Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (1107) → Священник Константин Корепанов: Чтобы осуществить то действительно доброе, что в нас есть, нужна помощь Божия

Священник Константин Корепанов: Чтобы осуществить то действительно доброе, что в нас есть, нужна помощь Божия

№18 (1107) / 11 мая ‘21

Читаем Добротолюбие

Продолжение. Начало в №31 (1072), №34 (1075) 2020 – №17 (1106) 2021

Мы продолжаем читать наставления святого преподобного Иоанна Кассиана Римлянина из 2-го тома «Добротолюбия» – напомню, речь у нас идет о синергии.

191-й абзац: «Уму человеческому непонятно, как это спасение принадлежит и нашему произволению, ибо говорится: «аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте» (Ис. 1, 19), и вместе оно есть дело «ни хотящего, ни текущего, но милующего Бога» (Римл. 9, 16), – как это Бог имеет воздать каждому по делам его, и вместе Он же есть – «и еже хотети, и еже деяти о благоволении» (Флп. 2, 13), – почему это нам повелевается «сотворить себе сердце ново и дух нов» (Иез. 18, 31), и вместе говорится: «и дам вам сердце ново и дух нов дам вам» (Иез. 11, 19). Не трудно будет решить сии сомнения, если мы будем помнить, что в деле спасения нашего участвует и благодать Божия и свободное произволение наше, и что человек, хотя может иногда желать добродетели, но чтобы исполнить желания сии, всегда нуждается в помощи Божией; подобно как для больного недостаточно одного желания быть здоровым, но нужно, чтобы податель жизни – Бог дал силы к восстановлению здоровья. Чтобы совершенно увериться в том, что и от природной способности, данной милосердым Творцом, возникающие добрые желания можно исполнить только при помощи Божией, для того довольно вспомнить слова Апостола: «еже хотети, прилежит ми, а еже содеяти доброе, не обретаю» (Римл. 7, 18)» – это классическое слово о синергии.

Ключевая здесь центральная фраза: «В деле спасения нашего участвует и благодать Божия и свободное произволение наше, и что человек, хотя может иногда желать добродетели, но чтобы исполнить желания сии, всегда нуждается в помощи Божией».

По существу, это и есть обыкновенное простое синергийное утверждение: требуются и благодать Божия, помощь Божия, и воля человеческая, произволение, усилия, силы человеческие. Мы можем желать доброго, стремиться к добру, но чтобы достичь результата, чтобы осуществить то действительно доброе, что в нас есть, нужна помощь Божия.

Мы можем, конечно, иногда чего-нибудь добиться – можем, например, стать богатыми, красивыми, сильными, наверное, можем стать храбрыми и добиться еще каких-то результатов. Есть многочисленные разные шоу, где показываются удивительные способности и достижения человека. Они ясно показывают нам, что при желании человек может достичь многого. Если говорить языком старой русской пословицы, терпение и труд все перетрут.

Но речь идет не вообще о любом достижении, не об олимпийских результатах, не о достижениях из Книги рекордов Гиннесса. Речь идет о добродетели, хотя и о ней самой мы имеем очень смутное представление. Здесь добродетелями называются качества, присущие Христу, или те качества, которые приобретаются исполнением заповедей Божиих, или то, о чем говорит апостол Павел в Послании к Галатам: плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание – и другие свойства. Чтобы приобрести эти добродетели и то, что они являют, обозначают (то есть именно благодать Божию, ибо это плод духа), необходима помощь Божия.

Нашего желания самого по себе недостаточно, чтобы осуществить, явить эти искомые качества, и слабость наших желаний есть лучший свидетель, что нам необходима благодать. Конечно, здесь тоже очень много нюансов.

Скажем, девушка решила похудеть. Диета – это воздержание. Она может воздерживаться очень сурово, серьезно, но делает это не ради Бога, а ради самой себя.

Представим, что та же девушка, которая легко в 18 лет за 3 месяца достигла идеальной фигуры одним усилием своей воли, вдруг через 15 лет решит стать христианкой и попоститься Великим постом – и скажет сама себе: «Помню, как я легко похудела когда-то за 3 месяца, поэтому, пожалуй, воздержусь, первую неделю вообще ничего кушать не буду, только по яблочку в день или по просфорке». И она быстро убедится, что не может этого сделать.

Можно, например, делать добро ради себя, ради заботы о ближних, и получается раздавать все, ухаживать за всеми, на всех хватает сил, но стоит то же самое начать делать по воле Божией ради Христа, а не ради каких-то других мотивов, и человек быстро понимает, что при всем своем желании отдать все и послужить всем он не обретает для этого необходимых сил. Он желать-то желает, а сделать не может.

Поскольку слово «синергия» образовано от сочетания слов «вместе» и «движение» (это содействие, совместное действие), то речь идет в первую очередь о том, что эта помощь Божия необходима нам, когда мы хотим осуществить Божественную волю – не свою, а Божественную: нам необходима ее же, этой воли, помощь.

Если Бог говорит: «Иди и сделай так», – и мы ревностно откликаемся и говорим: «Да, Господи, сделаю так!», то быстро понимаем, что сами мы сделать ничего не можем, как это и сказано в Евангелии от Иоанна: без Меня не можете творить ничего.

Поговорим не о высоких материях (хотя можно, конечно, и о высоких) – возьмем самые простые человеческие вещи.

Вот, например, я хочу прощать всех. Для любого человека, сколько-нибудь понимающего в христианстве или хотя бы просто несколько брошюрок прочитавшего и пытающегося  жить по-христиански,  очевидно, что он должен перестать судить или должен всех простить. Он знает совершенно определенно, совершенно достоверно и четко, предельно конкретно: если он простит всех, то Бог его простит – это буквально строчка из Евангелия, из Нагорной проповеди: простите всех, кто имеет против вас что-то, и Бог простит вас, ведь если вы не можете простить брату его согрешений, то и Бог не простит вас.

Казалось бы, чего проще? Прости всем все – и будешь прощен Богом. Но каждый знает, что сделать это чрезвычайно трудно.

Вроде хочу, вроде мотив есть, стимул есть, желание есть, а как злился, так и злюсь, как сердился, обижался, так и обижаюсь. И каждый по опыту знает, что нужна благодать, нужно именно ее об этом попросить, ведь мы чувствуем, что сил к этому не обретаем.

Мы действительно должны опытом жизни осознать, прочувствовать, что без Бога не можем ничего сделать – одних наших намерений и желаний недостаточно для осуществления воли Божией.

Если мы прочитаем много книг по аскетике, то увидим некоторую закономерность: Промысл Божий так и действует – человек даже с самого начала, в период неофитства, горячо молящийся и постящийся, много времени проводящий в храме (и все легко ему дается), через какое-то время постигает свою немощь.

Основная, срединная траектория движения православного человека к Богу есть погружение в собственную немощь, познание своей немощи и нищеты, ибо только нищие духом владеют Царством Божиим.

Абсолютно полное, глубочайшее представление, что я без Него ничего сделать не могу. Человек доходит в этом познании немощи до того, что он, казалось бы, элементарных вещей не может сделать сам. Даже если он до этого 5 лет молился по 10 часов в день, он не может ни одной молитвы прочитать, ни правила, не может ни дня попоститься,  нив храм пойти: ему каждый шаг дается с боем.

В такое состояние собственной немощи, в сознание переживания собственной немощи человек погружается, и это не фантазия какая-то, не уникальная судьба уникального человека.

Апостол Павел уж на что великим был, разные чудеса творил, бесов изгонял, а собственного беса отогнать не мог: Бог велел ему этого ангела сатаны терпеть, чтобы Павел понимал, что избыточествующая сила принадлежит не ему, Павлу, а Богу.

И каждый из нас проживает собственную немощь, чтобы понять: когда я что-то делаю, я делаю это по благодати. Ведь в этом и состоит простота вообще жизни человеческой в Боге. Простота этой конструкции такая  бесхитростная: любой человек, молится ли он, постится ли, в храм ли ходит, делает это потому, что благодать Божия дает ему это делать.

Живи каждый день, сознавая, что все, что ты делаешь, ты делаешь силой благодати Божией, – и никаких немощей, никакого переживания своей нищеты: просто сознавай, что от утреннего пробуждения до ночного засыпания все, что ты делаешь хорошего, все, что делаешь по воле Божией, что приносит радость окружающим, мир, назидание, утешение, ты делаешь, ибо благодать Божия дает тебе это делать. Сама вера есть дар благодати. Если ты так живешь, если так способен думать, – все просто.

Но кто и когда мог так думать? Кто и когда мог сохраниться в таком ве́дении?

Каждый человек начинает приписывать все это себе. Для человека очевидно, что это же он молится, он же постится, он же добро творит, он же милостыню подает, он же в храме стоит, он же всенощное бдение творит или «Лествицу» читает. Для него же это очевидно.

Порой даже беседуешь с людьми, говоришь им эти вещи, и они смотрят распахнутыми глазами и говорят: «Ты, батюшка, белены объелся, что ли? Какая благодать? Да я это, я делаю, я! Какая благодать? Нет никакой благодати. Сроду не было никакой благодати. Сам все делаю, сам встаю, сам молюсь, сам читаю каноны, акафисты. Все сам. Благодати у меня нет». В таких случаях и приходится Богу умалять действие этой благодати, чтобы человек понял: то, что он делал еще вчера, сегодня он сделать не может.

Человеку кажется, что погода не та, соседка что-то сказала, депрессия навалилась, и он думает: «Ну ладно, завтра все будет нормально – завтра я все сделаю. Сейчас немного отосплюсь, отдохну, лекарства выпью… Завтра все нормально будет». А завтра еще хуже.

Только через неделю он начинает понимать: что-то не то. Он не может сделать очевидных вещей, которые делал всегда. Почему? Он все ищет причину на стороне, пока наконец не поймет главного. И то если ему вовремя попадется книжка какого-нибудь святого отца, того же Иоанна Кассиана, тогда он прочитает это и поймет: «Вот же о чем тут говорится! Точно! Я же сам-то ничего делать не могу – это все Ты. Все эти мелочи, все переживаемое есть действие благодати Божией». И человеку надо до конца это измерить.

А чтобы это измерить до конца и понять, что все есть действие благодати Божией, что мы немощны при всех наших желаниях что-либо осуществить, надо прожить христианскую жизнь, чтобы познать свою немощь и смириться. И тогда… Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

И вот эта мысль не то что пронзит, но она должна охватить самые глубины нашего духа, чтобы человек (даже когда он верит, или молчит, или хоть что-то понимает в этой жизни) знал, что это не он такой – это Бог все. Это просто и сложно из-за нашего греха.

Даже поговорим о совсем примитивных вещах.

Вот живет человек и умеет относиться к своей жене как должно: и вовремя утешит и выслушает, и не кричит, и не попрекает, и живут душа в душу, и для него это естественно и нормально, он счастлив. И он встречает человека, видит, что тот несчастлив в семейной жизни, и говорит: «Так ты бы жену не ругал, ты бы лучше ее обнимал и любил». А человек смотрит и моргает: «Как обнимать? Как любить? Она же, такая-сякая, на шею сядет». И тот человек, который счастлив, должен тут же осознать всем своим существом: «Значит, Бог меня этому научил. Раз другой человек этих вещей не понимает, они отнюдь не настолько элементарны, как мне до этого казалось. Раз обыкновенный человек этого не делает и не понимает, а я понимаю и делаю, явно тут без Бога не обошлось».

И так любой сектор человеческой жизни и срез человеческих отношений: миропонимание, вера, молитва, понимание этой молитвы – все, чего ни коснись, даже понимание какого-то Евангельского слова, есть действие благодати Божией.

Когда человек это понимает, он, естественно, смиренный, ибо знает, что все есть действие благодати Божией. Если сейчас действие этой благодати Божией почему-то кончится, обидится Бог или я Его прогневаю чем-то, кем я-то стану? Если Он просто умалит Свою благодать,  я же дышать не смогу, я же тогда слова молитвы забуду, я же тогда вообще ничего не смогу сделать, потому что все это Он.

На обратном полюсе подобного состояния лежит фарисейство.

Абзац 192: «Многие спрашивают, когда в нас действует благодать, – тогда ли, когда обнаруживается в нас доброе желание, или доброе желание тогда в нас обнаруживается, когда посетит нас благодать Божия? Опыт и то и другое оправдывает: Савл и Матфей, мытарь, не сами возжелали, но пожелали по призванию; Закхей и разбойник на кресте своим желанием предварили дело благодати. Так и положить надлежит: когда Бог видит, что мы хотим склониться к добру, то направляет и укрепляет нашу готовность; но если мы не хотим добра или охладели к нему, то делает нам спасительные внушения, чрез кои доброе расположение образуется или возобновляется».

Ключевое действие и свойство синергии – это совместность, то есть материал для совместного действия (содействия) должен быть и в человеке тоже. Если в человеке ничего нет, то благодать ничего не может сделать. Если в человеке хоть какая-то крупинка есть, то благодать берет эту крупинку и делает из нее то, что можно сделать, то, что может позволить человек. Если же ничего, пустота – ни одного благого пожелания или хотя бы потенциальной возможности на благодать откликнуться нет, – то ничего и нет. Это всегда синергия.

Именно это не понимается очень многими людьми, которые говорят: «Если Бог дает благодать, если она действует и люди приносят плод, почему Он не дает ее другим?» Потому, что нет ни соответствующего пожелания, ни потенциальной возможности, ни готовности откликнуться: не хочет человек. Это еще не катастрофа, ведь Бог берет какие-то другие стороны жизни человека, пытается на них воздействовать, пока (возможно, на старости лет или в какой-то иной период) не образуется нечто, какое-то желание собственно человеческое, на которое может излиться благодать.

Конечно, благодать все делает, и мы все приписываем благодати, это правильно и законно, естественно для всякого верующего и трудящегося в Боге человека. Но при этом важно понимать, что без семечка человеческой воли, без семечка человеческой энергии, без человеческого произволения, откликающегося на Божественное желание, Бог ничего не может сделать.

Но само по себе человеческое желание без действия благодати не может принести плода: любое влечение к добру, любое отторжение от зла, которое есть в человеке, благодатью усиливается – она восприемлет это и пытается довести до того результата, который это произволение имеет.

Хочет человек слабым своим естеством отодвинуться от зла (например, бросить пить), и благодать Божия помогает ему это сделать. И действительно, он сказал: «Господи, исцели меня от пьянства». Смотрит: пить не хочется – 3 дня не пьет и думает: «Вот как здорово! Сумел-таки я бросить!». И тут же срывается и напивается. Думает: «Почему? Не хотелось же». А потому, что ты подумал, что сам это сделал, а не Бог, Который тебе помог.

Так человек начинает бороться и бороться. Он может сразу понять, что это Бог помог, и тогда все будет просто. Но иногда приходится много лет тратить, чтобы понять, что это благодать  помогает, это Бог вытащил из беды, – но если бы человек не хотел от этой беды избавиться, никто бы его и не вытащил.

Записала:
Инна Корепанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс