Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (1103) → Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений: Чтобы давать оценки, надо самому владеть определенным багажом знаний, опыта

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений: Чтобы давать оценки, надо самому владеть определенным багажом знаний, опыта

№14 (1103) / 5 апреля ‘21

Архипастырь

Окончание. Начало №13 (1102) 2021

Людмила спрашивает: «Возможно ли – и как – отучить людей критиковать Православие, священников и вообще все подряд?».

– Наверное, можно. Это непросто.

Что такое критика? Критика – это сравнение, сопоставление, когда человек говорит, что может сравнивать одно с другим. Вот я вижу какое-то явление в Церкви, в Православии или в жизни какого-то конкретного священника, и я, сопоставляя со своим пониманием, говорю, что это хорошо или это плохо.

Но чтобы давать оценки, надо самому владеть определенным багажом знаний, опыта. Если человек опытный, знающий, дерзает критиковать – это одна ситуация. А если это делает тот, кто не получил никакого или только начальное образование, то это вызывает, безусловно, удивление. Если это делает человек, пребывающий в страстях, вне Церкви, это вызывает очень много вопросов. Ну как может рассуждать, например, о медицине тот, кто незнаком с элементарными ее основами? Это абсурд. Чаще всего люди, которые сейчас выступают, критикуют, не имеют глубокого образования или имеют образование, но не живут полноценной благодатной церковной жизнью.

Как отучить? Батюшка преподобный Серафим Саровский говорит, что нам самим надо спасаться, и будут люди вокруг нас меняться, исправляться. Если меня критикуют, то у меня лично только одно желание – посмотреть, не безосновательна ли критика. Если действительно есть основание, я должен не вступать в спор, а попытаться в себе исправить вещи, вызвавшие критику. Это первое, что необходимо сделать.

Если же критика безосновательна, вспоминаю Евангельские слова: «Блажени есте, егда поносятъ вамъ, и ижденутъ, и рекутъ всякъ золъ глаголъ на вы лжуще, мене ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесѣхъ».

Исправить всех критиканов невозможно, принять же их критику, попытаться извлечь пользу для себя, для критикующих, для тех общин, которые подлежат критике, наверное, стоит.

Первое, с чего я начал, – все-таки об образовании: о понимании предмета критики. Всякий раз возвращаемся к сегодняшнему дню – к тому, что сегодня происходит.

В контексте того, что сейчас происходит вокруг упомянутого бывшего схиигумена Сергия… Мне приходится достаточно часто общаться с его духовными чадами, последователями. Я слушаю их доводы, они пытаются объяснить, почему «их батюшка» так критиковал и критикует. И когда начинаем с ними разбирать по частям, по деталям его претензии, вдруг они умолкают: нет оснований – нет подтверждения фактов, в которых Церковь пытаются обличать. Нет повода. И получается, из нуля враг рода человеческого такую бурю породил и низложил человека, бывшего среди нас.

Интересный факт из этой серии. Обвиняют – говорят, что «батюшка борется с экуменизмом, потому что...», и дальше начинают приводить факты известные: «вот, Патриарх в Гаване встречался с Папой Римским, митрополит Кирилл служил у мощей святителя Николая в Бари или кто-то участвовал в какой-то конференции, а вот мы – борцы за чистоту Православия!». Начнем с того, что можно поднять фотографии, на которых сам схиигумен Сергий стоит среди сослужащих в храме-базилике святителя Николая в Бари. Критика становится по сути самокритикой.

Господь даровал мне возможность некоторое время служить, молиться в Донском монастыре в Москве. Там есть совершенно замечательный музей, посвященный святителю Тихону. Мы понимаем, что святитель Тихон – знаковая фигура для нашей Церкви, человек, не вызывающий даже тени сомнения, что он абсолютно, до мозга костей православный.

И вот в фондах этого музея я обнаружил фотографию, где представлены 9 католических епископов в полных епископских облачениях, в этих шапках, которые ни с чем не перепутаешь. В их среде стоит епископ Тихон (тогда он служил в Америке) в мантии, клобуке, с крестом, панагией, посохом. Рядом с ним священник, наверное, игумен или иеромонах, помощник. И подписано: «Епископ Тихон с католическими епископами после хиротонии викария» – это была Литургия с хиротонией, где рукополагали епископа, и будущий Патриарх Тихон присутствовал за этим богослужением. Он не участвовал в мессе, не возносил совместных молитв, не причащался с ними из одной Чаши, но в знак уважения и дипломатии он присутствовал за этим богослужением.

Я боюсь, что если эту фотографию увидят наши горе-ревнители Православия, то они поставят вопрос о деканонизации Патриарха Тихона – они скажут: «Значит, он был экуменистом». Это логично себе представить. Или они должны задуматься, что все-таки есть некие форматы общения, которые не только дозволительны, но и необходимы.

Но если для кого-то такой фотофакт неубедителен, давайте тогда скажем, что раз министр иностранных дел Сергей Лавров встречается с представителями Америки, Израиля, европейских стран, объявляющих нам санкции, и прочих наших недругов, значит, он предатель России, и, наверное, шпион. Но мы-то понимаем, что он общается, что это его работа: он дипломат, он общается с этими людьми только с одной целью – чтобы максимально возможно отстаивать интересы нашей страны на международной арене.

Если митрополит Волоколамский Иларион как министр иностранных дел нашей Церкви встречается с кардиналами, с представителями так называемых инославных, он делает это не чтобы предать Православие, а чтобы отстаивать интересы Церкви: пожалуйста, познакомьтесь, как и почему это происходит. Если Святейший Патриарх встречается с Римским епископом и ведет с ним беседу, и называет его не еретиком и захватчиком, а братом, этим он Православие не предает.

Познакомьтесь с тем, что такое дипломатия, почитайте, как в XIV, XV, XVI, XVII веках подобные встречи совершались архиереями, архипастырями, которые сегодня прославлены в лике святых и почитаются адамантами, столпами Православия.

Если люди не удосужились задуматься и познакомиться с деяниями древних, современных подвижников, то лучше это сделать, лучше с этим познакомиться – тогда исчезнет сам предмет спора: выяснится, что, оказывается, вокруг нас не враги, а люди, жизнь свою полагающие за Христа и за Церковь, действительно приносящие такую жертву, о которой нам даже задуматься тяжело. Посему надо углубляться, надо читать, знакомиться с тем, что есть Православие, что есть история – история нашей страны, история мировая, и тогда многие вещи встанут на свои места. Невежество всегда играло очень печальную роль в истории человечества.

Вопрос телезрительницы: «Что делать с забытыми на Исповеди грехами?».

– Вспоминать. Говорят, шила в мешке не утаишь. Мы все равно живем, и если внимательно относимся к тому, что происходит внутри, грехи вспоминаются: вспоминаются обстоятельства, ситуации, слова, поступки. А если не вспоминаются, каждый православный человек знает, что в церквах, особенно во время Великого поста, совершается таинство Соборования, направленное на то, чтобы человек, который старается регулярно исповедоваться, участвовать в таинствах, но переживает за свои забытые грехи, участвуя в таинстве Соборования или Елеосвящения, по благодати Божией удостоверяется в том, что забытые им грехи благодатию Божией смылись.

Вот так по вере нашей Господь творит чудеса. Но это должно быть не так, что «я пойду пособоруюсь – и мне все будет прощено»: без легкомыслия. Нужно с благодарностью Богу участвовать в таинстве Исповеди, жить духовной жизнью, читать святых отцов, каждый год стараться перечитывать замечательную книгу отца Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения Исповеди». Перечитывая ее, люди каждый раз говорят: «Потрясающе: в прошлом году читал – все исповедовал, а сейчас читаю – и вспоминаются такие подробности, о которых, казалось бы, забыл».

От нас тоже очень многое зависит, поэтому и Божия благодать, и наши труды в результате дают то, что грехи прощаются, и жить становится легче. В доме нашей души светит свет и появляется радость.

Космический вопрос, Владыка: «9 февраля орбиты Марса достиг космический зонд Объединенных Арабских Эмиратов. Он пробудет на орбите Марса целый год, изучая атмосферу. А буквально на следующий день на поверхность Марса приземлился китайский марсоход, который должен будет вернуться на Землю и доставить образцы грунта. Чуть позже на Марс прибыл американский космический аппарат. Эти события видятся действительно как прорывные – можно сказать, сенсационные в изучении космоса и столь далекой от нас планеты (55 000 000 км), даже независимо от получения или неполучения каких-либо результатов. Можно сказать, что человечество сделало новый огромный шаг в науке, в технологиях». А наши СМИ… Я думаю, что очень многие телезрители сейчас впервые об этом от нас услышали, я подозреваю: что 3 космических аппарата, можно сказать, практически в один день достигли Марса и там не приземлились, а примарсились и так далее. И вот вам об этом рассказывают на религиозном канале: другие СМИ говорят, о чем угодно – они бесконечно копаются в малоинтересных для нормальных людей подробностях личной жизни сомнительных «звезд», вместо того чтобы говорить о настоящих звездах – космических, о выдающихся достижениях науки. Ну, хорошо, СМИ не любят говорить о религии, о вере, о Церкви, о Боге – это понятно. Но к науке откуда такая нелюбовь? Как бы Вы могли это оценить? Это деградация людей, СМИ? Что это?

– Наверное, это сумма всех тех характеристик, что Вы описали, – деградация. С другой стороны, мы видим, какой прогресс совершается в науке. Вопрос с точки зрения жизни Церкви, с точки зрения христианина: это хорошо или плохо? Надо ли туда лезть – к этим высотам, к этим дальним звездам, планетам? Я задавал себе этот вопрос, и на него получаются интересные ответы.

Есть разные категории звездочетов. Есть люди, занимающиеся астрологией – лженаукой, и пытающиеся на основании какого-то звездного пространства проецировать его на нашу жизнь и делать предсказания. Это лженаука и пространство, куда не прочь заглянуть и вмешаться всякие темные духовные силы.

С другой стороны, именно тем, кто изучает звездное небо, Господь Бог открыл место рождения Бога, Спасителя, и мы прославляем волхвов, которым Господь через звезды указал путь к Вифлеему, к той пещерке, где родился Богомладенец Иисус Христос.

В этом есть дихотомия. Мы знаем, что есть Вселенная вокруг нас – космическое пространство. Мы знаем, что есть вселенная внутри нас. И человек, поставленный Богом как царь, как венец творения, способен познавать себя и внутри, и вовне – и ни то, ни другое не богопротивно.

С другой стороны, можно познавать с разными целями, можно пытаться рассматривать эти путешествия на Марс как попытку сейчас захватить там территории, ресурсы, которые в перспективе станут бизнесом и прочим, прочим. Может быть и так.

С другой стороны, человек, перемещаясь туда, открывает для себя силу Божию, Божию премудрость, которая создала эту Вселенную.

Изобрели люди микроскоп – и сразу прорыв науки: сколько они увидели! Изобрели электронный микроскоп или атомные расщепители – и узнали очень много: насколько, оказывается, премудр этот мир… Сколько физиков-ядерщиков стали глубоко верующими, когда увидели, что там находится.

Не сомневаюсь, что люди, которые занимаются изучением Марса, тоже открывают для себя в том числе величие творения Божия. В этом отражается многообразие человеческой жизни. Путешествие на Марс – это ни хорошо ни плохо: вопрос в том, что люди из этого могут вынести для себя благо, познавая Божий мир, познавая свою малость, немощь. С другой стороны – могут удивляться, насколько Бог дал разума. А может и наоборот произойти.

Наверное, помните, как мы относились к космонавтам 20, 30 лет тому назад? Это были действительно герои. «Космонавт» – это как имя нарицательное, так мы говорим о великих людях. Сегодня уже не говорят о космонавтах, как не говорят и о людях многих иных удивительных профессий: больше разыгрываются страсти, какие-то мыльные сюжеты, ими пытаются забить голову человека.

Я, конечно, посетовал бы, высказал сожаление о происходящем в сфере сознания. Но мы же понимаем, что это бизнес: СМИ – это бизнес.

Средства массовой информации заботятся в первую очередь не о просвещении человека светом Христовой истины, как это делает телеканал «Союз», не о том, чтобы удивить человека грандиозностью творения Божия, а скорее – о том, чтобы снять большие дивиденды, заработать больше денег. А деньги зарабатываются на страстях. Вот, собственно, эти страсти на всех экранах и процветают.

Что с этим можно сделать? Наверное, переделать систему мирового медиасообщества не получится… Не участвовать в этом, поддерживать созидательные каналы – «Союз», «Спас». Замечательные программы на канале «Культура». Есть много телеканалов, которые сейчас создаются. Они, может быть, не в эфирной сетке федеральных каналов, но они есть благодаря спутниковому телевидению, есть в интернете: там можно открыть для себя и красоту, и премудрость, и разум, и смысл. Вопрос в том, что мы выбираем, на какую кнопочку нажмем.

Я не сомневаюсь: то, что делает коллектив телеканала «Союз», что делают те люди, о которых канал рассказывает, поможет человеку правильную кнопочку нажать, правильно помыслить и о правильных вещах рассказать, в том числе об удивительных полетах к Марсу, о которых в свое время писали только фантасты.

Последний вопрос – он некоторым образом связан с предыдущим. Поколеблется ли вера христиан, если на Марсе найдут жизнь? (Вопрос был задан немножко не так, он был задан очень грубо, язвительно, мол, «вы, попы, попляшете, когда на Марсе найдут инопланетян: тогда вся ваша вера разобьется», – но я его деликатно переформулировал.)

– Знаете, моя личная вера нисколько не колеблется, когда, например, я прихожу в музей и вижу там огромного размера зуб мамонта. О мамонтах в Священном Писании речь не идет – впрочем, как и о динозаврах и всяких летающих животных, которых изображают на гравюрах: нет о них речи в Священном Писании, но они по факту жили и живы на Земле.

Есть цифра, что, по-моему, из всего многообразия обитателей Мирового океана людьми изучено не более 30%: 70% флоры и фауны Мирового океана мы не знаем.

Точно так же, как мы не знаем, что происходит на Марсе. Но мы, христиане, нисколько не сомневаемся в том, что обитателей Мирового океана сотворил Господь Бог – Его рука, Его сила. Это многообразие отражает богатство нашего Творца. Если наш Творец пожелал произвести какую-то форму жизни на Марсе, это прекрасно. Путешественники идут, куда-то забираются и находят то, чего не могли найти раньше, просто сейчас они ушли не на несколько тысяч километров, а на 55 000 000 километров. Ну так прославьте Бога Творца: Бог – Хозяин мира, Он – Художник, Который пишет, Творец – Он создал мир.

Давайте задумаемся, что если бы планеты были расположены не так, как сейчас, а Луна была бы чуть ближе к Земле или Солнце чуть дальше, то вообще не было бы жизни на Земле и мы не рассуждали бы о том, о чем сейчас рассуждаем.

Бог премудро все это создал – и настолько гармонично…

И Он Марс поставил именно туда, в ту точку Вселенной, чтобы тот уравновешивал движение остальных планет, чтобы планеты не падали, не улетали куда-то. Это все живет в многообразии, и это все дело рук нашего Творца, нашего Господа. Мы Его прославляем, Его благодарим, Его познаем, насколько Он дает возможность изучать Себя и Свои творения, планеты. Слава Богу!

Главное, не восставать против Него и не делать того, что Ему противно. Если все те, кто изучает Марс, будут благочестивы, будут прославлять Бога за тот разум, который Он дал, помогая это открыть, я буду этому очень рад. Хотелось бы пожелать: Господи, помоги, пожалуйста, всем, кто участвует в этом проекте, просветиться светом Твоей истины, познать Тебя, Творца, соединиться с Православной Церковью и войти в Небесные обители (когда кому Господь определит).

Владыка, в завершение беседы Ваше напутствие нашим зрителям, слушателям, читателям. И, конечно, наставление на идущий Великий пост.

– Пост только начался, мы вступили в первые дни Великого поста. Когда идут подготовительные недели, уже по опыту всякий православный человек знает, что как-то боязно: сейчас еще хорошо, сейчас еще сплошная седмица, потом еще масленица, а потом будет какое-то испытание.

Это испытание началось – и оно очень быстро пройдет. Человек, который уже соблюдал пост, знает, что только-только идет 1-я неделя, 2-я седмица – и уже Вербное воскресенье, Страстная седмица. А где же пост? Оглядываешься назад и понимаешь, что ничего не успел.

Вот сейчас мы в самом начале поста, и я очень хотел бы пожелать (прежде всего себе) успеть открыть Библию, успеть открыть «Лествицу», авву Дорофея, открыть книгу, что давно смотрит на меня с полки, но я к ней еще руку не протянул: достать, открыть, вкусить этой пищи. Открыть духовнику душу так, как мы сегодня воспринимаем свои грехи, падения, немощи: успеть это сделать, чтобы на Вербное воскресенье, накануне Страстной седмицы, оглянувшись назад на эти короткие недели, поблагодарить Бога и сказать: «Слава Богу, я сделал то, что не успевал сделать за всю предыдущую жизнь, а сейчас мне Бог дал это сделать».

Давайте соберемся, сосредоточимся, чтобы результаты были не эфемерными, а осязаемыми, конкретными и добрыми, благими. Этого я хотел бы пожелать себе и всем нам.

Спасибо, Владыка, за беседу.

Записали:
Елена Кузоро
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Великий Божественный дар, который Господь оставил Церкви Своей, – дар прощения и освобождения от грехов

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшнее великопостное воскресенье посвящается памяти тех афонских подвижников, которые, углубляясь в молитву, обретали дар внутреннего просветления. Одним из выразителей этого подвига был Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский, который обладал совершенно особыми духовными силами и качествами, но, кроме того, был богословом, человеком просвещенным, и потому афонские практики, связанные со стяжанием Святого Духа, выразителем которых был святитель Григорий, вошли в Предание Церкви в том числе через его личность – как некий величайший образ того, каким становится человек, когда, живя по Божиему Закону и устремляясь к спасению, достигает совершенства.

 
Беседы с батюшкой

Священник Валерий Духанин: Надо просто довериться Богу

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс