Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (1100) → Протоиерей Михаил Зазвонов: Благодарить обязательно нужно, ведь вся наша жизнь – это прежде всего благодарение

Протоиерей Михаил Зазвонов: Благодарить обязательно нужно, ведь вся наша жизнь – это прежде всего благодарение

№11 (1100) / 15 марта ‘21

Беседы с батюшкой

Как трудиться, работать, служить и при этом чувствовать удовлетворение от своей работы? Бывает, работаешь много и долго, и вроде есть какая-то польза, но тебя не покидает чувство, что твой труд бесполезен. Как быть?

– Когда человек работает, он редко испытывает удовлетворение от работы. Надо посмотреть на это с другой стороны. Дорогие мои, работать – это ведь одна из первых заповедей, данная человеку. Это райская заповедь: представляете, уже в раю Бог заповедовал Адаму и Еве трудиться, возделывать рай. Мне кажется, если смотреть на работу именно как на райскую заповедь, как на то, чего Бог ждет от нас, будет легче. Это для внутреннего удовлетворения. Но чтобы хотя бы не унывать от работы, нужно прежде всего помнить, что суета сует мешает нам жить. Так что нужно исключить суету. Как бы ни рвали вас на части, надо себя успокоить: подышать, попить чаю, успокоиться. А если ты взял суетливый темп, во-первых, ничего хорошего не сделаешь, во-вторых, быстро выгоришь. О каком-то удовлетворении вообще говорить не приходится.

Суета – это первое, на что надо обратить внимание. Что бы ни было, надо уходить от суеты: она все равно не поможет вам сделать больше, чем вы хотите. Это просто состояние души. Этого нужно избегать.

Еще один момент – надо разобрать современную постановку задач в работе. Увы, наша действительность сегодня грешит тем, что ставит невыносимые задачи. Третий момент – надо донести до руководства, что вы в таком ритме не сможете сделать качественный продукт. Скорость будет за счет качества. Сейчас очень много специалистов трудится по так называемому тайм-менеджменту (как сделать время полезным для работы). Так вот, мало у кого получается. Поэтому расстраиваться здесь не нужно.

У всех такие проблемы?

– У всех. Даже японцы (казалось бы, с их менталитетом) разработали так называемый агрессивный менеджмент и сейчас не знают, как от него уйти. Они, использовав эту систему, сейчас вынуждены спасать людей от выгорания – заниматься корпоративным отдыхом, следить за тем, как человек отдыхает: если он не отдохнет, он не сможет в этой системе крутиться.

А православному нужно чаще говорить: «На все есть святая Божия воля» – и говорить себе об этом, чтобы не расстраиваться, когда что-то не получается. Надо стараться изо всех сил, трудиться: это райская заповедь Божия (вспомним притчу о талантах – мы должны всегда делать что-то большее), но не забывать, что на все, как Господь сказал, воля Его: получается – слава Богу, не получается – значит, это нужно для смирения, что-то переосмыслить, работу над ошибками провести, посоветоваться с кем-то.

Нужно быть мудрым, но не загонять себя. Мне кажется, это очень важно. Тогда будет хотя бы какое-то удовлетворение в работе.

Иногда бывает очень сложно совместить плотный график работы и духовную жизнь – дай Бог, если хотя бы на 5 минут зайдешь в храм. Как быть, особенно в больших городах людям, которые привыкли много работать, не обращая ни на что внимания?

– Вы правы. Это одна из больших проблем современного человека. Но надо стараться. На самом деле все зависит от приоритетов: мы ведь находим время пойти в магазин, зайти в парикмахерскую? Все это мы делаем, устанавливая себе приоритеты. Если Бог для нас не на последнем месте, мы будем выкраивать даже в плотном графике время для Бога.

Понятно, что сейчас образуются совершенно новые формы. Например, мы можем послушать Евангелие в аудиоформате, когда едем на машине или в метро. или чем-то занимаемся, а на фоне – Евангелие дня. Я думаю, это одна из форм, если уж совсем не успеваешь.

Вопрос телезрительницы: «Все ли профессии угодны Богу? Например, профессии спортсмена, косметолога, артиста?».

– Те, что вы назвали, думаю, Богу угодны: дюди на службе у других, а это заповедь о ближнем. Безусловно, профессии, искушающие людей, соблазняющие их, трудно назвать угодными. Горе тому человеку, с которым приходит соблазн. Нужно посмотреть: если ваша профессия не служит злу, значит, она угодна Богу.

Я думаю, что очень мало явно негативных профессий. В основном все профессии позитивны, но в любой профессии можно быть негодяем, к сожалению. В любой профессии можно приносить соблазн. Артист может сеять что-то ценное, красивое, вечное, хорошее, любовь, а может быть проповедником похабщины – это его личный выбор. К сожалению, тогда он будет греховным.

Так же и в других профессиях. Если человек занимается грехом, если в своей трудовой деятельности человек позволяет грех, тогда надо ставить вопрос не о профессии, а конкретно о нем. Этот человек скорее будет приносить больше вреда, чем пользы. Но это вопрос к его работодателю, наверное, и вообще к обществу, если профессия имеет большой общественный резонанс. Это касается и журналистов, и современных певцов, особенно эстрадных. Если они влекут к соблазну, надо подумать: может быть, надо поговорить с ним или лучше вообще не связываться.

«Бывает, часто ты недоволен своей заработной платой. Это нормально, все недовольны, всегда хочется больше. Как быть? Благодарить Бога за то, что есть, или искать другие возможности?» – такие вопросы задает телезрительница.

– Благодарить надо всегда – не важно, доволен ты зарплатой или нет. Но это не значит, что ничего предпринимать не надо: «Благодарю Тебя, Господи, за сей день, пусть мне было тяжело, но в этом, наверное, есть какой-то смысл, какая-то воля Божия. Я стараюсь, Господи, помоги мне: у меня были планы для своей семьи, я хочу добиться большего, стремиться к чему-то. Господи, если на то будет воля Твоя, помоги мне, чтобы у меня увеличился заработок, – но пусть будет не так, как я хочу, а прежде всего по воле Твоей».

Но благодарить обязательно нужно, ведь вся наша жизнь – это прежде всего благодарение.

Нужно всегда помнить, что главное таинство, которое оставил нам Господь, – Евхаристия (то есть «благодарение»), когда Сам Господь дает нам Тело и Кровь Свои для спасения нашего. Поэтому не надо унывать: уныние – противоположный путь, он только разрушит нас. Он сделает проблему слишком большой, и проблема нас задавит. Есть проблема? Нужно осознать, что надо ее решать. Страшно решать? Раздели ее на несколько частей. Начни с малого. Нацелься на что-то большее, но себе скажи: сегодня я должен сделать для достижения цели вот это (чтобы эта цель полностью не поглотила). Тогда потихоньку, грамотно идти к ее достижению – благодарить Бога, просить Его помощи, но всегда добавлять: да пусть будет воля Твоя (ведь мы можем ошибаться).

Приведу китайскую притчу – мне она очень нравится. Мудрый, простой человек всю жизнь трудился, ничего не нажил. Подходит к нему сын и говорит: «Отец, у нас беда: лошадь убежала». – «Сын мой дорогой, не знаю, беда это или нет. Время покажет». – «Как же не беда? Что мы будем делать без лошади?». – «Время покажет». На следующий день лошадь вернулась, да еще дикий конь за ней. Сын бежит к отцу: «Отец, какое счастье! Лошадь вернулась, да еще коня привела!». – «Не знаю, счастье это или нет. Время покажет». – «Ну конечно, счастье: у нас не было ни одной лошади, а теперь две!». – «Время покажет». На следующий день сын влез на дикого коня, тот его сбросил, сын сломал ногу. Кричит: «Отец! Горе: я сломал ногу!». – «Не знаю, горе это или нет, время покажет». – «Отец, ты меня замучил. Как же не горе, твой любимый сын сломал ногу?!». – «Время покажет». Прошло еще время, началась война. В их селе взяли всех молодых людей на войну, а так как у этого была сломана нога, его не взяли. Вот тогда сын говорит: «Да, все относительно. Горе или радость, счастье или нет – время покажет».

Вопрос телезрительницы: «Я на пенсии, но чувствую себя полной сил. Неужели мне обязательно идти на светскую работу, с которой я ушла? Я лучше дома побольше помолюсь, побольше похожу в храм, разве это не работа? В Писании же сказано: Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Пусть у меня маленькая пенсия, но мне и хорошо, я довольна всем, что у меня есть. Зачем именно идти на работу?».

– В данном случае не нужно лениться. Кто же вас будет обратно на светскую работу отправлять? Конечно, раз вы уже отработали свое и получаете пенсию за свой труд, это замечательно. Вы сейчас можете распределять свое время сами, но надо трудиться.

Если вы выбрали духовный труд – замечательно, пожалуйста, молитесь за всех, за близких, за весь мир. Это как монахи: их же бездельниками не назовешь – они трудятся, молятся.

Каждый человек должен трудиться: лень губит человека. Если вы найдете себе заботу, труд делать что-то прекрасное для своих близких, хорошо… У нас в храм ходит столько пенсионеров, и все они говорят: ничего не успеваю. Все равно работа найдет, лишь бы не лениться. Поэтому надо стараться. Живите спокойно на пенсию, молитесь, ходите в храм, трудитесь для близких. Это благостно.

Вопрос: «На работе я была своим человеком, а когда узнали, что я верующая, стали относиться с презрением. Ничего плохого я им не делала, но от меня отвернулись. Как поступать?».

– Печально, конечно, когда так… Вообще-то это называется дискриминация.

Но надо успокоиться: ни в коем случае это не повод для расстройства. Я думаю, что эти люди пока еще не знают, как им повезло. Уверен: если вы будете хорошо, спокойно себя вести в этой ситуации, то они будут вас уважать и будут к вам обращаться за советами. Если вы за них начнете молиться: «Господи, пусть мир будет в нашем коллективе. Вразуми всех светом Твоим просвещения. Господи, да будем мы все трудиться во благо и во имя Твое», – тогда Господь уже будет действовать. Я уверен, что у них обязательно появятся мысли, за которые им будет стыдно, что они о вас не так подумали.

Но здесь есть один важный момент – о нем Господь нам говорит в Нагорной проповеди: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Вот они узнали, что вы верующий человек. Это замечательно. Теперь это ответственность, и вы ее должны на себя взять. Если вы человек хороший, если хорошо трудитесь, если стараетесь совершать добрые дела, тогда они задумаются – и благодаря вам могут прийти ко Христу. А если они увидят, что вы халтурите, что человек вы не очень хороший, они, наоборот, скажут: «Вот верующий-то какой…».

Если вы хотите создать благоприятную христианскую атмосферу в вашем коллективе, вот вам пример Самого Господа: «Да просветится свет ваш пред всеми людьми, и да увидят они ваши добрые дела и прославят Отца, Который на небесах». Но никогда не расстраивайтесь – наоборот, радуйтесь и нацельтесь изменять атмосферу в коллективе. Мне кажется, это самое главное.

Вопрос: «Можно ли сейчас, в период масочного режима, после Исповеди не целовать крест и Библию, а просто приложиться лбом? Не будет ли это считаться грехом?».

– Не только не будет считаться грехом, но это вообще обязательное требование, которое благословил Патриарх и утвердил Священный Синод.

Для пользы всех, для нашей любви мы не будем прикасаться сейчас к предметам нашего почтения (крест, Евангелие, иконы), если не уверены, что перед нами или сразу после нас эти предметы не обработают специальным раствором, чтобы и мы не заразились, и сами кого-то не заразили: это наша социальная и христианская ответственность.

В каждом храме есть методички, что не благословляется давать для лобызания после Исповеди крест и Евангелие ради любви ко всем людям: чтобы все были здоровы и не болели.

Вопрос от телезрителя: «В русском языке есть два слова – „труд“ и „работа“. В слове „труд“ звучит что-то творческое, а в слове „работа“ − что-то рабское. Есть ли разница в этих словах?».

− Я не филолог – тут, наверное, нужно посмотреть значение этих слов в словаре Даля. Для меня слово «трудиться» звучит действительно приятнее. Сразу вспоминается фраза «Труд облагораживает человека». Хотя и в Священном Писании написано «завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Мне кажется, что в русском языке слова «работа» и «труд» означают одно и то же. Если вам интересно, посмотрите в словаре.

Вопрос телезрителя: «Я прочитала у Иоанна Златоуста, что кто не причащается, должен выйти из храма после слов «оглашенные, изыдите». Если не причащаешься, тогда и не остаешься на само таинство Евхаристии? Как часто нужно причащаться? Ведь не всегда созревает раскаяние в душе, не всегда удается подготовка к воскресным дням…».

− Увы, мы с вами никогда не будем готовы к этому таинству: нужно понимать, что это за таинство и кто мы.

В молитвах перед Причастием есть один очень важный образ: трава соприкасается с огнем и не сгорает − чудо! Представьте себе: вы – трава, а Причастие – это огонь, и вы соприкасаетесь! И только Божия милость и любовь не дают вам сгореть.

Нужно понимать, что Причастие – это Сам Бог. Мы молимся каждый день: «Господи, будь в нашем сердце! Помилуй нас! Да будет воля Твоя!». Воля Господа – помочь нам войти в Царствие Божие. Поэтому прежде всего нужно стремиться к Причастию.

Когда читаешь святых оцтов первых веков христианства (того же Иоанна Златоуста), то видишь их скорбь: «Что такое? Люди стали причащаться не каждый день, а всего лишь несколько раз в неделю!». Вы представляете?! Раньше христиане причащались каждый день, ведь Бог дал день − дал и пищу. А какая истинная пища? Сам Христос: Он – Хлеб Жизни. Святые отцы скорбели, когда видели, что кто-то игнорирует Господа и не причащается. Так и в наши дни сердце каждого пастыря скорбит, когда он видит, что люди игнорируют самое главное.

Как же вы будете совершенствоваться, если у вас нет благодати? Или вы думаете, что у вас без нее что-то получится? Есть благодать – апостол Павел кается, нет благодати – и он отрекается. Так и мы: если будем отходить от благодати Божией, то будем грешить. Поэтому нужно стремиться к Причастию.

На сей день благословляемая частота Причастия – чем чаще, тем лучше, но не реже раза в месяц. Это принципиально и связано с правилами Вселенских Соборов. Если причащаетесь реже, то Церковь просто констатирует, что в вас благодати уже не осталось. Значит, вы выбрали не христианский путь, раз вам не нужна благодать Божия. Постоянно пребывать в приобщении Телу и Крови Спасителя нашего Господа Иисуса Христа очень важно для противодействия злу, греху, дьяволу.

Как готовиться к Причастию, решите с вашим духовником. Естественно, мера поста и правила будут меняться в зависимости от того, как часто вы причащаетесь. Но причащаться нужно часто.

Вопрос телезрительницы: «Что делать, если не понимаешь слов молитв, когда молишься?». Я дополню вопрос: может, сократить молитвенное правило? Как правильно?

− Если это станет тенденцией, то в конце концов приведет к тому, что мы будем говорить только: «Господи, помилуй».

Враг рода человеческого сделает все возможное, чтобы мы оставили молитву.

Можно себя оправдывать чем угодно, но молитва – это тоже труд. Понимание же молитв зависит от благодати Божией. Молитва − дар, который нужно испрашивать у Бога. Всю жизнь нас будет преследовать суета, а в суете сосредоточиться на молитве невозможно. Поэтому возьмите на себя труд раз и навсегда разобраться в смысле основных молитв. И тогда вам будет проще. Если же вам очень тяжело молиться, обратитесь к священнику для коррекции вашего молитвенного правила.

Отец Михаил, спасибо Вам за беседу. Спасибо телезрителям за замечательные вопросы. Прошу Вас по традиции нашей программы обратиться к нашим телезрителям.

− Дорогие братья и сестры, мы с вами живем в удивительное время, когда каждый может исполнить свой христианский долг. Много людей болеет, многие игнорируют какие-то правила, но мы прежде всего должны понимать, что мы – христиане. Поэтому будьте ответственны в это непростое время, не унывайте, радуйтесь. Потому что именно сейчас многие позволяют себе или оправдывать какие-то грехи, или, наоборот, теряют смысл жизни. А вы радуйтесь, благодарите Господа и старайтесь жить по-христиански. Помоги вам Господь!

Записали:
Маргарита Попова
и Наталья Богданова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс