Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (1101) → Иеромонах Стефан (Игумнов): Поститься, молиться, класть поклоны Великим постом – это крайне необходимо, но нужно не Богу, а нам

Иеромонах Стефан (Игумнов): Поститься, молиться, класть поклоны Великим постом – это крайне необходимо, но нужно не Богу, а нам

№12 (1101) / 22 марта ‘21

Беседы с батюшкой

В пост Церковь призывает приходить в храмы еще активнее и молиться больше. Молитва же у нас напрямую связана с Евхаристией: надо исповедоваться, причаститься. Если Церковь зовет нас делать это чаще, значит, в пост мы должны исповедоваться и причаститься, но мы приходим в храм, а там ничего такого нет…

– Совершенно верно, но лишь отчасти. Действительно, в Великий пост, особенно на первой и Страстной седмице, Церковь призывает нас быть в храме тогда, когда мы можем туда прийти. Это очень важно. Но, опять же, характер богослужений в эти периоды несколько иной, чем в обычные дни.

А вот вторая часть Вашего тезиса немного спорная. Взаимосвязь между Исповедью и Причастием не совсем прямая. Если человек исповедовался, совершенно не обязательно причаститься после этого. В принципе, это нормально, если так происходит. Если мы ведем нормальную духовную жизнь, живем по Уставу, действительно верны Богу, то перед Литургией, перед Причастием мы исповедуемся и получаем заслуженную награду и поддержку, укрепление наших духовных сил. Но наше духовное состояние таково, что не всегда мы награды заслуживаем. Поэтому в пост мы несем особые покаянные труды, а вознаграждение в виде Святого Причастия получаем реже, чем в обычные периоды года. Мы должны больше посвятить времени покаянию в этот период.

В нашей ситуации, наверное, будет правильно еще раз сказать, что это время дано нам и чтобы мы больше ценили Божественную литургию и Святое Причастие. Еще раз подчеркну: к сожалению, очень многие из нас этого не делают – не ценят тот великий дар, который у нас есть.

Давайте каждый обратит на себя внимание, вспомнит и посмотрит, как часто причащается в течение обычного года. Поскольку у нас Исповедь связана в основном только с Литургией, почему-то считается, что, если мы не причащаемся, значит, и исповедоваться не надо. Это не так. Если мы, условно говоря, раз в 2 недели причащаемся, значит, и исповедуемся раз в 2 недели. Это не совсем правильно: исповедоваться мы должны более регулярно и работать духовно над собой. В монастырях откровение помыслов бывает каждый день (в мирской жизни так не должно быть, но вы понимаете, что имеется в виду).

Великий пост – как раз время, чтобы мы немного поняли ценность Причастия, ценность нашей Исповеди: насколько мы искренне и действительно глубоко каемся. В обычное время года это очень часто превращается в привычку: мы это делаем только чтобы причаститься – есть такие моменты в нашей духовной жизни. Это связано все-таки с некоторыми искажениями.

Чтобы немножечко привести свою духовную жизнь в порядок, чтобы все встало на свои места, было разложено по полочкам – в том числе и для этого есть такие установления в Церкви.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «В Книге пророка Даниила он описывает свое видение Второго Пришествия, конца времен. Там описывается, что сначала идет Суд, а потом будет приход Сына Человеческого. И вся власть и слава будут Ему переданы, Он установит Свое Царство, которому не будет конца. В Книге Откровение апостола Иоанна описывается то же, только там наоборот: сначала Пришествие Сына Человеческого, Иисуса Христа, а потом уже суд. Какому пророчеству верить?».

– Приятно, что зрители канала «Союз» так знакомы со Священным Писанием. Нужно верить учению Церкви, которое гласит, что по окончании земной жизни каждого из нас ждет частный суд (то есть определение временной участи нашей души за дела, совершенные в этой жизни). А потом, по окончании времен, будут определяться на Страшном Суде Господнем судьбы всего мира и каждого из живших когда-то на земле.

В прошлое воскресенье мы как раз вспоминали притчу о Страшном Суде. Это самое важное, что нам нужно знать. И еще нужно знать, что же произойдет на Страшном Суде, как к нему готовиться и по каким критериям Господь будет нас на этом Суде принимать. Притча звучит очень страшно – на самом деле, можно испугаться. Там говорится о том, что по две стороны поставит Господь приходящих к Нему, кого-то по левую сторону, кого-то по правую. Правым скажет наследуйте Царство Небесное, а левых отправит в геенну огненную – причем это все бескомпромиссно: без промежуточных вариантов. И очень важно понять, за что такая участь будет определена каждому из нас.

Эту притчу нужно прочитать до конца – и очень внимательно. Трижды повторяется в ней критерий, который для Господа будет важен при определении нашей посмертной вечной участи: добрые дела, что мы сделали в нашей жизни. Об этом нужно помнить и в преддверии поста, и в течение поста, и во время всей нашей жизни.

Это самое важное для нас. А какие-то моменты, связанные с тем, как это будет происходить, как вообще Сын Божий явится на землю, – разве это доступно нашему пониманию? Это тайны великие. Но в Священном Писании нет противоречия – безусловно будет Пришествие Сына Божия на землю и Страшный Суд.

Один из вопросов телезрителей: «Надо ли бояться Страшного Суда?».

– И да, и нет. В преддверии Страшного Суда, как и во все дни нашей жизни, мы должны иметь страх Божий: у христианина страх должен быть – только Божий. Но это страх, ведь мы действительно боимся той участи, если Господь поставит нас по левую руку от Себя. Мы стремимся избежать ее, но в то же время уповаем и на милость Божию – знаем, что Господь хочет нашего спасения, и только мы сами причина того, что спасения не получаем в конечном итоге. Не дай Бог, если такая участь нас ждет… Поэтому еще и еще раз нужно обратить внимание на те критерии, те чаяния, которые Господь обращает в наш адрес в связи с грядущим Страшным Судом.

Посмотрите еще раз на эту притчу. Ведь Господь не сказал: «Вы молились плохо, а вы – хорошо, поэтому вы идите по эту сторону, а вы – по другую. Вы постились хорошо, как надо, – идите по правую руку. Вы постились плохо – идите по левую руку» – такого там даже близко нет. Почему этого нет? Да ведь как бы мы ни постились, как бы ни молились, в очах Божиих это выглядит просто смешно. Вот Господь постился – 40 дней в пустыне ничего не ел и каялся так за весь человеческий род, что мы даже представить себе не можем. Это пост и покаяние. Мы даже близко к этому не можем подойти. Даже величайшие святые, которые были в человеческом роде.

Поэтому как мы можем постом или молитвой угодить Богу? Пост и молитва – то, что Господь нам дал в помощь, чтобы мы немножечко вернули себе облик человеческий, чтобы поняли, что мы сыны Божии, чада Божии, что Господь нас любит. Мы перед Богом согрешили в том, что никого не любим (самих себя в том числе), и надо хоть немного обратиться в другую сторону. Вот что такое пост и молитва и все остальные наши так называемые духовные труды.

В конечном итоге Господь будет судить нас за то, как мы стяжали любовь и покаяние в своем сердце. Но те добрые дела, о которых сказано в этой притче (накормили голодных, посетили больных, напоили тех, кто жаждал, одели нагих и так далее), мы можем сделать вполне конкретно и в полноте. Если кто-то хочет есть и мы его накормили, мы этим очень угодили Богу: это то, чего Господь от нас ждет, то, что мы реально можем сделать. Но мы это можем сделать только когда хоть немножко встанем на путь покаяния и любви. Это с одной стороны.

С другой стороны, когда мы делаем добрые дела, Господь нам потом отдает вдесятеро больше. Ты подал милостыню? Господь тебе вдесятеро больше дал. Ты кому-то помог? А Господь тебя потом от таких искушений спас!.. И через это верующий человек видит Божию любовь к себе – это тоже очень важный плод добрых дел, это очень важно для спасения. В этот момент мы понимаем, что Господь нас любит и милует. И тогда мы правильно относимся к подготовке к Страшному Суду: еще больше боимся обидеть Бога недобрыми делами. У нас появляется правильный страх Божий. И так далее.

Все взаимосвязано, и очень важно различать эти вещи: тогда действительно страх Страшного Суда у нас будет проявляться как страх обидеть Бога, как страх совершить непоправимую ошибку и самим себя лишить благой участи – возможности того, чтобы Господь нас помиловал, ведь мы Его оттолкнем в этой жизни… Вот чего нужно бояться.

Неужели Богу абсолютно не нужен наш пост? Неужели достаточно, чтобы мы просто кормили голодных, одевали нагих, навещали больных? Но поститься, получается, необязательно?

– Обязательно поститься, молиться, класть поклоны Великим постом – это крайне необходимо, но нужно не Богу, а нам. Это то, что нужно нам. Если мы этого не будем делать, то ничего другого не сможем сделать в духовной жизни. Если мы не будем держать пост, ходить в храм на постные богослужения, причащаться, когда положено, не будем каяться, класть покаянные поклоны, читать Священное Писание, молиться (стараться держать молитвенное правило, которое у нас есть), не будем соблюдать церковный устав, то надеяться вообще не на что: мы ничего не сможем в нашей духовной жизни и никаких добрых дел не сделаем.

Мы очень часто слышим от нецерковных людей такие слова: «Я не буду в храм ходить – мне это не надо, у меня Бог в душе, я вот добрые дела делаю и всем помогаю». Но истинно добрые дела без Бога творить тоже невозможно. Поэтому пост, молитва, поклоны необходимы.

Мы скучаем по посту, хотим, чтобы он поскорее наступил.

Вопрос телезрителя: «С Церквами каких конфессий больше всего общается Русская Православная Церковь? И о каких проблемах идет речь?».

– Спасибо за вопрос. Он очень важный – как и другие вопросы, сегодня прозвучавшие. Сегодня Русская Православная Церковь старается развивать отношения со всеми христианскими конфессиями, которые сохранили верность основам Евангельской нравственности: мы дошли в развитии человечества до такой точки, когда этот критерий стал самым важным.

Раньше мы вели богословские дискуссии, ни к чему не приведшие. Сейчас мы столкнулись с тем, что со всех сторон атакуются основы нашей нравственности: насаждаются аборты, эвтаназия, нестандартное понимание семьи и брака. Такая угроза всему человечеству, что христиане не могут это игнорировать. Поэтому те христианские конфессии, что твердо держатся основ Евангельской нравственности, – наши союзники в этих вопросах.

К сожалению, есть такие конфессии, в основном целый ряд протестантских, которые не устояли; например Лютеранская Церковь Швеции, Норвегии, другие деноминации – так получилось, что они привнесли то, что было принято в законодательствах этих государств, в церковную среду. Если государство допустило однополые союзы для регистрации, то церкви стали их называть церковным браком. Мы, конечно, так их никогда не назовем. И, конечно, на каком-то этапе пройдена точка невозврата. Поэтому с такими церквами Русская Православная Церковь порвала отношения раз и навсегда.

Мы бы очень хотели, чтобы они вернулись к основам библейской нравственности, но, к сожалению, жизнь показывает, что это необратимый путь, слишком далеко они зашли. И, наоборот, есть конфессии, твердо стоящие в нашей вере. Это древневосточные Церкви: Коптская, Армянская, Сирийская, Эфиопская... Это и Римско-Католическая Церковь, которая очень большая и разнообразная по своему составу, по отношению к каким-то вопросам другим, но в отношениях библейской нравственности это Церковь, стоящая твердо пока на своих позициях.

Я могу привести пример – тему абортов. Сегодня в Европе идет борьба Католической Церкви за право католиков быть в стороне от того, чтобы их обязывали участвовать в этом преступлении. В Польше недавно был принят закон, не допускающий аборты даже по уважительным причинам, за исключением случаев, по которым другого решения быть не может. Но эти случаи крайне ограниченные. И это один из самых строгих законов сегодня в Европе. Он принят при участии Римско-Католической Церкви. И в Польше происходит настоящая вакханалия, направленная против Церкви. Мы отмечаем с большим удовлетворением, что, к счастью, католики в других европейских странах поддержали поляков. А Европейский Союз раскритиковал такое решение польского государства. Можете себе представить, насколько в Европе тяжело противостоять решениям, принимаемым на законодательном уровне... Мы видим, что на Западе такое мейнстримное мнение не оставляет никакого места и права для альтернативных точек зрения. Это один пример. Поэтому мы развиваем отношения с Римско-Католической Церковью и по этой теме, и по другим.

Есть тема защиты христиан. Недавно в новостях мне попался такой случай, что в Швеции есть мигранты из Сирии, – мусульмане и христиане. Христиан меньше. И недавно одного сирийского христианина шведский работодатель обязал снять нательный крест. Причем этот крест был под рубашкой, но они увидели, что он его носит, а по законодательству этого нельзя. А мусульманки могут носить соответствующую одежду – это по законодательству можно. То есть это прямое гонение на христиан в Западной Европе.

Мы помним другой случай, когда было целое дело в Европейском суде против Италии по иску одной финской женщины, которая потребовала, чтобы из итальянской школы изъяли распятие. Италия – католическая страна, в каждом классе висит распятие. Италия тогда отстояла то, чтобы сохранить распятие в классах. И Россия тогда помогла в этой борьбе. Конечно, мы должны в этом помогать. Как мы можем остаться равнодушными в таких ситуациях? Очень много примеров можно привести, и мы взаимодействуем со всеми традиционными Церквами, сохранившими христианскую совесть и приверженность библейской нравственности.

Мне кажется, с этой темой перекликаются слова сегодняшнего апостольского чтения из Послания апостола Иуды: Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Как можно обратить благодать Бога в повод к распутству?

– А вот так и можно обратить. В качестве варианта: ведь те, кто сейчас продвигает права людей, искажающих традиционное понимание брака, говорят: «Ну как же, это ведь тоже любовь. И Бог есть любовь. Если люди любят друг друга, почему мы должны отказывать им в праве сожительства и в праве на брак?» – идет манипуляция понятием любви.

Это манипуляция такой святой идеей: Господь любит, и люди друг друга любят. Здесь благодать обращается во зло. Дьявол очень хитрый. Апостол указал один из способов, которым пользуется лукавый, чтобы нас обмануть. И очень часто благими намерениями совершаются совсем не благие дела.

Давайте посмотрим на современную политику. Прямой, очень яркий пример, который мы можем взять. Все события, происходящие в мире, прикрываются исключительно благими причинами. Вот некоторые западные страны бомбят другие страны (Сирию, Ирак). Они прикрывались исключительно благими намерениями. А на самом деле мы видим, что произошло.

Следующий вопрос: «Почему мы, православные христиане, должны постоянно испытывать чувство вины? Нам говорят, что мы постоянно должны думать о покаянии. От этого становится очень грустно, а ведь нужно радоваться. Возникает противоречие».

– Прекрасный вопрос. Чувство вины – не то состояние, которое должно характеризовать нашу духовную жизнь. А вот чувство радости должно присутствовать в нашей жизни.

Но мы понимаем, что мы несовершенны – что мы постоянно прегрешаем перед Богом. От этого нам грустно. Мы даже можем от этого впасть в уныние, хотя Господь сказал, что не надо впадать в уныние.

В то же время, осознавая свою немощь, что мы никто и ничто, мы понимаем, что есть Бог, мы верим в Него. Мы понимаем, что Господь, несмотря на всю нашу немощь, наше ничтожество, нас милует и любит. И мы испытываем радость от этого.

Что сильнее – печаль от того, что мы плохие, или радость от того, что Господь нас любит? Наверно, радость сильнее. Но она сильнее, если мы прошли через глубинное осознание своего ничтожества и своей немощи, уже поняли это, и мы каемся, сокрушаясь каждую минуту, что мы такие недостойные. Тогда радость, что Господь на нас призирает, начинает преобладать в нашем сердце. Это тайна духовной жизни христианина, и именно так должно быть.

Я не зря связал этот вопрос с темой поста. На 1-й седмице поста мы слышим Канон Андрея Критского, и основной мотив канона – призыв души к покаянию и плачу. Как же мы говорим о радости в христианстве? Чувство вины и в каноне: ты виновата, душа, кайся.

– Давайте вспомним себя в детстве. Какое чувство было у нас, когда мы набезобразничали и знали, что мама будет ругаться (а мама – самый святой человек для нас в детстве). Мы набезобразничали и боимся признаться. В какой-то момент мы видим, что мама знает, что мы сделали. Но чувствуем, что мама все равно нас простит. Мы бежим к ней, плачем: мы согрешили, очень виноваты, жалеем об этом. Но как нам радостно в этот момент, что мы сидим уже не в своей комнате и боимся, а что мама нас принимает… Вот это чувство христианина. А не то чувство, когда мы закрылись в комнате и боимся выйти, на глаза матери показаться из-за страха, что она нас накажет.

То есть когда мы слышим Канон Андрея Критского, уже можем думать, что Господь нас простит?

– Если мы пройдем путем всего канона, если каждый день на 1-й седмице будем его слушать (или дома читать, если у нас нет возможности быть в храме), будем чувствовать каждое слово и омывать его покаянными слезами из глубины нашей души, тогда мы придем к тому, что в воскресный день, по окончании 1-й седмицы, когда будет Торжество Православия, уже немного ощутим истинную радость жизни во Христе. А тем паче мы ее ощутим в день Пасхи.

Вот так задуман Великий пост, что мы сосредотачиваемся на покаянии и омываем слезами наши грехи, а потом будет радость. Иначе в чем смысл?

Спасибо Вам за напутственную беседу. Многие Ваши советы помогут нашим телезрителям начать Великий пост.

Записали:
Елена Кузоро
и Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс