Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (1110) → Священник Владислав Береговой: Как жить во Христе современному человеку – это самый главный вопрос

Священник Владислав Береговой: Как жить во Христе современному человеку – это самый главный вопрос

№21 (1110) / 1 июня ‘21

Беседы с батюшкой

Вы возглавляете молодежный отдел и активно работаете в соцсетях. Как правильно разговаривать в соцсетях с молодыми людьми?

– Иногда кажется, что это какие-то совсем другие люди, которые к Церкви не имеют никакого отношения: как будто они не настоящие, а виртуальные.

Иногда складывается у коллег в отделе просвещения и миссионерства ложное впечатление, что это развлечение и не принесет никакой пользы в далекой перспективе. Но это живые люди, каждый из них выбирает себе священника по душе. Ведь священников, которые говорят о миссии, в интернете очень много: за последние 4 года, можно сказать, в геометрической прогрессии увеличилось число священнослужителей, диаконов, монахов (даже есть несколько схимников), которые занимаются проповедью в соцсетях. И в конечном итоге каждый, подписавшись на два десятка священников, потом отписывается от тех, кто ему не по духу.

Молодежь остается с теми священниками, которые больше «заточены» на молодежное общение, на их стиль, понимают их проблемы (особенно подростковые). Посмотрите наши храмы – там действительно нет людей в возрасте от 15 до 25 лет. Они не перестают быть от этого членами Церкви, но они не ходят в храм – им неинтересно, скучно: священникам зачастую им нечего сказать так, чтобы им было понятно. А если ты пришел с выкрашенными в розовый цвет волосами, с ногтями черного цвета и татуировкой, то можешь еще хорошенько получить по шее, и у тебя надолго отпадет желание вообще приходить в храм. Таких случаев, к сожалению, достаточно много. Мир во зле лежит, что поделать... Иногда зло приходит в душу человеческую прямо на пороге храма: он открывает дверь храма с желанием поменять образ жизни, а к нему – с классическим фарисейским подходом «выглядишь не так, стоишь не так» и так далее.

А в конечном итоге у нас, священников, которые что-то говорят в соцсетях, собирается очень большое количество людей от 40 лет и старше. Потом с ними встречаюсь, и получаются даже замечательные чаепития. Особенно если речь идет об отечественных соцсетях (например «Одноклассники» – там практически все люди в возрасте далеко за 40 лет, там своя аудитория). Я веду эфиры и в Instagram, и в «Одноклассниках». На самом деле люди всех возрастов есть во всех соцсетях. Главное, держать золотую середину, чтобы и совсем не ребячествовать с подростками, и не сильно уходить в морализаторство с людьми.

Вопрос телезрителя: «В Евангелии от Матфея, в 5-й главе, говорится, что если кто, уча других людей исполнять эти заповеди, сам нарушит хотя бы одну, самую меньшую из них, тот самым меньшим наречется в Царстве Небесном. Человек, который учит других, а сам этого не соблюдает, – настоящий лицемер, а Христос осуждал именно лицемеров: горе вам, фарисеи, лицемеры. Но тут получается, что лицемеры не в аду окажутся, а в Царствии Небесном, только на низших ролях. Как это сочетается?».

– Это новозаветная идиома, которая на самом деле говорит о совсем неблагополучной участи этого человека: «меньший в Царствии Божием» означает, что он там вообще не будет. Помните, есть слова Спасителя о фарисеях: «Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают»? Если лицемер говорит правильные вещи, поступай так, как он говорит, даже если не нравится, кто это говорит.

Часто люди боятся подойти к священнику в храме, поэтому они пишут свой вопрос и получают ответ анонимно. Мне кажется, это проблема – люди боятся прийти в храм и задать якобы глупый вопрос. Наша задача – привести людей ко Христу: чтобы они участвовали в таинствах, причащались, исповедовались, развивались духовно и были спокойны в своей жизни. Как здесь быть?

– Для меня это удивительная загадка и грустное открытие. Я иногда спрашиваю подписчиков: «Мы уже несколько лет вместе. Чем вам мой блог был полезен?». Огромное множество пишут, что перестали бояться священников.

Представляете? Не ада, не бесов, не вечной погибели, а священников. Они поняли, что можно к священнику в храме подойти с нормальным вопросом, а не только с таким: «Батюшка, дайте Вашу концептуальную оценку последней монографии протопресвитера Иоанна Мейендорфа, написанную им в бытность духовным окормителем русской диаспоры в Париже на тему полемики калабрийского монаха Варлаама со святителем Фессалоникийским Григорием Паламой» (люди думают, что подходить к священнику можно только с такими вопросами, уж никак не ниже).

Чаще всего спрашивают о бытовых вопросах. И действительно, в лицо спросить священника как-то неудобно.

Люди живут в предрассудках. Тяжело вообще стать христианином, надо что-то почитать, довериться Благой вести, что Христос – это Бог, а не Будда, не Кришна, не какой-нибудь другой божок. Это очень непросто. Но когда ты уже пришел ко Христу, начинается много других проблем: тебе говорят, что христианство такое, а по факту оказывается, что это вообще не христианство, а суеверия, мифы, полуязыческие и магические предрассудки.

Священника в лоб не спросишь – стыдно, да и попробуй поймать священника, который на требы убегает: послужил и убежал. А здесь батюшка в интернете, дай спрошу… Ответил, другой священник ответил, третий. И люди потихонечку возвращаются на приходы. Именно возвращаются – они осознают, что их понимание христианства было совершенно иным: бога, в которого они верили, в котором они разочаровались (который не исполнил их желания, не вылечил их ребенка, не помог выплатить ипотеку, не помог поступить в университет), нет на самом деле – это выдуманный бог. А Бог настоящий – это Бог Отец, Который дает то, что тебе нужно, тогда, когда тебе это нужно и когда это не помешает ни тебе, ни окружающим людям достичь Царства Божия.

Люди через соцсети потихонечку возвращаются в храмы и приходят к добрым, хорошим отношениям с Богом. Со стороны может показаться, что это какое-то хобби для священника, блажь, развлечение. Но на самом деле это приносит совершенно неожиданные колоссальные плоды. Я десятилетия занимаюсь с детьми и взрослыми в воскресных школах, у меня есть богословско-дискуссионный кружок для людей пенсионного возраста.

Прямо дискутируете?

– Да, очень хорошо дискутируем. Но все равно это 10–20 человек, 30 человек – это уже аншлаг. А здесь, в интернете, за час охват – тысяча человек, за неделю – 400 000. Где я у себя в своем городке смогу говорить о Христе с таким огромным множеством людей? А сколько священников есть, у которых еще большее количество подписчиков и еще больший охват...

На самом деле, если будет больше священнослужителей в соцсетях, они смогут ворваться в жизнь мирян, и те начнут менять свое отношение к Церкви. Вот такой интересный опыт. И дай Бог, чтобы как можно больше священнослужителей миссионерствовали в социальных сетях.

Если интересен твой материал, его показывают огромному множеству людей, причем всех религий, возрастов и убеждений. У меня был такой интересный опыт: просто выложил посты и забыл, через неделю захожу, смотрю статистику – 10 постов посмотрели 5 000 000 человек.

Это очень хорошие цифры, но можно прийти в соцсеть за Богом, правдой, истиной, а попасть совершенно в другую среду. Даже можно, читая посты про Бога, в храм-то и не прийти?

– Естественно. Мне интересно, что люди, которые не собирались ничего о Боге видеть, напоролись на эту информацию, заинтересовались, подписались и дальше стали слушать прямые эфиры, читать, что я еще написал на тему нравственности, богословия, бытового Православия, о том, как жить во Христе современному человеку – это самый главный вопрос. Да, есть святые отцы, святители, преподобные, а тебе-то как спасаться в Химках, в Нижнем Новгороде, в Санкт-Петербурге или Москве?

В течение полугода человек начинает немного понимать, что такое христианство, и перестает бояться священника, Бога, первый раз исповедуется, причащается, в семьях улучшаются отношения: оказывается, прописные истины (которые для тебя просты как дважды два и о которых, казалось бы, говорить нечего) люди не знают – семьи рушатся, с детьми нет нормальных взаимоотношений, ни с Богом, ни с самим собой…

Ты говоришь: «Смотрите, друзья, солнце светит, вода мокрая». – «Ой, батюшка, да Вы прямо прозорливец, какой Вы умный, начитанный, эрудированный». Простых вещей, оказывается, люди не знают. Особенно что касается христианства.

В храме я трачу 5–6 часов на то, чтобы со всеми поговорить, ответить на вопросы. А священнику, у которого 9 детей, 3 прихода и еще 4 приписных, которые надо содержать, когда заниматься миссионерством?

Я служу в небольшом городке, у меня есть время, до храма и обратно мне дойти – 3 минуты. А если человек едет в Москве в метро полтора часа туда и столько же обратно – когда ему заниматься миссией? Поэтому во всех соцсетях – провинциальные священники, которые худо-бедно богословское образование имеют и знают, как и что сказать.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Боюсь прийти в церковь и сделать что-то не так. Мне молиться дома?».

– Не бойтесь – в церкви никто не кусается. Особенно если приход, в который вы придете, как говорится, «заточен» миссионерски, где свечницы выбраны благодушные, добрые, терпеливые, снисходительные, где есть штатный миссионер (если это не сельский храм). В городских храмах есть ребята, которые увидят нового человека, подойдут и спросят, чем помочь, какая у него беда или радость, покажут, где и какие иконы, как правильно ставить свечи.

Очень рад, что есть такая традиция (Патриарх Кирилл уже много лет назад благословил) на всех крупных приходах иметь штатного миссионера. Это работает в Москве и крупных городах. Где-то женщины, где-то мужчины, где-то подростки, но они есть. Может быть, вам повезет, и вы найдете себе такого друга по интересам.

Дома Господь слышит молитву – вопрос, как исповедоваться и причащаться, ведь Причастие – основа христианства: если не будешь причащаться, как будешь иметь силы жить? Никак. Поэтому самое главное для вас – преодолеть боязнь и прийти в храм, подготовиться сначала к беседе со священником, чтобы он рассказал, как конкретно вам подготовиться к Причастию. Правила большие, громоздкие, не каждый может их потянуть, приходя в храм впервые.

А вы поговорите с батюшкой. Мы рады бы поговорить с вами, но вы сами не подходите – боитесь: мы бронзовые, как императоры, выходим в красивом облачении, кадим, что-то высокопарно и торжественно говорим и уходим в алтарь – «скрываемся в тумане». Но если подождать, когда священник выйдет из алтаря, и задать ему все накопившиеся у вас вопросы, он с удовольствием на них ответит.

В чем реализация священства? Не только в служении Евхаристии, но и в исполнении слов Спасителя: научите все народы, крестя их и уча соблюдать все, что Я заповедовал вам. Если человек подходит к священнику и говорит: «Батюшка, научите», то священник уже рад тому, что говорит, ибо это исполнение заповеди Христовой, обращенной в первую очередь к нему.

Вопрос телезрителя: «Такой вопрос уже поднимался – о брадобритии. Если вспомнить Ветхий Завет, там очень категорично об этом говорится. Потом появился Новый Завет, изменились условия нашей жизни...».

– Дело в том, что все заповеди Ветхого Завета делятся на 2 части: на формальные (обрядовые) и концептуальные (богословские, нравственные). Есть заповеди «не убей», «не кради», «не лжесвидетельствуй», а есть заповеди чисто ритуального характера.

Есть заповедь об обрезании – это Ветхий Завет. Но есть же Новый Завет: Ветхий раскрывается в Новом, а Новый сокрыт в Ветхом в виде прообразов, пророчеств.

Что написано в Книге Деяний? В 50-х годах I века апостолы собрались обсудить, как быть со всеми обрядами Ветхого Завета. Решили для всех приходящих в христианство язычников оставить только несколько запретов: не вкушать удавленины, крови, идоложертвенной пищи, избегать блуда, не делать другим того, чего не желаешь себе, – это все, что нам осталось от Ветхого Завета, только 3 ритуальных вопроса, связанных с едой: не с бородой, не с обрезанием, не с вопросами храмового богослужения – все это упразднено. Церковь новая: «Се, творю все новое», – говорит Спаситель.

Поэтому аргументируя безоговорочное для всех ношение бороды ссылкой на Ветхий Завет вы потерпите фиаско: религиозного запрета или принуждения нет. Есть русская традиция – это другой вопрос: можно поговорить, насколько она уместна и связана ли с религиозностью.

Да, на востоке нашей страны мало кто бреет бороду. В московских барбершопах вы увидите людей, похожих на священников – их окажется больше, чем самих священников в граде Москве. Сейчас это снова входит в моду. Поэтому – пожалуйста: хотите – носите бороду, не хотите – не носите, но не оправдывайтесь тем, что Господь так повелел. Бог много чего велел три-пять тысяч лет назад, что сейчас совершенно неактуально для христиан.

Вопрос телезрителя: «Сложно быть христианином. Почему?».

– Потому что непонятно: как? Часто задают вопрос: «Хочу воцерковиться, что делать?». Хочется сказать о внешних вещах: надо читать молитвы, Евангелие, ходить в храм, воскресную школу, исповедоваться, причащаться, помогать храму в миссионерских проектах. Это все – этапы воцерковления, но внешние. Мы активно практикуем их при воспитании детей, которым можно, ничего не объясняя, говорить: так надо, мама сказала (или папа сказал), надо исповедоваться или причащаться, праздник – надо стоять в храме. И стоят столбиками, красиво, благоговейно, но что у них в головах? Что угодно, но не молитва. Бывает, и взрослые так: «Я воцерковляюсь». А все равно наступает духовный кризис, ибо нет живого богообщения, – что и является основой.

Что Господь нам оставил после Вознесения? Его страдания, смерть, Воскресение – зачем это все?

Не только чтобы вывести из ада всех, кто там был, но чтобы послать Утешителя, Духа Святого. Говорит Господь: Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам. Им мы живем, движемся и существуем.

Каждый, кто хочет стать христианином, частью Церкви, должен стать частью Духа Святого. Этому вспомоществуют молитва, чтение Писания, Исповедь. Есть содержание, а есть форма. Через форму происходит приобщение к содержанию, а если его нет, нет и живительной силы, как у детей, так и у взрослых.

Критиковать просто, но что делать? Хорошо ходить на те приходы, к тем священникам, которые сами живут Духом Святым. Безгрешных нет – сразу говорю: розовые очки снимайте. Не ожидайте, что преподобные Сергии и Серафимы Саровские служат на ваших приходах, пусть даже они благообразные и с седыми бородами. Все падают. Но, как мы говорили в начале эфира, как они велят, так поступайте.

Хорошо, когда светится благодать Духа Святого в глазах человека. Он может быть и молодым – священником, диаконом, монахом, мирянином, но со Христом. Даже слова убеждения не сильно нужны, рядом с ним просто хорошо быть. Есть на приходах такие люди: обнимешь и согреешься, и твое черствое сердце смягчится.

Конечно, важно читать, смотреть, слушать, во-первых, Евангелие, потом догматическое богословие – у нас в голове межконфессиональная каша (католицизма, протестантизма, старообрядчества, Православия, буддистских, конфуцианских идей): думаем, что мы истинные православные христиане, а все вокруг еретики, но спроси нас о Христе, Троице, Духе Святом – и окажется, что не сильно-то мы православные… Поэтому важно читать догматическое богословие, катехизис, как бы ни было сложно. Слова непонятные батюшка говорит – мол, это для богословов, семинаристов, не для нас. Для вас, друзья мои!

Есть «Катехизис» (Владыки Илариона (Алфеева), протоиерея Олега Давыденкова, других авторов), «Догматическое богословие» отца Олега откройте и читайте по чуть-чуть, чтобы познакомиться с Богом настоящим.

И личная молитва – пусть не огромное правило, только тропарь Пасхи, а после Пасхи – «Царю Небесный»: Бог должен быть в ваших умах и сердцах постоянно. Начинаешь какое-то дело: посуду мыть, белье стирать, сушить, с ребенком гулять – «Господи, благослови!». Закончил: «Спасибо Тебе, Господи! Слава Тебе, Господи! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Особенно когда какой-нибудь монотонный труд. И так постоянно имейте память о Боге и не делайте другим того, чего себе не желаете, – в этом христианство.

Следующий вопрос: «Понятно, что сложно верить, и есть люди, которые никогда не задумываются над вопросами веры (возможно, даже суеверны). Когда начинаешь им что-то объяснять, их стереотипы ломаются и возникает ощущение, что ты вредишь. Допустимо ли отношение к вере, когда человек исповедуется, кается в своих грехах, причащается, молится, посты соблюдает, но не вполне понимает, что происходит, просто имеет чувство веры, не вдаваясь в догматическое богословие? Ведь это самое настоящее обрядоверие. Стоит ли переубеждать такого человека?».

– Человек сложен и горд. Если ему покажется в твоем переубеждении нотка превосходства, учительства, если ты будешь объяснять как знающий незнающему, умный глупому, опытный профану, твои слова не будут иметь силы. Ты можешь говорить правильные вещи, но человек их не примет принципиально: кто ты такой, чтобы мне такое говорить?!

Христос показал, что это не работает. Господь был Богом, но, когда Он обращался к фарисеям, притом максимально тактично, кротко, они скрежетали зубами: «Кто Ты, чтобы нас учить?!». В Назарете чем это закончилось? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем… Ринулись сбрасывать Его с горы – в последний момент Господь ушел от них: пришлось употребить чудесную силу. Все очень сложно.

Надо говорить с человеком о смыслах. Осознанность – популярный термин сегодняшнего богословия и форумов, посвященных воцерковлению. Мало быть телом в храме: ум должен быть в молитве, человек должен понимать, почему Причастие важно, что дает Исповедь, что – молитва. Ведь количество просьб «батюшка, дайте сильную молитву» (чтобы «а, б, в, г, д»), – просто зашкаливает: люди хотят получить магическую формулу.

Прошу Вас резюмировать нашу беседу...

– Друзья мои, совершайте дела любви – тем самым вы покажете деятельную, настоящую веру в Бога. Будьте Богом любимы, пусть будет дом ваш полной чашей, будьте благословенны, несите окружающим радость о Воскресшем Христе!

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс