Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (1103) → Священник Иоанн Тераудс: Богослужения Великого поста

Священник Иоанн Тераудс: Богослужения Великого поста

№14 (1103) / 5 апреля ‘21

Беседы с батюшкой

111Очень интересное богослужение совершается дважды в неделю, в среду и пятницу: Литургия Преждеосвященных Даров. Давайте подробнее об этом расскажем.

– Литургии Преждеосвященных Даров возникают с достаточно ранних времен христианства. Совершались они потому, что в дни Великого поста, во время особенного усиленного моления, определенной скорби такое богослужение, как Литургия, было бы не совсем уместным. Более того, монахи в дни Великого поста уходили в пустыню, поэтому они не совершали Литургию.

Наши полные Литургии совершаются вечером только в Великую Субботу, накануне Крещения и накануне Рождества (в сочельник), в то время как в дни Великого поста среда и пятница – это особенно постные дни. Поэтому предполагалось полное воздержание от еды и пития до захождения солнца и причащение соединялось с вечерним богослужением.

Есть много исследований по поводу Литургии Преждеосвященных Даров (особенно наших дореволюционных литургистов, преподавателей Московской духовной академии, профессоров этой и Санкт-Петербургской духовной академии), которые обращали внимание на то, что в древности Преждеосвященная литургия воспринималась как богослужение освящения Чаши: полная Литургия не совершается – есть Преждеосвященные Дары, которые по вложении их в Чашу освящают вино, находящееся в потире, и оно становится Кровью. Было такое представление на Востоке в Древней Церкви.

Впоследствии из-за определенных литургических реформ времен Петра Могилы (Киевского святителя) наши Служебники немного изменили, и мы сейчас поступаем несколько иначе.

Преждеосвященная – это действительно очень праздничная вечерня, по окончании которой совершается причащение мирян. И очень важная традиция, которая была подчеркнута документом «Об участии верных в Евхаристии», утвержденным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви: что в идеале эта Литургия должна совершаться именно вечером. Из практики совершения Преждеосвященной литургии вечером скажу, что когда песнопения, предназначенные именно для времени захождения солнца, совершаются в свое время, то совсем другое восприятие этой Литургии.

111Например, «Свете тихий».

– «Свете тихий», «Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою: воздеяние руку моею – жертва вечерняя» – все это при вечернем свете, когда за окном уже становится темно. И когда ты постишься целый день, у тебя не «евхаристический сон», а действительно Евхаристический пост. Это тоже очень настраивает тебя на вечернюю встречу с Господом Иисусом Христом.

111И, конечно, это молитва «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат», там действительно очень трогательные слова.

– Мне кажется, вся эта Литургия проникнута какими-то особенными и трогательными моментами.

111Поэтому очень важно провести ликбез: если кто-то что-то не понимает, надо поскорее это узнать – и служба станет другой. Не только лучше поймешь, но, может быть, что-то еще проснется в душе.

– Вообще, когда приходишь на великопостные богослужения (именно седмичные), с большей радостью воспринимаешь субботу и воскресенье, действительно видишь в них качественно иные дни, по-другому воспринимаешь полную Литургию – для тебя она действительно становится Пасхальным торжеством.

111Кто поет на клиросе, знает, когда в пятницу вечером появляется Октоих. Шутили даже, что пост закончился, начинаются воскресные стихиры. Соответственно, в субботу всенощное бдение, в воскресенье – малая Пасха так и остается на своем месте.

– Я помню первый очень сознательный пост, когда я не ходил в школу, приходил каждый день на богослужения как чтец. Мы даже решили с алтарниками кафедрального собора не есть первые 3 дня Великого поста вообще, даже не пили первый день полностью (видно, юношеский максимализм взыграл).

111Получилось?

– Да, получилось. Правда, очень тяжело было вставать и читать. Я больше такую практику не предпринимал.

111У нас тоже был случай голодного обморока. Поэтому не надо шутить с уставом.

– Факт в том, что, когда наступила суббота, у меня было ощущение, что это действительно просто Пасха. Я очень люблю великопостные богослужения, но Литургия после всех этих дней совершенно по-другому воспринимается.

111Богослужение, которое тоже бывает только Великим постом, – это пассия: есть такая традиция, любимое богослужение, когда мы вспоминаем, по сути, Страстную пятницу. Она совершается каждое воскресенье поста – читается страстное Евангелие каждого евангелиста, вспоминаются крестные страдания…

– Действительно, оно не своевременно и является некоей компиляцией песнопений, чтений дней Страстной седмицы, к которой мы еще только придем. Страстная седмица выделяется, она уже находится вне Великого поста (великая Четыредесятница заканчивается в пятницу 6-й седмицы – в пятницу ваий, перед Лазаревой субботой).

Но на самом деле пассия для многих – это еще один повод прийти в храм. Может быть, это другой подход.

Я, например, на приходе не служу пассию, но, если получается, стараюсь служить великую вечерню: мне очень нравятся великие прокимны в воскресные дни Великого поста. Я приходил на архиерейскую пассию. Мне очень нравится это богослужение, когда есть большой хор (хоров может быть даже 2). Я преподаю в семинарии, и мы по традиции в дни Великого поста отправляется в Московскую духовную академию, в Троице-Сергиеву лавру, чтобы увидеть пассию там – это совсем другое впечатление.

Сказать, что оно какое-то плохое, я не могу: я считаю, что любое богослужение не может быть плохим. Да, оно может быть несвоевременным, неправильным с точки зрения буквалистического подхода, не так составленным, ведь акафисты мы не читаем в дни Великого поста. Но в то же время разве я судья тем, кто любит эту пассию?

111Тем более богослужения иногда для нас важнее, чем для Бога. Здесь оно чтобы мы как-то настраивались...

– Кто я такой, чтобы осуждать тех, кто его любит? А они осудят меня, скажут, что я что-то напридумывал, модернист.

111Но все равно при этом нужно знать, откуда оно пошло и как совершается.

– Оно действительно стало активно использоваться именно в XIX веке, в XX веке стало распространяться по приходам. Да, если мы обратим внимание на пение акафиста, то у нас за дни Великого поста должен быть только один акафист «Радуйся, Невесто Неневестная» в Субботу акафиста. Вообще, богослужение знает только один акафист, других просто не существует в нашем Типиконе, но в то же время акафист Страстям Христовым присутствует. (Кстати, в некоторых приходах служат пассию, но без чтения акафиста – только с чтением Евангелия.)

Еще стоит отметить, что дни Великого поста в современной традиции Русской Православной Церкви преизобилуют чтением Евангелия. На часах мы прочитываем все Четвероевангелие: прочитывать Четвероевангелие в первые 3 дня Страстной седмицы – это большая нагрузка, иногда неподъемная. Вот ее и распределяют по всем дням поста.

Важно это прочувствовать, открыть для себя. В каждый Великий пост, наверное, в каждом человеке происходят изменения, если действительно со всем усердием подходить к этому периоду. Можно пожать много плодов, а можно, наоборот, много потерять. Поэтому, конечно, это время опасное. Но в то же время очень благодатное, потому что ведет нас к Пасхе Христовой, к Страстям Христовым.

111Какие еще есть важные богослужения? Например, Суббота акафиста Пресвятой Богородице...

– Мариино стояние на 5-й седмице поста, в четверг, когда мы прочитываем весь Канон Андрея Критского сразу. Но в то же время немного снижается уровень кафизм в этот день, чтобы не перенасытить богослужение и не сделать его совершенно неподъемным.

Стоит обратить внимание на Крестопоклонную неделю: 3-я неделя поста – в некоем центре. Со среды этой недели мы уже начинаем молиться «о готовящихся к святому Просвещению»: древняя практика Церкви предполагала, что люди, готовящиеся к Крещению, к этому периоду уже подходили к финальной стадии и в Великую Субботу крестились.

Интересная заметка, которая никогда не видна: у канона Кресту Господню есть Пасхальные ирмосы. И если вспоминать о том, что ирмос должен быть неким напевом, то получается, что канон Кресту должен петься пасхальным напевом. Это должно нас уже немного приближать к воспоминанию о Воскресении Христовом: если есть только Крест, но нет Воскресения, если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, по слову апостола Павла из его Послания к Коринфянам.

111Тоже особое богослужение, когда в конце всенощного бдения происходит воздвижение Креста Господня.

– Кстати, интересный факт, что в Древней Церкви действительно чтение Евангелия совершалось после Великого славословия. И остатки этой практики мы замечаем на утрене Великой Субботы (погребение Плащаницы) и в день изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Этот выход после Великого славословия – древний атавизм.

111Я этого не знал. Похвала Пресвятой Богородицы – для певчего очень выматывающее богослужение, но очень радостное, ибо оно делится на несколько частей, – удивительная служба! Почему она появляется Великим постом?

– На самом деле Константинополь был очень лакомым кусочком для тогдашнего мира, его осаждали бесчисленное количество раз. И всякий раз Божественная помощь спасает этот город от разграбления и разрушения (если мы забудем о падении Константинополя и о крестовых походах, которые очень сильно повредили этому городу).

Однажды народ привлекается пением акафиста (он достаточно древний). Всю ночь люди не садятся и воспевают Богородицу, Которая стала их Воеводой за этот город, их лидером: Она помогла городу снова выстоять. Естественно, как часто бывало в древности, чтобы это событие не было предано забвению, было установлено, что в дни Великого поста в субботу 5-й седмицы будет совершаться такое акафистное пение. И действительно оно сохраняется в Церкви по сей день. Это, наверное, одно из любимейших богослужений наших прихожан, любящих акафисты, и тут оно сопровождается многократным каждением всего храма, малыми выходами.

Очень интересный случай я знаю, связанный с Похвалой Пресвятой Богородицы. Владыка Иоасаф (Овсянников), архиепископ Ростовский и Новочеркасский, очень любил Пресвятую Богородицу и молился, чтобы Господь сподобил его умереть в какой-то из дней памяти или торжества Пресвятой Богородицы. Была как раз Похвала Пресвятой Богородицы, он вышел на первую часть акафиста, прочитал ее, зашел в алтарь, сел на свое архиерейское место в полном архиерейском облачении. И вот уже вторая часть акафиста. «Владыка, выходим, вставайте» – а он уже холодный. «Скорая» приезжала забирать его прямо из алтаря. Свидетелем этого события был один близкий, дорогой моему сердцу человек.

Владыка скончался прямо во время богослужения на Похвалу Пресвятой Богородицы. Конечно, это событие не предано забвению, есть священники в Ростове-на-Дону, которые друг другу его пересказывают. Владыка Иоасаф был очень милостивым архиереем, очень многим помогал за свою архиерейскую практику, и его с благодарностью и любовью вспоминают. Сейчас его могила находится за стенами кафедрального собора, за алтарной частью.

111А в какие годы это было?

– До Владык Владимира (Сабодана) и Владимира (Котлярова) – этот архиерей был перед ними.

111Какая смерть – в архиерейском облачении, в алтаре...

– Наверное, это самая лучшая смерть, когда ты умираешь во время богослужения. Особенно для человека, у которого нет семьи, который всю жизнь посвятил Богу, как любой монах: конечно, семейный человек всегда хочет, чтобы рядом с ним были и Бог, и Церковь, любимая им, и близкие люди, тоже им любимые, – дети, жена.

111Удивительно, как потом служба продолжилась (ее же нужно продолжать).

– Да, а что делать...

111Это удивительная история… Продолжаем наш разговор о богослужениях Великого поста. Значимые моменты мы практически все разобрали – Вы так трепетно и легко рассказываете о богослужениях. Что-то еще интересное и важное из Вашей личной практики есть, чем Вы могли бы поделиться с нашими телезрителями?

– Для меня еще очень интересное и важное богослужение – день памяти Федора Тирона. Это 1-я седмица поста, пятница. В моей семье это особенный день: готовим коливо мы дома. Мне приходится вставать где-то в 4 часа утра, чтобы пшеницу, которую я поздно ночью ставлю вариться, выключить, повесить ее в марле на специальный подвес.

Мы нашли афонский рецепт еще в 1-й год моего служения в 2015 году, и с этого момента каждый Великий пост делаем такое коливо, потом супруга занимается его украшением (мы все надеемся сделать специальный трафарет, чтобы сделать прямо икону, но обычно это крест с Голгофой). Действительно, очень красивые получаются картины, коливо специально обсыпают пудрами различного цвета, и оно получается достаточно сухое, сытное.

Это богослужение особенное. Оно как бы уже в преддверии субботы, немного переходит в субботу. И сами события, связанные с мучеником Федором Тироном, тоже очень раскрывают его образ для меня лично: это забота о Церкви и забота о чувствах верующих.

На самом деле, как говорит апостол Павел, идоложертвенное есть ничто, поэтому идоложертвенное или нет – не суть важно. Но великомученик Федор Тирон является епископу города и говорит: «Вас хотят посрамить, вся пища на рынке окроплена идоложертвенной кровью». (Почему? Наверное, узнав, что они вкусили идоложертвенное, многие очень смутились бы.) И это значит, что Господь заботится о наших чувствах, которые не всегда можно оправдать какими-то серьезными аргументами, но которые есть. Мне кажется, это тоже важный момент 1-й седмицы Великого поста.

111Например, в греческих монастырях на Афоне коливо дают часто. А у нас на Федора Тирона и на поминки и отпевания делают что-то похожее.

– У нас очень странная традиция в России (я сам служил на кладбище). На отпевание все время приносят либо драже разноцветное, либо рис. Но мы не в Китае, и коливо с рисом и изюмом никак не связано – это должна быть пшеница. И сама идея пшеницы – она же Евангельская: человек подобен семени, которое не воскреснет, пока не умрет. Соответственно, именно пшеничное зерно должно здесь быть. Мы же все-таки в восточной культуре, не рис должен быть, а пшеница, но у нас почему-то большей популярностью пользуется рис.

111Может быть, из-за доступности? Пшеницу в магазине не так легко купить.

– Скорее, в магазинах для здорового образа жизни ее можно найти.

111Получается, что у нас в году только раз коливо делают. Я бывал на Афоне, и когда длительное всенощное бдение, появляется коливо – или это не коливо?

– Все верно, это коливо. В нашем Служебнике описана молитва на коливо без упоминания Федора Тирона. Там просто упоминание святого (имярек): это может быть Сергий Радонежский, Серафим Саровский – кто угодно.

А это традиция общей трапезы (на самом деле, хорошая традиции), там поминание усопших. Я знаю, что на отпевании ряда протоиереев (и даже одного из епископов) с недавнего времени стояло именно коливо, тоже украшенное, с крестом.

Действительно, если кто-то хочет принести в храм коливо (любит какого-то святого и хочет так послужить церковной общине), то он вполне может дома сварить коливо, украсить, принести и сказать: «Батюшка, я очень люблю этого святого и хочу, чтобы в день его памяти мы все поели моего блюда, которое я сделал».

111Священник читает молитву, поется тропарь.

– Еще читается канон этому святому, молитва. Более того, в этой молитве отражено прошение не только что это в память о том или ином мученике или святом, а еще и чтобы Господь даровал свое благословение тому, кто это сделал.

111Что Вы посоветуете почитать людям, которые хотят понять богослужения Великого поста? Есть ли какие-то пособия?

– Да, есть. Для меня самое бесспорное пособие – «Избранные поучения» Иоанна Златоустого. Зачастую на них не хватает времени вне Великого поста, а тут как раз время появляется. У митрополита Антония (Сурожского) есть даже сборник с проповедями на дни Великого поста и с какими-то важными моментами.

Может быть, стоит заняться своей молитвой. Тоже можно взять книгу того же Антония (Сурожского). Можно взять книгу «Великий пост» протоиерея Александра Шмемана – он старался с литургической точки зрения на все обратить внимание. У архимандрита Кирилла (Павлова) есть книга «Время покаяния» с его проповедями на дни Великого поста.

111По традиции, прошу Вас обратиться к нашим телезрителям.

– Дорогие друзья, всех вас поздравляю с наступлением этой весны духовной. Надеюсь, что дни Великого поста не принесут нам никаких невзгод, никаких нехороших обстояний, а наоборот, помогут активизировать свою духовную жизнь и дать простор в наших отношениях с Богом. Пусть хранят вас Господь и Матерь Божия!

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс