Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (1107) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Искреннее покаяние приводит нас к искренней радости

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Искреннее покаяние приводит нас к искренней радости

№18 (1107) / 11 мая ‘21

Исследуйте писания

Сегодня архимандрит Мелхиседек продолжает отвечать на ваши вопросы – их число не уменьшилось, а даже увеличилось, причем вопросы становятся все содержательнее. Люди начинают думать, размышлять о своей внутренней жизни.

Вопрос: «Мы с другом постоянно проигрываем деньги на ставках. Если мы исповедуемся, будем ли выигрывать?».

– В таинстве Исповеди дается не только прощение грехов, но и силы преодолеть тот или иной грех.

Конечно, такое занятие – это грех, страсть. Выиграть на ставках (или в рулетку) невозможно. Если даже сначала и выиграете, потом все равно проиграете.

Мы в этом году вспоминаем 200-летие со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. Почитайте его роман «Игрок»: он автобиографичен.

Страсть в конце концов доведет до того, что потом все проиграете: никогда человек на выигрыше не останавливается и будет играть до тех пор, пока не на что будет играть. Не доходите до такого дна! Лучше не экспериментировать.

Лучше займитесь делом и деньги зарабатывайте своими руками и мозгами.

Почти аналогичный вопрос: «Скажите, заниматься инвестированием, вкладывать деньги в ценные бумаги – это грех расточительства? Разве я не могу изучать это и становиться финансово независимым, чтобы помогать нуждающимся?».

– Нужно быть хорошим специалистом, чтобы во всем этом разбираться и иметь огромное количество денег, чтобы не жалко было их потерять на таких операциях.

Такой вид зарабатывания денег – для тех, у кого их много. У кого денег мало, лучше их вкладывать в какое-то производство, что-то делать своими руками.

Деньги из воздуха – это иллюзия.

Кстати, мне понравилось одно выражение о людях, которые в 1990-е годы поехали на Запад зарабатывать деньги. Кто-то сказал: русские, когда едут на Запад в надежде заработать, думают, что их там обманут в 9-ти случаях из 10-ти; они ошибаются – их обманут в 10-ти случаях из 10-ти.

С ценными бумагами – то же самое: это до поры до времени. Надо инвестировать в производство, и лучше – в свое, насколько это возможно. Сейчас одно из самых востребованных – интеллектуальное производство.

Апостол Павел сказал: великое приобретение – быть благочестивым и довольным, и делать дело своими собственными руками. Кстати, апостол Павел зарабатывал деньги шитьем палаток – и палатки тогда шили не из брезента, а из овчины...

Старец Амвросий говорит, что надо ребенка воспитать так, чтобы он мог заработать на хлеб собственными руками. Одна из целей воспитания – передача каких-то навыков. Отец Валериан Кречетов говорит, что умение нельзя потерять и пропить. Поэтому, когда я иногда встречаюсь со школьниками, говорю им: «Важно, что в тебе, – то, что у тебя, можно потерять, а то, что в тебе, потерять нельзя».

Нужно развивать свой ум, сердце и конкретные навыки, чтобы можно было что-то делать своими собственными руками.

Есть вопросы о приметах. Мы, с одной стороны, – православные, с другой стороны, верим в приметы...

Вопрос: «Сейчас с детьми нахожусь в кризисном центре по защите женщин. Вместе со мной женщина 70-ти лет – дочь и внучка ее били, ей пришлось уйти из дома. На днях нас с детьми сфотографировала социальный работник и отдала той женщине фото. Боюсь, что эта женщина может навредить детям по фотографии: она по телевизору смотрит программы про колдунов и повязала себе на запястье красную нитку. Нужно ли забрать у нее фото с детьми? Или с моей стороны это просто суеверие и я зря беспокоюсь?».

– Чтобы было спокойнее на душе, фотографию можно забрать. Но если мы сами не даем повода темным силам своими грехами, страстями и глупостями, то невозможно насильно над нами что-то совершить.

Темные силы, безусловно, существуют, колдуны и экстрасенсы тоже в нашей жизни присутствуют, но они ничего не могут сделать, если мы будем защищены благодатью: только смертные грехи дают доступ темным силам к нашей душе. Если мы живем по Евангельским заповедям, по совести, по наставлениям Господа, то никаких колдунов бояться не надо, но и лезть к ним за услугами тоже никогда не надо.

По поводу красной нити. Вместо этого у нас, православных, есть заповеди Господни и нательный крест, данный нам при Крещении, который мы всегда носим.

Иногда люди спрашивают, что делать, если потерял нательный крестик. Конечно, это неприятно. Но любой освященный крест для христиан – это защита, охрана от всякой нечисти. Жалко, конечно, когда теряется такая реликвия, но, если это произошло, не надо устраивать особых трагедий – просто надеть другой крест. В армии, например, приходилось из проволоки делать крест, если он вдруг каким-то образом исчезал.

Следующий вопрос: «Я болею, не могу пока посещать храм. Можно ли смотреть службы по телевизору в прямой трансляции? Можно ли смотреть Литургии позже в записи, а не во время прямой трансляции? И можно ли такие телевизионные службы смотреть сидя?».

– Можно: XXI век – раньше это было невозможно. Если человек физически не может быть в храме, то почему бы этим не воспользоваться? Но вообще, эти богослужения можно заменять молитвой по Часослову, своей домашней молитвой – трансляция все-таки для новоначальных: нужно обязательно молиться своей молитвой. У многих сейчас на айфонах и утренние, и вечерние молитвы. Все это возможно, но в тот период, когда вообще нет никаких сил.

Как говорил старец Амвросий, лучше напитаться хоть сухим хлебом, чем вообще остаться голодным. Но прочитать лучше, чем послушать, а еще лучше – не прочитать, а помолиться.

Читать молитвы по молитвослову – это только начало молитвы: должно быть личное обращение к Господу – молитва это возношение ума к Богу. Чтение текста ничего не дает, ведь часто мы (по своей рассеянности, невнимательности) даже не понимаем содержания. Молитва наша должна превратиться хотя бы в краткую, но личную молитву. Вот мы с вами, например, сейчас не по книге говорим, а лично общаемся. Так мы и молиться должны.

Старец Паисий, которого мне довелось видеть на Святой Горе, говорил: Господь очень любит, когда Его дети общаются друг с другом, но еще больше любит, когда Его дети общаются с Ним. Вот это общение должно быть.

Например, когда мы приходим к какому-то директору, мы же не по бумажке читаем, а происходит человеческое живое общение. Тем более – с Живым Богом.

Следующий вопрос: «Как правильно начать Исповедь? Я понимаю, как сказать о грехе. А как начать? Словами: ˮГосподи, прими мое покаяниеˮ – или: ˮБатюшка, хочу исповедатьсяˮ? С чего обычно начинается разговор?».

– Мне кажется, ничего не надо выдумывать. Начните с самых простых слов: «Батюшка, здравствуйте, я Вам хочу сказать, что у меня в жизни было такое-то и такое-то». Или: «Батюшка, благословите, хочу открыть свою душу». Заранее ничего учить не надо. Вообще, перед этим надо помолиться: «Господи, дай мне благодать сказать, батюшке – услышать, а мне – принять и исполнить сказанное» – чтобы не получилось так, что будем вокруг да около, а по существу ничего не скажем. Вот так нужно помолиться, и Господь все устроит: радость бывает на небесах об одном грешнике кающемся. Если уж Господь довел до Исповеди, то даст и силы, и мысли.

Некоторые люди ничего не могут сказать, тогда можно молча дать батюшке записку: иногда лукавый так делает, что человек даже двух слов связать не может, не получается диалог – мешает страх, недоумение или бесовская зависть, что человек решил расстаться с грехом. Оптинские старцы советовали: если не можешь сказать, напиши. Может быть, четко сформулированное будет понятнее и важнее, чем когда своими словами вокруг да около. Устная Исповедь важна, но написанный лично вами текст никак не умаляется.

И списывать грехи ни у кого не надо. Однажды был такой случай. Подходит на Исповедь девочка 7-ми лет, грехи написаны на листочке. Я читаю: «Каюсь, что обижала кошку, но кошки у меня нет». Я у нее спрашиваю, как так получилось. Она говорит: «А я у Таньки списала». Поэтому если уж у вас и будет Исповедь написана, то пусть она будет именно вашей, а не списанной с чужой жизни.

Вопрос: «Можно ли просить епитимью у священника, у которого исповедуюсь, если чувствую, что одной Исповеди мало?».

– Дело в том, что епитимья не наказание, епитимья – это лекарство.

У больного человека, когда прошла какая-то операция, должна быть и стадия реабилитации. Мало сделать операцию, очень многое будет зависеть еще и от периода реабилитации.

Исповедь – это, можно сказать, вырезание опухоли через сердечное искреннее покаяние с обещанием и внутренним расположением никогда больше к этому греху не возвращаться: мы категорически отрезаем грех, и нужен период реабилитации, чтобы к этому греху больше не возвращаться. Для этого священник дает тот или иной совет.

Прежде всего нужно чтение Евангелия. Архимандрит Кирилл (Павлов) говорил: читайте Священное Писание, запоминайте Священное Писание, чтобы исполнять Священное Писание. Как ты начнешь новую жизнь, если у тебя не будет реального ориентира в уме и сердце? Когда человек вникает в Писание, все греховные мысли, как ластиком, потихоньку стираются (Федор Михайлович Достоевский говорит: не занимайте своего ума злыми мыслями и воспоминаниями, а то не останется места для хороших впечатлений).

Телезритель, задающий вопрос, чувствует, что ему мало только «операции», что должна быть реабилитация. Священник даст совет, то или иное духовное упражнение (будь то чтение Евангелия или молитв, более частое посещение богослужений). Это будет его отеческий совет.

Молодой человек 15-ти лет задает вопрос: «Могу ли я креститься вновь, если меня крестили в 7 лет? Это было рано. Просто один служитель сказал, что Крещение в детстве ничего не значит: это был неосознанный выбор. Но креститься дважды нельзя. Что же делать?».

– В Символе веры сказано: «Исповедую едино Крещение во оставление грехов». Служитель сказал, что «Крещение в детстве ничего не значит»? Нет!

Приведу актуальный пример, и будет понятно. Человек сделал прививку – сделал осознанно, целенаправленно. А в детстве, с самого рождения, нам делали прививки от кори и туберкулеза. Спрашивается: эти прививки действенны? Люди могли сделать эти прививки в более поздний период, осознанно. Но изменилось ли что-нибудь от того, осознанно была сделана прививка или неосознанно в детстве, по воле наших родителей? Конечно, никакой разницы нет. Святитель Василий Великий говорил: пусть дитя будет крещено в младенчестве, чтобы греховная язва, заложенная в нем через наследование первородного греха, не увеличилась. Ведь что такое первородный грех? Это удобопреклонность к греху.

Всех нас с детства тянет к греху, к эгоизму больше, чем к самоотверженному служению и альтруизму. Чтобы язва греховная не увеличилась, пусть младенец будет крещен в детстве, чтобы благодать начала действовать изнутри...

Зачем же дожидаться, когда человек осознанно придет к вере? А если не придет? А если человек, которому в детстве не сделали прививку, заболеет корью или туберкулезом и умрет?.. Поэтому надо с детства сделать прививку к Древу Жизни, к Церкви, к воинству Христову, заранее записаться в армию Христову, а не тогда, когда начнутся военные действия, а мы окажемся ни за кого – ни за белых, ни за красных, ни за Христа, ни за дьявола.

Маленькому ребенку, когда он садится за стол, никто не говорит: мол, вырастет – сам определится. Родители дают ему ложку в правую руку и учат правильно ее держать. Вы надеваете на мальчика в детстве брюки, на девочку – юбку и не ждете, когда ребенок сам в этом определится.

Мы с раннего детства ребенка учим хорошим манерам, многие – азбуке, английскому языку и так далее? Давайте дождемся, когда ребенок вырастет большим и сам определится с манерами, языком. Может, и со школой он должен сам определиться: идти ему в школу или не идти? Мы же этого не дожидаемся.

Мы за своего ребенка определились, что он должен быть православным христианином и должен быть привит к Древу Жизни через таинство Крещения.

Крестимся мы один раз. Так и говорим в Символе веры: «Исповедую едино Крещение во оставление грехов».

Следующий вопрос очень серьезный: «Как подготовиться к вечной жизни?».

– Если коротко – жить по Евангелию. Евангелие – именно для того, чтобы мы были с Господом вечно, и в той жизни, и в этой. Господь говорит: «Кто соблюдает заповеди Мои, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам».

Мы всю жизнь что-то пытаемся делать, каемся, исповедуемся, но Евангельского идеала достигнуть не можем. Но это вовсе не означает, что мы не должны жить так, как сказано в Евангелии. Спасаемся мы, с одной стороны, своим трудом и смирением, с другой стороны – благодатью Господней: Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя. Оставить грехи поможет только благодать Господня.

Следующий вопрос немножко унылый: «Как побороть свою ненависть к людям? Уже доходит до того, что начинает вымораживать от людей настолько, что просто нет никакого желания выходить из дома: живу один. Из-за этого проблемы на работе. Каждый день наблюдаю жестокость людей, пытаюсь найти добрые поступки в отношении людей друг к другу, но все тщетно. Понимаю, что судить нельзя, иначе судим буду. Пытаюсь побороть это в себе, но не получается. 3 месяца уже в таком состоянии, и становится только хуже».

– Есть замечательный фильм «Огонь»... Во-первых, все зависит от «очков»: если надеть черные очки, то все будет в черном свете. Надо снять эти очки. И второе: надо жить не в своей скорлупе, а попробовать помочь хоть одному человеку. Выбери самого близкого человека, позвони ему и подними настроение или чем-нибудь конкретным помоги. Сделай конкретное маленькое доброе дело – и взгляд на мир и людей начнет меняться.

Откуда появится свет, если ты в темной комнате сам не зажжешь свечу?

Соседу, другу, школьному приятелю сделай доброе дело, чтобы настроение хоть чуть-чуть изменилось в лучшую сторону. А если всех рассматривать через микроскоп, то, конечно, много чего можно найти...

Еще один интересный вопрос: «Возможна ли духовность у атеиста? В СССР была ли духовность? Вообще, фильмы, картины, музыку советского времени можно отнести к сфере душевности, нравственности или духовности?».

– Духовностью в советское время называли посещение театров, выставок – так и говорили: у него была богатая духовная жизнь. Духовной жизнью мы называем только одно – приобщение к благодати Святого Духа. Духовная жизнь – жизнь по Евангельским заповедям. Все остальное – душевность. Но душевность и нравственность приводят к духовности. Кто-то из мудрых людей сказал: познание Бога лежит на пути исполнения Евангельских заповедей.

Бога люди могли не знать, Христа могли не знать, Православия могли не знать, но принципы Евангельских заповедей знали, по ним жили и ими делились. Целомудрие, верность, добросердечие, жертвенность, патриотизм, альтруизм, щедрость: в наше время этим были пропитаны бардовские песни, стихи, фильмы, которые свидетельствовали о дружбе, жертвенности, чистой любви, преданности, верности слову и чести – особенно о верности слову и чести фильмов было чрезвычайно много. Они воспитывали и были проводником к принятию Евангелия, христианства – это была почва...

Спасибо большое, отец Мелхиседек! Как всегда, на все вопросы не ответили – продолжим в следующий раз. Хотелось бы услышать Ваше напутствие телезрителям...

– Самое главное, понимать, что телесное воздержание, богослужения – ради того, чтобы мы стали лучше. Если мы станем лучше – и у нас все будет лучше: Господь радуется, когда блудники становятся целомудренными, жадные – щедрыми, гневливые – кроткими и смиренными. Господь радуется, когда мы обновляемся. Как сказал апостол Павел, сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Всем желаю, чтобы мы сеяли день и ночь в дух и поменьше в плоть. Помогай нам в этом милосердный Господь!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-10-04;
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-17-04

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс