церкви, а не находиться в небольшой комнатушке и не читать наедине Писание, как будто этот текст оторван от всей предыдущей христианской традиции.

Евангелие было написано и утверждено в Церкви, Церковью оно было воспринято, пережито и воплощено в богослужении, богословии, искусстве.

Поэтому мы не читаем Откровение Иоанна Богослова?

– Откровение Иоанна Богослова очень непростое, в нем много сложных моментов для раннехристианской Церкви, которая так смотрела на Откровение с точки зрения реальности авторства, идей, там изложенных.

Церковь восприняла Откровение Иоанна Богослова как канонический текст довольно поздно – оно одним из последних вошло в канон Нового Завета. В нем есть много важных моментов (об этом говорят современные исследователи), но его можно воспринять очень субъективно. Поэтому в Церкви есть лишь несколько осторожных толкований святых отцов на Откровение Иоанна Богослова. Это Книга скорее назидательная и традиционно не читается за богослужением.

Мы очень любим истолковывать все изложенное в Священном Писании. Есть 2 иконы Воскресения: когда Христос стоит на доске разрушенного ада, и в этом великий смысл Воскресения Христова («смертию смерть поправ»), другая – Воскресший Христос и 2 ангела. Первый образ говорит, что Воскресение Христово воспринимается как победа над смертью. Если это исключить, тогда мы не поймем, что вообще произошло. Помните? Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Для нас важно понять, каким образом Воскресение связано с нашим спасением…

– Современному человеку важно пояснять, что смерть – некий итог, бессмыслица, в которой уравниваются все: люди, собаки, тараканы – все, что есть в этом мире. Смерть делает всех одинаковыми в недрах земли и дальше. Поэтому победа над смертью – это прежде всего победа над бессмыслицей, и наше существование имеет смысл: в нас есть то, что Бог хочет продлить, преобразить, и Он хочет общаться с нами как Человек.

После Воскресения (читаем в последних главах Евангелия) Христос практически не проповедует, не дает апостолам новых знаний или заповедей. Он с ними общается, жарит вместе рыбу, ест хлеб, встречается на берегу, перед Своим Вознесением говорит только: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам. Что так важно для Бога в Лице Иисуса Христа в эти драгоценные 40 дней после Воскресения? Общение с теми, кого Он любил при жизни. Он дарит им общение, чтобы им насытились, показывает, что хочет сохранить в вечности то, что Ему дорого.

По сути, Бог освящает человеческий быт: мы как-то недооцениваем общение в нашей жизни, нейтрализуем его, считаем это ничем. Но Бог освящает Своим присутствием само человеческое бытие – даже самое простое: принятие пищи, совместные дела, совместный труд, общение. Все это Бог хочет сохранить, освятить, преобразить, спасая материальную сторону.

Важно пояснять, что Христос Своим Воскресением спасает человека от бессмыслицы его жизни, безнадежности принятия этой бессмыслицы. У человека есть возможность почувствовать себя значимым, осознать, насколько он дорог для Бога и для другого человека как образ Божий. Любовь роднит людей, делает едиными между собой, ибо Бог хочет спасти и спасает – это то, что имеет реальный и единственный онтологический подлинный смысл.

Христос Воскресе!

– Воистину Воскресе! Воскресший Христос да благословит нас в эти дни, наполнит нас радостью Своего Воскресения, чтобы мы в течение всего года до следующего празднования Пасхи носили эту радостную весть в себе – живой огонек светлого Воскресения.

Записали:
Нина Кирсанова
и Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Святые угодники Божии – это словно окошечко в будущую жизнь

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодня мы прославляем святителя и чудотворца Николая в связи с событием, которое на Востоке вообще-то оплакивалось, но в Русской Церкви обрело такой смысл и такое значение, что легло в основу одного из самых любимых народных праздников. Речь идет о перенесении мощей святителя Николая из Византии на запад, в итальянский город Бари.

 
Беседы с батюшкой

Священник Владислав Береговой: Как жить во Христе современному человеку – это самый главный вопрос

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс