Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (1103) → Священник Александр Волков: Жизнь христианина в целом, и молитва в том числе, должны быть осмысленным движением к Богу

Священник Александр Волков: Жизнь христианина в целом, и молитва в том числе, должны быть осмысленным движением к Богу

№14 (1103) / 5 апреля ‘21

Беседы с батюшкой

Мы живем в мире телевидения, радио, социальных сетей: много информации и ее источников. Как во время поста начать контролировать для себя информационные потоки, чтобы они не отвлекали от цели?

– Действительно, источников очень много, но по большей части мы сами оказываемся источником, который вокруг себя распространяет всяческую информацию. Конечно же, надо каждому из нас понимать, что должна быть существенная ответственность в пост за то, что мы говорим, о чем думаем и как ведем себя с другими людьми.

Если говорить о связях с внешним миром через телевизор, интернет и прочее, думаю, здесь надо сделать очень простой шаг: просто все это выключить. Кто-то удаляет аккаунты из соцсетей или просто выходит из них, кто-то выключает телевизор, выдергивает вилку из розетки. И это тоже, наверное, какое-то усилие для кого-то.

Мне кажется, мы сами для себя создаем слишком много несущественных проблем. Нужно просто осознать уровень своего ограничения как нечто простое. Например, я не смотрю телевизор, только по рабочей необходимости захожу в социальные сети.

Не самая это большая проблема в жизни, не думаю, что на ней нужно делать акцент.

Конечно, есть люди пожилые, которые свыклись с телевизором как со своим ближайшим другом и просто не могут без того, чтобы не работал голубой экран. Это немного другая история, но в целом, конечно, человеку средних лет вполне можно найти в себе силы, чтобы ко всему этому не прилепляться – по крайней мере 40 дней.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «В Книге Бытие сказано, что в начале сотворил Бог небо и землю. Но, как толкуют, небо – это духовный мир, а земля – материальный. Когда мы обращаемся к Богу, называем Его Отцом Небесным, то есть духовным Отцом. Но когда Его о чем-то просим, в основном все наши просьбы замыкаются на бытовых, материальных вещах, о духовном мы особо не просим. Может быть, поэтому Он и не слышит наших материальных просьб?».

– Действительно, так. Это констатация нашей общей проблемы – того, что мы плохо умеем молиться, ибо по большей части не понимаем, о чем нужно молиться.

Мы молимся о том, что нам дорого и важно здесь и сейчас, а Господь в Евангелии сказал, что не нужно печься обо всем, что тебя окружает, ведь об этом уже позаботился Небесный Отец. Для каждого христианина действительно очень правильный подход – молиться не о том, что сейчас кажется важным исходя из нынешней ситуации (заболела рука или нога, ребенок поступает в вуз или какая-то проблема с собачкой), а в первую очередь о спасении своей души – все остальное Господь приложит.

Но мы не умеем доверять Богу. Мы не умеем молиться, ибо не умеем доверять Богу. Молитву «Отче наш» мы проскакиваем и совершенно не понимаем, что эта молитва – ключевая, коренная, стержневая молитва христианина, в ней каждое слово исключительно важно, а слова «да будет воля Твоя как на небе, так и на земле» – те, которыми мы на самом деле должны мотивироваться в нашей жизни. Но этого не происходит, мы не отдаем Богу наше доверие, не говорим: «Да, Господи, пускай будет воля Твоя на земле, в моей жизни». Мы говорим: «Нет, Господи, давай делай так, как я хочу».

Конечно, мы к своему Небесному Отцу обращаемся со всякой бессмысленной земной суетой: то, что христианину нужно в этой жизни получить, от чего он должен быть ограничен, Бог знает лучше нас. Хорошая молитва будет только тогда, когда мы будем действительно Богу доверять. Это очень сложная и важная задача для каждого из нас. Я думаю, что в течение Великого поста это задача, которую каждый христианин может себе поставить: учиться молитве.

Но как научиться доверять? Простой пример: нужно каждый месяц платить за снимаемую квартиру или оплачивать бензин для машины. Значит, нужно месяц работать – заботиться о завтрашнем дне.

– Одно дело – работать и выполнять то, что должно. А другое дело – внутренне суетиться о том, что будет, переживать и этим заполнять все свое внутреннее состояние: свое сознание погружать в постоянное переживание о том, что будет, что произойдет. Прогнозировать, выстраивать какие-то схемы наперед, на будущее и так далее – это суетность, пустота, от которой нас в том числе уберегает в своей молитве Ефрем Сирин. Когда мы молимся об избавлении нас от духа праздности, мы как раз молимся, чтобы у нас не было внутреннего праздноумия, пустоты в нашей душе, которая заполнится всякой житейской ерундой.

Вопрос не в том, что мы не должны работать или заниматься тем, что нам необходимо делать для своей жизни, для ее обеспечения, а в том, чтобы не суетиться сверх того, сколько необходимо.

Все, что человек должен делать, он должен делать, а все, что необходимо, Господь Сам устроит так, как для человека нужно. И, конечно, очень важно уметь принимать волю Божию о себе и осознавать, что не всегда, когда мы применяем серьезные усилия, все получается: это тоже нужно принимать.

Мы не всегда действуем вместе с волей Божией, иногда идем вразрез с ней, и нужно остановиться, подумать и посмотреть вокруг себя. Принятие воли Божией о себе, о своей жизни – это очень важная составляющая нашей жизни и нашего спасения.

Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Вы сейчас затронули тему, которая, мне кажется, волнует все человечество: мы не умеем молиться. Действительно, это невыносимо… Нас так воспитали. Но Господь ведь знает наши немощи, мы молимся как умеем. Мы же не просто так говорим в потолок или в воздух, Он же принимает нашу молитву, знает наши сердца».

– Действительно, эта тема беспокоит каждого нормального христианина, каждого, кто имеет хоть какой-то опыт молитвы, пусть не всегда удачной, полноценной, не очень глубокой. Но все же когда опыт есть, ты понимаешь, что в твоем молитвенном состоянии очень многого не хватает.

Молитва – это школа: не однократное действие, а постоянные усилия над собой. Молитва, разумеется, связана с тем, как мы живем, зависит от нашей жизни. Не может быть хорошей, правильной, настоящей молитвы у человека, не живущего внутренней содержательной жизнью христианина.

Конечно, молитва может быть у человека в самый последний момент жизни. В этом смысле мы всегда должны вспоминать молитву благоразумного разбойника, который последними словами своей жизни заслужил себе спасение. Ведь это тоже была его молитва, его обращение к Богу. Но тут важно, что обращение к Богу в последний момент было осмысленным. Он обратился к Богу, Которого принял здесь и сейчас в свою душу, в свое сердце, осознав, что рядом с ним находится живой Бог, и обратился к Нему так, как нужно было и как это было действительно полезно и спасительно для его души.

Так и наша молитва должна быть осмысленной, иметь внутреннее содержание. Несомненно, Господь принимает всякую молитву – искреннюю и от сердца. Но не нужно в этом смысле себя обнадеживать и расслабляться: думать, что мы можем что-то такое бормотать про себя или выстаивать часами службу, не понимая, что происходит на ней, и думать, что «мы молимся ногами», а не умом или сердцем, и что «это тоже Господь принимает» – это все лукавые размышления, которые приводят нас к лени, расслабленности, к тому, что мы начинаем думать, что на самом деле этого вполне достаточно. Так мы не двигаемся вперед, стоим на месте.

Но жизнь христианина в целом, и молитва в том числе, – это осмысленное движение к Богу, которое должно у христианина начинаться с понимания, о чем я молюсь, как молюсь, какими словами… Ведь молитва – это мысль, только обращенная не к человеческой суете или другому человеку, а к Богу. Какой должна быть эта мысль? О чем должен думать человек, обращаясь к Богу? Это осмысленное высказывание, формулируемое в голове, на своем языке, потому что молитва не может быть только про себя. Очень важно, чтобы она совершалась человеком и вслух.

Чтение вечернего и утреннего правила – это чтение правила, произнесение (часто про себя) неких молитв. Но одно дело произнести молитвы, другое дело молиться – это совсем разные вещи. И в этом смысле нам тоже очень важно учиться молиться и своими словами, и от себя и понимать, о чем мы молимся.

Вопрос телезрительницы: «Существуют заповеди Божии, обетования. Все, что сказано в Библии, – непреложно. А еще существует духовный мир и духовные законы. И мне интересно: нарушает ли Бог духовные законы? Физические законы Он может нарушать, это мы знаем, а вот по поводу духовных – часто мы не получаем должного наказания, хотя вроде как закон должен действовать. Обязательно ли действуют эти духовные законы вне Бога или все-таки Он решает, когда, что и как? И тогда в чем Он верен, ведь в Библии сказано, что верен Бог?».

– Вопрос очень сложный, почти неразрешимый. Над проблемой существования зла бились лучшие умы и богословы. И нет конкретного конечного ответа, почему зло в нашем мире существует: если я правильно понимаю вопрос, то телезрительница спрашивает, почему существует зло.

Часто мы не видим достаточного воздаяния за зло, если существует некий духовный закон, по которому добро должно торжествовать над злом.

Это очень сложно понять и осознать, для этого нужно понять, откуда возникает зло и где, в какой момент существования вселенной оно появилось. Но мы понимаем, что зло возникает вне Бога, борется с Богом и хочет на свою сторону увести человека. Здесь надо понимать, насколько мы можем дать ответ на вопрос, почему Бог не прекращает действие зла, почему Он допускает его существование в принципе: если Он Всеблагой, то почему Он допускает существование зла?

Есть несколько вариантов ответа на этот вопрос. Самый подходящий будет в том, что зло в нашей вселенной существует потому, что человек сам создает зло и становится его источником (исходя из свободной воли, которой его наделил Бог).

Человек воспользовался свободой воли не во благо себе и был отдален от Бога: не смог быть рядом с Ним. Первый грех нам показывает возникшее сразу отдаление человека от Бога – Адам и Ева спрятались где-то в кустах, и Бог, проходящий рядом, не смог их найти. А им было стыдно, они ушли, поняли, что не могут находиться перед Лицом Божиим.

Это очень важное понимание того, что такое грех и что такое зло.

Зло несовместимо с Богом, с блаженством и вечностью, куда Бог хочет вернуть человека. И в этом смысле неправильно ставить вопрос, может или не может Бог нарушить какой-то закон: это несколько ограничивает Бога. Конечно, Бог не то что не может нарушить закон: просто Он выше закона – Богом как бы вбираются все законы, но Бог никак не детерминирован, не оказывается детерминированным, тем или иным законом – даже духовным. Здесь просто некоторые довольно искусительные философские размышления, которые могут привести к неправильным выводам.

Но я думаю, что все же нужно зафиксироваться на мысли, что зло в первую очередь проистекает от свободной воли, свободного выбора человека, и Бог, поскольку Он заложил закон свободной воли, не нарушает его внутри человека. Поэтому Он дает человеку возможность самому исправиться настолько, насколько это возможно самому человеку, и настолько, насколько Он ожидает того, чтобы человек вернулся к Нему, как вернулся блудный сын к отцу в известной притче. Наверное, это ответ на вопрос, почему существует зло: оно существует потому, что Бог ждет, и милосердствует, и хочет, чтобы человек сам к Нему вернулся.

Впрочем, есть еще одно, о чем говорят святые отцы в этом смысле, – Бог всякое зло, существующее в этом мире, направляет ко благу. Это тоже очень важная часть этого понимания.

Помните, в «Фаусте» спрашивается: «Ты кто? – Часть силы той, что без числа Творит добро, всему желая зла»? Бог и силу зла, насколько это возможно, всегда направляет для спасения человека, к добру. Это тоже парадокс: ими во множестве наполнено наше размышление о вечности, о добре и зле.

Вопросы телезрителей. Вы сегодня говорили о молитве Ефрема Сирина, о праздности – и вот вопросы об унынии: «Как бороться с унынием?». Второй вопрос более точечный: «У меня уныние и депрессия. Что делать?».

– Между унынием и депрессией существенная разница. Депрессия – состояние, требующее в том числе медикаментозного лечения. С депрессией нужно идти к врачу и бороться с ней именно таким образом. В этом нет ничего постыдного, плохого. Это часть нашей жизни.

Что же касается уныния, это духовное состояние напрямую связано с отчаянием. Есть огромный пласт духовной литературы, в которой святые отцы говорят об этом как об одном из самых страшных состояний человека. Чтобы бороться с унынием, для начала нужно понять, действительно ли ты в нем находишься, ибо уныние – это не то же, что грусть, печаль, хандра, это не «у меня все плохо на работе, я поругалась с мужем, не хватает денег до зарплаты, я в унынии, батюшка». Это никакое не уныние – это просто грусть и отсутствие надежды на Бога. Это как раз то, о чем мы говорили в первой части нашей беседы, – что мы обращаем к Богу молитвы только о земной суете, о земном попечении. И поэтому, конечно, сначала нужно определиться не только с понятием, но и со своим состоянием.

Христианину нужно уметь трезво оценивать себя. Для этого дан Великий пост – чтобы научиться в очередной раз трезво оценивать свое состояние, не быть в прелести, не заблуждаться, не думать: «У меня уныние. Что же мне теперь делать? Святой водой поливаться или что-то еще невероятное совершить?». Нужно немножко успокоиться и критично, объективно посмотреть на себя.

Если не получается, то шагом марш в церковь – на Исповедь к священнику. Нужно довольно подробно рассказать ему о своем состоянии, чтобы священник, имеющий какой-то опыт и несомненную благодать Божию помогать человеку в такого рода ситуациях, разобрался, вразумил человека и сказал ему, что нужно делать.

Любая такая ситуация индивидуальна и исключительна, поэтому общих рекомендаций давать не стоит. Но в первую очередь нужен пересмотр своего внутреннего состояния, чтобы понять, действительно ли это уныние.

Если вдруг это действительно так, если в силу непростых длительных обстоятельств, происшествий душа человеческая склонна к унынию, ей потребуется длительное духовное лечение: и покаяние, и молитва, и постоянное размышление о воле Божией в своей жизни, и трезвение, и пост. Разумеется, здесь должно в комплексе применяться очень много разного. Но, повторю, для этого должно быть серьезное обоснование этой духовной болезни.

По большей части мы называем унынием совсем не то, что под этим имели в виду святые отцы.

Отец Александр, в заключение программы прошу Вас сказать нашим телезрителям напутствие.

– Хочется пожелать всем нам, дорогие братья и сестры, чтобы наш Великий пост стал постом обретения чего-то – постом приобретения пользы для себя, для своей души. Невозможно каждый год из года в год каяться, что опять Великий пост прошел впустую, опять все как-то не так, невнимательно, не по-настоящему.

Прошлый год научил нас, что мы всегда должны ожидать страшного Судного Дня, и, мне кажется, это очень важное напоминание для нас, в том числе и в дни Великого поста.

Будем стараться внимательно и осознанно молиться и направлять нашу жизнь навстречу к Воскресению Христову.

Записали:
Елена Кузоро
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс