Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (1100) → Священник Михаил Проходцев: Жизнь в вере и безверии

Священник Михаил Проходцев: Жизнь в вере и безверии

№11 (1100) / 15 марта ‘21

Беседы с батюшкой

Когда верующие говорят о вере, то такая беседа будет, наверное, интересна только тем, кто верует уже давно и прочно. Однако живущих без веры людей во много раз больше, чем верующих: мы попытались примерно посчитать, сколько у нас верующих, и самые смелые наши ожидания – это 4% населения (думаю, даже меньше). Но о жизни в безверии мы почему-то говорим мало или вообще не говорим. Мы хорошо знаем призыв Христа: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа», – но оставляем его для разговора с самими верующими. О чем тем, кто верит, говорить с людьми, находящимися в безверии? И насколько ситуация безверия привычна для истории Церкви?

– Чрезвычайно интересная тема. Я задам вам уточняющий вопрос: сколько всего вы знаете людей?

Сколько людей у меня в записной книжке? В моей записной книжке в большинстве все-таки люди церковные. И если перенести это на состояние общества, то тогда я скажу, что верующих людей примерно 98…

– И вы будете абсолютно правы на самом деле. Почему? Уверенно заявляю, что у меня тоже много людей в записной книжке, но я не знаю ни одного неверующего человека из этого списка. Это не перечеркивает нашу сегодняшнюю тему, просто это удивительный факт.

Вера – это то, чем обладает абсолютное большинство из нас. Мы все во что-то или в кого-то верим, и верить гораздо проще, чем знать.

«Я не знаю, что со мной будет завтра, – говорит кто-нибудь, – но я верю, что завтра все будет очень хорошо.» Например, завтра я проснусь, увижу свою семью, пойду на работу или на службу, буду служить молебен с акафистом, а вечером буду пить кофе. Я не могу знать, что так будет на самом деле, ведь я не знаю, что будет через минуту по факту. Но я верю, что через минуту мы с вами будем беседовать и обсуждать этот интересный вопрос здесь, в прямом эфире телеканала «Союз».

И я верю, что завтра тоже будет хороший, замечательный, благословенный день для спасения. Но я верю в это исходя из своего религиозного опыта – пусть небольшого, но все-таки религиозного. А кто-то верит во что-то другое, в то, что ему хватит сил забраться на Эверест или на гору поменьше. Кто-то верит, что у нас все будет очень хорошо в России, кто-то верит, наоборот, что все будет очень плохо, это прямо предмет его веры (это какой-нибудь убежденный пессимист).

И у каждого есть предмет своей веры, каждый во что-то да верует. Начнем с этого. Поэтому множество вариантов – их можно перечислять весь эфир, но мой тезис первый: неверующих людей я не знаю. Но людей, не верящих в Бога, мы знаем уже больше. Знаем, что они есть, по крайней мере. А неверующих в Господа нашего Иисуса Христа как в своего Бога и Спасителя много, они верят во что-то другое или верят в другого бога. И я думаю, тогда мы это конкретизируем и будем говорить о тех, кто не верит в Христа как в своего Бога и Спасителя, кто говорит, что Бог есть, но не знает Его по имени, не может назвать Его имя – не может объяснить, к какому Богу он обращается, например, когда, как говорит, молится в душе.

Это уже интересный вопрос, и здесь для обсуждения открываются интересные горизонты. Вроде как сузили, а на самом деле расширили. Поэтому предлагаю сегодня говорить о тех, кто не верит в Христа как своего Бога и Спасителя – их действительно много: не тех, кто уже определился (например, мусульманин, буддист или иудей), а тех, кто находится в состоянии поиска или активного отрицания, но Христа как своего Бога и Спасителя не принимает.

Да, такие люди есть, их много, и с ними христианам нужно учиться разговаривать. Как? В первую очередь с любовью, я так думаю, относясь к собеседнику с уважением и без пренебрежения и высокомерия, чем часто мы, к сожалению, грешим.

После пандемии я каждый день замечаю, что обозленных людей и конфликтов в метро или трамвае значительно больше, нежели раньше. И если раньше можно было с любовью говорить, то с обозленными людьми очень сложно говорить вообще. И поэтому говорить с любовью о Христе в этом обществе чрезвычайно сложно (могу ошибаться, но я так думаю).

– А как по-другому говорить о Христе? Я не понимаю другого языка.

Может быть, это делать не на улице? Я не знаю, как это делать.

– Тут история такая... Мы едем в трамвае, где толпа реально обозленных людей. Представим себе ситуацию, если я вхожу и говорю: «Братья, аминь и аллилуйя, вас всех Господь любит! Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное!». Понятно, что будет разная реакция; возможно, меня выбросят из трамвая. Но, в принципе, они же меня сейчас ни о чем не спрашивали, и я еду спокойно, уважаю этих людей как тех, с кем я в данный момент оказался в одном обществе. Я с ними еду, мне печально, что многие из них гневаются. Но если говорить конкретно про то, как бы я поступил, – я бы не стал первым ничего говорить.

Но может возникнуть вопрос у кого-то: «А чего это ты перекрестился на храм, который мы проехали?». Я побывал в Грузии, все крестятся, когда мимо храма едут. Когда я еду в транспорте, я не смотрю, кто это делает, а кто нет, но, если я этого не сделаю, я как Иуда: предатель, если постеснялся, испугался. Или как Петр. Между Петром и Иудой легко сделать шаг: был Петр, а стал Иуда. Я понимаю, что бывают сердитые взгляды, но еще ни разу никто меня не спросил, почему я крещусь. Но если кто-нибудь спросит, я отвечу: «Ведь я христианин».

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Я часто слышу даже от священнослужителей такое выражение: мало верующий. Какой смысл они вкладывают в это? Разве есть мало верующие, средне верующие или много верующие? Тогда у меня вопрос: разбойник, который был справа от Христа, был мало верующим, много верующим или где-то посередине?».

– Я так скажу: есть те, кто верит, и те, кто не верит. Если человек хоть немного верит, он уже верующий. Я тоже слышу такое, когда говорят: «Вот он – сильно верующий», «Он очень верующий человек». И это очень коробит, прямо внутри все переворачивается. Как так? По какой шкале вы определяете, насколько человек верующий? У вас есть какой-то инструмент, прибор для этого, компьютерная программа или приложение, которое показывает градус веры человека? Поэтому, никого не осуждая, скажу, что сам я не могу принять такую шкалу суждений о человеке. Человек либо верит, либо не верит.

То же самое: если ты в Церкви, то ты в Церкви. А если ты вышел из Церкви, значит, ты уже вне Церкви. Я говорю не про «зайти в храм или выйти из него», а про «пребывать в Церкви Христовой или выйти из нее, стать ее частью». Здесь примерно то же самое: либо в Церкви, либо не в Церкви, либо верующий, либо неверующий. А остальные оттенки – это уже сложно объяснить, как вообще они принимаются и откуда берутся.

Но иногда мы даже внутри храма видим, что человек ведет себя как уже послуживший, такой генерал уже, а кто-то еще пока рядовой – только-только пришел в церковь, поэтому еще ничего не заслужил. Есть у нас такое. В начале подготовки к посту мы читали о мытаре и фарисее – мы с удовольствием слушаем и о мытаре, и о фарисее и думаем, что мы-то уж точно не фарисеи.

– У меня есть ремарочка. Христос постоянно говорит в Евангелии: маловеры, маловер. Это как раз интересный момент. Что это? Петр увидел Христа, идущего по воде, и сказал: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди.  И Петр выходит из лодки и идет, ведь верит, что он дойдет. Как только он начинает сомневаться, он начинает тонуть. И Господь говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

Интересный вопрос поставил телезритель. Я не знаю, как определить состояние, когда мы усомнились: мы потеряли веру или она оскудела? Скорее, она умалилась. Опять же не буду говорить, что соглашаюсь со шкалой «очень верующий» или «мало верующий», но вера есть: есть, но умалилась. И сомнения стало гораздо больше, чем веры.

В нашей жизни часто происходят такие моменты, когда человек, уже твердо стоящий на ногах, вдруг сталкивается с тем, что гора сомнений и проблем больше, чем его вера. Христос говорит: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас – в этот момент можно осмыслить, насколько у тебя вера есть. Но она настолько ничтожно мала, что до этого маленького горчичного зернышка просто бездна расстояния. Тем не менее Господь говорит: будете верить – сдвинете гору.

Это чудеса веры, когда человек, уповая на Бога, понимает всю свою нищету, немощь, открывая Господу свою душу и давая возможность Ему действовать, с Его помощью действительно сдвигает гору. Я видел не раз, как люди двигали горы. Даже в моей жизни были такие моменты, когда я понимал, что гора сдвинулась. Конечно, я не видел физического движения Уральских гор, например, но я понимал, что гора – это та проблема, которую не обойти, не перелезть, под нее не подкопать. Только Бог может помочь с ней справиться. И она должна сдвинуться: не разрушиться, не быть подкопана, не преодолена, а должна сдвинуться. По-другому никак.

Это происходит каждый раз, когда перед нами возникает гора горя, когда нам невыносимо смириться со смертью – это такая гора беды и несчастья, что нам кажется: мы ее не сумеем пережить никогда. Я не говорю о смерти своих близких, которые по возрасту к ней подошли, а когда мы хороним своих детей – как это пережить? Но если не вера, то иначе – просто сумасшествие и больше ничего, ведь мы тогда начинаем говорить о несправедливости Бога к нам самим и к этому миру. Вот оно – умаление веры. Но если вера твоя сильна, то ты и эту гору сумеешь преодолеть.

– На эту тему есть такой детектив, называется «Настоящий детектив»: если найдете, рекомендую посмотреть 1-й сезон до конца – там потрясающе сильно изображен момент принятия смерти и момент принятия того, что есть Бог, в Котором упокоеваются со святыми наши сродники. Мощно и необычно, но так, как нужно, на мой взгляд. Если кто-то посмотрит, вы удивитесь, как это все было подано в финале.

Вопрос телезрителя из Москвы: «В вере чудес не бывает. Я верующий в Бога человек. А какие существуют 3 признака, чтобы распознать безверие?».

– 3 признака безверия человека, не верящего в Христа как в своего Бога и Спасителя…

Давайте конкретизируем, иначе слишком широко. Задать 3 вопроса. 1-й: «Веришь ли ты в то, что Христос – твой Бог и Спаситель?». Предположим, человек отвечает: «Не верю». 2-й вопрос: «Чаешь ли воскресения мертвых и жизни будущего века?». – «Нет, не чаю», – отвечает человек. И 3-й вопрос: «Веруешь ли ты в то, что Христос придет во славе и будет судить живых и мертвых?». – «Не верю», – скажет человек, например.

3 вопроса, на которые он ответил отрицательно, говорят, что он не принимает Христа и учения Церкви – он не христианин, даже если крещеный. Совсем не христианин: он уже перестал им быть. Благодать оскудела настолько, что ее как бы и нет и никогда она ему и не сообщалась, настолько он далек от Христа.

Исповедание веры подразумевает, что на эти вопросы нужно ответить «да». Бывает, я понимаю, что надо ответить «да», но при этом ничто во мне не шевельнулось.

– Бывают моменты затишья в жизни христианина. Он живет, и все у него в порядке, все хорошо, тихонечко, и даже как-то радостно, человек исповедуется, причащается.

И здесь возникает вопрос: кто во время пения Символа веры испытывает прямо катарсис, стоя в храме? Мы пропели это все вместе, чтобы просто миновать этот момент? Или же мы все, воспламеняясь сердцами нашей общины, действительно при пении Символа веры возносим «сердца горе», чтобы принять тот великий дар, который дает нам Господь, – Свои Тело и Кровь, и просто пасть в трепете перед Святыми Дарами, принять их и от них освятиться?

Мы к этому призваны: на самом деле это то, что мы можем переживать каждую Литургию. Но не получается, к сожалению. Хорошо, если каждый христианин хоть раз в жизни пережил такой момент блаженства. Пусть мимолетный, сиюсекундный, но хотя бы в принципе пережил такой момент единения с Богом, радости о том, что в Нем пребывает. Это может произойти на улице: человек идет, и вдруг он так обрадовался бытию, в котором пребывает.

Очень важное отличие верующего во Христа, в Бога от неверующего в Него в том, что тот, кто верит в Бога, знает, Кого благодарить. А благодарить – это так здорово. Сделали нам подарок – нам приятно. Бывало, скажешь человеку что-нибудь, а это слово оказалось для него важным, так что он через несколько лет помнит: «Слушай, помнишь, ты мне вот это сказал, а это так повлияло на мою жизнь…». Хорошо, если плодотворно повлияло, в позитивном плане! Мы знаем, Кого благодарить, а человек неверующий может не знать, кого благодарить. Он говорит: «Я благодарю Вселенную». А Вселенная – это собрание галактик, планет, звезд, черных дыр… Прекрасно, что есть этот сотворенный сонм, но как я могу сказать ему спасибо? Если там нет Бога, там пусто и холодно, там совершенно никому не интересна моя благодарность, никому не нужна. Там царит холодный, черный, спокойный мрак, все умирает и рождается вновь, а я для этих звезд и планет не имею никакого значения.

Вопрос телезрительницы: «Я верую, я христианка, но все внешнее: в храм ходим, причащаемся – из храма вышли все злые… Я верую, читаю, много знаю, видите, как дерзновенно говорю: по Евангелию-то веры нет – одно уныние, какая же я христианка? Все поверхностно, языком и кое-как. Как быть? Мне кажется, что истинную веру дает только Господь по силам, а сил нет никаких».

– Когда мы осознаем, что сил никаких нет, это точка, от которой мы можем оттолкнуться и сказать: «Господи, посмотри на меня, я наг, обессилен, погряз в своих грехах, вытащи меня из этого болота». Если мы откроем молитвослов, увидим, что большая часть молитв имеют такой посыл: я весь в грязи, но знаю, верю, что Ты можешь меня взять за руку, вытащить и отмыть меня, и поставить там, где Ты пребываешь. Кто я такой, чтобы Ты, Господи, это сделал? Но Ты делаешь, ведь Ты Сам захотел иметь с нами дело. Мог бы и не захотеть.

А в Евангелии мы видим апостолов, видим людей. Они тоже постоянно ведут там себя совершенно бестолково, они ничего не понимают – Христос с ними бьется-бьется, а они постоянно все путают, искажают, переиначивают на свой лад: нужно не спать – они спят, нужно собраться вместе – они разбегаются, нужно идти вместе в одну страну – они перессорились в пух и прах (как в Книге Деяний) и в разные стороны пошли. Это показывает нам, что они все были и остались людьми, но старались, стремились познать Христа через все свои немощи.

Читая послания апостола Павла, можно удивиться тому, как он нас постоянно обнадеживает. Думаешь: то, о чем говорит апостол Павел, невозможно. А он говорит, что возможно. И самое главное, примеров много.

Сонм святых Церкви – это все пример нам. На что сегодня ориентируется молодежь? На авторитеты, которые говорят: делайте так, одевайтесь так, носите такую прическу, мыслите вот так. А у нас, христиан, столько авторитетов?

Христос – первый, затем апостолы и так далее, они как круги на воде расходятся и дают нам возможность видеть, что люди старались, бились всю жизнь над тем, чтобы научиться жить по Евангелию. Наверняка каждый из них, подводя итог собственной жизни, говорил: да, ничему я не научился, ничего не смог сделать. Просто невозможно себе представить, чтобы кто-то из святых, преставляясь, говорил: «Господи, я достиг таких вершин благодати, я так близко стал рядом с Тобой и понял, что такое Евангелие и христианство, я так рад, слава Богу!». Наоборот: мы видим постоянное сокрушение человека, что он очень далеко. А потом мы видим этого человека в месяцеслове, и он молится за нас теперь перед Престолом Божиим.

В чем же разница жизни в вере или безверии?

– В том, что, если мы верим в Господа нашего Иисуса Христа как нашего Бога и Спасителя, мы уповаем на Него. Мы знаем имя нашего Бога, знаем, Кого нам благодарить, всегда знаем, Кого попросить о помощи, когда помочь нам больше некому. Например, наши родные, бывает, не в состоянии нам помочь с чем-то справиться. Это не значит, что они не хотят помочь: очень хотят, но не знают, как, – бывают такие ситуации. Господь же всегда знает, Он всегда готов слушать. Не все готовы слушать, не все имеют такую возможность, – а Он всегда готов слушать, прийти на помощь.

Поэтому мы и называем Его Утешителем.

– А тому, кто не познал Бога, как познал Его христианин, я желаю познать. На мой взгляд, тяжеловато бывает, когда совсем некому кричать: «помогите», «спасибо» – кричать-то кричится, но адресата нет. Крик в пустоту не имеет смысла.

Спасибо, дорогие телезрители, что не оставляете наш канал без ваших молитв и пожертвований, что откликаетесь на наши просьбы!

Записали:
Елена Кузоро
и Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: У нравственности нет иного источника – только Божественный

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!В сегодняшний воскресный день мы вспоминаем все, что Господь сказал о Страшном, последнем Его Суде, почему и воскресенье это на языке церковного Устава именуется Неделей о Суде.

 
Беседы с батюшкой

Священник Даниил Рябинин: Постное время – это радостный период

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс