Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (1103) → Священник Валерий Духанин: Надо просто довериться Богу

Священник Валерий Духанин: Надо просто довериться Богу

№14 (1103) / 5 апреля ‘21

Беседы с батюшкой

Вопрос от телезрительницы. «Считается: чтобы дело прошло благополучно, надо взять на него благословение. Но так последнее время получается, что я беру благословение у священника, а у меня дела очень плохо заканчиваются. Например, я взяла благословение сдать на работе экзамен, но в результате оказалась единственной, кто его не сдал. Я не знаю, с чем это связано. Брать ли мне и дальше благословение? Почему у меня так получается?».

− Это значит, что Господь ведет вас своим путем, который вам пока непонятен. А что вы берете благословение, – это как раз самый правильный путь. Почему? Чтобы где-то не погрешить.

Даже если вы не сдали экзамен, вы все равно пребываете вместе с Богом. Господь по какой-то причине вас смиряет, не дает сделать какой-то шаг или приоткрывает новые стороны вашей жизни.

Может, вам надо было лучше готовиться? Не только уповать на священническое благословение, но и как следует подготовиться самой?

К преподобному Паисию Святогорцу как-то приехал юноша. Он знал, что молитва и благословение старца очень действенны. Паисий Святогорец спрашивает его: «А ты сам-то к экзаменам готовишься?». А юноша, оказывается, надеялся только на благословение старца. И старец ему пояснил, что полагаться только на благословение, а самому не прилагать никаких усилий очень неправильно. Но, я думаю, вы все-таки и прилагаете усилия, и обращаетесь за благословением.

Но Господь не всегда отвечает так, как нам того хочется. Бывает, мы о чем-то молимся, а все происходит по-другому и надо, чтобы прошло время, чтобы мы поняли, почему Господь что-то нам дал, а что-то нет.

Сейчас вам на этом этапе надо принять, что Господь проводит вас через определенные трудности, чтобы вы стали духовно опытнее. Он вас смиряет, чтобы вы увидели свои недостатки и несовершенства и в любом случае вышли из этой ситуации победительницей. Вроде нехорошо, что не удается сдать экзамен, но вы все равно скажите: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века» – как праведный Иов, который до конца был верен Богу, а Господь посылал ему то одну беду, то другую. Зато в конечном итоге Иов оказался духовным победителем и совершеннее, чем его – вроде правильные – товарищи (они говорили ему: если Господь послал тебе скорби, значит, ты грешник). Господь потом дал Иову особую честь за то, что тот претерпел страдания.

Духовную пользу нужно извлекать даже из тех ситуаций, которые мы воспринимаем как неудачные: они в духовном смысле могут послужить к великой удаче, если мы со смирением принимаем их как волю Божию, если не унываем и говорим: «Господи, управи дальше так, как лучше».

Вопрос: «Царь Давид говорит: всяк человек ложь. Пришло такое время – никому не могу верить. С кем-то поделюсь своей бедой – осудят, а если и помогут, то льстиво, с насмешкой. Что же делать? Не стала никому верить. Права я или нет?».

− В чем-то правы, а в чем-то и унываете.

Конечно, верить нужно в первую очередь Господу. Но и людей Господь посылает. Бывает так, что через людей нам посылаются испытания. Но, как говорил святитель Тихон Задонский (он очень много писал на эту тему), те, которые ругали меня, через какое-то время хвалили – и наоборот. И становится понятно, что полагаться только на людей невозможно.

Действительно, каждый человек неустойчив: в какое-то время он, по слову царя Давида, оказывается лживым, подводит нас. В другое время он же чможет неожиданно совершить какой-то жертвенный поступок, в чем-то нам помочь (а мы даже и не предполагали, что он к нам относится со всей душой).

Люди действительно переменчивы к худшему, но они также меняются от худшего к лучшему. Поэтому насколько бы грешным ни был человек, он может стать весьма близким к Богу. И мы видим, что зачастую величайшие грешники становятся величайшими святыми (например Мария Египетская, которая особо вспоминается Великим постом).

Так что унывать не стоит. Лишнее недоверие нужно откладывать и полагаться на Божий Промысл: если Господь ведет таким путем, значит, так надо. Иногда люди нас подводят, но иногда они же нас очень выручают. Зависит от того, что мы замечаем в данный момент. Постарайтесь уныние из души прогнать и полагайтесь на Бога.

Я не в первый раз это слышу: всяк человек ложь, но ведь Давид пишет: рех во исступлении моем: всяк человек ложь. Я всегда понимал его исступление как то, что он отчаялся − и все вокруг ему показалось таким плохим, что он сказал: «Все люди лгут». Ведь на самом деле это не так?

− Это было особое состояние царя Давида: не привычное состояние, когда мы общаемся с людьми, полагаемся на них, а некое колебание. Оно происходит из-за неблаговидных поступков наших ближних, и тогда мы чуть ли не в отчаянии говорим, что всяк человек ложь. Но человек может быть ложь только в минуты своего падения, своей слабости.

Если бы все было настолько печально, то как бы тогда существовала Святая Церковь? Кому бы мы тогда молились? Ведь те, кого мы видим на святых иконах, – это тоже люди, которые прошли определенный путь от лжи к истине, от греха к добродетели. Поэтому нужно искать среди своих ближних положительные примеры.

Я недавно прочитал, как на приход к Александру Авдюгину (современный духовный писатель) пришла совершенно невоцерковленная женщина и спрашивает: «Где бы мне поставить свечу Богу Отцу и Его Сыну Иисусу Христу, ведь Он очень хороший Человек?». Ей показали. Потом она спрашивает про другие иконы: «А это кто?». – «Это преподобный Серафим Саровский, здесь преподобный Сергий Радонежский, а это блаженная Матрона». Женщина говорит: «Сколько у вас хороших людей здесь! Я к вам еще приду». Вот, можно прийти в храм и увидеть святых – ведь они тоже реальные люди, но какой чистоты сердца и мира душевного они достигли, ибо они приобщились благодати Божией, и это чувствовали и другие люди.

А можно везде видеть одни только недостатки: идти в храм только, чтобы заметить несовершенства тех, кто там стоит. Мы же приходим в храм не посмотреть на окружающих, а быть ближе к Богу и святым людям. А святые обрели Бога еще во время земной жизни, и они нам помогают. В святых людях, изображенных на иконах, точно никакой лжи нет.

Еще вопрос от телезрителя: «Как надо жить – сердцем или умом?».

− Не надо выбирать между умом и сердцем: только ум, а сердце отсекаем или, наоборот, только сердце, а ум отсекаем. В человеке все должно быть гармонично.

В каких-то ситуациях нам подсказывает наше сердце. Например, оно может болеть о детях. Допустим, ребенок построил для себя не очень добрые планы, а сердце материнское болит: чувствует это.

Часто сердце – это внутренняя интуиция, голос совести.

Но иногда в сердце бывает всплеск эмоций и поверхностных чувств. Необходимо включать разум, чтобы иметь строгий контроль над чувствами и эмоциями. Разум призван быть царем над всеми остальными чувствами, вообще над всем человеческим естеством. Но для этого он должен быть чистым – не иметь никаких греховных мыслей. И если мы не хотим погрешать, то наша задача – очищать ум от греховных мыслей, а сердце – от греховных чувств. Тогда ум и сердце будут более ясно все видеть и подсказывать нам, как правильно поступать.

Вопрос от телезрителя: «Скажите, что именно читать Великим постом? И обязательно ли читать утреннее и вечернее правило каждый день?».

− Великий пост для того и дан, чтобы усилить молитвенное правило. Утреннее и вечернее правило Великим постом не отменяется, обязательна молитва преподобного Ефрема Сирина, хорошо еще читать Псалтирь – у нас и в храме, кстати, удваивается чтение Псалтири Великим постом, и дома неплохо было бы читать. Не все понимают смысл псалмов, но сейчас очень многие псалмы истолкованы, и есть прекрасная возможность даже слушать их толкование. Вот ты прочитай хотя бы один псалом и послушай его объяснение, которое предлагают православные священники, богословы (это все можно найти в интернете), или прочитай толкование. В храме с первой седмицы Великого поста читаются Книга Притчей, Книга пророка Исаии, Бытие.

Раз Великий пост, то нужно отвлечься от всей суеты. Обычно людям все некогда, а ты наконец возьми Евангелие и прочитай его за время Великого поста (прекрасно, если еще с толкованием). Почитай книги, посвященные исключительно духовной жизни: допустим, «Душеполезные поучения» аввы Дорофея – Иоанн Лествичник, конечно, для более воцерковленных людей, а вот авва Дорофей очень подходит современному человеку: он описывает как раз те проблемы, которые бывают у нас при общении с другими людьми, когда мы обижаемся, осуждаем. Авва Дорофей – это своего рода православная психология.

Мы ведь еще много поглощаем информации (особенно через интернет). И через это современный человек очень легко впадает в соблазны, в суету – информация мирская уводит от Бога, поэтому постом надо себе сказать: «Стоп. Больше ничего мирского не поглощаю, а начинаю читать только духовное». Если и берешь в руки смартфон, чтобы погрузиться в интернет, то только чтобы почерпнуть духовную пользу. У многих уже выработан условный рефлекс: как утром просыпаются – руку сразу к телефону протягивают и начинают сообщения читать или новости, а ты сразу бери молитвослов. А если и телефон берешь, то открой Псалтирь и прочитай хотя бы один псалом. Пока одеваешься, послушай толкование этого псалма. Читай Священное Писание (можно и в электронном варианте). Главное, чтобы наш ум и сердце погружались во что-то духовное.

Еще вопрос: «Как поступить, если близкие против того, чтобы я постился?».

− Не совсем понятно, кто спрашивает: одно дело, если это ребенок или подросток, чьи родители против поста, и другое дело, если это взрослый человек, который уже самостоятельно мыслит и сам принимает решение, что ему есть, а что нет. Когда мы постимся, это происходит на виду у других родственников, и они начинают осуждать. Но не важно, осуждают они или нет, главное – ты их не осуждай. И, воздерживаясь от какой-то пищи, воздерживайся от ропота, осуждения, злых мыслей.

Старайся показать родственникам добрый пример, чтобы они видели, что православный человек в пост не только отказывается от какой-то еды, но и становится более вежливым, доброжелательным.

Вопрос: «Можно ли читать акафисты в пост?».

− Никакого запрета на чтение акафистов Великим постом не существует (хотя в храмах в это время не особо распространено их чтение). Бывает, кто-то берет себе за правило ежедневно читать акафист, например, Покрову Божией Матери или акафист перед иконой Божией Матери «Воспитание» – ради того, чтобы дети или внуки стали более усердными в учебе, более послушными; такое молитвенное правило принимается, чтобы получить от Господа помощь. И если чтение взято, например, на год, то прерывать его Великим постом нет смысла, хотя в какие-то дни, допустим, на Страстной седмице, наверное, трудно совмещать чтение акафиста и посещение богослужений.

Вопрос от телезрителя: «Что такое печать Бога? Зачем ее Бог ставит и как ее можно определить?».

− Каждый крещеный и миропомазанный христианин уже имеет на себе печать Божию: когда совершается таинство Миропомазания, священник помазует человека святым миром (благовонное масло, освященное с древнейших времен) и говорит: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Это таинство совершается именно чтобы новокрещеный был причастен к особой благодатной духовной силе: человеку даются определенные духовные благодатные силы к его возрастанию. Поэтому можно сказать прямо: на каждом христианине уже есть печать Божия, каждый уже запечатлен Святым Духом. Но не всегда мы это храним…

Иногда под печатью Божией имеется в виду, что Господь как бы запечатлен в каком-то человеке ради его благочестия. Как раньше чеканили монеты и на каждой монете запечатлевался образ царя (а человек есть образ Божий), так и на человеке должен запечатлеться Господь. Но мы подчас живем так, что в нас не видно образа Божия. Как об этом говорил преподобный Симеон Новый Богослов, люди сотворены по образу Божию, но в грехопадении они утрачивают даже образ человеческий, а потом из-за развития своих грехов вообще становятся образом дьявола (когда уже у человека лютая гордыня, крайнее честолюбие, гнев, ярость, злоба). И наша задача − вычищать всю эту скверну на таинстве Исповеди, чтобы образ Божий опять засиял в человеке.

Вопрос от телезрителя: «Можно ли молиться за родственников мусульманской веры в домашней молитве?».

− Я думаю, что можно, ведь каждый человек – чадо Божие, каждый сотворен Господом, чтобы в конечном итоге наследовать вечную жизнь. Как говорил преподобный Иоанн Дамаскин, Господь всех предопределяет к райской вечной жизни, но не все хотят воспользоваться этим предопределением. Мы не можем молиться за мусульман в храме, так как они не причастны Церкви Христовой. Но своими словами мы можем и в храме помолиться, чтобы Господь направил их к свету истины. В общем-то, есть много примеров, когда мусульмане принимали христианскую веру, крестились (и я знаю таких людей). Прежде всего нужно молиться о духовном прозрении мусульман.

Вопрос от телезрителя: «Как избавиться от беспричинной торопливости?».

− У кого-то это бывает от природы: человек суетится − как Марфа, которая заботилась о многом. Спаситель сказал: едино же есть на потребу: Мария же благую часть избра, – но при этом Он не осуждал Марфу. В Евангелии даже в одном месте Марфа упоминается первая: Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.

Бывает, что такое у человека душевное устроение: одни люди медлительные, другие торопливые. А бывает, что торопливость – это суета, спешка, когда ты все время боишься что-то не успеть. Такое состояние опасно в духовном смысле, ведь человек теряет внутреннее равновесие и покой. Это проявление маловерия, ведь если ты веришь в Бога, то доверяешь Ему. А если начинаешь спешить, то в итоге просто растворяешься в спешке.

Поэтому пост – такое время, когда нужно сказать себе: «Я не буду никуда спешить. Я буду делать все размеренно, с молитвой». А чтобы не торопиться, нужно читать про себя молитву Иисусову, тогда вся лишняя греховная торопливость будет уходить.

Вопрос от телезрителя: «Когда рождается младенец, у него чистая, ангельская душа. А потом у него появляются всевозможные пороки. Что же все-таки влияет на формирование наших душ – разум и козни дьявольские, или мы уже рождаемся с определенными пороками?».

− Все влияет. Ребенок рождается чистым от личных грехов (у него еще нет опыта грехолюбивой жизни), но он рождается с определенным наследством своих греховных родителей (в том числе падших Адама и Евы). Поэтому уже в самом младенчестве мы можем видеть, что ребенок проявляет капризность, непослушание. Блаженный Августин даже говорил, что дети непрестанным плачем наказывают родителей. Не надо думать, что дети – небожители, ведь они рождаются в нашем грешном мире, у них уже есть свое несовершенство. А дальше мир, с одной стороны, учит их чему-то доброму, прекрасному, возвышенному. С другой стороны, появляются и соблазны. Зависит все от того, на что ребенок сам внутренне реагирует.

Все дети возрастают по-разному. У меня трое детей, и каждый из них по-своему реагировал на какие– то ситуации. Казалось бы, ребенок еще маленький (3−4 года), а в нем уже начинает проявляться неповторимая личность: существует определенная тайна становления человеческой личности в детском возрасте. Есть и соблазны, которые от ребенка не зависят, но есть и личная реакция на них.

В жизни не бывает так, что просто научил чему-то ребенка, и все. Не бывает, что и ребенок только сам решает. Однозначного ответа здесь не может быть – много разных факторов. Только со временем человек начинает оценивать свой опыт и даже переосмысливать по-другому свое детство, он начинает раскаиваться в каких-то ранних ошибках, детских прегрешениях.

Я бы хотел еще задать вопрос, на который хотелось бы услышать короткий напутственный ответ. Как нам сейчас, во время Великого поста, определить свою меру креста?

− Надо просто довериться Богу. У каждого из нас уже есть скорби, трудности – это и есть та мера креста, которую Господь на нас возложил. И принять ее надо как служащую нам во спасение. Если Господь послал, значит, это мне и нужно, за это и буду благодарить Его, постараюсь остаться верным Богу и не уклоняться в уныние, печаль, ропот, отчаяние. Вот так и надо шествовать вперед.

В заключение нашей программы, по традиции, прошу Вас кратко подвести итог нашему разговору и что-то пожелать нашим телезрителям.

− Дорогие братья и сестры, время Великого поста – совершенно особое, благодатное время. На самом деле даже радости становится больше, когда погружаешься в стихию Великого поста, его богослужений. Очень рекомендую посещать храм и храмовые богослужения именно в будние дни, ведь великопостное богослужение совершается именно в будни: в субботу и воскресенье – служба обычная, как в течение всего года. А чтобы преисполниться духом Великого поста, надо стараться в будни выделять время, чтобы посещать такие службы, особенно Литургию Преждеосвященных Даров.

Еще такой совет – поставьте себе задачу ни на кого не держать зла. Вы должны понимать, что злая мысль − это искушение врага, потому что дьявол по своей сущности злой. И наша задача – сохранить себя от этих приражений, быть вместе с Господом. А Господь есть всесовершенная, высочайшая любовь и чистота. Поэтому нужно хранить свое сердце от злобы и приобщаться к любви, милосердию, доброте. Так и надо шествовать по пути Великого поста навстречу празднику Светлого Христова Воскресения.

Записала:
Наталья Богданова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс