Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (1101) → Архимандрит Александр (Глоба): Каждый несет личную ответственность перед Богом

Архимандрит Александр (Глоба): Каждый несет личную ответственность перед Богом

№12 (1101) / 22 марта ‘21

Беседы с батюшкой

Отец Александр, начнем разговор с темы Страшного Суда. В Евангелии есть притча о Страшном Суде, где Господь отделяет агнцев от козлищ. Но после смерти каждый попадает на суд своей жизни. Чем отличается этот Суд в притче от того, что ждет человек после смерти?

– Страшный Суд рассматривается догматическим учением Церкви как окончательный Суд, когда придет Господь наш Иисус Христос, Воскресший и Вознесшийся на Небо. Он придет в Небесной славе и будет вершить над людьми окончательный Суд. Каждая душа обретет место своего назначения, упокоения. Душа будет либо с Господом царствовать, либо скрежетать зубами в геенне огненной и завидовать тем, кто находится с Господом.

Частный суд – это суд, где душа встречается с Господом, идет на поклонение к Нему, видит все красоты рая и все ужасы ада. Душе выносится предварительное решение в зависимости от того, в каком состоянии она находится: ближе либо к райским обителям, либо к адским мучениям.

В этом моменте большая роль принадлежит Церкви (что подкреплено учением Церкви, Священным Писанием) – это молитвы близких, молитвы Церкви, Бескровная Жертва нашего Спасителя Иисуса Христа. Благодаря этому может измениться участь души, которая попала в места, приближенные к аду.

Например, кто-то вел неправедный образ жизни, не успел покаяться, не успел измениться, и смерть настигла его в этом – как Господь говорит, «в чем застану, в том и сужу». Здесь Церковь играет огромную роль, по завету Господа нашего Иисуса Христа, и Он дает Церкви право через Своих апостолов вершить предварительный суд.

Большое значение в жизни православного человека имеет таинство Исповеди. После сердечной, настоящей Исповеди грехи превращаются в ничто. Они теряют свое значение, когда душа проходит загробный путь и мытарства. Грехи, которые были исповеданы и прощены священником, когда человек понес за них ответственность и духовную, и нравственную (может быть, человек и физические усилия предпринимал, чтобы встать на путь исправления), будут учтены таким образом: благодаря раскаянным грехам злобные силы, которые претендуют на душу, теряют свою силу в момент прохождения души по пути мытарств.

В каком состоянии пребывают после смерти души праведников и грешников?

– Они находятся в связанном состоянии: души способны видеть, слышать, анализировать, но не могут творить, не могут изменить физические свойства вещей. Живой человек, например, может это сделать, а душа – нет.

Душа находится в связанном состоянии и в таком месте, где нет времени. Время для живого человека имеет большое значение, человек его чувствует, чувствует приближение болезни, например, старости. Душа же, находясь вне тела до определенного момента, в связанном состоянии, не может повлиять физически на материальный ход вещей.

Состояние душ праведников отличается от состояния у грешников?

– Конечно. Они испытывают либо наслаждение, либо уныние, тревогу, зависть. Если ангел смерти застал человеческую душу в состоянии злобы, зависти, то она будет находиться в этом состоянии и совершенствоваться как бы в этом состоянии. А если душа взята ангелом в то время, когда человек творил добрые дела, был в молитве (или когда бросил свои греховные дела), то она будет радоваться и совершенствоваться в этой радости: такая душа чувствует приближение Света, чувствует присутствие Бога и радуется этому событию.

Душа после смерти тела может вспомнить и осознать все содеянное, что творила при жизни? Могут ли дела грешной души после смерти тела мучить ее и жечь? Об этом ли адском огне мы говорим?

– Есть такое мнение некоторых отцов нашей Церкви. Но есть толкование и другое, и оно шире: это не только внутренний огонь, но еще и внешний. Он проявляется в боязни чего-то страшного, в чувстве тревоги, опасности, непреодолимой горечи покинутости. Это состояние души, когда она находится в ожидании страшного Второго Пришествия Христа.

Господь говорит в притче о Страшном Суде, обращаясь к праведникам: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Когда Он приготовил это Царство для праведников?

– Господь творит всегда. И сейчас все время что-то происходит, может быть, какая-то духовная эволюция в библейском понимании, ведь Господь всегда творит все новое, совершенное, чтобы мир наш был не то что краше, а полнее. И человек находится в этом акте творения. Это действие, продолжающееся и во времени, и в месте, и в пространстве.

Согласно Священному Писанию, Господь творит мир видимый и невидимый. Сам Бог ни в чем не нуждается, но обо всем знает. Создавая человека, Он предвидел, что с ним произойдет. Божий Промысл о человеке простирается и до наших дней. Священное Писание призвано открыть некую завесу тайны – рассказать, что было сотворено Господом, что есть сейчас и как жить в этом.

В какое время? Мы точно сказать не можем: у нас нет этого хронометра. Но мы знаем, по слову Божию, что это состояние есть, это творение есть, что человеческую душу ожидает, мы тоже знаем. Церковь имеет опыт, как правильно пользоваться всем этим, как правильно достичь Царствия Небесного и не попасть в геенну огненную.

А что мы знаем о Царствии Небесном из Священного Писания?

– Знаем, что там наше место. Когда Господь творил человека, Он замышлял особый мир, особое царство любви и доверия между Богом и человеком. Бог сотворил готового человека, чтобы тот поселился и жил там. И он действительно поселился и жил там. Но по несовершенству человеческой природы, по тому, что очень быстро восхотел сесть на трон Бога, человек подумал, что он и есть бог, подумал, что ему все возможно, что он в Боге не нуждается. Поэтому Господь говорит человеку: тебе нужно усовершенствоваться. Но путь усовершенствования тот должен пройти сам, и это будет наиболее полезно и окажет на него благотворное действие.

В притче о Страшном Суде Христос говорит: алкал Я, и вы дали Мне есть. Как исполнить эту заповедь в современном мире?

– Люди на Церковь, на Христа смотрят разными глазами: кто-то глазами верных чад, кто-то глазами врага, кто-то глазами сектанта, каждый понимает эту заповедь по-своему. Если говорить о православных христианах, то здесь одна позиция, хотя Господь обращается ко всему человечеству.

Я уточню вопрос: если понимать буквально эту заповедь, то в современном мире никто никого не кормит так, как это было у первых христиан, но эта заповедь – условие, чтобы попасть в Царствие Небесное.

– Если говорить о временах Христа, то люди на заводах и фабриках не трудились, был другой образ жизни. Путешественнику, если он приходил в какое-то селение и просил напиться воды, давали кувшин с холодной водой. Этим самым проявляли акт любви к своему ближнему, к путешественнику. Выполняя эту добродетель, человек ничего не получал в ответ, кроме благодарственного слова, поклонения, знака внимания и уважения.

Сейчас это выглядит так: если хочешь попить воды, нужно (допустим, в Москве) опустить в автомат определенную сумму денег и получить воду, то есть нужно заплатить. То же самое в ресторане. Но Господь говорит совсем о другом.

Он говорит об открытости сердца, о возможности обнять того, кто нуждается в любви, моральной поддержке, может быть, в материальной. Чтобы по нашим действиям, по шаблонам поведения (здесь это слово не является странным или спекулятивным) узнавали, кто мы такие: мы – это люди, которые идут за Христом, исповедуют Его веру, творят волю Божию, даже когда трудно.

Христос также сказал: был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Как мы можем это буквально исполнять?

– Это сложно. В то время посетить больного или заключенного в темнице мог любой. В сегодняшней системе это сделать сложно. Во-первых, даже элементарно купить необходимый набор продуктов и отнести его нуждающемуся очень накладно. Во-вторых, это человек, а не животное. И проявить заботу – не собачку на улице погладить. Требования о заботе к человеку иные, чем к животному: это тяжелая работа. Такой путь сопряжен с некоторыми ограничениями. Даже пойти и навестить кого-то в больнице – непросто. Можно, конечно, прийти, просто улыбнуться и уйти. Может, это и приятно, но надо фактически к этому подходить: а какую пользу ты принес этому человеку?

Надо стараться приносить пользу. Если ты не можешь пойти в больницу, то нужно пойти туда, где полезное уже делается. Например, у нас в Церкви есть отдел социального служения и благотворительности. Если я не могу выполнить заповедь буквально, то могу ее выполнить, перепоручив это Церкви. Например, у меня есть какое-то количество денег, я знаю, что они могут помочь, что социальный отдел может потратить их на приобретение лекарства для больных, для моральной поддержки. Таким образом каждый может поучаствовать в благом деле.

Еще пример – телеканал «Союз». Человек смотрит его, получает много важной информации, и у него должен возникать вопрос: «На какие деньги это делается?». Мы знаем, что государство Церкви помогает очень мало. Программы, которые реализуются в медийном пространстве, требуют значительных затрат. Что мы можем сделать? Посмотрели передачу, которая нам нравится, поддержали телеканал «Союз» – и это тоже хорошо.

Благовествование о Христе, о спасении иногда бывает важнее того, чтобы дать человеку таблетку. Надежда на жизнь вечную, надежда на исцеление бывает весомее, чем ожидание несбыточной мечты.

Почему притча о Страшном Суде читается в преддверии Великого поста?

– Если человек решается идти по определенному пути, то у него есть информационная нагрузка (если говорить психолингвистическим языком) и ему понятна его цель: зачем он идет, куда идет, что хочет от этого получить. Задача Великого поста – встретить Воскресшего Господа Иисуса Христа, подтвердить это спасительное действие и неотрывно от человечества засвидетельствовать это всему миру: «Христос Воскрес! Он всегда с нами, Он пребывает с нами». Придет время, когда разверзнутся небеса, небо будет наполнено символами и молнии будут сходить на землю, все узнают, что идет Сын Человеческий вершить Суд на земле. Мы находимся в ожидании этого события, но вместе с тем мы знаем, что с нами будет.

Что такое Пасха? Пасха – возвещение о радости, что ждет каждого. Пасха – воскресение, свидание с Богом, обретение нового тела и новой жизни. Поэтому она имеет огромное значение, особенно для тех, кто знает, что это такое.

Действительно, интереснее работать с вещью, когда уже знаешь, что из нее должно получиться, исследовать ее, получать какой-то результат, пользу. Так и здесь: знание имеет огромное значение. Когда человек знает, что ему предстоит пройти определенный путь, он подготавливается к нему: он знает, что необходимо поработать над житейскими ошибками, над своими делами, действиями – может быть, изменить духовный образ сознания или мышления, чтобы достойно встретить этот праздник. Это и воспитательная мера, изменяющая человека, чтобы достойно встретить пришедшего в мир Господа нашего Иисуса Христа. Чтобы радость Пасхальная была радостью, которая бы преображала его, утверждала в жизни, в надежде на Воскресение Господа нашего.

Как спастись, если ближний тащит тебя вслед за собой в грех?

– Если он тащит тебя осознанно, следует вести себя определенным образом. Он полноценный? Полноценный. Совершеннолетний? Совершеннолетний.

Каждый несет личную ответственность перед Богом. Если кто-то хочет чего-то очень сильно, а ты можешь выбрать, делать тебе это или нет, ты должен выразить свое нежелание и сказать: «Это для тебя неполезно». Если это дело злое, нужно просить Бога, чтобы Он помешал ему.

На первой неделе поста в Каноне Андрея Критского вспоминается Мария Египетская как образец покаяния, сокрушения о грехах. Что мы можем почерпнуть из ее образа и посвященных ей молитвословий?

– Многое. В пост читается житие Марии Египетской. Оно вплетено в канву православного богослужения, имеет высокий литургический статус для человеческой души.

Все церковное учение направлено на то, чтобы пробудить в человеке стремление к Богу. В житии Марии Египетской мы видим и падшего, и сокрушающегося, и кающегося, и святого человека. Это пример для каждого, ведь живя в пустыне она не отчаялась, не стала унывать, не кинулась в геенну огненную из-за того, что ничего не могла сделать.

Мария Египетская помнила слова Спасителя... Без Бога ни до порога: «Без Бога я ничего не смогу сделать. И Ты, Господи, укрепляй меня, прости, поддержи, направь». Это слова моления Марии Египетской, которая получила от Бога и прощение, и благословение, и даже дар учительства в Церкви.

Интересные наблюдения: в рай может попасть разбойник, покаявшись за минуту до смерти, а апостол, наоборот, попадает в ад. Чем можно воспользоваться в качестве опоры, костыля, чтобы пройти жизнь и на Страшном Суде оказаться в числе тех, кто будет по правую руку от Господа?

– Крещением, надеждой на спасение.

О чем нужно думать каждый день? Какой мыслью заряжаться, чтобы идти вперед?

– Поиск спасительных слов – в Священном Писании, молитвослове. Необходимо использовать поучения святых отцов. Духовная жизнь (православная практика) может привести человека к определенным открытиям своей души. Ведущий сдержанный, православный образ жизни человек – это пользователь костыля, который помогает ему дойти до Царствия Небесного.

Есть ли у Вас любимая молитва, которая подвигает идти дальше?

– Самая любимая молитва – «Господи, помилуй!»: вспоминаешь ее и когда тебе плохо, и когда ужасно, и когда ты упал, и когда тебе радостно.

Может быть, кого-то из святых вспоминаете?

– Из святых очень часто вспоминаю Сергия Радонежского, Александра Пересвета (моего святого). Всегда вспоминаю Господа.

С какими мыслями Вы начинаете Великий пост?

– С радостными: с мыслями о том, чтобы очиститься от бремени грехов и достойно встретить Царство Небесное в Лице Воскресшего Господа Иисуса Христа. Думаю, Своей Пасхой, Своим Воскресением Господь научит меня правильно жить, чтобы я достиг красот рая.

Прекрасная картина сложилась у нас к концу передачи. Мы заканчиваем на образе Воскресения и том образе, к которому будем идти в течение всего поста. Спасибо Вам большое, отец Александр. Хотел бы по традиции попросить Вас кратко подвести итог программы и что-то пожелать нашим телезрителям.

– Дорогие телезрители, благодарю вас за то, что смотрите наши беседы, слушаете наставления. Хотелось бы всех вас укрепить в вере в Воскресшего Господа Иисуса Христа, чтобы каждый имел надежду на спасение. Пусть Божие благословение, Покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывают со всеми вами.

Записали:
Ирина Обухова
и Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс