Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (1103) → 14 апреля – память новомученика, священномученика Сергия Заварина

14 апреля – память новомученика, священномученика Сергия Заварина

№14 (1103) / 5 апреля ‘21

Церковный календарь

Священномученик Сергий родился 10 сентября 1885 г. в с.  Вознесенское Любимского уезда Ярославской губернии в семье священника Константина Заварина. По окончании Ярославской духовной семинарии Сергей Константинович был рукоположен во священника и служил в с.  Копорье Мологского уезда, а затем был назначен на приход своего отца в с.Вознесенское. За безупречную службу отец Сергий был возведен в сан протоиерея. В 1927 г. священник, служивший в храме в с.  Троица-Закулжье Любимского района Ярославской области, проявил малодушие и публично отрекся от сана, и отец Сергий был назначен служить на его место.

Порой сердце может «качнуться» в сторону осуждения. Но кто из нас без греха? Кто не испытывал состояния души, когда сердце проявляет страшную скорбь и малодушие? Как можно кого-либо осуждать? Это всегда происходит от высокомерия, когда человек считает себя, имеющим право давать суждения: он-то никогда себе бы такого не позволил. Мы порой осуждаем людей, которые нам кажутся слабыми, опустившимися. Но рассуждать из своей зоны комфорта и благополучия – это слишком дерзко и пошло. Поэтому не спешите бросать камни в грешников.

Власти сразу же стали оказывать на него давление, чтобы принудить его уехать: в 1927 г. суд присудил его к выплате штрафа, обвинив в потраве овса, в 1930 г. – к штрафу за непоставку молока государству; в 1931 г. власти предложили отцу Сергию уплатить культсбор на сумму 735 рублей, но священник отказался платить за неимением денег – в тот же день представители властей произвели в его доме опись имущества. Отец Сергий вынужден был пойти по домам прихожан просить о помощи и в результате собрал и уплатил 400 рублей.

После приезда отца Сергия в с. Троица-Закулжье сотрудники ОГПУ стали собирать о нем сведения, в которых надеялись найти предлог для ареста. В 1932 г. они писали о священнике, что он, как личность антисоветская, «по своему приходу распускает слухи, что в колхозы идти не надо: как только будут колхозы, так закроют церкви; при организации в селе колхоза поп служил большую обедню и на вопрос, почему у него так много сегодня народа, ответил: «Может быть, уж служу в последний раз».

Один из осведомителей доносил 3 марта 1932 г. в ОГПУ: «Заварин по вопросу коллективизации и взаимоотношения советской власти и колхозников с Церковью говорил: “Коллективизация Церкви не касается: коллективизация сама по себе, а Церковь сама по себе; отпадение отдельных членов от Церкви есть и будет, возможно, даже храмы будут закрыты, но Церковь, как общество верующих, не должна прекратить своего существования согласно слов Христа: „Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее“. Вера есть внутреннее духовное настроение человека и дело совести его; можно быть верующим и в колхозе и атеистом вне его, а для существования Церкви, как общества верующих, достаточно два-три человека, ибо сказано: „Где двое или трое собрались во имя Мое, тут и Аз среди них“».

Во второй половине 1930-х гг. отца Сергия все чаще стали вызывать в районное управление НКВД в г. Любим и все настойчивее предлагать снять сан священника и оставить служение в Церкви, в противном случае ему придется впоследствии горько пожалеть о своем несогласии. Протоиерей Сергий неизменно на это отвечал, что он никогда не согласится оставить церковное служение.

В 1937 г. председатель Бормановского сельсовета отправил в НКВД донесение. «Довожу до вашего сведения, – писал он, – что в нашем Бормановском сельсовете работает… группа церковников, возглавляемая попом Завариным… Товарищ начальник НКВД, мне чего-то подозрительно, что поп Заварин часто получает из Буя посылки под видом свечей, я считаю, нет ли чего в этих свечах; а так же вся эта братия занимается агитацией против колхозного строительства, а поэтому я прошу вас на это дело обратить серьезное внимание и посмотреть на попа Заварина и его ближайшего друга дьякона, который в 1937 г. распускал свою семью по с. ниям по́ миру с агитацией, что советская власть им хлеба не дает». 28 октября он, но уже в качестве свидетеля, дал показания об отце Сергии. «Весной 1937 года, – заявил он, – в период весеннего сева, в религиозный праздник Заварин… в деревне Мельцево среди колхозников говорил: «Православные миряне, лен не сейте – эта культура требует больших затрат по времени, а пользы никакой… Займете землю, хлеб сеять негде; придет осень, кроме льна, есть будет нечего, а лен отдадите за гроши: вы же покупаете последние сорта ситца – метр за большие рубли».

Отец Сергий был арестован 30 октября 1937 г. во время богослужения. Войдя в храм и подойдя к священнику, сотрудники НКВД еще раз предложили ему отречься от веры и снять сан священника, но он на это ответил: «Я с верой родился и с верой умру». И отец Сергий поклонился прихожанам, благословил их, и был выведен сотрудниками НКВД из храма. Арестованного священника привели в дом, где он жил и где в это время шел обыск, а затем вместе с двумя его арестованными сыновьями отправили в ярославскую тюрьму. Жену священника с 2-мя младшими детьми выгнали из дома, не разрешив им ничего взять из вещей, и на некоторое время их приютил дальний родственник, живший в соседней деревне.

«Следствию известно, что весной 1937 г. в религиозный праздник вы, будучи с Поповым в деревне Мельцево, вели антисоветскую агитацию против посева льна, высказывая одновременно всевозможные клеветнические измышления по адресу колхозного строительства и советской власти. Вы это подтверждаете?» – спросил отца Сергия следователь. «Действительно, в деревне Мельцево я, Заварин, и диакон Попов были, но не весной, а летом, примерно в июле 1937 года, но никакой антисоветской агитации не вели», – ответил священник. «Свидетельские показания вас уличают, что вы вместе с дьяконом Поповым, будучи в сентябре сего года в деревне Теняево, среди населения высказывали всевозможные пасквили по адресу колхозного строительства. Вы это подтверждаете?» – «Были мы или нет в деревне Теняево, этого я не припоминаю, поэтому и свои высказывания против колхозного строительства я также не припоминаю, но мне думается, что против колхозов я ничего не говорил; то же самое могу сказать и про диакона Попова».

Следствие было закончено за день, и 5 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Сергия к 10-ти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Протоиерей Сергий Заварин скончался в заключении 14 апреля 1938 г. и был погребен в безвестной могиле.

Записала:
Наталья Маслова

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс